Тема 2. Основные закономерности психического развития. Возрастная периодизация: понятие, сущность, подходы.




Возрастная и педагогическая психология.

Студент должен: знать:

- предмет, задачи, методы возрастной и педагогической психологии;

- основные понятия возрастной и педагогической психологии;

основные закономерности психического развития человека в онтогенезе;

- отечественные и зарубежные периодизации возрастного развития;

- особенности психического развития человека на разных возрастных этапах;

- психологические закономерности и условия процессов обучения и воспитания;

- основные понятия, специфику и структуру учебно - познавательной деятельности;

уметь:

- определять психологический возраст ребенка, опираясь на характерные новообразования;

- применять психологические знания для организации учебно-педагогического сотрудничества с учетом возрастных особенностей ребенка;

- осуществлять психологический анализ дезадаптации и отклонений в развитии ребенка;

- определять особенности возрастного развития ребенка;

- составлять психологическую характеристику личности ребенка;

- создавать психологически комфортную развивающую среду;

- оказывать социальную помощь и психологическую поддержку воспитанникам;

- самостоятельно работать с научной психологической литературой;

- осуществлять познавательно - исследовательскую деятельность;

- проводить самодиагностику и самоанализ педагогической деятельности;

- анализировать уровни овладения учебно-познавательной деятельностью.

 

Тема 1. Предмет, задачи и методы возрастной и педагогической психологии.

Предмет и задачи возрастной и педагогической психологии в отечественных и зарубежных теориях. Структура возрастной и педагогической психологии. Специфика методов исследования в возрастной и педагогической психологии.

Основные понятия: возрастная психология, педагогическая психология, развитие, обучение, воспитание, возраст, физический возраст, психологический возраст, метод, методика, диагностика, наблюдение, эксперимент, тест, анкета, социометрия, беседа, анализ продуктов деятельности.

Самостоятельная работа студента.

Аннотирование и конспектирование работ отечественных и зарубежных психологов

Составление библиографии современной литературы по вопросам возрастной и педагогической психологии.


Студент должен: знать:

- предмет, задачи, методы возрастной и педагогической психологии;

- основные понятия возрастной и педагогической психологии;

основные закономерности психического развития человека в онтогенезе;

- отечественные и зарубежные периодизации возрастного развития;

- особенности психического развития человека на разных возрастных этапах;

- психологические закономерности и условия процессов обучения и воспитания;

- основные понятия, специфику и структуру учебно - познавательной деятельности;

уметь:

- определять психологический возраст ребенка, опираясь на характерные новообразования;

- применять психологические знания для организации учебно-педагогического сотрудничества с учетом возрастных особенностей ребенка;

- осуществлять психологический анализ дезадаптации и отклонений в развитии ребенка;

- определять особенности возрастного развития ребенка;

- составлять психологическую характеристику личности ребенка;

- создавать психологически комфортную развивающую среду;

- оказывать социальную помощь и психологическую поддержку воспитанникам;

- самостоятельно работать с научной психологической литературой;

- осуществлять познавательно - исследовательскую деятельность;

- проводить самодиагностику и самоанализ педагогической деятельности;

- анализировать уровни овладения учебно-познавательной деятельностью.

Тема 2. Основные закономерности психического развития. Возрастная периодизация: понятие, сущность, подходы.

Сущность психического развития в онтогенезе. Условия и движущие силы психического развития. Генотипическая и средовая обусловленность развития. Культурно-историческая теория развития высших психических функций Л.С. Выготского. Обучение и развитие, зоны развития по Л.С. Выготскому.

Понятие возраста. Социальная ситуация развития. Возрастные кризисы. Новообразования возраста. Сензитивные периоды. Возрастные периодизации развития в трудах зарубежных и отечественных психологов (3. Фрейд, Э. Эриксон, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Петровский). Деятельность и развитие. Понятие о ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев).

Основные понятия: онтогенез, филогенез, закономерности, условия, факторы, движущие силы развития, кризисы развития, сензитивность, сензитивные периоды, ведущая деятельность, возрастная периодизация, социальная ситуация развития, рост, развитие, зоны ближайшего и актуального развития, высшие психические функции, законы психического развития, возраст, физический возраст, психологический возраст, онтогенез, филогенез, закономерности, условия, движущие силы развития, кризисы развития, сензитивность, сензитивные периоды, ведущая деятельность, возрастная периодизация, социальная ситуация развития, рост, развитие, зоны ближайшего и актуального развития, высшие психические функции, социализация, акселерация, декселерация.

Самостоятельная работа студента.

Аннотирование и конспектирование работ Л.С. Выготского.

Изучение простейших диагностик по определению уровня развития детей.

Сопоставление подходов к периодизации развития в отечественной и зарубежной психологии.

Аннотирование и конспектирование работ отечественных и зарубежных психологов.

Наблюдение и анализ детской деятельности в ДОУ.


Студент должен: знать:

- предмет, задачи, методы возрастной и педагогической психологии;

- основные понятия возрастной и педагогической психологии;

основные закономерности психического развития человека в онтогенезе;

- отечественные и зарубежные периодизации возрастного развития;

- особенности психического развития человека на разных возрастных этапах;

- психологические закономерности и условия процессов обучения и воспитания;

- основные понятия, специфику и структуру учебно - познавательной деятельности;

уметь:

- определять психологический возраст ребенка, опираясь на характерные новообразования;

- применять психологические знания для организации учебно-педагогического сотрудничества с учетом возрастных особенностей ребенка;

- осуществлять психологический анализ дезадаптации и отклонений в развитии ребенка;

- определять особенности возрастного развития ребенка;

- составлять психологическую характеристику личности ребенка;

- создавать психологически комфортную развивающую среду;

- оказывать социальную помощь и психологическую поддержку воспитанникам;

- самостоятельно работать с научной психологической литературой;

- осуществлять познавательно - исследовательскую деятельность;

- проводить самодиагностику и самоанализ педагогической деятельности;

- анализировать уровни овладения учебно-познавательной деятельностью.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: