Классификация предпринимателей.




- юридическим лицом называется особая организация, обладающая рядом специфических признаков, которая может самостоятельно от своего имени участвовать в имущественном обороте, приобретать гражданские права и обязанности и которая образуется и прекращает свое существование в специальном порядке. Юридическое лицо является основной правовой формой коллективного участия лиц в гражданском обороте

. физические лица (граждане) могут заниматься предпринимательством, приобретя статус индивидуального предпринимателя. Для получения такого статуса они обязательно должны обладать гражданской дееспособностью.

 

 

9. Рынок как особый институт, организующий социально‑экономическую систему общества. Рыночный механизм

 

 

В узком смысле слова под рынком понимается совокупность отношений, форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли‑продажи товаров и услуг.

В широком понимании рынокэто весь сложный механизм движения благ и услуг в форме товаров и денег в рамках всего общественного воспроизводства на всех уровнях экономической системы данного общества.

Механизм рынка регулируется законами:

- Закон стоимости - производство и обмен товаров осуществляется на основе их стоимости - ее величина определяется вложенными в них затратами.

Денежным выражением стоимости является цена.

- Закон спроса - чем выше цена товара, тем меньшее количество людей готовы его купить.

Величина спроса находиться в обратной зависимости от цены.

Спросэто то количество товаров определенного вида, которое покупатель готов купить при определенном уровне цен.

- Закон предложения - чем выше цена,тем больше величина предложения товара.

Величина предложения находиться в прямой зависимости от цены.

Предложение — э то то количество товара, которое продавец готов предложить покупателю в конкретном месте и в конкретное время.

 

Конкуренция

От лат. concurrere — сталкивать, состязаться — соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли‑продажи товаров. Данное столкновение неизбежно, и порождается оно такими объективными условиями рынка, как полная хозяйственная обособленность каждого из его субъектов и борьба последних за наибольшую прибыль.

 

Виды конкуренции.

- Свободной конкуренцией называется такой тип структуры рынка, при котором цена устанавливается в результате уравновешивания кривых спроса и предложения. В западной экономической литературе свободную конкуренцию еще называют чистой, поскольку она свободна от всякого вмешательства государства и сам рынок чист от монополий. Свободная конкуренция соответствует периоду классического капитализма. В полной мере она проявилась, пожалуй, только в Англии в XIX в. В современных условиях свободная конкуренция — явление весьма редкое (хотя ее можно обнаружить, например, на рынке ценных бумаг).

- Монополистическая конкуренция представляет собой такой рынок, где есть большое число продавцов, предлагающих схожие, но не идентичные товары.

 

Монополия.

Исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству

 

Виды монополий.

1.

- Чистая монополия в масштабе определенной отрасли. Ее характерной чертой является наличие на рынке только одного продавца (доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт). Этот продавец имеет полный контроль над количеством товара, предназначенного для продажи, и его ценой.

- Абсолютная монополия в масштабе национального хозяйства. Монополистом здесь является государство в лице своих хозяйственных органов.

- Монопсония (может быть как абсолютная, так и чистая) — такой вид монополии, при котором на рынке существует только один покупатель ресурсов или товаров

2.

- Естественные - естественные монополисты, как правило, имеют в своей собственности свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие полезные ископаемые) либо владеют целыми отраслями инфраструктуры (например, железные дороги). Государство часто поддерживает такие монополии, поскольку они дают больший экономический эффект, чем множество аналогичных мелких фирм, или же имеют важное стратегическое значение для всего общества.

- Искусственные монополии представляют собой объединения нескольких предприятии, создаваемых ради получения монополистических выгод. Основными формами искусственных монополий являются картель, синдикат, трест и концерн.

Картелем называется объединение ряда предприятий одной отрасли, участники которого заключают между собой соглашение о ценах продажи товаров, распределяют рынки сбыта, долю каждого участника в общем объеме производства. Входящие в картель производители сохраняют свою собственность на средства производства и его продукты. Картель представляет собой низший тип монополии. (Ярким примером картеля международного масштаба может служить ОПЕК (Organization of Petrolium Exporting Countris) — Организация стран — экспортеров нефти.)

Синдикат — это такое объединение ряда предприятий одной отрасли, при котором за его участниками сохраняются производственная самостоятельность, собственность на средства производства, но предприятия, входящие в синдикат, теряют коммерческую самостоятельность, а продукция, произведенная на них, реализуется как собственность предприятий через единую контору.

Трест представляет собой единое акционерное общество, господствующее в определенной отрасли. Предприятия, входящие в трест, лишены производственной и коммерческой самостоятельности. При организации треста владельцы предприятий передают средства производства — пай — в собственность треста и взамен получают количество акций, соответствующих сумме этого пая.

Под концерном понимается объединение предприятий различных отраслей хозяйства, торговых фирм, банков, транспортных компаний, которое находится под единым финансовым контролем.

!

Монополисты завоевывают рынок для того, чтобы иметь возможность устанавливать на нем монопольную цену. Монопольная цена представляет собой особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже равновесной цены и является инструментом получения монопольного дохода. Такие действия монополистов наносят ущерб использованию производственных ресурсов.

Поэтому г осударство пытается вести борьбу с монополиями, принимая так называемое антимонопольное (антитрестовое) законодательство, образует специальные антимонопольные комитеты, задачей которых является анализ рыночной ситуации, поддерживает конкуренцию в ее цивилизованных формах.

 

Олигополия (от греч. oligos — немногий, poleo — продаю) — это такой рынок, на котором господствуют несколько (обычно от трех до пяти) крупных фирм (например, в США олигополию обычно образуют четыре ведущих фирмы отрасли, продающих на рынке до 60% всей продукции). Олигополия — это конкуренция между немногими. В условиях олиго‑полии возможно соглашение между двумя или несколькими крупными фирмами по поводу цены. Часто такие соглашения являются тайными, поскольку в большинстве стран их заключение законодательно запрещено.

 

Классификация рынков.

 

1.

Рынок потребительских товаров и услуг представляет собой куплю‑продажу продуктов конечного пользования (он подразделяется на множество рынков, реализующих продовольственные и непродовольственные товары, рынок жилья и др.), а также различного рода услуг (медицинских, образовательных, транспортных и т. д.).

Рынок средств производства — это рынок товаров, идущих в производственное потребление. Здесь продаются и приобретаются оборудование, здания, сырье, топливо, электроэнергия и т. д.

Рынок труда — это рынок, на котором объектом свободной купли‑продажи выступает рабочая сила.

Рынок инвестиций представляет собой рынок, на котором объектом рыночных отношений являются долгосрочные капиталовложения.

На рынке иностранных валют основными игроками являются национальные и международные учреждения, через которые производится покупка, продажа, обмен одних иностранных денежных единиц на другие, а также осуществляются денежные расчеты между государствами.

Предметом купли‑продажи на фондовом рынке служат акции, облигации, векселя и иные ценные бумаги, приносящие доход.

На рынке научно‑технических разработок осуществляется купля‑продажа инноваций, т. е. новых технологий, изобретений, рационализаторских предложений.

на рынке информации предметами купли‑продажи выступают книги, газеты, различного вида реклама, а также иные предметы, несущие необходимую информацию.

2.

- легальный (законный)

- нелегальный (теневой) Последний является составной частью так называемой теневой экономики, которая представляет собой подпольное производство, связанное с нарушением каких‑либо требований (технологических, экологических и т. п.) или нацеленное на уклонение от уплаты налогов

3.

 

- местный,

- национальный

- региональный,

- мировой.

4.

- равновесный,

-дефицитный

- избыточный.

5.

 

- свободным

- монополизированным,

- государственно‑регулируемым

- деформированным.

6.

 

- оптовый

- розничный.

7.

 

- неразвитый

- развитый

- формирующийся.

Современная рыночная структура не является чем‑то застывшим, она постоянно усложняется. В настоящее время идет складывание рынка телекоммуникаций, а также компьютерного рынка.

 

Деньги.

 

Деньгаминазывают всеобщий товарный эквивалент, выражающий стоимость всех товаров и служащий посредником при их обмене друг на друга.

Деньги — исторически развивающаяся экономическая категория. Они возникли много тысяч лет назад и последовательно прошли в своем развитии два главных периода: период полноценных денег и период неполноценных денег.

Полноценными называют такие деньги, у которых собственная стоимость (т. е. фактические затраты на изготовление монеты) примерно соответствует номинальной (т. е. той, которая на этой монете обозначена).

- зерно, меха, скот и т. д.

- со временем роль денег закрепилась за двумя металлами — золотом и серебром. При этом в истории денег были моменты, когда существовал биметаллизм (т. е. в обращении в качестве денег находились оба этих металла) и периоды монометаллизма (когда роль денег играло либо золото, либо серебро). В частности, на раннем этапе развития капитализма в Европе был широко распространен биметаллизм. Однако трудности, связанные с использованием двойных денег и цен, склонили чашу весов в пользу золотого монометаллизма. Выбор золота не был случайным. Золото — это благородный металл, обладающий большой сохранностью. Оно имеет целый ряд качеств, необходимых для всеобщего эквивалента: делимость, портативность (или высокую концентрацию), большую стоимость и наличие в количестве, достаточном для обмена. Система золотого монометаллизма была установлена в Великобритании еще в конце XVIII в. В конце XIX в. наиболее развитые страны континентальной Европы также перешли на золотой стандарт -
денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента играет золото, а в обращении используются золотые монеты (классическая форма) или денежные знаки, разменные на золото.

Функции денег.

- они служили мерой стоимости; стоимость вещи, выраженная в деньгах, называется ценой;

- функция средства обращения, деньги выступали как посредник при обмене товаров, переходя из рук покупателей в руки продавцов, и наоборот;

-при продаже товаров в кредит (т. е. в долг с отсрочкой платежа, деньги использовались как средство платежа, причем не только в товарной сфере, но и вне ее (например, для выплаты налогов, займов и т. д.);

- но если получивший за свой товар деньги не хотел сразу их расходовать, а решал поберечь выручку, то тогда деньги начинали выполнять функцию средства образования сокровищ, т. е. накапливались в качестве богатства вообще.

 

Неполноценные деньги - их номинальная стоимость не соответствует затратам на их производство.

Основными видами неполноценных денег являются:

а) бумажные деньги;

б) биллонные монеты (или просто — биллоны) — металлические денежные знаки в виде монет, изготовленных из недрагоценных металлов;

в) кредитные деньги (векселя, чеки, пластиковые карточки и т. п.).

!

Бумажно‑кредитные деньги обладают различной степенью ликвидности. Под ликвидностью понимается их способность быть обращенными в наличные деньги и истраченными на покупку товаров и услуг. Например, наличные деньги ликвидны на 100%, поскольку на них можно в любой момент приобрести различные виды жизненных благ. Гораздо менее ликвидными являются различные виды банковских вкладов.

 

Денежное обращение.

Движение денег при выполнении ими своих функций.

Формы денежных средств.

1) наличные деньги, которые объединяют бумажные деньги и мелкую разменную монету;

2) безналичные денежные средства, под которыми понимаются все средства, находящиеся на банковских счетах.

!

Соотношение наличных и безналичных денежных средств в современной экономике составляет 1:5.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: