История появления первого ПК




Что такое ЭВМ

Электронная вычислительная машина (ЭВМ), или компьютер - это электронное устройство, которое предназначено для ввода, обработки, хранения и выдачи информации[1] и в котором вычислительный процесс управляется программой.

С середины 60-х годов ХХ столетия проектируются и разрабатываются вычислительные системы, представляющие взаимосвязанную совокупность аппаратных и программных средств.

В настоящее время ЭВМ обрабатывают числовую, текстовую, графическую и звуковую информацию, которая должна быть представлена в компьютерной форме (на машинном языке), то есть в виде последовательности нулей и единиц. Информация, которая представлена на машинном языке и обрабатывается на ЭВМ, называется данными.

Основной принцип построения ЭВМ

ЭВМ обрабатывает данные в соответствии с алгоритмом[2] решения поставленной задачи. Современные ЭВМ строятся на основе принципа программного управления, который предполагает:

- исходные данные, промежуточные и конечные результаты задаются на машинном языке и разделяются на элементы информации, которые называются словами;

- операции над словами выполняют операторы, которые называются командами;

- алгоритм, представленный совокупностью команд, называется программой.

Один из способов реализации программного управления был предложен в 1945 г. американским учёным Дж. фон Нейманом и используется в настоящее время в качестве основного принципа построения современных ЭВМ.

 

 

Аппаратное обеспечение ЭВМ

Состав ЭВМ

Из Неймановского принципа программного управления однозначно определяется состав ЭВМ:

- память, для хранения программ и данных;

- арифметико-логическое устройство[3] (АЛУ);

- устройство управления (УУ);

- устройство ввода информации;

- устройство вывода информации.

Запоминающие устройства (ЗУ) предназначено для приёма, хранения и выдачи данных и команд.

В ЭВМ имеется несколько типов ЗУ, которые различаются по своим основным характеристикам - быстродействию и ёмкости. Это объясняется тем, что ни один из типов ЗУ не удовлетворяет двум противоречивым требованиям: высокой скорости приёма и выдачи информации и большой ёмкости.

В современных ЭВМ используются два типа ЗУ: внутренние ЗУ и внешние ЗУ. Внутренние ЗУ характеризуются высоким быстродействием, соизмеримым с быстродействием работы АЛУ, но они не обладают необходимыми характеристиками по ёмкости хранимой информации.

К внутренним ЗУ относится:

- оперативное ЗУ (ОЗУ), которое часто называют RAM (Random Access Memory), то есть память с произвольным доступом;

- постоянное запоминающее устройство (ПЗУ);

- кэш-память;

- регистры общего назначения (РОН).

ОЗУ служит для хранения выполняемых программ и данных, которые участвуют в операциях. Однако информация в нём сохраняется только до тех пор, пока включён компьютер.

В ПЗУ хранятся постоянные величины (константы) и некоторые программы. Информация в ПЗУ, как правило, записывается при конструировании ЭВМ и в дальнейшем не меняется. При считывании информация в ПЗУ сохраняется.

ОЗУ и ПЗУ образуют Основную Память ЭВМ.

Кэш-память служит для повышения быстродействия работы ЭВМ, так как сохраняет наиболее часто используемые команды и данные.

РОН - ячейки памяти, в которых размещаются числа выполняемой команды.

Для хранения больших объёмов информации применяют более дешевые, но значительно менее быстродействующие внешние запоминающие устройства (ВЗУ). ВЗУ имеют много общего с устройствами ввода-вывода, которые рассмотрим позже. ВЗУ и устройства ввода-вывода принято называть периферийными устройствами (ПУ).

ВЗУ обеспечивают долговременное хранение данных и программ на различных носителях информации.

В зависимости от типа носителя ВЗУ делятся на накопители на магнитных лентах (стримеры), накопители на гибких и жёстких магнитных дисках (НГМД и НЖМД), накопители на оптических дисках (CD и DVD) и полупроводниковые накопители (Flash-память).

Следует отметить, что некоторые устройства могут выпускаться как во внешнем, так и во внутреннем исполнении, Например, во внутреннем исполнении, выпускаются дисководы, стримеры, звуковые карты, модемы. Однако, модемы, стримеры и дисководы могут выпускаться и во внешнем исполнении.

АЛУ служит для выполнения арифметических и логических операций над числами и командами, которые представлены на машинном языке.

Основным блоком[4] АЛУ большинства ЭВМ является блок сумматора, осуществляющий сложение двух чисел. Выполнение всех других операций сводится к выполнению операции сложения и некоторых вспомогательных операций, таких как сдвиг числа, преобразование кода числа и других.

УУ служит для управления взаимодействием всех функциональных устройств ЭВМ и необходимо для реализации вычислительного процесса, производимого по заранее составленным и введенным в ЭВМ программам.

В настоящее время УУ и АЛУ объединяют в один блок и называют этот блок - Процессор. В состав Процессора обязательно включается ЗУ небольшой ёмкости: кэш-память и регистры общего назначения.

В зависимости от используемой системы команд различают Процессоры типа:

-CISC (Complex Instruction Set Command) с полным набором системы команд;

-RISC (Reduced Instruction Set Command) с усеченным набором системы команд.

Устройства ввода информации служат для восприятия вводимой информации (исходных данных и программ), её преобразования и передачи в ЗУ ЭВМ. Устройства ввода можно разделить на несколько групп.

Основным средством ввода информации является клавиатура, которая позволяет вводить числовую и текстовую информацию.

Координатные устройства ввода предназначены для работы с графическим интерфейсом программ, то есть обеспечивают перемещение указателя по экрану монитора. Такими устройствами являются: манипуляторы[5] (мышь,джойстик и трекбол), сенсорные панели TouchPad (тачпад).

Сканер - оптическое устройство для ввода и преобразования в компьютерную форму текста, рисунков, фотографий.

Дигитайзер - устройство для ввода графической информации.

В последние годы появились и широко распространяются такие устройства ввода как цифровые видеокамеры, цифровые фотоаппараты и звуковые карты.

Цифровые видеокамеры - подключают к компьютеру для сохранения видеозаписи в компьютерной форме (компьютерном формате).

Цифровые фотоаппараты - подключают к компьютеру для сохранения фотографий на жестком диске.

Звуковая карта преобразует звук из аналоговой формы в цифровую.

Устройства вывода информации предназначены для связи ЭВМ с окружающей средой, то есть с человеком или каким-либо другим автоматическим устройством. Выводимая информация представляется в удобном для дальнейшего использования виде: печатается на бумаге, или отображается на экране монитора, или воспроизводится в виде звуков или электрических сигналов.

Современные устройства вывода можно разделить на несколько групп.

Мониторы - предназначены для отображения числовой, текстовой и графической информации, как вводимой с клавиатуры, так и полученной в результате решения задачи.

Принтеры - предназначены для вывода на бумагу числовой, текстовой и графической информации.

Модемы - предназначены для обмена информацией через телефонную сеть с другими компьютерами. Модемы выпускаются как в виде отдельного устройства, так и могут вставляться внутрь компьютера.

 

Поколения ЭВМ

На пути развития ЭВМ можно выделить пять поколений ЭВМ с программным управлением, отличающиеся элементной базой, конструктивно-технологическим исполнением, логической организацией и программным обеспечением.

Каждое поколение характеризуется элементной базой, конструктивно - технологическим исполнением, логической организацией и программным обеспечением.

Первое поколение. ЭВМ первого поколения создавались на основе электронных ламп. Промышленный выпуск был освоен в начале 50-х годов ХХ столетия. ЭВМ были большими, дорогими и ненадёжными. Для ввода - вывода информации использовались перфоленты и перфокарты. Программное обеспечение отсутствовало.

Второе поколение. ЭВМ второго поколения создавались на основе транзисторов. Существенно улучшились их габаритно-весовые характеристики, и уменьшилась потребляемая мощность. Появились ЭВМ для решения экономических задач. Большое развитие получили алгоритмические языки. Для хранения информации использовались магнитные ленты и магнитные барабаны.

Третье поколение. ЭВМ характеризуются широким применением интегральных схем, которые заменили транзисторы и большинство дискретных деталей. Благодаря интегральным схемам удалось существенно улучшить технические и эксплуатационные характеристики ЭВМ. Появились операционные системы, которые обеспечили управление работой в режимах пакетной обработки, разделения времени, запрос - ответ и других.

Четвёртое поколение. Для ЭВМ этого поколения характерно применение больших неразборных интегральных схем (БИС). Высокая степень интеграции способствовала увеличению плотности компоновки электронной аппаратуры, повышению её надёжности и быстродействия, снижению стоимости. Значительно улучшились характеристики устройств. Ёмкость ОП возросла до 64 Мбайт, что позволило работать в локальных и глобальных сетях, обрабатывать фотоизображения или видеофильмы.

Активным элементом первого поколения ЭВМ была электронная лампа. В 1948 году появились транзисторы, которые полностью заменили в качестве элементов ЭВМ электронные лампы и с 1953 года начался период второго поколения ЭВМ. Третье поколение ЭВМ (с 1962года) характеризуется широким применением интегральных схем. Интегральная схема представляет собой законченный логический функциональный блок, заменивший большое количество транзисторов и других компонентов ЭВМ. Эти компоненты и связи между ними образуются в одном кристалле. Четвёртое поколение начало разрабатываться с 1970 года. Для машин этого поколения характерно применение больших интегральных схем (БИС). В одной БИС размещается несколько тысяч схем, эквивалентных отдельной интегральной схеме.

В таблице приведены обобщённые характеристики четырёх поколений ЭВМ.

Поколение ЭВМ. Характеристики ЭВМ
Быстродействие (операций/сек) Ёмкость ОЗУ (слов)
1 (с 1946 г.) Тысячи-десятки тысяч Тысячи
2 (с 1953 г.) Десятки тысяч-сотни тысяч Тысячи-десятки тысяч
3 (с 1962 г.) Сотни тысяч-несколько миллионов Десятки тысяч-сотни тысяч
4 (с 1970 г.) Сотни тысяч-несколько миллионов Десятки тысяч-сотни тысяч

Ёмкость ОЗУ - количество слов, которое одновременно хранится в памяти.

Слово - обычно 4 байта. Байт - 8 бит. Бит - 1 двоичный разряд, в котором хранится либо цифра 0, либо цифра 1.

 

История появления первого ПК

В 1970 году была сконструирована интегральная схема по своим функциональным возможностям аналогичная процессору ЭВМ. Эту схему назвали микропроцессор.

В 1974 году на основе микропроцессора был создан первый персональный компьютер (ПК), который выполнял те же функции, что и ЭМВ, но предназначался одному пользователю.

3.4.Конструктивное исполнение ПК

В зависимости от конструктивного исполнения различают ПК трёх видов: в настольном исполнении, в блокнотном исполнении (ноутбук) и карманные.

Рассмотрим основные блоки ПК в настольном исполнении.

Системный блок. Внутри системного блока располагаются:

-системная (материнская) плата, на которой размещаются процессор, оперативная память, кэш- память, ПЗУ и контроллеры некоторых устройств;

-накопители для гибких и жёстких магнитных дисков;

-блок питания;

- дополнительные устройства для ввода и вывода информации, которые можно располагать внутри или вне ПК.

Клавиатура.

Монитор.

4.Программное обеспечение ЭВМ

4.1. Основные классы программного обеспечения ПК

Программное обеспечение - совокупность программ, которые обеспечивают функционирование ПК.

Разработанные для ПК программы можно разделить на следующие основные классы:

- операционные системы и сервисные программы,

- инструментальные языки и системы программирования,

- прикладные системы.

4.2.Операционные системы (ОС)

ОС - совокупность программных средств, предназначенных для управления работой ПК. OC распределяет ресурсы[6] ПК, поддерживает работу всех программ, обеспечивая их взаимодействие с аппаратурой, предоставляет пользователю возможность вести диалог с ПК. ОС дополняют аппаратные средства ПК.

 

Ядро ОС дополняется набором сервисных программ, с помощью которых производится начальная разметка дисков, установка параметров внешних устройств, тестирование оперативной памяти и других устройств и так далее.

Загрузка ОС происходит при включении ПК.

4.3.Пользовательский интерфейс

Для ведения диалога пользователя с ПК, операционная система предоставляет пользовательский интерфейс. Пользовательский интерфейс - программные и аппаратные средства взаимодействия пользователя с программой или ПК.

Пользовательский интерфейс может быть командным или графическим.

Командный интерфейс (командная строка) для управления ресурсами ПК предполагает ввод команд с клавиатуры. Графический интерфейс осуществляет управление ресурсами ПК посредством выполнения операций над объектами[7]. Графический интерфейс называют GUI (Graphical User Interface).

В таблице приведены основные компоненты графического интерфейса.

 

Перечень компонент.  
Указатель Указывает на команду или объект. Форма указателя может меняться. Для управления указателем ииспользуется мышка.
Значок (пиктограмма) Графическое изображение для представления файла, окна, устройства и так далее.
Рабочий стол Основной экран, открывающийся после загрузки ОС.
Окно Для каждого объекта открывается своё окно.
Меню Содержат команды, которые выполняются после их выбора.

 

4.4.Инструментальные языки и системы программирования

Системы программирования предназначены для разработки новых программ на конкретном языке программирования. С помощью инструментальных средств создаётся и прикладное программное обеспечение, и новые Операционные Системы, включая трансляторы с языков высокого уровня[8].

Программа, написанная на любом языке программирования должна быть ''переведена'' на машинный язык. Такими ''переводчиками'' являются программы - трансляторы.

Различают трансляторы двух типов: компиляторы и интерпретаторы.

4.5. Компилятор

Транслятор - компилятор транслирует программу, написанную на любом языке программирования, на язык понятный ПК. Результатом трансляции является программа в машинном коде, готовая к загрузке и исполнению. Транслятор сохраняет программу в машинном коде на внешнем магнитном носителе. Иногда программу в машинном коде называют загрузочным или исполняемым файлом (смотри следующий параграф). Загрузочному файлу тип присваивает транслятор (или сервисная программа - компоновщик). Загрузочный файл может иметь тип COM или EXE.

4.6.Файл

Файл - область памяти на каком-либо физическом носителе. В файлах хранятся тексты, числовые данные, закодированная табличная и графическая информация, текст программы на любом алгоритмическом языке, программа в машинном коде и так далее.

Файл - наименьшая единица хранения информации, которая хранится, передаётся и обрабатывается как единое целое.

В зависимости от характера хранимой информации файлу можно приписывать тип.

Составное имя файла образуется из двух слов - имени и типа, которые разделяются символом ''точка'', если тип отсутствует, точку ставить не следует. Имя и тип используются для идентификации файла на внешнем носителе.

 

4.7.Интерпретатор

Программа, написанная на алгоритмическом языке, представляет собой совокупность команд. Транслятор-интерпретатор транслирует по очереди каждую команду и ПК выполняет оттранслированную команду. Оттранслированная команда на внешнем носителе не сохраняется.

4.8. Прикладные системы

Прикладные системы - класс программных средств, обращённых к пользователям ПК.

Пользователи либо решают свои задачи, либо учатся определенным навыкам, либо проводят свой досуг.

5. Основные компоненты ОС

Полная конфигурация ОС должна содержать следующие основные компоненты:

- файловую систему;

- драйверы внешних устройств;

- процессор командного языка.

5.1. Файловая система

Под файловой системой понимают функциональную часть ОС, которая обеспечивает выполнение операций над файлами:

-создание и удаление файлов;

-пересылку и переименование файлов;

-чтение;

-поиск;

-изменение атрибутов, даты и времени.

Имя файла, начиная с Windows 95 и в более поздних ОС, может быть длиной до 254 символов. Тип файла может быть длиной от 1 до 3 символов или вообще отсутствовать.

Символы, которые можно использовать в длинных именах файлов:

-прописные и строчные латинские и русские буквы, цифры;

-символы () [ ] { } + - ^ & =,;.! ' ~ ` _ $ # @ %;

-пробелы.

Символы, которые нельзя использовать в длинных именах файлов:

- | \ / < > *?: ''.

Способы использования файлов определяются его атрибутами.

Файлу может быть присвоено несколько атрибутов или ни одного (смотри таблицу).

 

Символы атрибутов Назначение атрибута
R (Read only) Только для чтения, не может быть удалён или изменён.
A (Archive) Архивный файл.
H (Hidden) Скрытый файл.
S (System) Системный файл.

5.2. Каталоги (папки)

Для организации файлов в ОС принята иерархическая структура, включающая диски, каталоги (папки) и файлы. В основе иерархической структуры лежит магнитный диск, который обозначается буквами латинского алфавита с добавлением символа '':''. Например: C:, H:, A:.

На каждом дисковом носителе имена файлов регистрируются в каталогах. Каталог - специальный файл; каждому каталогу пользователь присваивает имя и каждый каталог может быть зарегистрирован в другом каталоге. На каждом дисковом носителе есть корневой (главный) каталог, в котором регистрируются имена файлов и каталогов 1-го уровня. В каталогах 1-го уровня регистрируются имена файлов и каталогов 2-го уровня и так далее. Каталог, имя которого зарегистрировано в другом каталоге, называется подчиненным или подкаталогом. Корневому каталогу пользователь не может присваивать имя.

При создании файла или изменении его содержимого, в каталоге регистрируется имя файла, его тип и атрибуты, присвоенные пользователем (или ОС), и автоматически - дата и время, снятые с календаря и часов ПК.

 

5.3. Путь к файлу

При сложной иерархической файловой структуре на диске недостаточно указать только имя файла, так как различные по содержанию, но одноимённые файлы могут быть зарегистрированы в разных каталогах. Для точной идентификации файла, кроме имени, необходимо указывать его местоположение, то есть цепочку подчинённых каталогов.

Полный идентификатор файла представляет собой путь от имени диска, затем указания корневого каталога, за которым следуют имена всех вложенных каталогов до каталога, в котором зарегистрирован файл. Имена каталогов отделяются друг от друга символом ''\''. Например, H:\R1\R2\w1.txt. (смотри рисунок). Символ ''\'', записанный непосредственно за именем диска - соответствует корневому каталогу. Путь завершается составным именем файла.

 

Рис.1

 

Итак, файл w1.txt зарегистрирован в текущем каталоге R2 на рабочем диске H:.

 

5.4. Приглашение

Как было указано ранее, ОС предоставляет пользователю командную строку (командный интерфейс) для управления ресурсами ПК. Начинается командная строка с приглашения.

Приглашение к вводу команд с клавиатуры выдаётся, когда ОС находится в состоянии ожидания каких-либо действий пользователя. Стандартное приглашение указывает имя рабочего диска, например, C>. Символ-разделитель ''>'' отделяет приглашение от текущей позиции курсора в командной строке.

Пользователь может менять стандартное приглашение, включив в него указание на текущий каталог, текущее время, дату и некоторую другую информацию.

.

Рис.2

Варианты форматов приглашений для иерархической системы, приведённой на рисунке.

1 H:\>

2 H:\R1>

3 H:\R1\R2>

4 H:\R3>

Изменять формат приглашения можно специальной командой PROMPT. Аргументами команды являются специальные символы. Перед каждым символом записывается знак $.

 

 

Управляющие сcимволы Назначение управляющего символа
$p выводится имя текущего каталога
$t выводится текущее время
$d выводится текущая дата
$g выводится символ-разделитель >

 

Например, если выполнить команду prompt $p$g, то приглашение будет выдано в следующем формате H:\R1\R2>, где H: - имя рабочего диска, R2 - имя текущего каталога.

5.5. Шаблоны

Файловая система предоставляет средства поиска группы файлов из одного каталога. Для этого задаётся шаблон, то есть образец составного имени файла. В шаблоне имена файлов или их тип могут содержать символы-заменители. Такими символами являются ''*'' и ''?''.

Символ ''*'' в имении файла или его типе обозначает, что на его месте может быть любое количество любых символов или символы могут отсутствовать. Символ ''?'' в имени файла или его типе обозначает, что на его месте может быть только один любой символ

Символы ''*'' и ''?'' нельзя применять в именах дисков и каталогов.

Для иерархической файловой системы, представленной на рисунке 3, записан шаблон H:\R1\R2\*.txt, который указывает на файлы w1.txt и w2.txt

.

Рис.3

 

Варианты шаблонов

 

Примеры шаблонов Файлы, на которые указывает шаблон
w*.* все файлы, имена которых начинаются с буквы w
*.txt все файлы тип которых txt
z??.txt все файлы,тип которых txt, и имена которых не более 3-х символов и начинаются с буквы z
?.* все файлы имена, которых состоят из одного символа

 

6. Драйверы внешних устройств

ПК может иметь большой набор внешних устройств. Помимо стандартных внешних устройств, таких как монитор и клавиатура, к ПК можно подключать дополнительные устройства ввода - вывода:

-дигитайзеры;

-плоттеры;

-манипуляторы типа ''мышь'', ''трекбол'';

-модемы и так далее.

ОС должна поддерживать работу каждого подключённого внешнего устройства. Управление внешним устройством осуществляет специальная программа, которая называется драйвер.

7. Командный процессор

Для ведения диалога пользователя с ПК, ОС предоставляет пользовательский интерфейс.

 

Рассмотрим, как осуществляется диалог пользователя с программой или ПК с помощью командной строки (командного интерфейса).

Для управления ресурсами в ОС имеется командный язык, который позволяет выполнять различные действия с каталогами, файлами и носителями информации. Анализ и исполнение команд пользователя осуществляется командным процессором. Некоторые команды, введенные пользователем с клавиатуры, выполняются командным процессором немедленно. Такие команды называются внутренними. При выполнении команд другого типа командный процессор обращается к соответствующим программам. Эти команды называются внешними.

Все внутренние команды командного процессора имеют одинаковый формат:

-имя команды;

-параметры.

Имя и параметры разделяются одним или несколькими пробелами.

Количество параметров в разных командах различно. Некоторые команды используются без параметров.

В командной строке пользователь набирает имя команды и параметры, а затем нажимает клавишу ENTER.

Внутренние команды Действия команд
DIR Вывод содержимого каталога
MD Создание нового (пустого) каталога
CD Смена текущего каталога
RD Удаление каталога
COPY Копирование файлов
REN Переименование файлов
DEL Удаление файлов
TYPE Вывод содержимого текстового файла

 

8. Операционная система Windows

8.1.Основные сведения

Операционная система Windows обеспечивает большое количество возможностей и удобств для пользователей и программистов в силу чрезвычайно дружественного оконного графического пользовательского интерфейса (Graphics User Interfface, GUI).

В GUI каждой выполняемой программе отводится окно, которое может занимать часть экрана или весь экран. Все компоненты GUI в значительной степени стандартизированы. Практически всякое окно содержит строку заголовка окна, элементы для изменения его размеров и перемещения по экрану при помощи мыши. При работе в среде Windows встречаются три вида окон. Некоторые окна могут быть ''свёрнуты'' в пиктограммы (значки). Одновременно на экране может находиться несколько окон, но в каждый момент времени только одно из них активное (обычно заголовок выделен ярким синим цветом), а все остальные окна - неактивные (бледно-голубой цвет заголовка).

В 1992 году появилась система Windows 3.1 и с этого момента Windows официально именуется операционной системой. В настоящее время используются разные версии Windows: Windows 95, Windows XP, Windows 98, Windows 2007 и другие. Версии отличаются своими функциональными возможностями.

 

8.2. Запуск Windows

После загрузки и инициализации операционной системы Windows на экране монитора появляется начальное окно Windows, которое изображено на рисунке. В нижней части окна расположена Панель задач с кнопкой Пуск. Вся остальная площадь окна отведена под Рабочий стол.

На Рабочем столе находятся значки (icon) объектов. Каждый значок соответствует прикладной программе, файлу данных или каталогу. Каждому объекту присуще своё контекстное меню, которое можно вызвать, кликнув правой кнопкой мышки по объекту.

Рабочий стол является самым старшим объектом Windows. На Рабочем столе размещаются окна Windows-программ, окна обрабатываемых документов, окна запросов и так далее.

8.3. Панель задач

Панель задач имеет особый статус, она не подчиняется иерархии объектов Windows

 

Панель задач является важнейшим объектом графического интерфейса Windows. При загрузке любой Windows-программы на панели задач появляется пиктограмма (значок), соответствующая этой программе, которая исчезает при завершении работы программы. Пиктограмма программы остаётся в строке панели задач, если окно программы временно ''свернуть''. Повторный запуск ''свёрнутой'' программы можно осуществить, кликнув мышкой по пиктограмме. Кроме того, на панели задач могут находиться часы, раскладка клавиатуры и индикаторы различных режимов.

По умолчанию панель задач находится в нижней части экрана и окна Windows-программ её не перекрывают, но пользователь может настроить панель задач по своему вкусу: поместить с любого края экрана, сделать её ''всплывающей'', убрать часы и так далее.

8.4. Контекстные меню объектов Windows

Контекстное меню различных объектов содержит разные команды, но есть команды, которые повторяются в контекстном меню любого объекта.

На рисунке 4 приведены контекстные меню следующих объектов Windows.

Первый ряд слева направо:

-панель задач;

-рабочий стол.

Второй ряд слева направо:

-Windows-программа;

-каталог;

-документ.

Окно команды Свойства разных объектов может содержать разную информацию и предоставлять различные возможности. Обычно в окне свойств каталога или файла отображаются сведения об имени, размере и дате создания, кроме того, есть возможность изменять атрибуты объекта.

 

Рис.4

Контекстное меню объекта Рабочий стол позволяет менять фоновый рисунок, набор звуков, значки и другие элементы Рабочего стола. Все эти изменения можно сделать, выбрав команду Свойства в контекстном меню Рабочего стола. Например, чтобы изменить фоновый рисунок Рабочего стола следует, открыв команду Свойства, выбрать вкладку Рабочий стол и затем выбрать фоновый рисунок.

Контекстное меню объекта Панель задач позволяет менять расположение Панели задач на экране. В контекстном меню Панели задач установлен флажок в строке Закрепить панель задач, который следует снять и затем мышкой перемещать Панель задач в любую сторону экрана.

8.5.Главное меню

На строке Панель задач расположена кнопка Пуск, нажатие которой открывает Главное меню оболочки Explorer. В главном меню содержатся команды доступа к программам, документам, системе помощи Windows и так далее. Среди пунктов главного меню есть пункт Программы, при активизации которого открывается иерархическое меню доступных прикладных и служебных программ, В меню Программы есть пункт Стандартные, Проводник и так далее (смотри рисунок).

В число Стандартных программ входят программы, выбранные при установке Windows:

 

Программы Общие сведения о программах
Paint Предоставляет средства для рисования
WordPad Текстовый редактор для создания и редактирования текстовых документов
Блокнот Текстовый редактор для создания простых документов
Калькулятор Выполняет основные арифметические действия и вычисляет некоторые математические функции
Проводник Окна программы предназначены для управления всеми видами объектов Windows

 

Окно пункта Проводник отображает иерархическую структуру файлов, каталогов и дисков на ПК.

8.6. Проводник

Любой каталог можно открыть в окне Проводника. Открыть окно Проводника можно командой контекстного меню (Открыть) или кликнуть мышкой, установив её на каталог Проводник.

Проводник одновременно отображает содержимое текущего (то есть выделенного) каталога и структуру всего дерева каталогов, поэтому он более удобен для копирования и переноса файлов и каталогов ''перетаскиванием'' мышкой. На рисунке 5 приведено окно Проводника. Окно состоит из двух панелей. На левой панели отображены объекты (Рабочий стол, Мои документы, Мой компьютер, диски, каталоги), а на правой - содержимое текущего (выделенного) каталога (папки). Символ ''-'' (минус) слева от значка объекта означает, что в левой панели отображены все, в нём зарегистрированные подкаталоги. Символ ''+'' (плюс) слева от значка объекта означает, что у объекта есть подкаталоги, но они не отображены в левой панели. Если слева от значка объекта нет никакого знака, следовательно, в нём нет подкаталогов.

Рис.5

 

8.7. Виды окон

При работе в среде Windows на экране могут появляться три вида окон:

-окно Windows-программы (Windows-приложения);

-вторичное окно, то есть окно, которое создаёт Windows-программа;

-окно запроса, которое называют вспомогательным или диалоговым окном.

Некоторые компоненты оконного интерфейса стандартизированы для всех видов окон, но есть компоненты, которые присущи только определённому виду окон.

Любое окно - прямоугольник определённого размера.

Изменять размеры можно только у окон программ и вторичных окон, для этого следует указатель мышки установить на одну из границ окна (указатель мышки превращается в двустороннюю стрелку), нажать левую кнопку мышки и, удерживая её, переместить границу.

Можно распахнуть окно на весь экран (или вернуть прежний размер), если дважды кликнуть мышкой по строке Заголовок.

Компоненты окна<BR> Windows-программ

Рассмотрим компоненты оконного интерфейса на примере программы Microsoft Word (смотри рисунок).

Верхняя строка окна содержит заголовок с именем программы и именем документа, который в данный момент редактируется в окне. Пока документ не сохранён в файле, он называется Документ1. Заголовок служит для перемещения окна, поместив на него указатель мыши и удерживая левую кнопку мыши, можно перетаскивать окно.

В правой части заголовка находятся три кнопки: свернуть в пиктограмму, сворачивания или разворачивания окна, закрыть.

В левой части заголовка находится кнопка со значком программы - кнопка системного (или оконного) меню, команды которого практически дублируют действия кнопок, которые находятся в правой части заголовка.

Под заголовком находится строка меню. Для работы с пунктами меню следует установить указатель мышки на нужный пункт и кликнуть левой кнопкой, после чего откроется список команд выбранного пункта.

Условные обозначения, встречающиеся при работе с меню:

Обозначения Значение
Серый цвет команды меню Команда недоступна
Многоточие ''...'' после команды меню После выбора команды появится диалоговое окно
Треугольник справа от команды меню После выбора команды появится подменю
Галочка, расположенная перед командой меню Включён выбранный режим программы
Кружок, расположенный перед командой меню Выбран один из альтернативных режимов программы

 

Рассмотрим элементы окна Windows-программ, которые можно добавлять, убирать и перемещать в окне. Такими элементами являются многочисленные панели инструментов, линии прокрутки по вертикали и по горизонтали, строка состояния.

Панели инструментов можно добавлять разными способами, например, кликнуть мышкой на пункте меню Вид, затем выбрать команду Панели инструментов и отметить флажками нужные панели. На рисунке под строкой меню добавлены панели инструментов Стандартная и Форматирования, а панели Рисование и WordArt ''подвешены'' в произвольном месте окна.

В нижней части окна Windows-программы можно расположить строку состояния.

В строке состояния обычно отображается информация о текущем состоянии программы и документа, а также различные индикаторы.

На правой и нижней сторонах окна Windows-программы можно разместить полосы прокрутки текста, которые позволяют передвигаться по тексту документа на экране с помощью мышки.

Для добавления в окно строки состояния и полос прокрутки, следует выбрать пункт меню Сервис, затем команду Параметры, открыть вкладку Вид и поставить флажки в строках строка состояния, горизонтальная и вертикальная полосы прокрутки.

Оконный интерфейс программ из группы Стандартные

На рисунке приведены первые две строки оконного интерфейса трёх Winlows-программ: Paint, WordPad и Блокнот.

Верхняя часть каждого окна содержит заголовок с именем программы и именем документа, который в данный момент редактируется в окне. Редактируемые документы ещё не сохранены в дисковом файле.

Под заголовком обычно находится строка меню программы. Классическое меню Windows-программы - раскрывающееся.

Представленные программы предназначены для редактирования некоторых данных, поэтому в строке меню обязательно должны быть пункты Файл и Правка.

Каждая программа позволяет обращаться к справочной системе Windows (пункт Справка).

Вторичные окна

Окна, которые создаются Windows-программами, называются вторичными окнами. Напри



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: