СИНТЕТИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ЭКРАННОГО ИСКУССТВА




КИНО В СИСТЕМЕ ИСКУССТВ.

Кино – самое массовое и популярное из искусств ХX века – входит в обширную систему ранее возникших искусств. На протяжении истории человеческой цивилизации развивались и накапливали свои художественные ценности различные искусства лучшие произведения которых составляют фонд всемирной художественной культуры.

Каждое из искусств обладает собственным языком своей системой художественных условностей уникальными возможностями в образном отражении действительности. С возникновением новых искусств «старые» искусства питают их, дают им творческие импульсы для развития и сами обогащаются от контакта с ними. Происходят постоянные процессы взаимовлияния и синтеза искусств.

Так происходило и происходит и с кино на протяжении более чем девяноста лет его развития, начиная с изобретения кинематографа в 1895 году. История экранной культуры развертывалась на глазах людей XX века. Это дало возможность увидеть, как новое техническое изобретение уже в течение первою своего двадцатилетия из ярмарочного аттракциона стало новым искусством. Кино не только завоевало самую массовую аудиторию, но и дало художественной культуре человечества выдающихся творцов, чьи имена по праву стоят рядом с именами крупнейших деятелей литературы, музыки, театра, изобразительного искусства.

Чтобы «киношка», «балаган», «низкое развлечение» (так вначале называли кино) стало высоким искусством, понадобился художественный опыт всех ранее возникших искусств. Кино осознало свою самостоятельность именно потому, что, вступив в самые тесные кон такты со всем миром искусств, освоило, переработало и синтезировало на новой основе их выразительные средства. Кино называют синтетическим искусством, так как оно синтезирует изобразительно выразительные средства всех ранее возникших искусств.

Как известно, искусство как одна из форм человеческого со знания – составная часть духовной культуры человечества – зародилось еще в доклассовом обществе в период позднего палеолита (около 30 тысяч лет назад). Древнейшие сельскохозяйственные и охотничьи игрища, народные обряды и празднества были порождены совместным трудом и охотой. Эту первобытную культуру мы называем полифункциональной, поскольку художественная функция для нее была не единственной в ряду других функций (трудовых, коммуникативных), реализующих цели общения социализации человека века как члена рода, общины, рекреативных служащих отдыху эмоциональной разрядке. Мы называем также эту культуру синкретической (т е. целостной, нерасчлененной, поскольку в ней в слитном виде присутствовали элементы всех видов будущих традиционных искусств). В широком смысле мы называем этот вид творчества фольклором. Для этого синкретического искусства характерны коллективное художественное сознание, преемственность, устойчивость постоянно обновляемых традиций, высокохудожественная слитность поэзии, музыки и танца, а также декоративно прикладного искусства и народной архитектуры.

Синкретическое искусство – фольклор и синтетическое – кино, – имеют много точек соприкосновения. Развившийся на раннем витке человеческой культуры фольклор содержал все ее будущие самостоятельные ветви как бы в свернутом, первоначальном, сложно переплетенном виде. Возникшее на современном этапе цивилизации киноискусство по-новому объединяет в единой художественной структуре различные формы художественной деятельности. Но это уже не синкретизм, а синтез, т.е. соединение воедино выразительных средств в различных искусствах, существующих сегодня самостоятельно, дифференцированно.

Общее у фольклора и кино то, что это – полифункциональные формы общественного сознания, выражающие в художественных образах мировосприятие, умонастроение общества на определённых стадиях его развития. Сближают фольклор и кино – богатство и сложность художественных форм, и соединение в структуре художественного образа многообразных изобразительно-выразительных средств. Как и другие виды искусства, кино черпает в фольклоре бесценный художественный опыт человечества, трансформирует, по-своему воплощает нетленные образы, созданные и отшлифованные народной мудростью на протяжении веков. С течением времени из первобытной синкретической культуры выделилась система традиционных профессиональных искусств: литература, музыка, театр, изобразительное искусство, архитектура, скульптура. Мы называем эти искусства традиционными, так как многовековая традиция закрепила их свойства, связанные с материалом, служащим для воплощения художественного образа. Как и народная художественная культура, традиционные искусства делятся на две ветви – мусическую и техническую. Мусические искусства (вокальное, хореографическое, драматическое) используют в качестве «материала» самого человека, его психофизические возможности, пластику, мимику, голос. Технические искусства (изобразительное искусство, архитектура, скульптура) воплощают художественные образы при помощи естественных, природных материалов (пергамент, береста, папирус, дерево, камень, глина, позднее изобретённые человеком металл, бумага и многие современные материалы. В отличие от коллективного народного творчества, не расчленённого на творца и аудиторию, традиционные искусства называют профессиональными, так как здесь выделяются профессиональные художники, творящие для аудитории, и возникает понятие авторства. Как правило, в традиционных профессиональных искусствах каждое произведение существует в единственном своем воплощении (экземпляре, варианте). Если велики авторский талант и творческая индивидуальность, мы называем такие произведения уникальными (т.е. количественно единичными, качественно особо художественно ценными).

Народная художественная культура, как и возникшая позднее профессиональная традиционная культура (система традиционных искусств), составляют ядро современной художественной культуры. За тысячелетия развития человечества накоплены величайшие художественные ценности, которые, постоянно пополняясь, становятся достоянием новых поколений. Традиционные искусства плодотворно развиваются и сегодня. У каждого из них свой язык, свои художественные возможности, свои сферы бытования и способы контактов с аудиторией.

Кино синтезирует изобразительно-выразительные свойства литературы, музыки, театра, всех пластических искусств. При этом каждое из традиционных искусств, сохраняя свои специфические свойства, становится вместе с тем элементом нового целостного экранного художественного синтеза и, соответственно, теряет свою самостоятельность, приобретает новые качества в едином экранном художественном сплаве.

Рассмотрим взаимодействие кино с каждым из традиционных искусств, обращая внимание на их пространственно-временные свойства и образный язык.

Литература и кино – пространственно-временные искусства, их объединяет развитие художественного образа в пространстве и времени. Это искусства драматические, воссоздающие своими художественными средствами жизнь, дела и внутренний мир человека. Различают эти искусства, их языки и, соответственно, системы средств выражения. Литература – вербальное (словесное) искусство. Художественный образ, словесно воплощенный писателем и закрепленный в системе письменных знаков, зримо представляется только нашему внутреннему взору, воображению. У каждого читателя свое неповторимое, звукозрительное представление об образах, творимых художником слова. Кино же – зримое, пластическое искусство. Движущийся фотографический звукозрительный образ, запечатленный на пленке и проецируемый на экран, – единый для всех зрителей (хотя, естественно, каждый воспринимает его в соответствии со своим личностным жизненным и художественным опытом). Вследствие своей чувственной конкретности, наглядности кинематографическое зрелище дает больше информации зрению и слуху, чем литературное описание. Но зато литературный образ более вариативен, многомерен при восприятии, читатель сам пластически и звуково домысливает его. Литература и экран имеют множество форм взаимодействия. Слово является материалом всего литературного творчества и одним из элементов творчества кинематографического.

Музыка и кино – временные искусства, их художественный образ разворачивается во времени в ритмической динамике, в чувственно воспринимаемой слухом конкретности. Это объединяет их. Порой кино называют пластической музыкой. Различает их аудиовизуальный характер кино, адресованного как зрению, так и слуху, в то время как музыка воспринимается только слухом.

Становясь элементом звукозрительного экранного синтеза, музыка в кино претерпевает определенные изменения по сравнению с самостоятельными музыкальными произведениями: она программна (обязательно связана с конкретным содержанием, сюжетом); как правило, фрагментарна (появляется лишь в особо значимых, эмоционально акцентируемых моментах); преимущественно лаконична по временной протяженности (в отличие от самостоятельной музыки, где отдельные темы получают более длительное развитие во времени).

Театр и кино – пространственно-временные, драматические, синтетические искусства. Их объединяет широкий диапазон синтеза изобразительно-выразительных средств других искусств. Режиссура – синтез работы драматурга, художника, актера, композитора, – это общая черта и театра, и игрового кино. Кино начало свою игровую ветвь с активного подражания формам театра. Первые фильмы называли «сфотографированным театром» – съемки велись только общими планами, в декорационном оформлении, напоминающем сценическую коробку. Со временем кино перешло от механического копирования театральных форм к более глубоким и многообразным контактам с театром.

Изобразительное искусство и кино объединяет то, что это искусства пластические, зримые, пространственные. Их произведения двухмерны (плоскостны). Трехмерность (объемность) изображения – оптическая иллюзия, возникающая в нашем воображении. Различает эти два искусства пространственно-временной, динамический характер кино по сравнению с пространственной статикой изобразительного искусства. Композиция отдельного кадра внешне напоминает живописную или графическую композицию. Так, крупный план в кино можно сопоставить с жанром портрета, деталь – с жанром натюрморта, общий план – с историческим, батальным жанром. Но при этом пластическая композиция каждого кадра неразрывна с общей динамической композицией фильма.

Архитектура и скульптура – пространственные объемные статичные искусства – они используются для создания пространственной, материальной среды фильма. Строя декорации, выбирая для съемок натурные объекты, кинематографисты опираются на плодотворный многовековой опыт этих пластических искусств.

В целом фольклор и традиционные искусства питают киноискусство, вступая с ним в прочные и многосторонние художественные контакты, способствуя созданию оригинальных, талантливых кинопроизведений.

Долгие века традиционная культура была единственной. На переломе XIX и XX веков наряду с ней возникла и начала развиваться техногенная культура – фотография, кино, радио, телевидение, а также приобретающая в последние десятилетия все большее распространение – видеокультура. Эта культура называется техногенной, поскольку зрительный, звуковой или звукозрительный образ реальности создается здесь при помощи новейшей оптико-химической или радиоэлектронной техники.

Принципиально новое свойство техногенной культуры – тираж (существование произведения во множественности идентичных копий). Стремление размножить, увеличить количество идентичных произведений вызревает уже в недрах традиционной культуры. В частности, понятие тиража можно применить к гравюре, декоративно-прикладному искусству, дизайну (создание промышленных изделий по законам красоты и пользы). Книгопечатание, пришедшее на смену рукописным книгам, расширило и утвердило понятие тиража применительно к литературе. Тиражность дает возможность техногенной культуре достигнуть невиданной ранее массовости, стать общедоступной, неизмеримо расширяет ее аудиторию.

Современные социальные потребности вызвали к жизни использование техногенной культуры для широкого социального общения. Возникла массовая коммуникация (печать, фотография, кино, радио, телевидение) – процесс создания, тиражирования, хранения и распространения информации на рассредоточенную массовую аудиторию. Массовая коммуникация осуществляет широкий спектр социальных задач – познавательных, воспитательных, коммуникативных, рекреативных, эстетических и др.

С течением времени в системе массовой коммуникации возникли условия для принципиально нового художественного освоения мира, развились техногенные искусства (фотоискусство, киноискусство, радиоискусство, телеискусство). В чем же отличие этой системы искусств от возникших ранее традиционных искусств? Дело в том, что художник техногенной культуры пользуется новейшей съемочной и записывающей аппаратурой, орудия его творчества – технические средства фиксации и воспроизведения изображения и звука. На первых порах даже возникла теория о том, что «машинным», или «техногенным», искусствам – не место на Парнасе.

Однако творческая практика убедительно доказала, что, воплощая свой замысел при помощи новейшей техники, талантливый мастер техногенной культуры может создать столь же уникальные, с точки зрения их художественной ценности, фотографию, кинофильм, телефильм, видеофильм, телепередачу, спектакль радио и ТВ, как и мастер традиционной культуры – живописное полотно, скульптуру, произведение архитектуры, театральный спектакль, оперу, балет и др. Понятие художественной уникальности, неповторимости творческого видения в произведении техногенной культуры неразрывно соединено с понятием тиража, множественности идентичных в техническом отношении копий произведения.

Специфика того или иного техногенного искусства, так же как и традиционного, связана с его пространственно-временными свой­ствами и изобразительно-выразительным языком.

Фотоискусство –техногенное статичное пространственное искусство, говорящее языком двухмерной пластики, создающей иллюзию трехмерности. Оптика и химия позволяют запечатлеть в статичной, пространственно кадрированной форме мгновение реальности.

Фотоискусство развилось на базе фотографии. В 1839 году Дагерр и Ньепс изобрели способ фиксации химическим путем полученного оптического изображения. Вначале фотографии стилизовали под живописные полотна, пытались театрализовать фотографическое изображение. Только позже были осознаны специфические, родовые свойства фотографии – ее способность запечатлеть быстротекущее мгновение, которое может вобрать в себя образ факта, события, быть обобщением целого ряда явлений. Мгновение реальности летуче, неуловимо, неповторимо, оно – мельчайшая частица быстротекущего потока времени. Задача фотохудожника, остановившего мгновение, – наполнить его полнотой бытия, суметь выразить в мимолетности суть явления, в факте – образ реальности.

Чтобы достичь этого, фотохудожник проявляет свое мастерство, свое оригинальное видение мира, выбирая тот или иной объект съемки, определяя тот или иной способ его фиксации. Свои основные выразительные средства, свой пластический язык, фотография наследует у изобразительного искусства: кадр, план, ракурс, композиция, свет, цвет. Творчески используя их при съемке, применяя ту или иную оптику, черно-белую или цветную пленку, различные сорта бумаги и способы их обработки, мастер фотоискусства создает художественный образ реальности, который зритель порой принимает за слепок действительности. На самом деле этот фотодокумент не только отражает реальность, но и выражает отношение к нему мастера фотоискусства, содержит в скрытом виде художественный мир автора.

Таким образом, фотоискусство явилось не только первым техногенным искусством, но и первым документальным искусством. Оно сочетает в себе документальное (создаваемое техническим способом) отображение реальности и ее художественный образ.

Киноискусство – техногенное пространственно-временное искусство. Немое кино (так называли его до прихода звука в 30-е гг.) говорило пластическим языком фотографии в ее движении, звуковое кино в добавление к этому еще и вербальным, и музыкальным языками в их синтезе. К этому добавилось и многозвучие натуральных шумов. В кино фотографическое изображение словно оживает, наполняется жизнью. Все пластические формы здесь развиваются во времени, они подвижны, текучи, непрерывно изменяются. Монтаж позволяет мастеру кино расчленять и по-новому объединять пространственно-временные, звукозрительные отпечатки реальности, запечатленные на пленке.

Кино вошло в систему техногенных искусств – вторым, вслед за фотографией. Его вначале так и называли – ожившей, живой фотографией. Технический путь изобретения кино был долгим и многоступенчатым. В истории кино сохранились имена многих энтузиастов, стремившихся заставить двигаться неподвижное изображение. Однако официальной датой рождения кино считается 28 декабря 1895 года, когда в Париже на бульваре Капуцинов братья Огюст и Луи Люмьеры организовали первый в мире платный сеанс «синематографа». Они показали зрителям короткие документальные сюжеты «Прибытие поезда на станцию Ля Сиота», «Выход рабочих с фабрики Люмьера», «Кормление ребенка».

«Оживить» фотографию помогла персистенция – способность человеческого глаза сохранять на сетчатке изображение от десятой доли до четверти секунды (в среднем она равна трети секунды). Еще в древности люди заметили эту особенность человеческого зрения. Движущиеся с большой скоростью предметы, казалось, меняют свои формы: спицы колеса, вращающаяся веревка сливаются в один круг; волчок теряет свою расцветку, становясь формой стремительного движения; падающий метеорит, дождь, град воспринимаются как полосы, прочерчивающие небо. На диске Ньютона все цвета сливаются в белый цвет. Люмьеры изобрели аппарат, позволяющий показывать 16 кадров в секунду, а в восприятии зрителя при этом отдельные кадры сливались в движущееся изображение.

Фотографическая природа кино была несомненной уже для самых первых зрителей. Зрители, пришедшие на бульвар Капуцинов на первый в мире киносеанс, были поражены, увидев, как ожила проекция фотографии на экран: внезапно неподвижный фотоснимок площади Белькур в Лионе превратился в подобие живой жизни: лошадь с телегой пошла словно прямо на зрителей, за ней другие экипажи, потом прохожие и, наконец, двинулась вся толпа. Первым зрителям казалось, что возникший на экране паровоз их всех передавит, кто-то вскрикнул, кто-то отпрянул в сторону.

Особенно остро ощущалась документальность изображения, зрителям казалось, что они видят саму реальность, а не ее запечатленный экранный образ. Правда, эта реальность в чем-то была необычной: отсутствовал звук (кино было немым), размеры фигур были невелики по сравнению с реальными (все было снято только на общих и средних планах), изображение было серым (отсутствовал цвет). Но все это компенсировалось необычайным чудом движения. Персонажи на полотне, эти нерукотворные образы, ходили как живые. Это случилось впервые в истории человеческой цивилизации. То, о чем мечтали в сказках, о чем не раз писали фантасты, сбылось. Статичное изображение, внутренне как бы стремящееся к движению, ожило. Фотография превратилась в кино.

Итак, движение времени и пространства – вот кардинальное отличие кино от фотографии. Движение происходит внутри кадра, сам же кадр, т.е. форма его проекции на экран, не изменяется.

Кроме движения объектов, при съемках может двигаться сама камера, приближаясь и удаляясь, показывая объект с разных сторон. Но эти возможности камеры многообразно запечатлевать, трансформировать объект на экране были осознаны уже позже. Первые фильмы были сняты самым простым, примитивным способом – статичной камерой, общими планами. Необычная точка зрения камеры тогда считалась техническим браком и не допускалась.

Но тем полнее самые первые съемки выявили значение для кино, по сравнению с фотографией, движения, динамики пространственно-временных изменений. Динамичное техногенное изображение – кино – вобрало в себя статичное изображение, фотографию, как свой элемент, подчинило его собственным законам. Включив в число своих выразительных свойств все свойства фотографии (кадр, план, композицию, ракурс, свет, а со временем и цвет), кино, кроме того, овладело законами пространственно-временных искусств: развитием пространственного художественного образа во времени, пульсацией ритма, законами гармонии в борьбе конфликтных сил и разрешения этой борьбы в сложной структуре контрапункта. Это сблизило кино с другими временными искусствами – литературой, музыкой, театром.

Фотография и кино запечатлевают время, являющееся прошедшим по отношению к зрительскому. Стремление к овладению настоящим временем, к слитности, единству времени творческого акта и его восприятия характерно как для традиционных, так и для техногенных искусств. Традиционные искусства – музыка, театр – позволяют объединить время исполнительское и зрительское. Техногенным искусствам удалось добиться того же благодаря новому носителю информации – радиосигналу, позволившему слить во времени реально протекающее событие и акт его восприятия пространственно отдаленной аудиторией.

В 1907 году в Петербурге ученый Б. Л. Розинг изобрел способ передавать радиоэлектронными средствами на расстояние не только звук, но и изображение. Возникло телевидение, буквально – «видение на расстоянии». Если фотография и кино – оптико-химические коммуникативные средства, то, в отличие от них, радио и телевидение – электронные коммуникативные средства. Их особенности – симультанность (мгновенная передача звукового или звукозрительного образа события на большое расстояние), вездесущность (одновременная передача информации сразу многочисленной рассредоточенной аудитории) и программность вещания (объединение отдельных произведений в единый системно организованный процесс социальной информации). Симультанность создает возможность трансляции (передачи звукового или звукозрительного образа того события, которое протекает именно сейчас, в данное время).

На базе полифункциональных коммуникативных систем (радио и телевидения) развились новые техногенные искусства – радиоискусство и телеискусство.

Радиоискусство – техногенное временное искусство, синтезирующее вербальный и музыкальный языки, а также образно использующие запись шумов. У него есть общие временные свойства с кино и ТВ (развитие художественного образа во времени), а также общие временные свойства только с ТВ (трансляция и программность вещания).

Телеискусство – техногенное пространственно-временное искусство, обладающее временными свойствами радио, и говорящее аудиовизуальным языком кино. Телеискусство и киноискусство входят в единую экранную художественную систему.

Крупнейшие мастера кино еще на заре возникновения телевидения прозорливо писали о его большом будущем в художественном освоении мира.

М. Ромм в программной статье «Поглядим на дорогу», предугадывая контуры развития кино и телевидения, видел их «близость, но не тождественность». Вспоминая, что на первых порах и кинематограф не был искусством, М. Ромм верил в будущее подлинного телевизионного искусства, в то, что телевидение «займет прочное место в области духовной культуры человечества». Он был убежден, что «постепенно разовьются новые формы телефильма или телеспектакля с широким использованием эффекта общения, с развитым авторским комментарием, с введением непосредственного, прямого наблюдения жизни (Ромм М. Беседы о кино. – Ч., 1964. с. 145). Он подчеркивал еще большую синтетичность ТВ по сравнению с кино. «Кинематограф родился на скрещении литературы, театра, живописи, музыки. Телевидение рождается на том же перекрестке. Но помимо этих родителей оно впитывает опыт кинематографа, опыт радио и опыт газеты. Если мы называем кинематограф синтетическим искусством, то в еще большей степени это относится к телевидению. Вот уж поистине дитя всех областей культуры, и именно поэтому техническое развитие телевидения обгоняет его внутреннее развитие как искусства. Популярность телевидения идет впереди его подлинных достоинств, но будущее его огромно» (там же).

С. Эйзенштейн приветствовал появление новой техники, обогащающей горизонты новой техногенной эстетики. «Затхлым консерватизмом» и «обскурантизмом» называл он воззрения тех критиков на Западе, которые отрицали возможности стереокино. Эйзенштейн видел перспективы голографии, которую он называл «динамической стереоскульптурой», возможности инфракрасных очков «ночного зрения», «видящих» в темноте, способность радио руководить космолетами в дальних сферах других небес, способность электронных машин в несколько секунд осуществить расчеты, на которые раньше уходили месяцы труда. Эйзенштейн писал о том, что все это потребует «искусств совершенно новых, невиданных форм и измерений» (Эйзенштейн С. Избр. произв. М., 1964.- т. 3. С. 483), что «должен наступить взрыв и полный пересмотр содружества традиционных искусств в столкновении с новыми идеологиями нового времени, новыми возможностями новых людей, с новыми средствами овладения природой со стороны этих людей» (там же). Он призывал: «Не надо бояться наступления этой новой эры в искусстве. Надо готовить место в сознании к приходу небывалых новых тем, которые, помноженные на возможности новой техники, потребуют небывалой новой эстетики для своего умелого воплощения в поразительных творениях будущего» (там же). Сегодня эти слова особенно актуальны.

Четыре техногенных искусства (фотоискусство, киноискусство, радиоискусство и телеискусство) составляют единую техническую и художественную систему, так как они основаны на оптикохимической и электронной технике XX века, позволяющей особым способом создавать, размножать и доставлять аудитории гигантские тиражи, копии своих художественных произведений. Это неизмеримо расширяет социальную сферу функционирования искусства.

На рубеже 70-80-х годов, наряду с техногенными искусствами, получила широкое развитие видеокультура - область художественного творчества, основанная на записи изображения и звука на видеомагнитную пленку и применении электронного монтажа и различных звукопластических спецэффектов. Видео (так кратко называют видеокультуру) используется для создания видеопрограмм телевидения, а также для тиражирования экранных произведений на видеокассетах и видеодисках, которые можно просматривать при помощи специальных приставок – видеопроигрывателей. Это создает новую коммуникативную ситуацию: зритель может общаться с экранным произведением, как с книгой, индивидуально, по личному выбору, а не так, как в системе кинопроката или телевещания, где одни и те же экранные произведения предлагаются одновременно массовой аудитории. Видеосалоны дают большие возможности для организации дискуссионных киноклубов, совместного просмотра и обсуждения любителями кино лучших лент отечественного и зарубежного кино.

Итак, экранные искусства кино и телевидение входят в широкую систему художественной культуры человечества, объединяющей народное художественное творчество и профессиональные искусства (как традиционные, так и техногенные). киноискусство синтезирует изобразительно-выразительные средства всех традиционных искусств и пространственно-временные свойства движущейся фотографии. В своем развитии кино непрерывно контактирует со всем миром искусств, что способствует взаимному обогащению и более многогранному образному отражению реальности.

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА КИНОИСКУССТВА.

Язык искусств развивается на протяжении многих веков существования человечества. Выразительные средства, определяемые специфическими возможностями каждого вида искусства, обогащаются, расширяются, обретают новые возможности, открывают новые горизонты.

Кино и телевидение – как язык человеческого общения, способ художественного освоения мира – самые молодые из этих искусств. Закономерность их появления на рубеже XIX-XX веков была обусловлена всем ходом прогресса, поступательным движением цивилизации. Возникновение кинематографа было закономерно и технически, и идеологически, и эстетически. Нужен был способ создания и размножения художественной информации. Нужна была общественная трибуна миллионов, объединяющая большие массы людей. Нужно было новое искусство, обладающее оригинальным языком, своей системой условностей, особыми выразительными средствами для создания неповторимого художественного образа. Все эти функции выполнило экранное искусство.

Художественный образ фильма – частный случай художественного образа как формы «отражения (воспроизведения) объективной действительности в искусстве с позиций определенного эстетического идеала» (Философский словарь. – М., 1986. – с. 531).

В чем же специфика кинематографического образа как формы отражения действительности по сравнению с художественным образом в других искусствах? Киноискусство явилось первым техногенным искусством, придавшим пластике двухмерного плоскостного изображения динамику движения во времени. Динамический, временной характер имеют и литературный, и музыкальный образы, но их нельзя воспринять зримо, пластически. Динамичен и театральный образ, но он не заключен в двухмерную плоскость кадра, а объемен, трехмерен. Все же пластические искусства не обладают динамикой развития художественного образа во времени. Это относится и к двухмерным, плоскостным изобразительным формам – изобразительному искусству, фотографии, и к трехмерным, объемным формам – скульптуре, архитектуре. Все они статичны.

Кино объединило в своем художественном образе выразительные средства всех других искусств – как статичных, пространственных, так и чисто временных, динамических, а также пространственно-временных. Результатом этого синтеза явилось возникновение неповторимых, не известных ранее искусству звукопластических пространственно-временных выразительных средств кино.

Структура кинематографического образа опирается на природу кинематографической условности. Не существует искусств безусловных, произведения которых являлись бы буквальным копированием жизни. Создание произведения искусства – это всегда субъективный отбор, обобщение и переосмысление при помощи авторской фантазии явлений реальной действительности. Процесс творчества непременно сопровождается художественной условностью от отбора жизненных явлений до приемов авторского художественного обобщения при помощи языка искусства.

Воспринимая художественное произведение, зритель читает язык художественных условностей. Вся история искусств – это история формирования и развития его видов, связанных той или иной системой художественных условностей. Условность, собственно говоря, – это то, что ограничивает художника в его работе над материалом, ставит ему условия, своеобразные пределы возможностей. Для театра это рампа, сценическая площадка, живые исполнители-лицедеи в прямом психологическом контакте с находящейся здесь же аудиторией. Для изобразительного искусства – язык рисунка, линии, формы. Для музыки – мир звуков, соединенных по законам гармонии и полифонии. Для кино – звукопластический язык движущегося экранного изображения.

Казалось бы, в кино все как в жизни, оно документально фиксирует физическую реальность, оно максимально точно передает облик людей и фактуру предметов, окружающих нас в реальности.

Порой о нем так и говорят: «самое безусловное из всех искусств», «созданное в формах самой жизни». Однако в действительности это не верно. Фотографическая природа киноизображения не отменяет системы кинематографической условности, а напротив, является ее исходным материалом.

Разве не условен, например, крупный план, в котором мы видим только одно лицо человека, без его фигуры, причем лицо, подчас гораздо больших размеров, чем в действительности. Мы сегодня легко читаем эту условность, но ведь в истории кино описан случай, когда у одного из первых зрителей крупный план вызвал ужас, он решил, что видит говорящую отрубленную голову. Мы привыкли к плоскостному экранному изображению, в нашем восприятии экранный мир объемен, трехмерен. Первые зрители обостренно воспринимали двухмерность экрана – им казалось, что «тени ходят но полотну». А разве не условны операторские съемки с птичьего полета, из-под колес поезда и в других самых немыслимых ракурсах, в каких человек вряд ли может увидеть предмет в реальности. Однако современный зритель легко принимает эту экспрессивную визуальную информацию. А кинематографическое время – в отличие от реального оно возвратимо, обратимо, растяжимо и сжимаемо, подвержено свободной монтажной организации. Следовательно, и здесь своя кинематографическая условность.

Кинематографическая условность, не всегда понятная первым зрителям, стала сегодня привычной. Современный образованный кинозритель умеет адекватно воспринимать язык звукозрительных контрапунктов, пластических композиций, ракурсов, ассоциативных монтажных соединений, чередование общих, средних и крупных планов. Это специфический язык кино.

Система художественных условностей экрана не только ограничивает автора, но и способствует развитию всех изобразительно-выразительных средств данного вида искусства. Спектр экранных средств выражения рождает богатейший язык образной выразительности.

Так как искусство кино является синтетическим, то кинематографический образ сочетает в себе целую систему условностей и соответственно выразительных средств. Назовем основные из них.

Драматургическая условность (драматургия фильма) – фабула, сюжет, драматический конфликт, внутрикадровая и закадровая речь, появление автора в кадре, разные формы авторского обращения с кинематографическим пространством и временем.

Актерски-исполнительская условность – психофизические, стилистические, технические особенности игры киноактера.

Музыкально-звуковая условность – включенность музыки, слова и шумов в звукозрительный образ, использование в фильме законов ритма, темпа, гармонии, полифонии, контрапункта.

Изобразительно-композиционная условность – пластическое решение кадра, сцены, эпизода и всего фильма при помощи плана, ракурса, композиции, света, цвета, движения камеры, монтажа, звукозрительного контрапункта, позволяющих создать особое экранное художественное пространство – время.

Остановимся на изобразительно-композиционных выразительных средствах кино несколько подробнее, поскольку они являются ключевыми для понимания языка кино.

Кадр – «это изображение предмета или явления, фиксированное на пленке, и возникающая или движущаяся на экране картина. В кинокадре с достаточной для зрительного и слухового восприятия точностью воспроизводятся: форма предмета, цвет и фактура материала, глубина пространства, скорость и направление движения, звук, интонированное слово» (Головня А. Творчество оператора фильма. – М., 1978. – с. 14). Понятие «кадр» чаще употребляют в значении «отдельный кадрик», т.е. фотоснимок на кинопленке, запечатлевший фазу движения. Но слово «кадр» употребляют также в более широком значении «монтажный кадр», т. е. кусок снятого на пленке действия от включения до выключения киноаппарата. Кадр – первичный художественный элемент фильма – имеет планы, ракурсы, композицию.

План – относительный масштаб изображения в кадре. В зависимости от приближенности или удаленности объекта съемок от кинокамеры планы бывают крупные, средние и общие.

Крупный (или портретный} план – изображение головы че



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: