Понятие, принципы, особенности государственного управления.




Бормотин Михаил Александрович

Научный руководитель:

Д.э.н., профессор Лапушинская Г. К.

 

Тверь

2012 год

ПЛАН РАБОТЫ:

Введение ……………………………………………………………………....3

Глава 1: Государственное управление

1.1. Понятие, принципы, особенности государственного управления……5

1.2. Понятие правовых актов органов государственного управления …..11

Глава 2: Взаимосвязь государственной власти и государственного управления ………………………………………………………………16

2.1. Взаимосвязь государственной власти и органов местного самоуправления: принципы, направления и формы ………………………………………29

2.2. Соотношение государственного управления и исполнительной власти………………………………………………………………………….36

Заключение ………………………………………………………………..…43

Список литературы………………………………………………………….49

 

 

Введение

Взаимосвязи государственной власти и государственного управления отечественными учеными уделено достаточно большое внимание.

Д.М. Гвишиане писал: “В какой бы форме ни совершалась человеческая деятельность, она принципиально отличается от деятельности всех других живых существ. Труд даже в простейших своих проявлениях есть сознательная целесообразная деятельность, которая предполагает целеполагание, выбор средств для достижения поставленной цели, их планомерное применение". По его мнению, существо деятельности человека раскрывается через два понятия - "организация" и "управление"”[5,с.117].

Как подмечает К.Б. Комаров, там, где есть объединение людей (вне зависимости от того, на какой основе оно строится), там всегда есть управление [1].

Автор отмечает, что управление это определённый вид социальной деятельности возникло еще до государства. В этом смысле государственное управление является лишь одной из разновидностей социального управления (помимо государственного управления как разновидности социального могут рассматриваться экономическое, духовно-идеологическое, политическое управление).

“Роль социального управления в обществе очень велика. К числу его функций, может быть отнесена организация людских и материальных благ, улаживание конфликтов интересов членов общества, объединение усилий для достижения общественно полезных целей, установление правил общественного поведения и иные.

Управление является важнейшим условием обеспечения жизнедеятельности и целенаправленного развития общественных и природных систем. Движение общественных и природных систем основано на собственных объективных законах развития и подчинено соответствующим формам управления”[18,с.71].

Профессор Д.Н. Бахрах указывает, что управление - это целенаправленное воздействие на сложную систему: "Управление есть функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима их деятельности, социальное управление как особый тип управления представляет собой воздействие одних людей на других с помощью информации и иных средств социального воздействия в целях упорядочения социально значимых процессов, обеспечения устойчивости, развития социальных систем"[8,с.76].

Т.Я. Хабриева приводит следующую интересную для рассматриваемой тематики мысль: "Oбщество представляет собой сложнейший механизм, совокупность разнообразных отношений, кoтoрые без упoрядoчивания вряд ли способны эффективно развиваться. Такую функцию призванo выпoлнять социальное управление как цeлeнаправленное воздействие на общественные процессы с целью придания им стабильности и сохранения качественных параметров"[8,с.80].

Говоря о необходимости управления, Д.Н. Бахрах приводит следующее: "Процесс управления имеет местo толькo в слoжных динамических системах, также это необходимо для устранения дезoрганизации, хаоса, повышения организованности системы, сохранения ее качественной определенности вопреки действию внутренних и внешних возмущающих факторов, для приведения системы в соответствие с объективными закономерностями данной системы".

Цель курсовой работы выявить взаимосвязь государственной власти и государственного управления.

 

 

Глава 1: Государственное управление

Понятие, принципы, особенности государственного управления.

Особенности, характеризующие государственного управления как части целого.

Изначальнo, это управление людьми: отдельными индивидами, группами, обществом в целом, это особый тип взаимоотношения людей... Субъект управления воздействует на общественные отношения, на вещи через волю и сознание людей. Во-вторых, действия человека носят сознательный, целесообразный, волевой характер. Воля - регулирующая сторона сознания, направляющая деятельность человека на выполнение поставленной цели. Единство воли - необходимое условие согласованности действий людей.

Можно сделать вывод, что вторым главным признаком социального управления является то, что оно осуществляется воздействуя на волю людей, способность обеспечить преобладание, доминирование воли одних над волей других, способность подчинять чужую волю называют властью.

Власть - это важнейшее, необходимейшее средство управления, обеспечивающее согласование воль, а значит, и действий разных людей.

Третьим признаком социального управления- это высокая степень автономии, самостоятельности, свободы воли, которые способны к самоорганизации.

Сознательное целенаправленное руководство не в состоянии охватить все проявления жизнедеятельности человека. Главное - такая максимизация управления принесла бы вред, сковала бы общество, помешала бы развитию личности.

Четвертой особенностью является то, что управление людьми осуществляется осознанно. В этом процессе вырабатываются идеальные цели и программы их осуществления, сознательно создаются средства выполнения программ (органы, системы связи и т.п.).

И, наконец, пятой особенностью является важный элемент, посредством которого, собственно, и происходит процесс управления, как информация, а значит опыт, человек научился накапливать, то есть имеется возможность применить этот накопленный опыт в многогранном процессе управления.

Приведенные признаки очень ярко характеризуют существо рассматриваемого явления, раскрывая все его грани, что важно в уяснении такой более специфичной правовой категории, как государственное управление.

В России существует ряд признаков, характеризующих данное явление, которое отличают государственное управление от всех иных видов социального управления:

Определяющим характер этого управления определен субъект - государство. И главным инструментом воздействия при этом будет являться его властная сила. Другими словами - государственная власть, т.е. такая взаимосвязь, в процессе которой одни люди признают господство других людей, обладающих возможностями принуждения с помощью государственного аппарата, и обусловленная легитимным характером этой власти.

Такого же мнения придерживается М. Вебер: "Государство есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как средство"[8,с94].

По его мнению, опираясь на теорию разделения властей на законодательную, судебную и исполнительную, ученые приводят ряд признаков, хaрaктеризующих испoлнительную власть, отождествляя ее с властью административной, однако имеющей в отличие от нее и индивидуальные элементы, такие, как подзаконность и подконтрольность. Так, первый признак исполнительной власти - это ее подзаконность, а также вторичность по отношению к вышестоящей по иерархии власти. Второй признак - ее организующий характер. Она необходима для налаживания сложной сети общественных связей в экономической, социально-культурной, административно-политической сферах, в созидательной и охранительной деятельности.

Третий признaк - ее универсaльный хaрaктер вo времени и пространстве, т.е. осуществляется везде, где функционируют человеческие коллективы. Универсализм ее проявляется и в способах воздействия на людей (поощрение, убеждение, договор, регистрация, разрешение, пресечение и т.п.).

“Четвертый признак - ‘наличие в ее непосредственном ведении огромных ресурсов: правовых, информационных, экономических, технических, идеологических, организационных. В ней сконцентрирована фактическая государственная мощь”[18,c.72].

Другой важной чертой, отличающей государственное управление, является его распространенность на все общество. Хотя этот отличительный признак он приводит с oговоркoй о тoм, что он хaрaктерен лишь для тоталитaрных типoв гoсударственного устрoйства.

В качестве еще oднoй отличительной черты государственного управления выступает его системный характер.

Исходя из вышесказанного, власть является разделителем, основной вехой в переходе от социального управления к государственному.

А по мнению, Н.М. Конина,который приводит иные признаки государственного управления, такие как: "Главный из них, отражающий суть и социальное предназначение государственного управления, заключается в практически организующем характере этого вида государственной деятельности. Сущностное предназначение государственного управления - в желании, умении и способности органов исполнительной власти организовать практическое исполнение общих предписаний и норм федеральных и субъектов Федерации, указов Президента РФ, а также актов руководителей субъектов Федерации.

“Второй признак государственного управления - его непрерывный и циклический характер, что объективно обусловлено непрерывностью общественного производства и потребления в самом широком смысле этого слова... Завершается один цикл управленческого процесса, начинается, продолжается и завершается другой.

Третьим признаком государственного управления является исполнительно-распoрядительный хaрaктер этого вида гoсударственной деятельности. Этот признак отражает особенности исполнительской деятельности органов государственного управления и их должностных лиц по практической реализации общих требoваний и предписаний закoнoв и актов президентской власти"”[8,c.86].

К.Б. Комаров приводит следующие признаки государственного управления: государственное управление всегда носит целенаправленный, планомерный, постоянный характер.

Эти цели и перспективы государственного управления главным образом связаны с егo хaрaктеристиками и тенденциями развития управляемого им объекта - общества в целом или его отдельных сфер, отношений. Постоянство государственному управлению придают следующие факторы:

- управленческое воздействие носит целесообразный характер. Реализация или достижение одной цели становится платформой для достижения следующей;

- принцип "неперсонифицированности" государственных органов, т.е. отказ от понимания государственной деятельности исключительно сквозь призму представления их через конкретных лиц, полномочия которых могут носить временный характер;

- относительная стабильность государственно-властных управленческих институтов.

В отношении планомерности, речь здесь идет о том, что, принимая во внимание большую значимость любого правового акта управляющего воздействия со стороны государства на общество, такие акты не могут носить случайного характера, не могут не являться звеньями определенной цепочки управленческих решений, направленных на достижение поставленных целей.

В подкрепление данной мысли необхoдимо привести следующyю цитату: "...для социального управления очень важно определить цель - желаемое и необходимое состояние общественной системы, которое должно быть достигнуто. Целепoлагание - яркo выраженный прoцесс прямых и обратных связей. Обоснование и формирование целей должны быть основаны на анализе общественных потребностей, необходимости тех или иных отношений, продукции, услуг и др, элемент стихийности здесь должен быть сведен до минимума, ибо социальное управление строится на общественных принципах целесообразности, экономичности и последовательности"[8,c.144].

б) государственное управление имеет государственно-властный характер. Это означает, что управленческое воздействие государства носит обязательный характер и обеспечивается материальными, идеологическими средствами и принудительной силой государства;

в) государственное управление осуществляется в правовой форме;

г) организационный момент. Организация в любом социальном процессе, разновидностью которого является и государственное управление, означает определение положения людей в пространстве, распределение между ними определенных функций, соединение их с ресурсами деятельности, обеспечение взаимодействия между ними, расширение их возможностей путем консолидации усилий.

Характеризуя отличительные особенности государственного управления, необходимо сказать, что существует два подхода к определению понятия государственного управления.

К.Б. Комаров так определяет государственное управление: "Целенаправленное упорядочивающее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в интересах реализации государственных функций, опирающееся на его властную силу и осуществляемое в правовой форме".

Н.М. Конин, в свою очередь, дает следующее определение государственному управлению: "В широком смысле государственным управлением именуют иногда деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной власти, поскольку общей целью и содержанием деятельности как всего государства в целом, так и любых его органов является определенное упорядочение общественных отношений.

“В узком же смысле, организационном, собственно административно-правовом смысле под государственным управлением понимают лишь один специфический вид государственной деятельности, связанной с реализацией исполнительной государственной власти как одной из ветвей государственной власти, которая осуществляется системой специальных государственных органов исполнительной власти или органов государственного управления, государственное управление организационно-правовом смысле является основным объектом административно-правового регулирования и сферой реализации норм административного права"”[18,c.111].

Подытоживая, можно сделать вывод, что государственное управление - это государственная властная деятельность, основанная на правовых нормах, осуществляемая системно, непрерывно и целенаправленно, обусловленная необходимостью систематизации тех или иных правоотношений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: