Тема 10. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА




 

Вопросы для обсуждения:

1. Развитие словаря и грамматического строя речи.

2. Осознание словесного состава и грамматического строя речи.

3. Развитие звуковой стороны речи и осознание звукового состава слова. Роль речи в развитии психика ребенка.

4. Развитие речи дошкольника в разных видах деятельности.

5. Развитие функций речи: коммуникативной, планирующей, знаковой.

Задания для самостоятельной работы:

1.Составить схему:

- Развитие словаря, грамматического строя, связной речи у детей от 3 до 7 лет.

Литература: Урунтаева Г.А. Детская психология. - М.: Академия, 2010.

Выписать понятия: речь, язык, внешняя, внутренняя, эгоцентрическая речь, диалогическая, монологическая, ситуативная, контекстная, объяснительная речь.

Основная литература:

1. Давидович Л., Резниченко Т. Если ребенок не говорит //Дошкольное воспитание. -2000. - № 1. – с. 93-98; № 10. – с. 102-109.

2. Лаврентьева А., Ушакова О. Формирование семантической стороны речи //Дошкольное воспитание. – 2006. - № 8. – с. 3-8.

3. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для вузов - М.: Академия, 2012.

4. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для студ. вузов по дисц. "Возрастная психология" / Л. Ф. Обухова. - М.:Юрайт, 2011;: МГППУ, 2011.

5. Поддъяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка: от рождения до шести лет. – СПб: Речь; М.: Сфера, 2010.

6. Урунтаева Г.А. Детская психология: [учебник для студ. сред.проф. образования] / Урунтаева Г. А. - 8-е изд., испр. - М.: Академия, 2010.

7. Урунтаева, Г. А. Практикум по психологии дошкольника: учеб.пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева. - М.: Академия, 2009.

8. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник для бакалавров: [учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии] / Шаповаленко И. В. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012.

9. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Академия, 2011.

Дополнительная литература:

1. Ушакова Т.Н. Истоки осмысленности ранней детской речи / Ушакова Т. Н., БеловаС.С. // Вопросы психологии. - 2012. - № 2. - С. 45-55.

2. Ушакова Т.Н. Семантика первых детских слов / Ушакова Т. Н.
// Вопросы психологии. - 2011. - № 2. - С. 25-35.

3. Котлярова Э.В. Усвоение психологической лексики в дошкольном возрасте / Котлярова Э.В., СусловаА.А. // Вопросы психологии. - 2011. - № 1. - С. 28-34.

4. Немов Р.С. Воображение, мышление и речь
// Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. - 2012. - № 2. - С. 45-54.

 

Тема 11. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА

 

Вопросы для обсуждения:

1. Основные направления развития мышления в дошкольном возрасте.

2. Развитие наглядно-действенного мышления.

3. Развитие наглядно-образного мышления.

4. Усвоение логических форм мышления.

5. Формирование мышления дошкольников. Психологическое обоснование методов умственного воспитания.

Задания для самостоятельной работы:

1. Выписать основные понятия: мышление, виды мышления, мыслительные операции, познавательная активность, любознательность, познавательные интересы, проблемная ситуация, наглядное, пространственное моделирование, понятие, знания.

2. Составить схемы:

- Основные направления в развитии мышления дошкольника

- Пути и средства формирования мышления в дошкольном возрасте.

Основная литература:

1. Венгер Л.А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Психология дошкольника. Хрестоматия. /Сост. Г.А. Урунтаева. –М., 2000. – с. 196-206.

2. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для вузов - М.: Академия, 2012.

3. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для студ. вузов по дисц. "Возрастная психология" / Л. Ф. Обухова. - М.:Юрайт, 2011;: МГППУ, 2011.

4. Поддъяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка: от рождения до шести лет. – СПб: Речь; М.: Сфера, 2010.

5. Урунтаева Г.А. Детская психология: [учебник для студ. сред.проф. образования] / Урунтаева Г. А. - 8-е изд., испр. - М.: Академия, 2010.

6. Урунтаева, Г. А. Практикум по психологии дошкольника: учеб.пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева. - М.: Академия, 2009.

7. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник для бакалавров: [учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии] / Шаповаленко И. В. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012.

8. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Академия, 2011.

Дополнительная литература:

1. Асмолов А. Главное – сохранить почемучек //Дошкольное воспитание. – 2005. - № 3. – с. 68-72.

2. Пиаже Ж. Главнейшие черты детской логики // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. – М., 2000. – с. 385-406.

3. Немов Р.С. Воображение, мышление и речь // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. - 2012. - № 2. - С. 45-54.

4. Михайлова М.В. Роль образного мышления в развитии детей 6-7 лет / М.В. Михайлова // Искусство и образование. – 2010. - № 4. – с. 58-62.

5. Путляева Л. О развитии мышления: психолог советует / Л. Путляева // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 5. – с. 35-38.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: