Конституционно-правовые отношения




Понятие и предмет КП.

КП – это совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения людей, правил, нарушение которых влечет применение гос. принуждения в различных формах. КП – это более высокий в демократическом и гуманистическом смысле уровень развития гос. права. Центральное место в КП занимает человек, его интересы и потребности, что лежит в основе гражданского общества.

Предметом отрасли КП выступает общество, включая государство. Собственно предметом выступают отношения по поводу осуществления верховной государственной власти (как через формы прямой, так представительной демократии); гос-территориальное устройство; институт гражданства; компетенция РФ, выборы и референдумы, организация и деятельность законодательных, представительных органов гос. власти.

Двуединая природа предмета КП заключается в том, что одни сферы общественных отношений закрепляются и регулируются КП непосредственно, а другие - опосредованно, т.е. нормами КП закрепляются только основы и принципы этих отношений, а их детальное регулирование осуществляют остальные отрасли российского права. Такую особенность предмета КП задает двоякая функциональная роль, которую играет данная отрасль в механизме правового регулирования. С одной стороны, КП закрепляет и регулирует фактические общественные отношения и тем самым выступает в роли обычной отрасли права. С другой стороны, данная отрасль ориентирована на решение общеправовых задач, имеет общеправовую специализацию.

Метод конст. регулирования обществ. отношений.

Метод конституционного регулирования означает способ регулирования, воздействия норм конституционного права на общественные отношения. Метод конституционного регулирования в наибольшем объёме и с наибольшей юридической силой обеспечивает охрану прав и интересов личности, общества и государства.

Сущность, структурные и функциональные особенности метода конституционного регулирования определяются характером и спецификой предмета регулирования.

1. С помощью конституционного регулирования закрепляются не все, а главнейшие, кардинальные принципы и положения, которые определяют содержание и основные направления развития общества.

2. Максимально высокий юридический уровень - характерная особенность этого метода. Конституция РФ на наивысшем законодательном уровне закрепляет отношения, которые

возникают и действуют в процессе осуществления основ полновластия народа РФ.

3. Метод конституционного регулирования имеет универсальный характер. Его действие в большинстве случаев распространяется на все сферы жизнедеятельности, а нормы других областей регламентируют конкретные стороны общественной жизни.

Таким образом, конституционный метод правового регулирования есть одной из важнейших квалификационных признаков, которые выделяют конституционное право в самостоятельное звено всей системы национального права РФ.

Конституционные нормы

Конституционно-правовыми нормами являются установленные или санкционированные государством общеобязательные правила по­ведения, регулирующие конституционные отношения. Наряду с тем, что нормам конституционного права присущи общие признаки право­вых норм, они обладают своей спецификой. Особенности: 1. особое содержание, т.к. закрепляют общественные отношения основополагающего, фундаментального характера, касающиеся правовых основ общества и государства; 2. конституционный характер – значительная часть норм содержится в первичных учредительных актах, обладающих высшей юридической силой (К. РФ, К. в республиках и уставы иных субъектов; 3. большое количество норм общерегулятивного характера, распространяющихся на всех правоприменяющих субъектов - нормы-цели, нормы-принципы); 4. учредительный характер (определяет устройство институтов народовластия, основы построения системы органов гос. власти, а также основы построения всей правовой системы (ст. 11, 19, 105, 108, 90 и др.); 5. особенность структуры (практически не предусматривают санкции, обычно имеется гипотеза и диспозиция, санкции – это исключение);

6. программный характер (определяет перспективы развития гос-ва); 7. повышенная охрана, которая обеспечивается К. Судом.

Виды конституционно-правовых (К-П) норм: 1. охранительные - устанавливают меры К-П принуждения, в том числе и ответственности; 2. регулятивные – учреждают различные институты, а также устанавливают порядок осуществления прав и обязанностей. Бывают: а) общие нормы (фиксируют условия правосубъектоности и иные элементы регулирования правоотношений) – ст.60; б) дефинитивные (вводят определение) - ст.94. 3. нормы-цели, нормы-принципы - устанавливают исходные для иных отраслей права ценности, направления и способы деятельности; 4. гарантийные – направлены на обеспечение гражданских прав и деятельности органов власти (ст.109); 5. коллизионные – указывают на нормы, подлежащие применению в конкретном случае при решении юридических затруднений (ч.4. ст.15); 6. оперативные – направлены на отмену введения изменения др. норм (п.1 II раздела); 7. управомочивающие (ст.71-73, 83-90, 102-103 К. РФ); 8. обязывающие (ч.3 ст.107 К. РФ); 9. запрещающие (ч.5 ст.13 К. РФ).

По характеру содержащихся в них велений: 1. императивные (однозначно определяется вариант поведения, действия субъектов в соответствующих обстоятельствах); 2. диспозитивные (предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств); 3. рамочные (сочетают в себе признаки императивности и диспозитивности, т.е. предоставляют участникам отношений свободу выбора, но в императивно заданных пределах).

По субъектам правотворчества: 1. федеральные; 2. региональные; 3. муниципальные.

По назначению в механизме правового регулирования: материальные (предусматривают содержание действий по правовому регулированию общественных отношений) и процессуальные (определяют формы, в которых материальная норма должна быть реализована). КП – отрасль материального права.

Конституционно-правовые отношения

Конституционно-правовые отношения (КПО) - это общественные отношения, которые урегулированы нормами КП и содержанием которых является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данными правовыми нормами.

Специфика КПО:

1. КПО имеют свое собственное содержание, так как возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет КП;

2. КПО свойствен особый субъектный состав: некоторые субъекты этих отношений не могут быть участниками других видов правоотношений.

3. КПО характеризуются большим разнообразием, что создает многослойные юридические связи между субъектами.

Специфические субъекты КПО: 1) Народ - при проведении референдума, выборов депутатов в Государственную Думу, выборов Президента РФ; 2) Государства - РФ и республики, а также такие субъекты Федерации, как края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа; 3) Органы государства, органы МСУ, политические партии и другие общественные объединения граждан, собрания граждан, собрания избирателей, граждане.

Объекты КПО носят специфических характер. К объектам КПО относятся: гос. территория, гос. граница, гос. суверенитет, федеральная казна и т.п. Субъекты КПО - носители конституционных прав и конституционных обязанностей.

Группы субъектов КПО: 1. Физические лица: граждане РФ, иностранцы, лица с двойным гражданством (бипатриды), лица без гражданства (апатриды), избиратели, кандидаты в депутаты и депутаты как лица со специальной правоспособностью; 2. Гос. образования: государство в целом, субъекты РФ - республики, края, области, города федерального значения, автономные округа и автономная область; органы государства (как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ). 3. Негос. объединения: общности людей - народ РФ, народы субъектов РФ, население административно-территориальных единиц и муниципальных образований; органы МСУ; ассоциации граждан - политические партии, массовые общественные организации, религиозные объединения, общественно-политические движения; группы граждан - собрания избирателей, сходы граждан и другое.

Источники КП.

Это форма закрепления общих правил по­ведения, регулирующая отношения конституционного характера. Это преимущественно Конституция и законы, другие НПА, правовые обычаи, нормативные договоры (международные и внутри федеральные). Они выполняют роль «хранилища» правовых предписаний. Все подобные источники прямо связаны с предметом отрасли КП. Система источников КП характеризуется следующим: 1) множественностью форм выражения правовых норм; 2) иерархической соподчиненностью; 3) изменением соотношения внутригосударственного и международного права; 4) приоритетом за­кона. Закон — это нормативный акт, принятый в особом порядке орга­ном законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Он выступает юридической базой деятельности государственных органов, должностных лиц, местного самоуправления, граждан, их объединений. На федеральном уровне особая роль отводится Конституции РФ. Различают законы: федеральные конституционные, о поправке к Кон­ституции РФ, федеральные. Субъекты Федерации издают конститу­ции (уставы) и свои республиканские (областные, краевые) законы. Нормы данной отрасли права могут содержаться в отдельных поста­новлениях парламента и парламентских регламентах.

Источником конституционного права являются весьма многочис­ленные подзаконные акты (указы главы государства, постановления правительства и др.). Нормы КП содержатся и в отдельных норма­тивных договорах. Согласно конституционным нормам (ч. 4 ст. 15) источником от­расли права являются общепризнанные принципы и нормы междуна­родного права и международные договоры РФ. Весьма ограниченное распространение получил правовой обычай. К числу специфических источников относятся нормативные ре­шения Конституционного Суда РФ и других органов конституцион­ной юрисдикции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: