Опубликовано в журнале Российской академии медицинских наук «Наркология», №6, 2015 г., с. 88-102




От гедонизма и аномии через алкоголь и наркотики к экстатическим псевдохристианским религиозным группам: трезвость любой ценой?

Сообщение 4

Автором исследованы исторический, психолого-психиатрический, культуральный, социологический и геополитический аспекты феномена неопятидесятнического (харизматического) религиозного движения, которое претендует в России на статус наиболее успешного проекта реализации социально ориентированных программ в сфере реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные препараты в немедицинских целях.

 

В данной части работы описаны основные элементы протестантского вероучения в условиях неопятидесятнического (иначе – харизматического) «пробуждения».

 

Рост численности и влияния пятидесятнических церквей и их новой ветви – неопятидесятничества эксперты обуславливают не только экономическим мировоззрением этого движения, так называемой «теологией процветания», удобной нынешнему современному обществу потребления, но и кризисом традиционных христианских церквей и в целом местных коренных этнических религий. Кризисом, который во многом обусловлен кризисом государственной политики в этой сфере 90-х годов прошлого века. Это, как считают специалисты, и привело к эпидемическому росту алкоголизма и наркомании в стране. Что способствовало в свою очередь невиданному ранее росту торговцев трезвостью, предлагающих взамен очень дорогую цену – мощнейшую психологическую и духовную зависимость, в православии именуемую прелестью, а проводимые ими массовые экстатические «богослужения» – проявлениями одержимости.

 

На этом пути, как отмечает доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, заведующий кафедрой общей психологии МГУ имени. М.В. Ломоносова Б.С. Братусь, «Бог – даже неочерченный, сугубо протестантский, либо теряется вовсе, либо становится «своим парнем», этаким членом тренинговой группы общения. Вместе с этим уходят сакральность и тайна, духовный компонент развития».

 

Как совершенно точно отметил в своей аналитической работе, посвященной изучению современного неопятидесятнического (харизматического) религиозного движения, польский католический священник Карл Штеллин, в этом смысле харизматия столь же привлекательна как религиозные течения Востока (дзен-буддизм, йога и т.п.). А если сравнить свидетельства участников харизматического движения со свидетельствами, например, участников рок-концертов («AC/DC», «Pink Floyd», «Scorpions», «Metallica» и пр.) или выступлений популярных танцевальных коллективов, модных диск-жокеев, то можно констатировать, что внутренние чувства и переживания те же самые. Разница заключается только в том, что неопятидесятники-харизматы называют эти ощущения «присутствием Бога», а любители таких концертов приписывают свои ощущения счастья атмосфере в зале и способностям музыкальной группы.

 

 

 

При этом, необходимо понимать, к чему призывает автор, приводя данные научных исследований и наставлений традиционных христианских догматов, что, согласно евангельскому учению, не чувства или какие-то необычайные происшествия являются мерилом духовности и общения с Богом, а христианская нравственность и доктринальное соответствие Ветхому и Новому Завету. Здесь же все перевернуто с ног на голову, приоритеты расставлены совершенно иначе. Все это еще и называется следованием учению Иисуса Христа и в случае с наркологическими больными их реабилитацией и даже ресоциализацией... Но никогда опытные «ловцы душ» не говорят в этом случае о вербовке адептов или, говоря более наукообразно, индоктринации. Хотя именно это в данном случае и происходит.

 

В работе также описаны основные причины бурного распространения в России неопятидесятнического харизматического религиозного движения и создаваемых его членами «реабилитационных» центров для лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных препаратов и основные психологические приемы вербовки и удержания адептов в неопятидесятнических харизматических религиозных группах и организациях, реализующих программы индоктринации («реабилитации») алко- и наркозависимых лиц. Подробно описана технология вхождения в измененное состояние сознания и остановки мышления через так называемую «глоссолалию» или говорение на «иных» языках. Приведены психолингвистический, нейрофизиологический и религиоведческий разборы данного явления с описанием зарубежных и отечественных исследований этого явления.

 

При выборе достойного для государства партнера в сфере реабилитации и ресоциализации лиц теми или иными формами химической и/или нехимической зависимости, как подчеркивает автор, сегодня нужно быть предельно внимательными, а для оценки результатов деятельности всех организаций любой формы собственности данной направленности создать в первую очередь адекватные критерии их эффективности, то есть, другими словами описать то, что хочет получить государство и общество на выходе. Какого человека, с какой смысложизненной и ценностной ориентацией, к чему стремящегося и на что ориентирующегося? Вернувшегося в общество или завязшего в очередном лжеучении новоявленных мессий и спасителей мира под прикрытием Иисуса Христа, Магомета или любого другого почитаемого традиционными религиями божественного посланца, противопоставившего при этом свою группу и ее лидеров всему остальному человеческому сообществу?... С обязательным разъяснением исполнителями, к примеру, возможного государственного заказа на эту услугу, в претендующей на бюджетирование или конкурс среди общественных организаций программе механизмов обеспечения состояния длительной ремиссии и четкими оценочными параметрами результативности.

Окончание следует…

 

Опубликовано в журнале Российской академии медицинских наук «Наркология», №6, 2015 г., с. 88-102

Размещено 12 мая 2017 года на информационно-публицистическом интернет-ресурсе «Нет наркотикам»: https://narkotiki.ru/

Полный текст статьи можно скачать по ссылке https://narkotiki.ru/50_2052.htm

Автор: Н.В. Каклюгин – кандидат медицинских наук, врач психиатр-нарколог, председатель регионального отделения Общероссийской общественной организации «Матери против наркотиков»

 

Источник: https://vk.com/czmtrue?w=wall-86696797_3020%2Fall

Републикация на https://ruskline.ru/analitika/2017/05/16/ot_gedonizma_i_anomii_cherez_alkogol_i_narkotiki_k_ekstaticheskim_psevdohristianskim_religioznym_gruppam_trezvost_lyuboj_cenoj/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: