ОГБПОУ «Томский лесотехнический техникум»
ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 04
«Проведение работ по лесоустройству и таксации»
Для специальности 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство»
Томск – 2016
Программа учебной практики рассмотрена и утверждена на заседании предметной
(цикловой) комиссии «» ___________________ 20__ г., протокол № ___
Председатель предметной
(цикловой) комиссии __________________
Разработчик программы _______________________ К.А. Крюкова
(подпись)
- ВВЕДЕНИЕ
Программа учебной практики по 04 «Проведение работ по лесоустройству и таксации» составлена на основании учебного плана для специальности 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство», утвержденного ________ 20__ года.
Для специалистов лесного хозяйства знания вопросов по лесной таксации необходимы при установлении: объемов срубленных и растущих деревьев, полученных сортиментов, пиломатериалов, дров и хвороста; запасов насаждений; разных показателей деревьев и насаждений, недревесных и пищевых лесных ресурсов.
Программа призвана обеспечить условия для формирования компетенций, необходимых специалистам данного профиля.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Учебная практика студентов техникума по 04 «Проведение работ по лесоустройству и таксации» является составной частью профессионального модуля «Проведение работ по лесоустройству и таксации».
Проведение практики направлено на обеспечение непрерывности и последовательности овладения элементами профессиональной деятельности с учетом будущей специальности в соответствии с требованиями к уровню профессиональной подготовленности выпускников техникума.
Учебная практика является первым этапом в практической подготовке студентов к профессиональной деятельности и проводится на производственном участке Томского лесотехнического техникум, на территории Тимирязевского лесничества, на территории г. Томска.
Учебная практика направлена на формирование у студентов практических профессиональных умений, приобретение первоначального практического опыта, реализуется в рамках профессионального модуля по основным видам профессиональной деятельности для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной специальности.
Студенты, благодаря учебной практике, получают возможность:
- освоить профессиональные умения;
- приобрести первоначальный практический опыт.
Учебная практика призвана:
- способствовать формированию общего представления о будущей профессиональной деятельности;
- создавать студентам условия по приобретению первоначального опыта практической деятельности и профессиональных умений;
- способствовать аналитической работе по сопоставлению приобретенных теоретических знаний с практикой конкретного производственного участка лесохозяйственных предприятий.
- КОМПЕТЕНЦИИ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
В результате прохождения учебной практики обучающийся должен освоить следующие общие и профессиональные компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ПК 4.1. Проводить таксацию срубленных, отдельно растущих деревьев и лесных насаждений
ПК 4.2. Осуществлять таксацию древесной и не древесной продукции леса
Цель и задачи учебной практики
4.1. Цель:
Закрепить теоретические знания студентов по вопросам учёта и оценки леса, а также с приёмами и методами лесной таксации непосредственно в лесу.
4.2. Задачи:
- познакомить с инструментами и приборами, используемыми в лесной таксации;
- ознакомить с особенностями таксации древесной продукции (сортиментами, пиломатериалами, дровами и др.);
- ознакомить с особенностями таксации срубленных и растущих деревьев;
- ознакомить с особенностями проведения работ на пробных площадях;
- ознакомление с особенностями таксации насаждений в городе;
- ознакомить с особенностями обработки полевых материалов.
5. Календарно тематический план
Прибытие на произв. участок | Содержание практики | Объем времени | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Самостоя-тельная работа студента | |
№ п/п | Дата | |||||
1. Организационное занятие. | Ознакомление с содержанием и тематическим планом практики, порядком проведения работ, учетно–отчетной документацией на практике. Разъяснение правил внутреннего распорядка и режима труда студентов. Проведение инструктажа по охране труда и пожарной безопасности. Распределение студентов по бригадам, назначение бригадиров. | Студенты знакомятся с содержанием и порядком проведения практики, её учетно–отчетной документацией, правилами внутреннего распорядка и режимом труда. | Конспектирование требований инструктажа, порядка проведения работ и правил внутреннего распорядка, режима труда. | |||
2. Работа с таксационными приборами и инструментами. | Ознакомление с особенностями использования таксационных приборов и инструментов. | Знакомятся с особенностями работы: мерной вилкой, высотомером, полнотомером Биттерлиха, призмой Анучина, возрастным бурава, мерной рулеткой, буссолью, навигатором. | Оформление материалов по результатам замеров. | |||
3. Таксация круглых лесоматериалов и пиломатериалов. 3.1. Обмер круглых лесоматериалов. 3.2. Обмер пиломатериалов. 3.3. Определение объема круглых лесоматериалов и пиломатериалов всеми возможными способами. | Ознакомление с особенностями замеров круглых лесоматериалов и пиломатериалов. | Приобретение профессиональных навыков и практического опыта. | Оформление материалов по результатам замеров. | |||
4. Таксация срубленного дерева. 4.1. Обмер показателей срубленного дерева. 4.2. Определение объема срубленного дерева по формулам: простой формуле срединного сечения и концевых сечений, по сложной формуле срединных сечений. 4.3. Определение сбега древесного ствола: абсолютного, относительного, среднего. 4.4. Определение коэффициентов формы ствола. | Ознакомление с особенностями замеров срубленного дерева. | Приобретение профессиональных навыков и практического опыта. | Оформление материалов по результатам замеров. | |||
5. Таксация растущего дерева. 5.1. Обмер показателей растущего дерева. 5.2. Определение объема растущего дерева по формуле Денцина и по массовым таблицам. | Ознакомление с особенностями замеров растущего дерева. | Приобретение профессиональных навыков и практического опыта. | Оформление материалов по результатам замеров. | |||
6. Таксация насаждений на пробной площади. 6.1. Закладка временной пробной площади (ВПП). 6.2. Проведение глазомерного и глазомерно-измерительного способа таксации насаждений. 6.3. Проведение сплошного перечета. 6.4. Проведение ленточного перечета. 6.5. Закладка круговых площадок: постоянного радиуса и реласкопических. 6.6. Проведение замера деревьев для установления разряда высоты. 6.7. Определение запаса насаждений разными способами. | Ознакомление с особенностями таксации насаждений. | Приобретение профессиональных навыков и практического опыта. | Оформление материалов по результатам замеров. | |||
7. Таксация городских насаждений. 7.1. Замер показателей городских древесно-кустарниковых насаждений. 7.2. Определение общих показателей городских насаждений. | ||||||
8. Составление отчетов каждым студентом или каждой бригадой студентов. Защита отчетов. | Проводит зачетное занятие. | Составляют и защищают отчет, отвечают на вопросы. | Подготовка к защите отчета. |