Общие цели и требования к организации и проведению практик




Экономический и социально-гуманитарный факультет

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

По организации практики студентов

Направление подготовки 38.03.02 – Менеджмент

 

Направленность (профиль) – Менеджмент организации

 

Квалификация (степень) – бакалавр

 

 

 
 


Санкт-Петербург

Рекомендована Учёным советом экономического и социально-гуманитарного факультета РГГМУ

(Протокол №___ от ___ __________ 2016 г.)

 

УДК338.24 (073)

 

 

Методические указания по организации практики студентов. Направление подготовки 38.03.02 – Менеджмент. Направленность (профиль) – Менеджмент организации. Квалификация (степень) – бакалавр. – СПб.: Изд. РГМУ, 2016. - 34 с.

 

Составитель: Соломонова В.Н., канд.экон.наук, доц. кафедры экономики и менеджмента РГГМУ.

 

 

Ответственный редактор: Фирова И.П., д-р экон.наук, проф., зав.кафедрой экономики и менеджмента РГГМУ

 

Рецензент: Сигов В.И., д-р соц.наук, проф. СПбГУЭиФ

 

Ó В.Н.Соломонова, 2016.

Ó Российский государственный гидрометеорологический университет (РГГМУ), 2016.

ВВЕДЕНИЕ

Формирование современного механизма ведения бизнеса и управления самостоятельными хозяйствующими субъектами рынка предъявляют соответствующие требования к уровню профессиональных знаний и наличию практических навыков специалистов высшей квалификации в области менеджмента. Специалист в области менеджмента должен иметь системное представление о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономик, понимать многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе. Реализация основной образовательной программы подготовки бакалавра предусматривает проведение практик, обеспечивающих знакомство студентов с главными характеристиками реальных организаций и освоение важнейших навыков менеджмента на основе участия в деятельности организаций. На практике формируется умение проведения анализа реальной действительности, выявления проблем конкретного характера, а также появляется возможность использования теоретических знаний в практической работе.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования практики определяют направленность (профиль) программы бакалавриата.

Менеджер должен быть подготовлен к управленческой деятельности в организациях всех форм собственности на должностях, относящихся к среднему штабному или линейному менеджменту.

 

ТИПЫПРАКТИК ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

МЕНЕДЖМЕНТ

 

Для закрепления теоретических знаний, углубления теоретической подготовки обучающегося и приобретения студентами необходи­мых практических умений, навыков, компетенций и опыта в осуществлении организационно-управленческой деятельности федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования предусмотрены следующие практики:

- учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков в организационно-управленческой деятельности;

- производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности;

- преддипломная практика.

Порядок организации практик регламентируется Положением о практике студентов РГГМУ. Прохождение практик осуществляется в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса.

Продолжительность учебной практики - 6 недель, семестр 4. Продолжительность производственной практики - 10 недель, семестр 6.. Продолжительность преддипломной практики - 14 недель, семестр 8. Каждая практика как вид учебной работы завершается защитой отчёта по практике. Оценка по практике приравнивается к оценкам (зачётам) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов успеваемости студентов.

 

Общие цели и требования к организации и проведению практик

Прохождение практик студентами обеспечивается следующими распорядительными документами и учебно-методическими материалами: положением о практике студентов, договорами, заключенными между Университетом и предприятиями (организациями), и/или гарантийными письмами от предприятий (организаций) о приеме студентов на практику; распоряжением деканата факультета о направлении студентов на практику; графиком проведения практики.

Организационное и учебно-методическое руководство практиками студентов по направлению подготовки 38.03.02 - Менеджмент и контроль за ее проведением обеспечивает выпускающая кафедра - кафедра экономики и менеджмента.

Согласно характеристики профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, представленной в Государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению 38.03.02 –Менеджмент, областью профессиональной деятельности являются: организации различной организационно-правовой формы (коммерческие, некоммерческие) и органы государственного и муниципального управления, в которых выпускники работают в качестве исполнителей и координаторов по проведению организационно-технических мероприятий и администрированию реализации оперативных управленческих решений, а также структуры, в которых выпускники являются предпринимателями, создающими и развивающими собственное дело. Базы практики для студентов должны соответствовать профилю подготовки менеджера и располагать квалифицированными кадрами для руководства практикой студентов.

В ходе практики студенты должны овладеть приемами и навыками определения состава источ­ников информации, осуществления сбора данных для проведения анализа процесса управления, а также рассмотрения каналов связей передаваемой информации; приобретение навыков проведения анализа систем управления и выявления позитивных и негативных моментов, возможностей со­вершенствования; получить навыки обобщения результатов анализа, оценки мероприятий по совершенствованию организации управления; уметь выявлять проблемы экономического характера при анализе конкурентных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты; применять современный инструментарий выработки вариантов, оценки и принятия управленческих решений по совершенствованию управления производством и персо­налом; владеть навыками подготовки обоснованных выводов, рекомендаций и предложений для обсуждения их специалистами отдела, служб, подразделений; оформления и предоставления результатов исследований.

До начала практики студент-практикант обязан: выбрать предприятие для прохождения практики; согласовать место практики с руководителем практики от кафедры; оформить заявление установленного образца о месте прохождения практики и обеспечить представление гарантийного письма предприятия, подтверждающего прием студента на практику; совместно с руководителем практики определить перечень вопросов, которые необходимо изучить на практике, а также объем и содержание информационного материала, в частности цифрового материала, который необходимо получить в организации; получить дневник прохождения практики.

Во время прохождения практики студент соблюдает и выполняет все требования правил внутреннего трудового распорядка на предприятии. Время и порядок посещения места практики студентом согласовывается им с руководителем практики от кафедры и с предприятием.

Студенты при прохождении практики обязаны: полностью выполнять задания, предусмотренные планом практики; обеспечить сбор, обработку и анализ первичной экономической информации и материалов; подчиняться действующим на предприятии правилам внутреннего трудового распорядка, строго соблюдать правила охраны труда и техники безопасности; нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты наравне со штатными работниками; вести регулярные записи в дневнике прохождения практики о характере выполняемой работы и заданий и предоставлять его на проверку руководителю практики; предоставить руководителю практики письменный отчет о выполнении всех заданий и защитить его.

На студентов-практикантов, нарушающих правила внутреннего распорядка, руководителями предприятия, организации или учреждения могут налагаться взыскания, о чем сообщается ректору университета. В отдельных случаях ректор может рассматривать вопрос об отчислении студента из университета.

Формой промежуточной аттестации по итогам учебной практики является дифференциированный зачет (защита отчета по практике). Оценочным средством по итогам прохождения практики является пакет документов, включающий в себя: дневник, отзыв-характеристика и отчет по практике:

1. Отзыв-характеристика о прохождении практики студентом, составленный руководителем практики от предприятия, имеющим печать предприятия и подпись руководителя. Для составления характеристики используются данные наблюдений за деятельностью студента во время практики, результаты выполнения заданий, а также беседы со студентом.

2. Дневник прохождения практики. В дневнике прохождения практики должно быть отражено содержание выполненной студентом работы по изучению деятельности предприятия и практической работы на рабочем месте. При этом следует указать название отдела (его структурного подразделения), должность, в которой студент стажировался, указать перечень самостоятельно выполненных работ в этой должности и привести перечень документов, с которыми стажер ознакомился.

3. Отчет о прохождении практики, составленный по утвержденной форме.

Перечень примерных вопросов для подготовки к промежуточной аттестации по итогам практики:

1. История развития организации;

2. Организационно-правовой статус предприятия, форма собственности.

1. Основные направления деятельности организации;

2. Тип организационной структуры и оценка ее эффективности.

3. Задачи подразделения, в котором магистрант проходил практику;

4. Номенклатура товаров (видов работ и услуг), производимых организацией.

5. Анализ функций и должностных инструкций руководителей разного уровня

6. Характеристика системы мотивации персонала организации;

7. Особенности разработки и принятия управленческих решений в организации;

8. Стратегия развития организации

9. Характеристика эффективности деятельности организации в краткосрочном и стратегическом аспекте;

10. Виды управленческих документов и особенности документооборота подразделений организаций.

11. Деловой потенциал организации в современных условиях хозяйствования

Во время сда­чи зачета он обязан ответить на вопросы преподавателя, возникшие при чтении отчета, а также на контрольные вопросы по всем разде­лам практики. Оценка за практику ставится с учетом работы сту­дента за весь период практики, его отношения к работе и дисципли­нированности.

Учебная практика

Целями учебной практики являются закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося и приобретение студентами необходи­мых практических умений, навыков и компетенций, а также опыта в осуществлении профессиональной организационно-управленческой деятельности.

Задачами учебной практики являются: изучение сферы деятельности предприятия, его организационной и управленческой структур; сбор, обработка и обобщение статистических материалов, данных, используемых в процессе планирования деятельности организации и подразделений; изучение нормативных и методических документов по вопросам управления проектами, направленными на развитие организации, реализации мероприятий операционного характера; исследование взаимодействий в процессе принятий управленческих решений, выявление особенностей организации работы исполнителей для осуществления конкретных проектов, видов деятельности, работ; осуществления процесса контроля за деятельностью подразделений, групп работников; анализ систем мотивирования и стимулирования персонала организации, направленных на достижение стратегических и оперативных целей; овладение основами личностного взаимодействия людей в процессе совместной трудовой и социальной деятельности, участие в урегулировании организационных конфликтов на уровне подразделения и рабочей команды (группы)

Учебная практика является практикой по получению первичных профессиональных умений, навыков и опыта профессиональной деятельности. Способ проведения учебной практики – стационарная.

Учебная практика должна проходить в одном из подразделений предприятия, осуществляющем организационно-управленческую деятельность. С деятельностью других подразделений обучающийся знакомится по мере выполнения программы практики с сохранением рабочего места в данном подразделении.

Содержание учебно-ознакомительной практики нацелено на получение студентом знаний и представлений о деятельности конкретной организации или его структурных подразделений, а также навыков работы менеджера.

В результате прохождения практики у студентов, как будущих бакалавров менеджмента, должно сформироваться комплексное представление о функционировании организаций в реальных экономических условиях и о роли бакалавра менеджмента в управлении предприятием.

Также, во время учебной практики студент само­стоятельно определяет область своей будущей деятельности и тем самым выбирает соответствующую специализацию, предусмотренную рабочим учебным планом вуза, осуществляет подбор необходимой исходной информации для выполнения курсовых, научно-исследова­тельской работ. В этой связи учебная практика включает в себя две обязательные части: исследование общих характеристик производственно - хозяйственной деятельности предприятия для всех студентов; выполнение индивидуального задания. Индивиду­альное направление работы определяется руководителями практики от университета с учетом потребностей сбора материалов для курсо­вой работы и пожеланий студентов.

Исследование общих характеристик производственно - хозяйственной деятельности предприятия предполагает: знакомство с историей деятельности, видом собственности, организационно-правовой формой, составом и направлениями развития предприятия, учреждения и организации; знакомство с номенклатурой, ассортиментом производимой продукции (видов работ и услуг) и ее потребителями, затратами на производство, финансовыми и другими показателями и обосновывающими их расчетами; изучение положения предприятия/организации на рынке производимой продукции (видов работ и услуг); изучение структуры управления предприятием/учреждением/организацией, состава и взаимосвязи в работе основных структурных и функциональных подразделений (служб); ознакомление с системами обеспечения организационно-управленческой работы на предприятии.

В зависимости от того, в какой организации и структурном подразделении студент проходит учебную практику руководитель практики вправе самостоятельно определить основные вопросы деятельности организации и подразделения, которые студент должен будет изучить и осветить в отчете. Определение этих вопросов руководителем должно происходить с учетом конкретных обстоятельств деятельности организации (по видам). Так, в качестве индивидуального направления работы каждого студен­та может быть выбрано одно из следующих: анализ подсистемы управления технической подготовкой произ­водства и НИОКР; анализ подсистемы управления маркетингом и сбытом; анализ подсистемы управления персоналом; анализ подсистемы управления финансами; анализ подсистемы управления материально-техническим обеспечением производства на предприятии; анализ подсистемы стратегического и календарного планирова­ния на предприятии; анализ подсистемы управления вспомогательным и обслужи­вающим производством; анализ системы управления предприятия.

Анализ системы управления по основным сферам деятельности подразумевает выявление процедуры управленческих процессов. Главными процедурами в управлении являются процессы принятия решений, процессы сбора и обработки информации и процессы орга­низации деятельности. В процессе анализа подготовки, обоснования и принятия управ­ленческих решений выявляются наиболее характерные для данной подсистемы решения, а также недостатки в последовательности и методах их обоснования. Важно также изучить, как проводится работа по совершенствованию процесса обоснования решения по последо­вательности, срокам, исполнителям и результатам. Процесс анализа должен завершаться разработкой рекомендаций.

После окончания практики студент предоставляет дневник прохождения практики и отчет. В дневнике прохождения практики должно быть отражено содержание выполненной студентом работы по изучению деятельности предприятия и практической работы на рабочем месте. При этом следует указать название отдела (его структурного подразделения), должность, в которой студент стажировался, указать перечень самостоятельно выполненных работ в этой должности и привести перечень документов, с которыми стажер ознакомился.

Отчет по учебной практике должен показать умение студента использовать научный и методический аппарат разных дисциплин для решения комплексных расчетно-аналитических задач. В отчете должны быть отражены итоги деятельности студента во время прохождения практики, анализ и в необходимых случаях соответствующие расчеты по позициям программы с выводами и предложениями. Содержание отчета по данному виду практики вытекает из поставленных перед студентами-практикантами целей и задач, которые сводятся к формированию менеджера как квалифицированного специалиста.

Отчет по учебной практике состоит из трех разделов: введения, основной части и заключения и должен соответствовать направлению стажировки студента. В отчёте студент должен дать: общую характеристику предприятия и подразделения – места прохождения практики; описание всех видов выполняемых работ; описание документации, с которой практикант ознакомился за время проведения практики; информацию о полученных в результате прохождения практики навыков работы в т. ч. области оформления документов, умение анализировать изученную экономическую, организационную, управленческую документацию предприятия; возможные рекомендации студента по повышению эффективности работы экономических, управленческих, организационных служб предприятия, если такие имеются у студента; заканчивать отчёт необходимо выводами о результатах практики и предложениями о своих впечатлениях о работе предприятия. Форма отчёта – пояснительная записка на листах формата А 4 в объёме до 15 листов.

 

2.2. Производственная практика

Производственная практика имеет квалификационное значение, поскольку она необходима для определения уровня знаний студента, овладения выпускником профессиональным опытом и проверки его готовности к будущей трудовой деятельности. Целями производственной практики является закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося и приобретение студентами необходи­мых практических умений, навыков, компетенций и опыта в осуществлении организационно-управленческой деятельности.

Задачами производственной практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности являются: изучение сферы деятельности предприятия, его организационной и управленческой структур; анализ и разработка вариантов управленческих решений и обоснование их оптимального выбора по основным направлениям реализации корпоративной и конкурентной стратегии организации, а также функциональных стратегий (маркетинговой, финансовой, кадровой); участие в разработке и реализации стратегических, тактических и оперативных планов деятельности организации и её структурных подразделений; исследование и анализ трудовых и социальных процессов, применяемых методов мотивирования и стимулирования персонала организации, направленных на достижение стратегических и оперативных целей; выявление особенностей организации работы исполнителей для осуществления конкретных проектов, видов деятельности, работ; осуществления процесса контроля за деятельностью подразделений, групп работников; участие студента в практической работе на рабочем месте

Производственная практика является практикой по получению по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. Способ проведения учебной практики – стационарная, выездная.

Во время производственной практики студент само­стоятельно определяет область своей будущей деятельности и тем самым выбирает соответствующую специализацию, предусмотренную рабочим учебным планом вуза, осуществляет подбор необходимой исходной информации для выполнения курсовых, научно-исследова­тельской и выпускной квалификационной работ.

В процессе прохождения практики студенты должны получить на­выки в управлении предприятием через участие студента как специалиста в практической работе на рабочем месте. В результате прохождения практики у студентов, как будущих бакалавров менеджмента, должно сформироваться комплексное представление о функционировании организаций в реальных экономических условиях и о роли бакалавра менеджмента в управлении предприятием.

Ниже приводится примерный перечень вопросов относительно работы компаний и учреждений, на которые студенту следует ориентироваться в процессе прохождения практики, в частности:

1. Общие вопросы производственно - хозяйственной деятельности предприятия. В данном разделе студент представляет материалы о формировании и развитии предприятия (организации), его месте расположения, целях и стратегиях деятельности, анализирует учредительные документы предприятия (организации), дает характеристику организационно-правовой формы предприятия, анализирует структуру управления предприятием (организацией), определяет тип организационной структуры, уровни и звенья управления, субъект и объект управления, оценивает применяемые методы управления, формулирует предложения по совершенствованию организационной структуры управления предприятием (организацией) и повышению эффективности ее функционирования, анализирует динамику основных экономических показателей: товарооборот, показатели по труду и заработной плате, издержки обращения, прибыль и рентабельность за два-три года, показатели ликвидности, оценивает экономический потенциал рассматриваемого предприятия (организации), информационное обеспечение предприятия, дает рекомендации по дальнейшему наращиванию потенциала организации.

2. Характеристика профессиональной деятельности студента в процессе практики включает: место структурного подразделения, в котором проходила практика, в системе управления организации, в т.ч. взаимосвязь с другими подразделениями, основные функции; нормативно-методическая регламентация работы подразделения (положение о подразделении, должностные инструкции, система материального поощрения и другие организационно распорядительные основы); принципы работы подразделения; документооборот в подразделении; основные применяемые методики работы персонала; методики планирования и обоснования решений, принимаемых руководством подразделения; взаимосвязи между специалистами внутри структурного подразделения, их основные функции; особенности организации труда (условия труда, нормирование, оплата, система стимулирования); характеристика рабочего места студента в процессе практики (должность, функции, требования к выполняемым работам, их трудоемкость, уровень технического, программного, информационного, методического оснащения и т.п.); характеристика основных полученных практических навыков; разработка предложений по повышению эффективности функционирования структурного подразделения на основе выявленных особенностей, тенденций, резервов его работы.

В зависимости от того, в какой организации и структурном подразделении студент проходит производственную практику руководитель практики вправе самостоятельно определить основные вопросы деятельности организации и подразделения, которые студент должен будет изучить и осветить в отчете. Определение этих вопросов руководителем должно происходить с учетом конкретных обстоятельств деятельности организации (по видам). Так, в качестве индивидуального направления работы каждого студен­та может быть выбрано одно из следующих: анализ подсистемы управления технической подготовкой про­изводства и НИОКР; анализ подсистемы управления маркетингом и сбытом; анализ подсистемы управления персоналом; анализ подсистемы управления финансами; анализ подсистемы управления инвестициями; анализ подсистемы управления материально - техническим обеспечением производства на предприятии; анализ подсистемы стратегического и календарного планирова­ния на предприятии; анализ подсистемы управления вспомогательным и обслужи­вающим производством; анализ организации управления производством (крупным цехом); анализ управления компанией или отдельным предприятием (дочер­ней фирмой, совместным предприятием) в целом; анализ эффективности работы органов управления; анализ подсистемы обеспечения внутреннего контроля.

Анализ системы управления по основным сферам деятельности подразумевает выявление процедуры управленческих процессов. Главными процедурами в управлении являются процессы принятия решений, процессы сбора и обработки информации и процессы орга­низации деятельности. В процессе анализа подготовки, обоснования и принятия управ­ленческих решений выявляются наиболее характерные для данной подсистемы решения, а также недостатки в последовательности и методах их обоснования. Важно также изучить, как проводится работа по совершенствованию процесса обоснования решения по последо­вательности, срокам, исполнителям и результатам. Процесс анализа должен завершаться разработкой рекомендаций.

 

Преддипломная практика

Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной. Целью преддипломной практики является закрепление и расширение знаний, полученных студентами в процессе изучения дисциплин по приобретению практических навыков по руководству предприятием, его подразделений и функциональных служб в условиях рыночных отношений, т.е. подготовки студентов к выполнению выпускной квалификационной работы и к будущей практической деятельности дипломированного специалиста.

Задачами преддипломной практики являются: изучение сферы деятельности предприятия, его организационной и управленческой структур; анализ и разработка вариантов управленческих решений и обоснование их оптимального выбора по основным направлениям реализации корпоративной и конкурентной стратегии организации, а также функциональных стратегий (маркетинговой, финансовой, кадровой); участие в разработке и реализации проектов, направленных на развитие организации (предприятия, органа государственного или муниципального управления); участие в разработке и реализации стратегических, тактических и оперативных планов деятельности организации и её структурных подразделений; исследование и анализ трудовых и социальных процессов, применяемых методов мотивирования и стимулирования персонала организации, направленных на достижение стратегических и оперативных целей; разработка рекомендаций по совершенствованию процессов организации работы исполнителей для осуществления конкретных проектов, видов деятельности, работ; процессов контроля за деятельностью подразделений, групп работников; участие студента в практической работе на рабочем месте.

Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной. Способ проведения учебной практики – стационарная, выездная.

Во время преддипломной практики студент само­стоятельно определяет область своей будущей деятельности и тем самым выбирает соответствующую специализацию, предусмотренную рабочим учебным планом вуза, осуществляет подбор необходимой исходной информации для выполнения выпускной квалификационной работы.

В процессе прохождения практики студенты должны получить на­выки в управлении предприятием через участие студента как специалиста в практической работе на рабочем месте. В результате прохождения практики у студентов, как будущих бакалавров менеджмента, должно сформироваться комплексное представление о функционировании организаций в реальных экономических условиях и о роли бакалавра менеджмента в управлении предприятием.

Ниже приводится примерный перечень вопросов относительно работы компаний и учреждений, на которые студенту следует ориентироваться в процессе прохождения практики, в частности:

1. Общие вопросы производственно - хозяйственной деятельности предприятия.

1.1. Общая характеристика предприятия, включающая: организационно-правовую форму; цели и задачи предприятия; масштаб деятельности предприятия; структуру капитала компании; миссию и имидж предприятия.

1.2. Организационная структура управления деятельностью предприятия с учетом его организационно-правовой формы, отражающая характер организационных отношений между структурными подразделениями, определяющая регламентацию деятельности структурных подразделений, их внутреннюю структуру, связи с другими структурными подразде­лениями; определение эффективности и экономичности структуры управления, ме­ханизмы ее совершенствования.

1.3. Управление производством, включающее анализ производственной структуры предприятия (технологический аспект), подсис­темы обеспечения, планирования и контроля, оценку экономической значимости, социальной ответственности и эффективности производственной деятельности, анализ системы планирования производства и сбыта про­дукции, оценка номенклатуры и качества выпускаемой продукции (услуг), изучение материально-технического обеспече­ния производства.

1.4. Управление персоналом, предполагающее изучение кадрового потенци­ала предприятия и его формирование, профессиональный состав, квалификационный и образова­тельный уровень кадров (по категориям персонала), планирование и прогнозирование потребности в рабочей силе (по категориям персонала), процесс подбора кадров руководителей и специалистов, систему материального и морального стимулирования персонала, функции управленческого персонала; требования, предъявляемые к работникам аппарата управле­ния, их соответствие квалификационным требованиям общей и специальной подготовки; систему работы с кадрами (ротация, повышение квалифика­ции, подготовка и переподготовка кадров, работа с резервом на выдвижение и др.), методы повышения эффективности управленческого труда.

1.5. Информационная система управления, предполагающая изучение массивов информации; коммуникационного процесса; механизма обеспечения информационной безопасности, общей схемы информационных потоков в орга­низации; информационного процесса (передача, преобразование, хра­нение, оценка и использование информации); средств передачи и преобразования информации; документооборота предприятия и его характеристики; организации делопроизводства, рационализации документо­оборота предприятия; возможности устранения недостатков коммуникационного и информационного процесса;

1.6. Финансовое состояние предприя­тия, предполагающее оценку финансового положения предприятия, правильности финансовой отчетности, показателей финансового состояния предприятия, составление финансового плана, баланса доходов и расходов предприятия, изучение механизма формирования, распределения и использо­вания прибыли, а также резервы увеличения прибыли и рентабель­ности, определение основных финансовых проблем.

1.7. Управление маркетингом, предполагающее изучение деятельности службы маркетинга, анализ маркетинговой среды фирмы, структуры и функции маркетинговой информационной систе­мы, ассортиментной, ценовой политики, условия выбора и интенсивность каналов товародвижения и сбыта, систему, оценку эффективности деятельности маркетинговых служб предприятия.

Анализ системы управления по основным сферам деятельности подразумевает выявление процедуры управленческих процессов. Главными процедурами в управлении являются процессы принятия решений, процессы сбора и обработки информации и процессы орга­низации деятельности. В процессе анализа подготовки, обоснования и принятия управ­ленческих решений выявляются наиболее характерные для данной подсистемы решения, а также недостатки в последовательности и методах их обоснования. Важно также изучить, как проводится работа по совершенствованию процесса обоснования решения по последо­вательности, срокам, исполнителям и результатам. Процесс анализа должен завершаться разработкой рекомендаций

2.Характеристика профессиональной деятельности студента в процессе практики включает: место структурного подразделения, в котором проходила практика, в системе управления организации, в т.ч. взаимосвязь с другими подразделениями, основные функции; нормативно-методическая регламентация работы подразделения (положение о подразделении, должностные инструкции, система материального поощрения и другие организационно распорядительные основы); принципы работы подразделения; документооборот в подразделении; основные применяемые методики работы персонала; методики планирования и обоснования решений, принимаемых руководством подразделения; взаимосвязи между специалистами внутри структурного подразделения, их основные функции; особенности организации труда (условия труда, нормирование, оплата, система стимулирования); характеристика рабочего места студента в процессе практики (должность, функции, требования к выполняемым работам, их трудоемкость, уровень технического, программного, информационного, методического оснащения и т.п.); характеристика основных полученных практических навыков; разработка предложений по повышению эффективности функционирования структурного подразделения на основе выявленных особенностей, тенденций, резервов его работы.

В зависимости от того, в какой организации и структурном подразделении студент проходит преддипломную практику руководитель практики вправе самостоятельно определить основные вопросы деятельности организации и подразделения, которые студент должен будет изучить и осветить в отчете. Определение этих вопросов руководителем должно происходить с учетом конкретных обстоятельств деятельности организации (по видам).

Отчет по производственной практике состоит из трех разделов: введения, основной части и заключения и должен соответствовать направлению стажировки студента. В отчёте студент должен дать: общую характеристику предприятия и подразделения – места прохождения практики; описание всех видов выполняемых работ; описание документации, с которой практикант ознакомился за время проведения практики; информацию о полученных в результате прохождения практики навыков работы в т. ч. области оформления документов, умение анализировать изученную экономическую, организационную, управленческую документацию предприятия; возможные рекомендации студента по повышению эффективности работы экономических, управленческих, организационных служб предприятия, если такие имеются у студента; заканчивать отчёт необходимо выводами о результатах практики и предложениями о своих впечатлениях о работе предприятия. Форма отчёта – пояснительная записка на листах формата А 4 в объёме до 15 листов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: