Локальные цивилизации и проблема сохранения культурно-национальной идентичности в современном мире. Восточнославянская цивилизация между Западом и Востоком.




Локальные цивилизации – это большие, длительно существующие самодостаточные сообщества стран и народов, выделенных по социокультурному основанию, и сохраняющих своеобразие и уникальность на длительных отрезках исторического времени, несмотря на все изменения и влияния, которым они подвергаются. Эти сообщества в процессе своей эволюции проходят стадии возникновения, становления, расцвета, надлома и разложения (гибели). Единство мировой истории выступает как сосуществование этих сообществ в пространстве и во времени, их взаимодействие и взаимосвязь.Теория локальных цивилизаций позволила выделить несколько их сущностных черт. Во-первых, цивилизация представляет собой некую целостность, отличную от ее частей. Для цивилизации характерно имманентное определение своей жизненной судьбы. Внешние силы могут способствовать или препятствовать развитию цивилизации, могут даже привести к ее разрушению, но превратить ее в нечто качественно иное они не в силах. Индивидуальность, самость цивилизации сохраняется, несмотря на изменение ее частей или давление внешних обстоятельств. Во-вторых, каждая цивилизация обладает уникальным культурным опытом, который не может быть в полной мере воспринят другой цивилизацией. Н. Данилевский и О. Шпенглер вообще выдвигали радикальный тезис о герметичности, непроницаемости культур, неспособности их воспринять содержание иной культуры. Современная цивилизациология более сдержанно подходит к этой проблеме, но нельзя не признать, что межкультурный и межцивилизационный диалог имеет свои внутренние пределы. Дело в том, что культуры активно обмениваются информацией, заложенной в их верхних пластах; более глубинные пласты относятся к той сфере коллективного подсознания, которая не вербализуется, не являет себя в прямых непревращенных формах. Отсюда становится понятно, что все касающееся предпосылок богатства и процветания, остается скрытым от взора «реципиента», которому открывается один только внешний результат. И тем самым создается дезориентирующий миф: доверчивые «западники» твердят о необходимости перенести на туземную почву все, что относится к результатам цивилизационного развития Запада, нимало не задумываясь ни о реальных путях, ведущих к этому результату, ни о том, возможно ли его повторить в иных исторических и географических условиях. В-третьих, каждая цивилизация представляет собой сложный синтез разнородных начал – конфессиональных, этнических, социокультурных. Цивилизационные синтезы не являются изначальной данностью, но результатом исторического творчества, продуктом деятельности многих поколений людей, требующим недюжинной духовной энергии. По мере развития цивилизации эти синтезы должны обновляться, трансформироваться с учетом меняющихся реалий социальной и духовной жизни. Каждое поколение сталкивается с необходимостью обновления надэтнических и надконфессиональных скреп, что предполагает волю к созиданию и развитию.

 

17. Русский религиозно-философский Ренессанс (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Н.А. Флоренский, и др.) «Русский философский Ренессанс» (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, С.Л. Франк)» – посвящен рассмотрению наиболее яркой страницы истории русской философии, творчеству самых известных и популярных до сегодняшних дней русских философов.В начале вопроса следует охарактеризовать само понятие «русский философский Ренессанс», указать, когда оно начало использоваться, с чем связано и что символизирует, какие важнейшие принципы и идеи генерировало. Затем целесообразно перейти к рассмотрению вклада каждого из представителей этого периода в сокровищницу русской и мировой философской мысли. Возможен вариант общей характеристики и изложения философских идей «русского философского Ренессанса».Исследуя философское наследие Н.А. Бердяева необходимо раскрыть его с позиций экзистенциализма, персонализма и религиозной философии. Особое внимание в его творчестве следует уделить проблемам личности, свободы, творчества. Завершить рассмотрение философии Н.А. Бердяева следует его рассуждениями об историческом предназначении России, учением о русской идее и духовной жизни народа.Философия С.Н. Булгакова носит всецело религиозный характер, в которой надо выделить учение о софиологии, учение о главе Церкви – богочеловеке Христе, учение о церковной культуре и религиозной истине. Спасение России возможно только в религиозно-культурном возрождении народа. В философии еще одного религиозного философа этого периода – П.А. Флоренского необходимо рассмотреть концепцию православной теодицеи, учение об антиномичности религиозного сознания, построение идеала христианской жизни в радостном мировосприятии.Завершить вопрос закономерно анализом творчества других известных русских философов этой поры. Предлагая студентам на выбор излагать персоналии и философские школы (интуитивизм (Н.О. Лосский, С.Л. Франк), позитивизм (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, А.А. Богданов), материализм (Г.В. Плеханов, Н.И. Бухарин, В.И. Ленин), гегельянство (Б.Н. Чичерин, Г.Г. Шпет, И.А. Ильин,), обращать их внимание на богатстве, многообразии и глубине философских подходов, не уступающих европейской философской традиции, а в некоторых аспектах и превосходящих ее.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: