Вопросы для обсуждения:
1. Развитие словаря и грамматического строя речи.
2. Осознание словесного состава и грамматического строя речи.
3. Развитие звуковой стороны речи и осознание звукового состава слова. Роль речи в развитии психика ребенка.
4. Развитие речи дошкольника в разных видах деятельности.
5. Развитие функций речи: коммуникативной, планирующей, знаковой.
Задания для самостоятельной работы:
1.Составить схему:
- Развитие словаря, грамматического строя, связной речи у детей от 3 до 7 лет.
Литература: Урунтаева Г.А. Детская психология. - М.: Академия, 2010.
Выписать понятия: речь, язык, внешняя, внутренняя, эгоцентрическая речь, диалогическая, монологическая, ситуативная, контекстная, объяснительная речь.
Основная литература:
1. Давидович Л., Резниченко Т. Если ребенок не говорит //Дошкольное воспитание. -2000. - № 1. – с. 93-98; № 10. – с. 102-109.
2. Лаврентьева А., Ушакова О. Формирование семантической стороны речи //Дошкольное воспитание. – 2006. - № 8. – с. 3-8.
3. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для вузов - М.: Академия, 2012.
4. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для студ. вузов по дисц. "Возрастная психология" / Л. Ф. Обухова. - М.:Юрайт, 2011;: МГППУ, 2011.
5. Поддъяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка: от рождения до шести лет. – СПб: Речь; М.: Сфера, 2010.
6. Урунтаева Г.А. Детская психология: [учебник для студ. сред.проф. образования] / Урунтаева Г. А. - 8-е изд., испр. - М.: Академия, 2010.
7. Урунтаева, Г. А. Практикум по психологии дошкольника: учеб.пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева. - М.: Академия, 2009.
8. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник для бакалавров: [учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии] / Шаповаленко И. В. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012.
9. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Академия, 2011.
Дополнительная литература:
1. Ушакова Т.Н. Истоки осмысленности ранней детской речи / Ушакова Т. Н., БеловаС.С. // Вопросы психологии. - 2012. - № 2. - С. 45-55.
2. Ушакова Т.Н. Семантика первых детских слов / Ушакова Т. Н.
// Вопросы психологии. - 2011. - № 2. - С. 25-35.
3. Котлярова Э.В. Усвоение психологической лексики в дошкольном возрасте / Котлярова Э.В., СусловаА.А. // Вопросы психологии. - 2011. - № 1. - С. 28-34.
4. Немов Р.С. Воображение, мышление и речь
// Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. - 2012. - № 2. - С. 45-54.
Тема 11. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА
Вопросы для обсуждения:
1. Основные направления развития мышления в дошкольном возрасте.
2. Развитие наглядно-действенного мышления.
3. Развитие наглядно-образного мышления.
4. Усвоение логических форм мышления.
5. Формирование мышления дошкольников. Психологическое обоснование методов умственного воспитания.
Задания для самостоятельной работы:
1. Выписать основные понятия: мышление, виды мышления, мыслительные операции, познавательная активность, любознательность, познавательные интересы, проблемная ситуация, наглядное, пространственное моделирование, понятие, знания.
2. Составить схемы:
- Основные направления в развитии мышления дошкольника
- Пути и средства формирования мышления в дошкольном возрасте.
Основная литература:
1. Венгер Л.А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Психология дошкольника. Хрестоматия. /Сост. Г.А. Урунтаева. –М., 2000. – с. 196-206.
2. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для вузов - М.: Академия, 2012.
3. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для студ. вузов по дисц. "Возрастная психология" / Л. Ф. Обухова. - М.:Юрайт, 2011;: МГППУ, 2011.
4. Поддъяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка: от рождения до шести лет. – СПб: Речь; М.: Сфера, 2010.
5. Урунтаева Г.А. Детская психология: [учебник для студ. сред.проф. образования] / Урунтаева Г. А. - 8-е изд., испр. - М.: Академия, 2010.
6. Урунтаева, Г. А. Практикум по психологии дошкольника: учеб.пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева. - М.: Академия, 2009.
7. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник для бакалавров: [учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии] / Шаповаленко И. В. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012.
8. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Академия, 2011.
Дополнительная литература:
1. Асмолов А. Главное – сохранить почемучек //Дошкольное воспитание. – 2005. - № 3. – с. 68-72.
2. Пиаже Ж. Главнейшие черты детской логики // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. – М., 2000. – с. 385-406.
3. Немов Р.С. Воображение, мышление и речь // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. - 2012. - № 2. - С. 45-54.
4. Михайлова М.В. Роль образного мышления в развитии детей 6-7 лет / М.В. Михайлова // Искусство и образование. – 2010. - № 4. – с. 58-62.
5. Путляева Л. О развитии мышления: психолог советует / Л. Путляева // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 5. – с. 35-38.