Глава 2. Восстановление социальной справедливости как цель уголовного наказания.




Цель восстановления социальной справедливости в прежнем уголовном законодательстве России перед уголовным наказанием не ставилась, однако в уголовно-правовой науке называлась цель «удовлетворения чувства справедливости членов социалистического общества», а также рассматривалась функция «обеспечение спра­ведливости — соответствия уголовно-правовых мер сложившимся в обществе социально-нравственным представлениям о должном ответе за содеянное».

Требование удовлетворения чувства справедливости в качестве самостоятельной цели уголовного наказания выводилось, например, Н.А. Беляевым и В.Г. Смирновым, из того, что в некоторых случаях наказание, вынесенное с учетом его целей, указанных в уголов­ном законе, не может обеспечить справедливое решение дела. Ины­ми словами, возможно несовпадение требований справедливости и целесообразности, а поэтому уголовное наказание должно оцени­ваться еще и с позиций справедливости.

справедливость — это категория не только субъективная, она имеет и объективное содержание, поэтому более правильной и полной является формулировка этой цели, данная уго­ловным законом — восстановление социальной справедливости.[15]

Весьма широко эта цель наказания (восстановление социальной справедливости) определяется в курсе лекций (Российское уголов­ное право. Т. 2) коллектива авторов Дальневосточного университета под редакцией профессора А.И. Коробеева. Так, они пишут, что «восстановление социальной справедливости предполагает: а) опти­мально возможное возмещение, заглаживание посредством наказа­ния причиненного преступлением вреда личности, обществу, госу­дарству; б) соразмерность опасности наказания опасности преступления, личности виновного, смягчающим и отягчающим об­стоятельствам; в) запрет двойного наказания; г) недопущение в ка­честве цели наказания причинения физических страданий или унижения человеческого достоинства.

В предложенном понимании цели «восстановление социальной справедливости», по нашему мнению, не вызывает возражений лишь мысль о соразмерности между тяжестью уголовного наказания и опасностью преступления и личности виновного. Запрет двойного наказания вытекает из соразмерности наказания и преступления, и поэтому указание на него в определении рассматриваемой цели из­лишне.

Вместе с тем, уместно заметить, что указание уголовного закона на недопустимость для наказания цели причинения физических страданий или унижения человеческого достоинства совсем не озна­чает, что сама природа наказания не включает в себя причинение осужденному физических страданий и унижение человеческого дос­тоинства. Как мы постараемся показать при анализе механизмов действия уголовного наказания, оно в значительной мере опирается на эти факторы и именно поэтому наказание должно использоваться как можно реже и как крайняя мера, без применения которой в ряде случаев обойтись просто невозможно.[16]

Итак, что же представляет собой восстановление социальной справедливости? Для ответа на этот вопрос, нужно сначала хотя бы кратко определить, что такое справедливость и почему законодатель написал «социальная справедливость».

Категории «справедливость» уже более тысячи лет и она по-прежнему занимает умы философов, социологов и юристов. Спра­ведливость является нравственной категорией и как категория мора­ли находит свое приложение во всех без исключения сферах общественной жизни - в труде и быту, в политике и науке, в праве и в семье.

В действующем уголовном праве России справедливость называется принципом уголовной ответственности и определяется в УК РФ как соответствие наказания и иных мер уголовно-правового характера, применяемых к лицу, совершившему преступ­ление, характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершении и личности виновного. На основа­нии этого определений справедливости мы можем предположить, что принцип уголовного права «справедливость» и цель уголовного наказания «восстановление социальной справедливости» — это раз­ные, хотя и связанные между собой понятия. Объединяет их то, что и в определении принципа справедливости, и в определении цели восстановления социальной справедливости речь идет о таком явле­нии, как справедливость, которое должно пониматься одинаково.[17]

В настоящей работе мы уже давали краткую характеристику от­ношения связи-соответствия между преступлением и наказанием и указывали, что оно является одним из объективных признаков уго­ловного наказания. Теперь же оказалось, что соответствие между наказанием и преступлением и есть сама справедливость. Получает­ся, что справедливость есть объективный признак уголовного наказания и только иначе называет уже описанное качество уголовного наказания.

Объяснение этой кажущейся тавтологии нужно искать в природе справедливости, которую мы рассмотрим несколько позднее. Пока же можно утверждать, что объективные признаки наказания, вы­веденные уголовно-правовой наукой, и справедливость отражают одни и те же закономерности такого явления социальной действи­тельности, как уголовное наказание. Но наука уголовного права при описании признаков уголовного наказания делает это на теоретико-эмпирическом уровне рационального мышления в рамках позитив­ного права, а справедливость отражает эти закономерности на эмо­ционально-чувственном и теоретическом уровне нравственного соз­нания с позиции естественных прав гражданина, а также нравственных, духовных ценностей.[18]

Справедливость — очень сложное и многогранное творение со­циума. В настоящее время справедливость определяется как «нрав­ственно обоснованный критерий для соизмерения действий субъек­тов, в соответствии с которым осуществляется воздаяние каждому за поступки в виде наступления тех или иных последствий». Справедливость — это нравственные представления людей о том, как соотносятся те или иные ценности в обществе, о том, за какое поведение должна быть награда и каков характер этой награды, о том, за какое поведение должна быть кара и каков характер этой кары.

Она может выступать в двух формах: 1) в форме определенного чувства, отражающего реальное положение личности в обществе, и 2) в форме идеи справедливости, отражающей сознательное отно­шение к чему-либо как к справедливому или несправедливому в виде представлении, идеалов, понятии и т.д.

Понятийное представление всегда богаче чувственного, по­скольку вбирает в себя не только индивидуальный, но и общесоциалъный опыт. Именно вторая форма справедливости должна, прежде всего, иметься в виду при описании качеств уголовного наказания и цели восстановления социальной справедливости, поскольку она является обобщением индивидуальных нравственных чувств люден по поводу соотношения социальных явлений, поступков, ценностей. Именно поэтому уголовный закон говорит о социальной, но не ин­дивидуальной справедливости и именно поэтому законодатель (как что мы уже писали) отказался от предложения считать целью уго­ловного наказания «удовлетворение чувства справедливости членов социалистического общества».[19]

Конкретный правоприменитель, судья, прокурор, следователь, действующий в реальных конкретных условиях определенного со­циального окружения, не может быть свободен от нравственных представлений своего окружения о справедливом и несправедливом. И, видимо, неправильно было бы ставить перед ним задачу абстра­гироваться от этих представлений и ориентироваться только на тео­ретические конструкции, поскольку, во-первых, он все равно не сможет этого сделать в силу высокой степени абстракции теорети­ческого понимания справедливости, а, во-вторых, теория должна всегда проверяться практикой не только в чисто рациональном смысле, но и в нравственно-психологическом. Иначе говоря, теоретические модели справедливости хороши, но нельзя забывать и о конкретных представлениях граждан по этому поводу.

В-третьих, наказание за содеянное должно быть понятным пре­ступнику, он должен понимать и соглашаться как с тем, за что его наказали, так и с тем. почему его наказали именно так, а не иначе. Без этого наказание просто не сможет осуществлять свою специаль­но-предупредительную и исправительную функцию. Но сделать на­казание понятным осужденному и принятым им без учета нравст­венных воззрений той части социума, в которой существовал осужденный, просто невозможно.[20]

В настоящей работе мы ограничились рассмотрением справедли­вости на теоретико-понятийном уровне, ибо изучение представле­ний о справедливом и несправедливом в обществе в целом и осо­бенностей таких представлений в различных социальных группах должно являться предметом других исследований.

Понятие справедливости имеет, с одной стороны, оценочный характер, а с другой — нормативный. Как оценочная категория справедливость позволяет дать оценку явлению, но, в отличие от других этических категорий, с позиций справедливости оценивается не отдельное явление, а соотношение явлений. Более того, справед­ливость является одной из основополагающих, базовых оценочных категорий, которая с точки зрения современной этики ценностей представляется предварительным условием осуществления всех ос­тальных ценностей. Поэтому обеспечение справедливости означа­ет создание фундамента для реализации многих других ценностей современного общества и. наоборот, там, где нет справедливости, не могут быть обеспечены все другие ценности.

Отсюда понятно, почему законодатель включил восстановление социальной справедливости в качестве цели уголовного наказания. Будучи острейшим средством разрешения конфликта между лично­стью и обществом и представляя собой понятную и доходчивую оценку для всех граждан самых важных, жизненно необходимых отношений в обществе, справедливое уголовное наказание способно быстро и ярко продемонстрировать обществу действующую систему ценностей. И наоборот, несправедливое наказание при достаточно широком его распространении способно быстро деформировать всю систему ценностей и тем самым изменить само общество.

Нормативный характер справедливости выражается прежде всего, в том, что она включает в себя представления о должном, о том, как необходимо поступать действующему субъекту в тех или иных случаях. В этом смысле справедливость есть нормативно-императивное предписание, обращенное к неопределенному кругу действующих субъектов, будь то государство, его представители, организации или физические лица. Однако особенность справедливости в силу ее общего и универсального характера состоит в том, что она обладает высшей императивностью, наибольшей значимо­стью. Как правильно замечает А.И. Экимов. «когда мы говорим "справедливость требует"... то всякий раз речь идет о нормах, обда­ющих высшим авторитетом по сравнению с любыми иными нормами».[21]

При таком понимании справедливости уголовное наказание не может рассматриваться вне связи с этой категорией. Но само уголовное наказание не есть представление людей о справедливом. Оно может только соответствовать этим представлениям или не соответствовать, то есть отражать их более или менее точно или не отражать вовсе. Нормативный характер справедливости означает, что головное наказание должно быть справедливым. Еще И. Кант писал: «Ничто не возмущает нас больше, чем несправедливость; все другие виды зла, которые нам приходится терпеть, ничто по сравнению с ней». Причем несправедливое наказание воспринимается гораздо острее приносит гораздо больше вреда, чем несправедливая награда. В связи с этим значение справедливости для уголовного права трудно переоценить.

В науке для полного раскрытия содержания справедливости вы­деляются специфические направления воздействия справедливости на поведение людей — функции справедливости. Все функции справедливости действуют в органичном единстве и взаимно допол­няют друг друга. К их числу можно отнести ценностно-соизмерительную, социально-интегративную, восстановительную, уравни­вающую, дифференцирующую, а также стимулирующую (предупредительную) функции.[22]

Ценностно-соизмерителъная функция справедливости, как мы уже писали, заключается в оценке характера и степени социальной значимости общественных явлений, и, что может быть более важно, справедливость в этой функции выступает важнейшим идеологиче­ским критерием соотношения социальных ценностей и интересов. Кто говорит о справедливости или несправедливости, тот оценивает явления. Но в отличие от других категорий этики, носящих оценоч­ный характер, с позиции справедливости оценивается не отдельное явление, а соотношение явлений.

Социально-интегративная функция справедливости состоит в направленности требований справедливости на преодоление соци­альных конфликтов, разрешении общественных противоречий, обеспечении морально-политического единства общества и согласо­ванности различных общественных отношений. Справедливость всегда существует в противоположности к несправедливости. Это, в частности, означает то, что в требованиях справедливости выража­ется реакция на существующие в обществе противоречия, а также содержатся указания на пути их разрешения.

Восстановительная функция справедливости состоит в «пере­воде на язык нормативных требований социальной закономерности, выражающей тенденцию к восстановлению и восполнению жизненных условии в процессе взаимодействия людей».[23]

Конкретная социальная мера, выражающая реакцию на опреде­ленного рода поступок и направленная на выполнение восстанови­тельной функции, нередко именуется термином «воздаяние», а спра­ведливость при этом рассматривается как мера воздаяния. В этом смысле воздаяние не является исключительной характеристикой уголовного наказания, награда, поощрение — это тоже воздаяние по заслугам. Справедливое воздаяние служит необходимым средством самосохранения общественной системы, защиты прав и интересов членов общества, обеспечения условий для их нормального разви­тия. Еще Аристотель утверждал: «Если бы не воздаяние, то невоз­можно было бы и само общество».

Восстановительная функция действует в сочетании с уравни­вающей и дифференцирующей функциями справедливости. Уравни­вающая функция справедливости проявляет себя в требованиях обеспечения равного положения различных субъектов в отношении пользования определенными духовными и материальными благами, а также в несении определенных социальных обязанностей. Диффе­ренцирующая функция, напротив, устанавливает зависимость объе­ма и содержания прав и обязанностей членов общества от специфи­ческих факторов: условий жизни, заслуг и т. д. В обществе эти функции взаимно дополняют друг друга.

Уравнивающая функция справедливости при применении уго­ловного наказания будет выражаться в том, что, во-первых, все ли­ца, достигшие возраста наступления уголовной ответственности и обладающие другими необходимыми признаками субъекта преступ­ления, подлежат уголовной ответственности в случае совершения ими какого-либо преступления, во-вторых, виновные в совершении преступлений могут понести наказание только на основании кон­кретных норм уголовного закона, перед которыми они равны, при наличии соответствующих признаков в совершенных ими деяниях и особенностей их личности.

Стимулирующая функция Справедливости вытекает из ее соот­ветствия требованиям общественного прогресса и в известном смысле является результирующей действия других ее функций. Идея справедливости всегда обращена не только к настоящему, но и к будущему. В ней закрепляются лучшие, передовые образцы пове­дения, содержатся социальные ориентиры, идеалы. Определяя необ­ходимость и критерии применения восстановительных мер, равно­мерного и пропорционального распределения прав и обязанностей между людьми, справедливость воздействует на их деятельность, стимулируя социально полезную активность, предупреждая совер­шение общественно опасных деяний.[24]

Таким образом, подытоживая краткий обзор признаков справед­ливости, можно заключить, что социальная справедливость пред­ставляет собой одну из основополагающих ценностей для всего об­щества и каждого его отдельного гражданина, которая существует в виде некоторой совокупности морально-этических и правовых норм в общественном сознании и позитивном праве, по­стоянно реализуется в практической деятельности людей и обес­печивает на основе эквивалентных обменных процессов между людьми устойчивость социальной системы.

Преступления представляют собой такое поведение людей, которое противоречит нормам справедливости, более того, изменяет, деформирует содержание справедливости во всем его многообразии, так, в отношении ценностно-соизмерительной функции справедли­вости, преступления внедряют в социум другое представление о ценностях, о мере и масштабе их соотношения. Это деформирует всю систему ценностей в обществе, изменяет представления людей о должном и возможном. В конечном счете, при условии достаточно широкого распространения преступных форм поведения, преступ­ления (преступность) способны изменить все внутреннее «устройст­во» личности, общества и даже государства. Учитывая, что ценностно-соизмерительная функция справедливости предполагает оценку не отдельного явления, а соотношения явлений, ущерб от преступ­лений в ценностно-ориентирующей системе общества как проявле­ние несправедливости представляет угрозу самому существованию данного общества.

Приведенное описание признаков и функций справедливости в обществе в совокупности с кратким анализом негативного воздейст­вия совершаемых преступлений на все функции справедливости по­зволяют сформулировать определение цели восстановления социальной справедливости, стоящей перед уголовным наказанием. Цель восстановления социальной справедливости заключается в ликвида­ции внесенной и утверждаемой в общественных отношениях со­вершенными преступлениями несправедливости путем применения к виновным мер уголовного наказания, соответствующего по тя­жести лишений и ограничений тяжести совершенного преступле­ния и личности виновного. Несправедливые (неэквивалентные) с точки зрения существующего общества обменные отношения, воз­никшие о результате совершения преступления, применяемым уголов­ным наказанием прекращаются, а на их месте возникают новые обще­ственные отношения, по своему характеру отвечающие достигнутому в обществе уровню справедливости (обмена). Общест­ву и его гражданам демонстрируется, что деформированная престу­плениями система ценностей и отношений восстановлена, тем самым в общественном сознании формируется уверенность в защищенности жизни граждан и возможности прогнозировать свое будущее.

Поиск опоры уголовного наказания в таком системообразующем элементе нравственности, как социальная справедливость, мо­жет означать, что к настоящему времени в современных развитых общественных системах возможности регулятивного воздействия наказания, основанного на механизмах устрашения, сокращаются. Видимо, поддержание или усиление социального порядка на основе внешней дисциплины, под воздействием жестких внешних механиз­мов контроля (например, уголовного наказания) может сдерживать развитие внутренних контрольных механизмов личности и препят­ствовать развитию ее позитивной активности. Иными словами, страх — не единственное и, тем более, не лучшее средство регули­рования человеческого поведения в современных условиях.[25]

Вывод из всего выше сказанного заключается в том, что включение восстановления социальной справедливости как одной из центральных категорий среди нравственных ценностей в цели уголовного наказания означает, что законодатель на уровне одного из фундаментальных законов - Уголовного кодекса - за­крепляет необходимость на всех этапах конструирования и применения уголовной репрессии учитывать существующие в обществе социально-нравственные ценности и. тем самым, поддерживать и укреплять их существование. Безусловно, восстановление социальной справедливости в качестве цели наказания легально называется впервые, можно даже провести аналогию с талионом, ибо со времен Сократа справедливость рассматривается как воздаяние каждому по заслугам. Названная категория пронизывает все общественные отношения, в том числе и правовые, и нравственные, что позволяет ее общность. И в данном случае требованием справедливости лишний раз подчеркивает его возмездный характер.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: