Постижение многогранности характера человека: к вопросу изучения творчества М.А.Булгакова в школе




Сегодня перед педагогом стоит важнейшая задача воспитания средствами художественной литературы духовно-нравственной личности, готовой к самопознанию и самоусовершенствованию, способной к деятельности в современном мире по законам добра, совести, чести, справедливости, патриотизма и гражданского долга. Особенно это важно для учащихся профильных классов, так как они делают первые шаги к осознанному выбору будущей профессии в гуманитарной сфере, где так необходимо понимание другого человека, его интересов, его потребностей. «Людей неинтересных в мире нет», - утверждал поэт Евгений Евтушенко. Познакомиться с различными характерами, пройти вместе с героями через испытание любовью, славой, даже смертью, пережить эмоциональное потрясение – и в результате определиться в выборе нравственных ценностей – именно этому учит ребенка урок литературы.

Огромный потенциал в формировании личности старшеклассников таят в себе роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и повесть «Собачье сердце». В процессе изучения художественных произведений мы использовали способ сравнения для того, чтобы исследовать характеры Преображенского и Воланда.

Два произведения, два героя. С одной стороны, профессор, с другой – сатана. Что может быть у них общего? Почему их называют магами? Если они маги, то какой магией они владеют и на что направлена их сила?

Несомненно, Воланд в романе «Мастер и Маргарита» является представителем черной магии. Двенадцатая глава называется «Черная магия и ее разоблачение». В ней Воланд впервые предстает как маг, который своими фокусами поражает жителей Москвы. На протяжении всего романа он удивляет и читателей, и собеседников постоянным перевоплощением. Все, что он делает, связано с применением его магической силы. Профессор Ф. Ф. Преображенский тоже является магом. Он не показывает фокусы, не исчезает и не появляется внезапно, не превращает бумагу в деньги. Его магия – это его знания, ум, образованность. Если сила Воланда дана свыше, то сила Преображенского - это результат его труда. Филипп Филиппович – человек постоянного самосовершенствования и стремления к познанию мира. Возможно, его труд оказался таким результативным, потому что он придерживался установок: «успевает всюду тот, кто никуда не торопится» и «каждый должен заниматься прямым своим делом».

Мы видим, что и Воланд, и профессор Преображенский владеют огромным запасом знаний, в том числе знаний человеческой природы, а также высоким уровнем культуры, обладают умением понимать людей, объяснять мотивы их поведения, что дает им возможность воздействовать на окружающих

В связи с тем, что магия непонятна простому человеку, не обремененному грузом знаний, не наделенному чудодейственной силой, с образами Воланда и профессора Преображенского тесно связан мотив узнавания, который развивается в заинтересовавших нас произведениях.

Исследуя тексты художественных произведений, мы выявляем три лика героев. Прежде всего, они волшебники, но не фокусники. Филипп Филиппович занимается пересадкой органов, надеясь продлить период жизненной активности человека, улучшить человеческую природу (отсюда говорящая фамилия героя). Фантастическая операция профессора Преображенского дала поразительные результаты: пересадка гипофиза в течение недели привела к полному очеловечиванию собаки. Филипп Филиппович «окрестил» Шарика (1гл.), «благословил его на трудный подвиг» (4 гл.), вызвал «слухи о светопреставлении» (5 гл.), сделал «исключительное что-то» (8 гл.). Итак, профессор Преображенский берет на себя функцию преобразования человека и при этом творит чудеса, невиданные ни в жизни, ни в науке.

Воланда тоже нельзя назвать фокусником. Используя прием карнавализации, автор создает образ «странной» действительности, в которой при помощи Сатаны проводит нравственную ревизию людей 20 века. Чудеса, демонстрируемые Воландом и его свитой, есть удовлетворение скрытых желаний людей. С них слетает благопристойность, и проявляются вечные человеческие пороки: алчность, ханжество, жестокость, корыстолюбие, лживость. Мотив обнажения получает буквальное воплощение, метафора реализуется. То есть, Воланд, как и профессор Преображенский, выполняет более серьезную функцию, нежели демонстрация фокусов.

Далее мы выясняем, что оба героя выступают и в роли жрецов. Жрец – посредник между Богом и людьми, наделенный от Бога властью решать судьбы людей, судьбы страны в целом.

Профессор Преображенский часто напевает арию «К берегам священным Нила» из оперы Дж. Верди «Аида», маршевость, чеканность мелодии которой указывает на неотвратимость событий и символизирует жреческую власть. Описание начала операции дано в восприятии Шарика и также напоминает обряд жертвоприношения: «В белом сиянии стоял жрец и сквозь зубы напевал про священные берега Нила…Жрец был весь в белом…» Наконец, используя традиционные приемы карнавала, М. А. Булгаков рисует профессора Преображенского жрецом, человеком, играющим двумя противоположностями: жизнью и смертью других.

В соответствии с карнавальными традициями строятся и сцены, где дается описание пожаров в Москве. Сгорает «Дом Грибоедова». Это один из четырех московских пожаров, связанных со свитой Воланда, «огонь, с которого все началось и которым мы все заканчиваем», - говорит Азазелло, поджигая «арбатский подвал» Мастера, где сгорит прошлая жизнь и страданье главных героев романа. Сгорает и «нехорошая квартира» №50, и Торгсин. М. М. Бахтин писал: «На европейских карнавалах почти всегда фигурировало особое сооружение, называвшееся адом, в конце карнавала этот ад сжигался». Сожжение «Грибоедова» можно рассматривать как магический обряд очищения от грехов после наказания.

Таким образом, и профессор Преображенский, и Воланд выступают в роли жрецов, творящих магический обряд.

В процессе работы по теме «Два мага в творчестве М.А.Булгакова» отмечаем еще одну общую черту: проявление «божественного начала» в образах профессора Преображенского и Воланда. Во-первых, у Филиппа Филипповича царственное древнегреческое имя подчеркивает властную и энергичную натуру. Во-вторых, по мнению самых разных персонажей, он божество, творец. В-третьих, религиозные аналогии подтверждают правоту опытов ученого:

Ø особый, незримый свет был виден герою, смотрящему на мир «щурясь», «прищурившись», как бы «исходящий из облака светлого», бывшего знаком Преображения («И преобразился он пре ним и просияло лице Его как солнце…»);

Ø образность финального эпизода («одинокая звезда», «царство… небесное», «берега священные») проявляет смысл избраннической миссии героя. В царстве зла он является носителем божественно творческого начала.

Благодаря такой трактовке образа профессора Преображенского (героя, взявшего на себя функцию Бога) можно вывести учащихся на проблему ответственности интеллигенции и каждого человека в отдельности за результаты своего труда. Ученый понимает, что создал «мертвую душу», и перед ним стоит новая задача – «из хулигана сделать человека». Но изменить внутренний мир оказывается куда труднее, чем совершить чудо творения. Задумываясь о причинах неудачи, он приходит к выводу, что нарушил закон природы, приподняв завесу над божественным таинством. Кроме того, человека не стоит менять, так как «каждый год… из массы всякой мрази» рождаются «десятки выдающихся гениев, украшающих земной шар». Отсюда следует еще один важный вывод: каждый человек – это конкретный индивидуум, с неповторимым, только ему присущим набором физиологических, психологических, интеллектуальных, нравственных и иных особенностей.

В Воланде тоже есть божественное начало. Это подтверждают следующие положения. Прежде всего эпиграф: «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо…» (Гете «Фауст»). Создается реминисцентный фон: «Фауст» Гете назван и в самом тексте романа: «Простите, может быть, впрочем, вы даже оперы «Фауст» не слышали?» Воланд предстает в своей мистической роли: он дух Зла и повелитель теней. Он вечен, как вечно Добро и Зло на Земле, и ему придется бороться за свои права с теми, кто не признает теней. Но под влиянием Мастера и Маргариты Воланд делает вывод, что нужно уметь прощать, что у каждого человека есть право построить жизнь самому.

Исследуя характеры героев двух произведений М.А.Булгакова, учащиеся приходят к выводу о том, что и Воланд, и профессор Преображенский выполняют несколько функций и демонстрируют три лика магической силы: они являются волшебниками, жрецами, божествами, что позволяет назвать их яркими, многогранными, интересными личностями.

Роман «Мастер и Маргарита» и повесть «Собачье сердце» играют важную роль в формировании у учащихся таких качеств, как самостоятельность мышления, ответственность за принятое решение, способность признать право другого человека на собственный выбор.

(Статья опубликована в межвузовском сборнике научных и научно-методических трудов «Человек в мире культуры». /Урал. Гос. Пед. Ун-т. – Екатеринбург, 2005, С.60).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: