Жизненный путь и нравственный подвиг великого советского педагога В.А. Сухомлинского




Василий Александрович Сухомлинский родился 28 сентября 1918 года в семье плотника в селе Васильевка, Кировоградской области на Украине. У Сухомлинских было четверо детей (все стали сельскими учителями). Отец после революции стал активистом: руководил колхозом, был селькором, преподавал труд в поселковой школе [4].

Детство В.А. Сухомлинского пришлось на тяжелое время: гражданская война, разруха, голод, вражда, ненависть. Уже тогда мальчик начал задумываться, как сделать детство счастливым.

С 1926 по 1933 годы Василий был учеником поселковой семиклассной школы. Он был очень трудолюбивым и одаренным ребенком.

Летом 1934 года он был принят в пединститут города Кременчуг на филологический факультет. В 1935 году Василий серьезно заболел и прервал обучение, но с 1936 года продолжил учиться заочно уже в пединституте Полтавы, тогда же он начал учительствовать. С 1935 по 1938 годы Сухомлинский преподавал украинский язык и литературу в поселковых школах Васильевки и Зыбково [1,c.11].

В 1939 году В.А. Сухомлинский с успехом заканчивает Полтавский пединститут по специальности украинский язык и литература. Именно институт дал молодому учителю мощный толчок к началу исследовательской педагогической деятельности. После института и до начала войны Василий учительствовал в школе Онуфриевки. В этом же году Сухомлинский женился, его жена была тоже учителем. С началом войны будучи беременной она осталась в оккупации и погибла. Сухомлинский так никогда и не увидел сына.

Летом 1941 года Сухомлинский ушел добровольцем на фронт. Участвовал в битве под Москвой. После тяжелого ранения в 1942 году был комиссован из армии. Остался на Урале и с 1942 по 1944 года работал директором поселковой Увинской школы (Удмуртская АССР) [4].

После ухода фашистов с Украины в 1944 году вернулся в свой район и стал заведующим РОНО в Онуфриевке. В 1947 году он решил возвратиться к учительству и уже в 1948 году возглавил среднюю школу в поселке Павлыш родного района. Здесь он проработал директором до конца жизни.

Павлышевская школа стала его исследовательской лабораторией и экспериментальным полигоном. На базе школы Сухомлинский испытывал свои проекты: «Школа под голубым небом» и «Школа радости» для шестилеток, проводил семинары по психологии и коллоквиумы по педагогике, факультативы по семейной жизни и этике для старших классов, собирал родительский клуб. Многие новации потом стали повсеместно внедряться [2, c.23].

Книги: Воспитание коллективизма у школьников формирование коммунист. убеждений молодого поколения, нравственный идеал молодого поколения, Павлышская средняя школа. разговор с молодым директором школы, сердце отдаю детям, рождение гражданина, мудрая власть коллектива, о воспитании, родительская педагогика, избранные педсочинени, родина в сердце, и другие.

Часть своих исследований В. А. Сухомлинский включил в диссертацию «Директор школы – организатор учебно-воспитательного процесса», которую защитил в 1955 году. Все новаторские идеи и учительский опыт педагог собрал в своих книгах и статьях. Итогом стала книга «Сердце отдаю детям» (Госпремия Украинской советской социалистической республики 1974 г.). Ее присвоили ему после смерти. Великий учитель погиб 2 сентября 1970 году в поселке Павлыш

Его педагогические и исследовательские труды были высоко оценены. В.А. Сухомлинский: кандидат педагогических наук (1955), заслуженный учитель школы УССР (1958), лауреат Госпремии УССР (1974), ордена — Красной Звезды, Ленина (2), медали — Ушинского, Макаренко

Сухомлинский разделял основные идеи педагогики сотрудничества. Он творчески переосмыслил труды Аристотеля, Сковороды, Корчака, Ушинского, Песталоцци, Коменского. Опираясь на свои исследования и учительский опыт, он смог развить их и углубить.

Его педагогическая система базировалась на гуманистических принципах: доверия к ребенку, получение знаний без принуждения, воспитания без наказаний, сотрудничество родителей, учителей и детей, высокая нравственность, труд как творчество, свобода выбора поведения, поступка, образа жизни, ответственность за свой выбор[3].

Свои теоретические идеи он смело апробировал в школе. Сухомлинский впервые разработал и реализовал экспериментальный педагогический метод: любую педагогическую идею надо применять на практике длительно, в творческом коллективе и цельно. Именно такой подход позволил ему достигнуть результатов в воспитании гармонично развитой личности.

Основными педагогическими разработками В.А.Сухомлинского стали: воспитание гражданина, личности в коллективе, коллективом, природой, соотношение индивидуального и коллективного воспитания, развитие творческого начала у детей, семейная педагогика, взаимосвязь дошкольного и школьного обучения и воспитания.

Они стали основой его воспитательной и обучающей системы, которая включала такие ценности личности как нравственность, долг, счастье, истина, честь, свобода, достоинство, справедливость, доброта, красоты. «Годы детства — это, прежде всего, воспитание сердца».

В.А. Сухомлинский строил отношения с детьми на основе гуманной педагогики. Его главным педагогическим принципом было воспитание без наказания.

• оценка использовалась как вознаграждение за труд, как инструмент поощрения, и только в старших классах

• учитель должен вызывать доверие, быть человечным, но иметь авторитет среди детей

• школа не должна убивать в ребенке его изначальное желание учиться

• никто и никогда не должен торопить ребенка в освоении знаний

• нужно помогать детям развивать свой талант, способности, личность

• нужно научить ребенка любить людей и природу, видеть окружающую красоту (его концепция эстетического воспитания красотой)

• необходимо приглашать в школу родителей только для одобрения поступков ребенка

• коллектив становится воспитателем детей, если он сформирован в радости, уважении, труде

• личность и коллектив — это две стороны человеческого бытия, они воспринимаются как единое целое.

Великий учитель считал, что наказания не нужны, если ребенка воспитывают в добре, ласке, понимании. Это особенно актуально в отношении подростков. Если индивидуально подходить к каждому ребенку, научить его владеть эмоциями, выработать правильное мировоззрение, то проблема трудных подростков и переходного возраста исчезнет.

Главным принципом обучения в школе народного учителя были шаги каждого ребенка от успеха к успеху. В школе В.А. Сухомлинского обучение было превращено в радость труда по обретению знаний, в радость творчества и духовного роста. Большая роль в этом процессе отводилась слову: сказкам учителя и детей, художественным изложениям, детским стихам и фантазийным сочинительствам [1, c.55].

Эффективное обучение возможно только в коллективе, который базируется на идее, интеллекте, правильных эмоциях. Он должен быть высокоорганизованным сообществом стараниями детей и учителя. Тогда взаимопомощь, обмен новыми знаниями, взаимодействие увлечений, совместный труд станут движущей силой в индивидуальном саморазвитии каждого члена коллектива.

В.А. Сухомлинский считал, что учитель должен расти духовно вместе с каждым учеником, заново открывая с ним мир, понимать в нем личное. Только тот может быть учителем, кто имеет к этому призвание, кто верит в силу воспитания, кто может обратиться к личности каждого ребенка. Отношения ученика и учителя должны строиться на заинтересованности и внимании. Только тогда возникнет настоящее общение, и ребенок будет слышать своего наставника, чувствовать его устремления и следовать им.

Базовые идеи воспитания В.А. Сухомлинский озвучил в книге «Сердце отдаю детям». Он считал, что воспитание занимает ведущее место в формировании духовно богатой, гармоничной и счастливой личности. В школе народного учителя процесс воспитания был очень эффективным, так как решался на межличностном уровне: ребенок – ребенок, ребенок –коллектив, ребенок – учитель [3].

Он полагал, что суть воспитания заключается в диалоге, общении с ребенком: воспитатель и ребенок должны находиться в равных условиях, здесь нет приоритетов, общение с ребенком должно строиться на знании его основного духовного стержня, в процессе общения учителю нужно познать и усилить личностные качества ребенка, а затем научить его оценивать себя самого, ребенок и учитель должны быть искренними в своих эмоциях.

Такой диалог ведет ребенка к самопознанию, воспитывает уверенность и критичность к себе, позволяет решать проблемы самостоятельно. Возникают гармоничные взаимоотношения наставника и ученика, возможность формирования у детей высокой нравственности и гражданственности.

Нравственность станет основой успешной жизни ребенка. Такая нравственность базируется на долге: перед людьми, обществом родителями, коллективом [1, c. 33].

В.А. Сухомлинский считал, что только люди долга могут стать успешными в жизни, поскольку они всегда добрые, мудрые, гуманные. Только гуманная педагогика способна воспитать высоконравственного и духовного человека, личность, индивидуальность.

Немалую роль в воспитательном процессе гуманная педагогика отводит труду. Труд физический и умственный оказывают на формирующуюся личность взаимное влияние: умный человек делает физическую работу творчески, что вызывает радость. Труд способен раскрыть природные задатки ребенка и дать толчок его саморазвитию.

Другим важным компонентом воспитания В.А. Сухомлинский считал природу, которая связана с трудом: мы живем на земле, преобразованной человеческими руками и умом. А земля – это и есть наша природа.

Сама природа не воспитывает, но активное соприкосновение с ней способно научить ребенка прекрасному. Уход за хомячком, посадка цветов, птичья кормушка — все это учит читать природу, понимать красоту.

Великий учитель также считал важным воспитание потребностей ребенка, поскольку они двигают человеческую личность. Духовные и материальные потребности в человеке должны быть сбалансированы, гармоничны. Это возможно только воспитанием культуры потребностей. Материальные нужды важны, но В.А. Сухомлинский отдавал приоритет потребности познания, которая очень сильна у детей. Поддерживая ее, можно подстегнуть желание ребенка учиться, раскрыть его внутренние резервы. Еще выше он ставил потребность человека в человеке. Это основа создания духовной общности людей.

Тогда смысл воспитания сводится к духовному обогащению личности ребенка через человеческое общение. Такое воспитание делает человека терпимым, не агрессивным. Если материальные потребности удовлетворяются сполна, то человек будет острее и чутче воспринимать душевное состояние других. Такая утонченность будет залогом человеческого счастья.

«Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро».

В.А. Сухомлинский разработал и внедрил идею сближения семьи и школы. Педагогическая ответственность за воспитание ребенка должна в большей степени лежать на родителях. Школа воспитывает и обучает, но делать это надо совместно с родителями. Семья и школа должны подходить к воспитанию детей одинаково, давая возможность развитию гармоничной личности [3].

В.А. Сухомлинский взялся обучать родителей в своем университете при школе. Они поступали туда за 2 года до начала учебы ребенка и занимались до выпуска из школы. Здесь преподавалась теория воспитания, педагогическая психология, теория личности, возрастная психология ребенка и пр. Так формировалась культура семейного воспитания в сотрудничестве со школой.

Педагог-новатор сумел в условиях тоталитарной советской системы воспитывать в детях чувство собственного достоинства. Он был верным сыном советского государства, но понимал коммунистическое воспитание по-своему. Для него это означало формирование достойной и мыслящей личности, которая не будет слепым исполнителем партийных директив. Хотя Сухомлинский и верил в реальность, но свой педагогический труд он измерял меркой идеального.

На основах гуманной педагогики он создал систему воспитания, которая в корне отличалась от официальной, авторитарной, с применением оценок и наказаний. Народная педагогика В. А. Сухомлинского признавала личность ребенка как самую высокую драгоценность. Его воспитание трудом, коллективом, красотой, природой, словом было ориентировано на нравственность и духовность. В условиях социалистической действительности его педагогические исследования и деятельность школы двигали образовательную систему из рутины вперед.

По понятным причинам, педагогические идеи народного учителя не вписывались в советскую идеологию. Его гуманную педагогику причисляли к христианской, считали проповедью абстрактного гуманизма, который не вписывается в реалии [1, c. 36].

На него оказывали постоянный прессинг в прессе, критиковали его идеи.

Но народный учитель стоял на своих позициях и показывал в своей школе удивительные результаты. Его многочисленные статьи и книги стали востребованы сначала в учительской среде, а потом и в отделах образования.

Многие его идеи, которые вписывались в коммунистические реалии, стали применяться в других школах. Постепенно пришло признание.

И сейчас многие методики, и идеи В.А. Сухомлинского очень актуальны. Для изучения и внедрения в систему сегодняшнего образования идей народной педагогики были образованы Международная ассоциация и объединение исследователей В.А. Сухомлинского. Оказалось, что народная педагогика содержит много полезных зерен, которые могут стать плодами в современной школе [3].

В.А. Сухомлинский – автор почти 50 монографий, множества статей, более 1500 сказок для детей. Его финальная книга «Сердце отдаю детям» стала обобщением учительского опыта воспитания детей [4].

Таким образом, мы можем сделать выводы, что многие его методики и идеи очень актуальны и созвучны современным реалиям. По мнению В.А. Сухомлинского большую роль в формировании духовно богатой, гармоничной и счастливой личности играет воспитание. И сегодня многие современные педагогики, и психологи выделяют процесс воспитания как одно из главных направлений в развитии ребенка. Жизненный путь великого педагога и его педагогическую деятельность действительно можно назвать подвигом, так как все деяние и помыслы были направлены на благое дело – воспитание подрастающего поколения.
§2. Описание процесса разработки викторины на тему: «Жизненный путь и нравственный подвиг В.А. Сухомлинского»

 

Жизненный путь и нравственный подвиг великого советского педагога В.А. Сухомлинского интересен и требует пристального изучения. Его вклад в отечественную педагогику, биографические факты, несомненно, заслуживают внимание у категории лиц, которые имеют прямое отношение к вопросам воспитания молодого поколения.

В рамках второго параграфа индивидуального проекта мы предлагаем рассмотреть основные подходы к разработке педагогической викторины, посвященной жизни и педагогическому творчеству В.А. Сухомлинского.

Викторина – вид игры, заключающейся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей знания. В нашем случае область викторины будет связана с биографией и педагогической деятельностью педагога В.А. Сухомлинского.

Самому слову «викторина» дал жизнь писатель и журналист Михаил Кольцов, который предложил так назвать газетную подборку ребусов и шарад, которую готовил сотрудник газеты по имени Виктор. Но в сознании читателей слово связалось с викторией – победой и тем самым приобрело свой новый смысл. Викторина, как одна из форм досуговой деятельности, оказывает определенное просветительное и воспитательное влияние. Викторины можно условно разделить на следующие большие группы: интеллектуальные, спортивные, творческие [5].

Виды интеллектуальных викторин:

1. Тематические (выявляют интересы учащихся).

2. Развлекательно-развивающие (способствуют развитию мышления, гибкости ума, логики).

3. Лингвистические (способствуют осмыслению и запоминанию языкового материала).

4. Межтематические (включают межпредметные связи).

Место проведения может быть любым – за столом, на сцене, на открытом воздухе, в зале.

Существуют следующие особенности викторин, которые необходимо учитывать при их организации:

· Правила викторины должны быть просты;

· Викторина должна охватывать всех участников;

· Викторина должна быть интересна для всех;

· Викторина должна быть доступна для всех участников;

· Задания, содержащиеся в викторине, должны быть одинаковыми или равными по содержанию и сложности для всех;

· Для соревновательных викторин обязательны судья или жюри [5].

Далее необходимо продумать этапы составления викторины, рассмотрим этот процесс пошагово.

Шаг 1.

Выберите тему. Викторину можно посвятить чему угодно. Главное, чтобы ее вопросы были объединены общей темой и связаны с темой изучаемого материала, юбилейной даты, знакового события. В нашем случае тема викторины: «Жизненный путь и нравственный подвиг В.А. Сухомлинского».

Шаг 2.

Определите цель. Теперь, когда вы знаете, чему будет посвящена викторина, необходимо постановка цели. Проверка знаний по какой-либо теме? Определение готовности к чему-либо? Возможно и то и другое. В основных случаях целью викторины является проверка знаний участников мероприятия нетрадиционным, соревновательным, игровым способом.

Шаг 3.

Решите, какого формата будет ваша викторина. Существует несколько видов викторин, и на этом этапе следует решить какую, именно, вы хотите провести. С ответами на выбор? «Правда» или «ложь»? Как насчет викторины, которая позволяет участнику отвечать по шкале «да», «нет», «не знаю»? А может быть это будут креативные задания, которые автор викторины должен изобрести.

Также необходимо определить, сколько будет вопросов в викторине, чтобы и не перегружать участников мероприятия, но и раскрыть заданиями основной изучаемый материал. Большинство викторин содержат около 10 вопросов. Если вы впервые составляете викторину, начните с пяти. Подсказка. Какой вид викторин вы любите сами? Начните с этого вида.

Шаг 4.

Пропишите задания викторины. Помните о цели викторины, когда будете писать вопросы. Это самый трудный этап, именно на необходимо проявить творчество, оригинальность, охватить всю тему, продумать виды вопросов.

Шаг 5

Подведите итоги викторины. Для этого, во-первых, определитесь с оцениванием; во-вторых, объясните участникам, как будут подсчитываться результаты; в-третьих, сделайте выводы о результатах [5].

Также необходимо продумать в организации викторины элемент соревнования. Часто викторины предполагают деление всей группы на микрогруппы /команды/ и здесь проявляется коммуникативная деятельность, которая позволяет участникам во время игры сплотиться, сосредоточиться на общем деле. Во время викторины создается благоприятная атмосфера, раскрепощение, совместные эмоциональные переживания укрепляют отношения между учащимися.

Викторина даёт быстрый результат, если идёт по этапам. Каждый участник может проявить себя, показать свои знания, умения, характер. Результат зависит от каждого игрока, его способностей, быстроты реакции, выдержки, дисциплинированности.

Игровая форма проведения этого мероприятия повышает эмоциональный тонус, содействует лучшему усвоению материала. Интерес учащихся к викторине зависит от удачно составленных вопросов.

Викторина на тему: «Жизненный путь и нравственный подвиг В.А. Сухомлинского» предназначена для студентов педагогических специальностей и является закрепляющим фрагментом внеклассного мероприятия – тематического классного часа, посвященного педагогическому творчеству и биографии В.А. Сухомлинского. Следовательно, для организации и проведения подобной тематической викторины студенческая аудитория должна быть подготовлена и владеть материалом.

Цель викторины: Закрепить полученные знания о педагогическом творчестве и биографии В.А. Сухомлинского.

Наша викторина будет состоять из 10 вопросов, представленных в мультимедийной презентации, посвященных педагогическому творчеству и биографии В.А. Сухомлинского. Я создавала презентацию в Microsoft Power Point. Шрифт Time New Roman №38. Вопросы разные по уровню сложности, они будут предложены двум командам, будет присутствовать элемент соревнования, за правильные ответы участники будут получать жетоны, по окончании викторины будет произведен подсчет жетонов-баллов. Целесообразным будет являться создание жюри, которое будет отслеживать условия проведения викторины и правильные ответы.

Воспитательная и образовательная ценность данной викторины состоит в том, что она развивает находчивость и активность у студентов, расширяет их педагогический кругозор, содействует развитию познавательных интересов и творческой смекалки, помогает выявлять знания по теме. «Жизненный путь и нравственный подвиг великого советского педагога В.А. Сухомлинского»

 


Заключение.

В. А. Сухомлинский – гуманист, мыслитель, педагог. Творчество Сухомлинского с каждым годом привлекает все более пристальное внимание мировой научной и педагогической общественности, как в нашей стране, так и за рубежом. И это не случайно. Разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад, как в теорию, так и в практику образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли. Сейчас вряд ли можно встретить учителя, воспитателя, который бы в той или иной мере не был знаком с его педагогическим наследием, как и вряд ли можно найти хотя бы несколько публикаций по педагогическим проблемам, в которых бы их авторы не ссылались на положения и выводы выдающегося педагога. В утвердившемся среди педагогической общественности мнении В. А. Сухомлинский предстает, прежде всего, как знаток и поборник внедрения психологических знаний в школьную практику. Как подлинный гуманист Василий Александрович прекрасно понимал и постоянно отстаивал значимость всесторонности и гармоничности в развитии личности как целостном и системном образовании.

Каждый новый день отделяет нас от того времени, в котором жил и творил В. А. Сухомлинский, но, как это всегда бывает, мысли и дела истинно великих людей со временем не только не устаревают, не только не отдаляются, но становятся все ближе, нужнее новым поколениям. Так и гуманистическая педагогика Василия Александровича Сухомлинского продолжает активно воплощаться и развиваться в жизни современной российской школы. И этот процесс необратим.
Список литературы

 

1. Зезина М.Р. Сухомлинский В. А. О воспитании, М / М.Р. Зезина, Л.В. Кошман.: Просвещение, 2014. – 325 с.

2. Родчанин Е. Г. Об идеалах В. А. Сухомлинского/ Е. Г. Родчанин, И. А Зязюн. М.: Премьера, 2013. – 642 с.

3. Биография Сухомлинского Василия Александровича. ЖЗЛ: Сухомлинский Василий Александрович // https://www. /about/suhomlinskiy (дата обращения: 29.09.2016)

4. Педагогические идеи В. А. Сухомлинского как концептуальная основа личностно-ориентированного подхода // https:///index (дата обращения: 29.11.2016)

5. Алгоритм проведения воспитательных мероприятий https://rdd.kz/v-pomash-vospitateluy/item/1152-algoritm-provedeniya-vospitatelnyih-meropriyatiy.html

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: