ПАЗЛ №3 - ДЕКОНЦЕНТРАЦИЯ или ГЛАЗА РАЗБЕЖАЛИСЬ




По большому счету, почти все приведенные в этой статье психотехнические приемы относятся к классу деконцетративных. Принцип деконцентрации (рассредоточения, распределения) внимания на первый взгляд противоположен методам концентрации (сосредоточения, точечной однонаправленности) внимания, хотя, как мне кажется, отличие заключается лишь в способе эксплуатации одних и тех же механизмов внимания. "Шаловливые ручонки" внимания можно либо "заковать в наручники" (концентрация), либо дать в руки что-нибудь потяжелее и заставить держать (деконцентрация). Эти методы в йогической традиции именуют пратьяхарой. Деконцентративные методы более динамичны и позволяют манипулировать вниманием без видимого ущерба адекватности поведения психоэкспериментатора. Но, как говорится, суп удобнее есть ложкой, а бифштекс накалывать вилкой. Для тех, кто желает подойти к данному вопросу более основательно, рекомендую ознакомиться с книгой Олега Бахтиярова "Деконцентрация", так же "в тему" рекомендую посетить сайт Дениса Зикеева

А в нашем частноприкладном случае рассмотрим два варианта деконцентрации – визуальной и аудиальной (звуковой).


1. Деконцентрация визуальная

- 1-й этап - плоскостнаядеконцентрация. Распределяем равномерно внимание на все видимые объекты. Отдельно пытаемся уделить больше внимания объектам, находящимся на границе поля зрения - сверху, справа, внизу, слева. Снова схватываем вниманием все объекты. Вычеркиваем из восприятия ощущение перспективы. Для этого представляем воспринимаемую визуальную картину, как бы нарисованную на холсте или как огромную фотографию. Представлять визуальную картину именно нарисованной (а значить созданную чьим-то воображением) предпочтительнее. Еще лучше с нескрываемым любопытством рассмотреть "неизвестный шедевр" неизвестного художника, не забывая, что главная цель упражнения - деконцентрация. Опускаем восприятие в тело (см. пазл №2), голова "отдыхает". Держим некоторое время плоскостнуюдеконцентрацию.

- 2-й этап - объемнаядеконцентрация. Из состояния плоскостной визуальной деконцентрации вытягиваем перспективу. Это не сложно, нужно просто вытянуться вниманием вдаль. Если пространство ограничено стенами помещения или другими объектами (вы в лесу, скажем), можно попробовать следующий прием. Переключить внимание на воздух, заполняющий объем помещения или заполняющий пустоты между объектами (деревьями в лесу), ощутить именно пустоты между объектами и деконцентрироваться по ним. В результате объемной деконцентрации мы начинаем ощущать именно пространство в котором расположены видимые объекты. Делаем контрольное смещение восприятия в тело.

Поскольку в результате объемной деконцентрации мы начинаем ощущать пространство, логичным завершением данного упражнения будет подключение к объему деконцентрации "виртуальных" (невидимых) пространств.

- Подключить "небо" не тяжело. Достаточно вытянуться вниманием вверх в бесконечность и подключить бесконечность к видимому объему как дополнительный объект деконцентрации.

- С нижним пространством сложнее. При попытке уйти вниманием вниз в бесконечность, оно где-то застревает в земле, а если принудительно уходить вниманием в предполагаемую бесконечность снизу, возникает ощущение неоднородности пространства снизу, что некрасиво портит картину. Шаблоны восприятия. Мы с ними не боремся, а пытаемся использовать в "корыстных целях". Потому вытягиваемся вниманием вниз до "застревания", захватываем объем и подключаем к уже ощущаемому, как объект деконцентрации. В конечном счете нам важна всенаправленность, "растопыренность" восприятия как в "Пифагоровых штанах".

- Остается объем "за спиной". Уходим вниманием назад за спину, пытаемся ощутить пространство сзади. Здесь отчетливо проявляется инерционность перестройки внимания. Надо подержать, сразу пространство сзади ощутить тяжело. Можно воспользоваться следующим приемом. Сначала воображаем картину сзади. Мы же знаем, примерно, где и что там находится. Воображаем перед собой зеркало во весь рост. Затем перемещаем это зеркало сквозь себя назад так, чтобы плоскость зеркала оказалась как бы на спине. Только необходимо четко провести вниманием плоскость зеркала сквозь тело, желательно с соответствующими тактильными ощущениями. Теперь как бы смотрим в зеркало назад. Мы не стремимся разглядеть объекты за спиной, а вытягиваемся вниманием, чтобы ощутить пространство.

- Для объединения пространств, перемещаем зеркало вперед четко на осевую линию тела и смотрим в зеркало назад и вперед одновременно. Когда возникнет интегрированное ощущение, подключаем верх, низ, смещаем восприятие в тело.

- Пребываем в этом состоянии восприятия некоторое время.


2. Деконцентрация аудиальная (звуковая)

Смысл звуковой деконцентрации аналогичен деконцентрациивизуальной, нужно ощутить пространство звука, пространственный звуковой узор. Поэкспериментируйте, нащупайте свой способ, вариантов масса. Я, конечно, предложу вариант.

- Растягиваем внимание по двум полюсам "верх-бесконечность" и "низ-бесконечность". Называем их для себя "полюсами тишины". Пытаемся ощутить качество полюсов. Что мы можем сказать о бесконечности? Ничего, кроме того, что мы ощущаем полюса "разными".

- Представляем себе, что полюса являются "источниками тишины". Пересечением их излучений есть "проявленная тишина" вокруг нас. Схватили первое ключевое положение восприятия, как проявленную тишину вокруг.

- Теперь начинаем слушать имеющиеся в наличии звуки, последовательно перемещаясь от источника к источнику, отмечая про себя каждый звук, как объект в пространстве тишины. Деконцентрируемся по звукам, схватываем все источники звука, как объекты в пространстве тишины, ловим пространственно-звуковой узор.

- Для усиления ощущения "пространственности" вносим в звуковую картину "виртуальный" источник звука. Пытаемся "послушать" заведомо удаленное, но знакомое по расположению пространство – собственную квартиру (если вы не дома), железнодорожную станцию, кабинет начальника и т.д. Чутко "вслушиваемся" в несуществующие звуки, подключаем "виртуальный" объект к картине деконцентрации.

- Удерживаем некоторое время вниманием пространственно-звуковой узор.

ПАЗЛ №4 – НОГИ МОИ, НОГИ

Данный прием является вариантом настройки сознания "на созерцание". Может использоваться как в статике, так и в монотонной динамике типа ходьбы, бега. Очень интересно работает в асанах (для практикующиххатха йогу).

- Помещаем сознание в левую ногу, чувствуем ее "своей", правую ногу - "чужой". Затем наоборот правую ногу своей, левую - чужой. Возвращаемся вниманием в левую ногу и схватываем обе ноги как "свои-чужие" одновременно. Возникшее специфическое состояние сознания распространяем вверх на все тело.

- Для начала настройки, в статическом варианте практики, лучше чтобы ноги соприкасались, тогда проще ощутить отторгаемую ногу, как чужую. Скажем, представив себя в толчее переполненного автобуса. Во время ходьбы можно представить себя идущим в строю, тогда отторгаемую ногу можно попробовать ощутить ногой сотоварища.

- Ощутив тело как "свое-чужое", часть сознания направляем в область подмышек и через подмышки разворачиваемся во внешнее пространство. Держим ноги, тело - "свое-чужое", подмышки, пространство - сознание начинает "сползать в созерцание". Разворачиваться сознанием во внешнее пространство через подмышки означает, что когда вы ощутите "кукольную механистичность" тела посредством манипуляции сознания с ногами и ощутите тело как "свое" и "чужое" одновременно, нужно деконцентрировать внимание, равномерно распределив его на все видимые объекты, и уже после этого, удерживая сознанием тело-пространство, часть внимания направить в подмышки.

- Если вы правильно деконцентрировались, то и без того "разведенные" глаза, при направлении внимания в подмышки, начинают как бы еще дальше растекаться в направлении подмышек, и вслед за ними начинает скользить и замирать сознание.

Во время практики асан, после входа в асану, приведенная настройка сознания оттягивает внимание от отвлекающего переходного процесса, а во время фиксации асаны, сознание естественно уходит в созерцание внутренне-внешней конфигурации тела-пространства.

ПАЗЛ №5 – НУЛЕВАЯ ТОЧКА

"Дайте мне точку опоры и я переверну Землю!" – этот оптимистичный афоризм Архимеда в контексте наших упражнений приобретает несколько иной смысл. И действительно, для осознания процессов, происходящих в нашем психическом пространстве, нам не мешало бы иметь некую точку отсчета, начало координат. Осознанием такой области мы сейчас и займемся. Правда, для достижения максимального эффекта упражнения, придется воспользоваться психоэнергетическим приемом подъема сознания с участием тела, дыхания, управления энергетическими потоками, все как в лучших йогических традициях. Даже для фиксации промежуточных положений подъема сознания мы можем воспользоваться традиционным расположением чакр в теле, почему бы и нет, хотя это абсолютно не принципиально. Итак,

- На вдохе поднимаем "энергию, прану" (назовите как хотите, я специально предупредил, что техника психоэнергетическая) по левой ноге до уровня нижней точки тела(а-ля муладхара). Правильнее сказать не "поднимая", а втягивая, всасывая дыханием "нечто" по ноге, как будто мы набираем жидкость в шприц, только усилием дыхания. Соответственно при правильном втягивании вдох будет с усилием, слегка шипящий, с суженной голосовой щелью, одним словом вдох по типу дыхания "уджжайи".

- На выдохе это нечто как бы расходится кругами по плоскости, проходящей через нижнюю точку тела, как от брошенного в воду камня. На вдохе тянем по ноге, провожая подъем вниманием, на выдохе – созерцаем расходящиеся круги на плоскости. Повторяем 2-3 раза.

- Аналогичную операцию проделываем с правой ногой. В качестве примечания замечу, что первый проход вниманием по выбранной траектории психического пространства всегда происходит с усилием, зато последующие легко, как по проторенной дорожке. Возникает ощущение, что не тронутые вниманием области психического пространства, подобны некоей аморфной жидкокристаллической структуре и проход по ней вниманием делает ее на некоторое время упорядоченной, прозрачной.

- На очередном вдохе поднимаем плоскость чуть выше на уровень гениталий, естественно вдыхаем по выбранной ноге, выдыхаем в плоскость. При переходе на новый уровень можно представить себе, что на вдохе вы делаете шаг в глубину водоема, и уровень воды поднимается, а на выдохе, естественно, от вас расходятся круги на воде. Провоцирование эмоций, соответствующих этим уровням, приветствуется, т.к. эмоции играют не последнюю роль в "возбуждении", усилении энергетичности процесса. Вдыхаем поочередно справа, слева до ощущения равной "проходимости" сторон.

- По аналогии, поднимаем "уровень сознания" с очередным вдохом в живот. Вдох по ноге, выдох в пространство с уровня живота.

- С очередным вдохом поочередно по ногам поднимаем прану на уровень груди, максимально "открываемся" внешнему миру из груди, "впускаем" его себе в грудь, эмоции поощряются. Заметьте, именно эмоции подталкивают нас к трансовым состояниям.

- Когда посчитаем нужным, но не теряя динамики, поднимаемся на уровень горла. Сопутствующий образ – шарфик вокруг горла, можно опять развернуть плоскость на уровне горла. Дышим справа-слева.

- Поднимаем прану в голову. Сначала концентрируем внимание в течение нескольких дыханий на лице и области непосредственно перед лицом. Затем перемещаем внимание внутрь головы, осознаем пустое пространство внутри головы, вспомните "картонную коробку". Представляем себе "пробоину" во лбу, через которую пустота внутри головы соединяется с внешним пространством. Представляем в центре головы "лампочку", произносим, именно произносим, про себя слово "клац", и включаем лампочку. Поочередным дыханием, с усилием, "тянем" прану и с каждым дыханием заставляем лампочку светится сильнее. Воображаем себя "шахтерами в забое" с фонариком на голове. Прилагаем "волевое усилие" с настроением "стиснутых зубов и сжатых кулаков", и с каждым дыханием делаем луч света из головы тоньше и ярче. Дыхание из поочередного меняем на общее снизу-вверх - снизу тянем, изо лба излучаем. Когда мы посчитаем, что уже похожи на инженера Гарина с лазерным лучом изо лба, начинаем перемещать луч, как ствол гаубицы, вертикально вверх, с лязгом и скрежетом металлического механизма. Когда луч выстоится вертикально, отпускаем напряжение, оно нам больше не нужно. Спектр сопутствующих переживаний-образов скорректируйте "под себя" эмпирически.

- Делаем паузу. Устремляемся вниманием по лучу вертикально вверх. Куда он уходит, где заканчивается? Отправляемся по лучу вверх. Чтобы инициировать восходящее движение можно вообразить себя олимпийским мишкой, надуть себя дыханием снизу и полететь. Можно намотать луч на руку, расслабиться и разрешить ему себя потянуть вверх, главное начать движение вверх "вместе с телом". Зафиксировать восходящее движение можно последовательными образами уменьшающегося ландшафта, облаков под собой, Земли как планеты среди прочих светил, встречного звездного потока, ускоряющегося и размазывающегося вплоть до единственного ощущения огромной скорости.

- И наконец, …стоп. Что мы имеем. Имеем в ощущении некое место, где нет ничего. Нет объектов, ничего нельзя сказать о пространстве и времени в этом месте, ведь не к чему привязать внимание, оценить объем или последовательность каких либо событий. Для нас в этом месте реально лишь наше сознание и то, что оно существует, модель чистого бытия "САТ" и сознания "ЧИТ" в непроявленном пространстве-времени. Это качество нужно ощутить и "заякорить", как промежуточный результат. Это и есть наша виртуальная "нулевая точка".

- Возвращаемся частью внимания в мир и оставаясь основным вниманием в нуле, смотрим на мир "из нулевой точки". Оценить "качество мира" из этой позиции восприятия предлагаю самостоятельно, чтобы не нарушать чистоту эксперимента.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: