Нацистская пропаганда 1918-1945. Часть 2. Особенности внешнеполитической пропаганды нацистской Германии




Либеральная пресса.

Либеральная, и прежде всего – кадетская пресса безоговорочно поддерживала колчаковский режим. Она создавала постоянную рекламу Колчаку. Газеты этого направления называли его «русским Вашингтоном», «национальным вождем», «титаном», «витязем», «собирателем Земли Русской». Вот эпитеты из статьи кадетской газеты «Сибирская речь» от 15 июня 1919 г. под названием «Верховный правитель»: «Адмирал Колчак – почти что образ из сказки, высокой, изящной… великий интеллигент минувшей войны… знамя единой России… образ богатой и сложной культуры нашего народа… живое достояние своего народа… знамя достоинства, чести и культуры России». Такое прославление граничило с настоящим культом личности. Тем самым подкреплялось идеологическое обоснование диктатуры, к осознанию необходимости которой российские либералы пришли на горьком опыте 1917 года. Одна из самых влиятельных либеральных газет, екатеринбургские «Отечественные ведомости» писала, что диктатура вышла «не из программ и партийных манифестов… а из недр национальной исторической жизни». Иркутская газета «Свободный край» проводила исторические аналогии: «История дает нам немало примеров, говорящих за то, что от революционных бурь переход к народовластию совершается через… диктатуру. Так было в Англии при Кромвеле, так было во Франции при Наполеоне». Она сравнивала погибшую эсеровскую революционную демократию с «декадансом», а Белое движение – с «Ренессансом без реставрации».С этих позиций сибирская и уральская либеральная пресса последовательно проводила линию на консолидацию Белого движения всей России вокруг Колчака, призывала содействовать утверждению «общегосударственного и международного значения Верховного правителя… путем организации общественного мнения и соответствующей агитации».Во многом благодаря ее агитации выросли пожертвования буржуазии на нужды фронта, на местах образовывались различные общества помощи армии, посылавшие солдатам теплые вещи, продукты, табак.Сделав ставку на военную диктатуру, либеральная интеллигенция была вынуждена в корне изменить свое отношение к офицерству, к которому при царском режиме относилась с предубеждением. Теперь же либеральная пермская газета «Освобожденная Россия» провозглашала: «У нас только один класс, одна группа людей стоит на точке зрения гражданского правосознания – это офицерство».Либеральная печать выполняла роль настоящего трубадура белой армии и негодовала по поводу морального разложения тыла, «гомерических кутежей» на баснословные суммы во время кровопролития на фронте. Томская газета «Сибирская жизнь» в июле 1919 года писала, что имущие классы, призывая народ к патриотизму, прежде сами должны подавать им пример собственным поведением. Не обходила вниманием либеральная пресса и борьбу с коррупцией. Особенный резонанс получили дело о мошенническом хищении бриллиантов начальником столичной уголовной милиции Суходольским, дело по обвинению министра продовольствия и снабжения Зефирова в заключении убыточных для казны сделок по закупке импортного чая, окрещенное «чайной панамой», и дело главного начальника военных сообщений генерала Касаткина по обвинению в покрывательстве махинациям на железных дорогах, прозванное «вагонной панамой». Стремясь отождествить взгляды Колчака с собственными, кадеты и другие либералы, смотревшие на диктатуру как на временную необходимость, пытались представить его человеком демократичных убеждений. За образец брались и тиражировались его публичные декларации и заявления, в которых адмирал внешне демонстрировал приверженность демократическим принципам. Для их подкрепления была создана правительственная комиссия по подготовке выборов в Национальное Учредительное собрание, разработавшая внешне вполне демократичный законопроект на основе всеобщего и равного избирательного права, издана «грамота» о созыве Государственного земского совещания на переходный период до Национального собрания, проявлялась подчеркнутая забота о просвещении, выразившаяся в организации новых университетов (Пермского, Иркутского) и Института исследования Сибири в Томске. Все эти декларации и жесты Верховного правителя питали в интеллигентской среде иллюзию о его демократизме. Но подлинное отношение Колчака к демократии было иным. Известно его высказывание: «Власть не может принадлежать массам в силу закона глупости числа… Решение двух людей всегда хуже одного… наконец, уже 20-30 человек не могут вынести никаких разумных решений, кроме глупостей». Считая заслугой большевиков разгон демократического Учредительного собрания, Колчак говорил, что на выборах в будущее Национальное собрание пропустит лишь «государственно-здоровые элементы». Создавая Колчаку ореол «национального вождя», либеральная пресса оставляла за собой право критиковать правительство за отдельные недостатки в работе – такие, как склонность к трафаретным декларациям, не всегда подкреплявшимся реальными делами, бюрократизм и громоздкость. В связи с этим, она всецело приветствовала шаги, предпринятые Колчаком в августе 1919 г. по сокращению разбухшего госаппарата на 38 %.Нередко звучали протесты (правда, довольно осторожные) и против чрезмерного, зачастую некомпетентного вмешательства военных в дела гражданского управления, характерного для режима военной диктатуры.Тревогу определенной части либеральной прессы вызывали шаги, предпринятые Колчаком по возрождению тайной политической полиции – так называемого «особого отдела государственной охраны». В частности, обращалось внимание на то, что в него вербовались кадровые офицеры бывшего жандармского корпуса. При характерных для тогдашних российских либералов (в отличие от нынешних) великодержавных позициях, их пресса полностью поддерживала белых в национальном вопросе. Вот типичный аргумент тогдашних либеральных публицистов: «Самоопределение мелких народностей – одно из самых нелепых проявлений русской революции… Оторванные от великой России, они будут жалки и ничтожны, они не найдут в своей среде достаточного количества культурных и технических сил, не смогут самостоятельно построить ни одной железной дороги, открыть ни одной гимназии, ни одного университета». Поддерживая в целом политику правительства Колчака по всем основным экономическим, социальным и политическим вопросам, которая была очень близка к дореволюционной программе партии кадетов, некоторые либеральные газеты все же иногда позволяли себе «поправлять» ее по одному кардинальному вопросу – земельному. Они призывали правительство признать факт крестьянского «черного передела» помещичьих земель нерушимым – и сделать это немедленно. «Та власть устоит в великом… историческом переломе, - писали «Отечественные ведомости», - которая сумеет выделить из колоссального революционного процесса его основной исторический стержень и, не пытаясь рассудку вопреки ломать его, обопрется на него».Однако большинство из них поддерживали политику Колчака и в этом вопросе, клонившуюся к компромиссному решению и откладывавшую его окончательный вариант до будущего Национального собрания, считая первостепенной задачу военного разгрома большевиков. Что касается экономической политики колчаковского правительства, то она полностью соответствовала всем классическим постулатам рыночно-либеральных теорий и защищалась либеральными газетами со всем энтузиазмом. Пресса занимала немаловажное место в формировании и отражении идеологии Белого движения. «Сибирская речь» писала 18 июня 1919 г.: «Творческая работа в области создания единой и сильной идеологии – таковы текущие задачи русской интеллигенции». В ней переплелись элементы национального консерватизма и либерального западничества. Но выработать такую национальную идеологию, которая могла бы стать достойной альтернативой большевизму в глазах широких масс народа, выработать не удалось ни военным вождям, ни окружавшим их либеральным интеллектуалам, теоретикам и публицистам. В конечном счете именно это послужило решающей причиной поражения Белого движения.

История «Таймс»: появление «четвертой власти». Краткий обзор СМИ.
Основателем газеты, считающейся в настоящее время синонимом респектабельности британской прессы, стал английский типограф Джон Уолтер, начавший издавать газету в 1785. В 1788 издание Уолтера было переименовано в "The Times", и под этим названием газета вошла в историю мировой прессы. Задачей Джона Уолтера было сделать "Таймс" изданием, интересным всем читающим кругам. В своей первой редакционной статье он заявил о том, что "газета должна быть хроникером времени, верным летописцем всех проявлений человеческого разума; она не должна сосредоточиваться только на одном событии, но, подобно хорошо сервированному столу, должна иметь в своем арсенале блюда на любой вкус и, избегая крайностей, держаться золотой середины".
Во времена Джона Уолтера занятие журналистикой не было прибыльным делом, единственная награда - приобретение политического влияния. Тиражи британских газет были небольшими, и в 1795 тираж "Таймс", составивший 4800 экз., считался рекордным.
Подлинное значение "Таймс" как общенациональной, а затем влиятельной европейской газеты проявилось только в 19 веке. В 1803 управление "Таймс" переходит к Джону Уолтеру, кот. усилил в "Таймс" черты респектабельности и сделал это издание самым информированным в стране. В период наполеоновских войн Англия находилась не только в экономической, но и в информационной блокаде - иностранные новости поступали с большим опозданием. Использовав ситуацию, "Таймс" в 1807 послала своего корреспондента Генри Робинсона освещать события в Европе. Репортажи корреспондента "Таймс" из Германии и Испании продолжались до 1809, став своеобразным британским "окном в Европу", а сама газета увеличила сеть своих корреспондентов как внутри страны, так и за рубежом.
В 1817 Джон Уолтер занял место в парламенте, а на пост редактора назначил Томаса Барнса. Барнс возвел газету в ранг непререкаемых авторитетов в мире информации, закрепив за ней статус влиятельного издания. Взвешенная позиция "Таймс", не допускавшая явного радикализма, и ориентация на традиционные ценности среднего класса выгодно отличали ее от популистских и радикальных изданий того времени, не говоря о бульварной прессе.
Публикации и позиция "Таймс" сыграли большую роль в таких важных политических событиях, как первая парламентская реформа 1832, давшая право голоса мелкой и средней буржуазии и уничтожившая часть "плохих местечек" в пользу промышленных центров, принятие закона об эмансипации католиков, отмена хлебных законов в 1846.
Пик популярности "Таймс" приходится на события Крымской войны, в период редакторства Джона Дилейна. Освещать военные действия был отправлен знаменитый корреспондент "Таймс" Уильям Рассел, первый военный корреспондент в истории британской прессы. Репортажи Рассела с места боев вдохновляли поэтов, строки его репортажей становились крылатыми выражениями, а его разоблачения военных и политических кругов привели к отставке правительства и к смене военного руководства.
В середине 19 стол. "Таймс" получила прозвище "Громовержец". Ее ежедневный тираж достиг 60 000 экз., тогда как тираж ближайшего конкурента едва приближался к 6000. Точность и качество репортажей, своевременность освещения событий, высокий уровень передовиц и аналитических статей, осведомленность в хитросплетениях европейской политики сделали «Таймс» эталоном европейского периодического издания. Во многих европейских столицах собственные корреспонденты «Таймс» пользовались таким же вниманием, как и послы иностранных держав. Пресса в лице «Таймс» становилась подлинной «четвертой властью». Для Абрахама Линкольна «Таймс» этого периода – «одна из величайших сил в мире, даже королева Виктория в одном из писем сетовала на влиятельность этой газеты.
Появление информационного агенства «Рейтер» (1851) и отмена гербового сбора в 1855 привели к потере монопольного положения «Таймс» в мире новостей, а конкурирующие издания увеличили тиражи и потеснили «Таймс» на читательском рынке. С наступлением эры «нового журнализма», особенно с появлением газеты «The Daily Mail» в 1896, положение «Таймс» ухудшилось, и ее тиражи упали до 40 000 экз. Некогда всемогущее издание оказалось на грани банкротства. В 1922 газета была приобретена семейством Астор, а с 1966 она вошла в состав концерна «Thomson Organization», владеющими 50 газетами и журналами, а также несколькими радио - и телестанциями.
Несмотря на смену владельцев, направленность и качество «Таймс» остались неизменными. В настоящее время это влиятельная ежедневная газета, издающаяся в Лондоне и имеющая широкую сеть собственных корреспондентов за рубежом. Тираж «Таймс» в начале 1990-х составлял приблизительно 440 тыс. экз., что является неплохим показателем для категории «качественных» изданий, и только тираж «Зы Дейли Телеграф» находится на отметке 1 млн. экз.

В 1921 году Де Витт Уоллес вместе с женой Лайлой Ачесон разослал несколько тысяч проспектов с объявлением о подписке на новый журнал стоимостью в три доллара. Откликнулись полторы тысячи подписчиков. С суммой в четыре с половиной тысячи долларов Уоллесы приступили к работе над первым номером журнала. Он вышел в феврале 1922 года в Гринвич-Виллидже, районе Нью-Йорка, и представлял собой небольшую книжку карманного формата, состоящую из 62 страниц текста.

Лайла Белл Ачесон сформулировала основные идеи нового издания:

· 31 статья ежемесячно (по одной в день), перепечатанная из ведущих периодических органов;

· каждая статья сохраняет непреходящую ценность и интерес как сегодня, так и через месяц или через год со дня опубликования;

· компактная форма - легко носить в кармане и иметь при себе для постоянного пользования[18].

Идея публикации статей, имеющих «непреходящую ценность», стала основной на протяжении всей истории существования «Дайджеста». В первом номере эта идея нашла свое воплощение в материале, занимавшем лидирующее положение, – «Как сохранить ясность ума». Этот материал представлял собой конденсацию интервью с Александром Грэхэмом Беллом. Он был перепечатан из журнала «Америкэн мэгэзин». Здесь проявилась и вторая характерная особенность «Ридерз дайджеста» – подача статей в сокращенном и упрощенном виде.

Первый номер «Ридерз дайджеста» был рассчитан скорее на женскую аудиторию, чем на мужскую. Из тридцати одной статьи большинство предназначено для домохозяек, в частности статьи «Необходимые мотивы для материнства», «Кулинарные секреты» и «Любовь: роскошь или необходимость?», хотя несколько статей типа «Будущее ядовитого газа» были ориентированы на мужчин. По мнению Дж. Бейнбриджа[19], интуиция подсказала Уоллесу, что необходимо читателям. Г. А. Голованова же считает, что успеху «Ридерз дайджеста» способствовало тщательное изучение читательской аудитории. «Исследованиями установлено, – пишет она, – что женщины являются более активными читателями журналов, чем мужчины. Именно женские журналы в начале XX века – «Лейдис хоум джорнэл», «Макколе» – одними из первых стали массовыми»[20].

Несмотря на многочисленные недостатки, первый номер «Ридерз дайджеста» произвел фурор. Во втором номере журнала, который не преминули выпустить вслед за первым, Лайла Белл Ачесон отметила, что «успех превзошел все ожидания», а спустя некоторое время она обратилась к читателям с просьбой привлекать их друзей к подписке на журнал, обещая в случае удвоения тиража выход в свет «Ридерз дайджеста» с такой обложкой, что он превратится в настоящего аристократа среди периодических изданий как по внешнему виду, так и по содержанию.

Многие из опубликованных в первых номерах типов материалов стали в дальнейшем постоянными на страницах журнала. Статьи, вышедшие в 1920 годах, могут появиться и в современном «Ридерз дайджесте».

Позже, когда популярность» Ридерз дайджеста» возросла, редакторы стали считать престижным появление своих статей в «Ридерз дайджесте». Хотя не все шло так гладко. Некоторые издания расценивали «Ридерз дайджест» как журнал, живущий за счет других, а также как своего потенциального соперника и не считали необходимым поддерживать его.

В 1929 году, когда тираж «Ридерз дайджеста» составлял 290 тысяч экземпляров, журнал «Скрайбнерз» аннулировал свое разрешение на перепечатку, а некоторые журналы, включая «Форум» и «Атлантик мансли», стали рассматривать возможность разрыва отношений с «Ридерз дайджестом». На помощь Уоллесу пришел редактор журнала «Норт америкэн ревю» Кеннет В. Пейн. Он убедил издателей в том, что популярность «Ридерз дайджеста» не только не подрывает их тираж, а даже увеличивает его, поощряя интерес к чтению. В результате выступления Кеннета В. Пейна ни один из колеблющихся журналов не прекратил отношения с «Ридерз дайджестом», а «Скрайбнерз» возобновил их. Уоллес щедро отблагодарил Пейна. В январском номере за 1931 год его имя появилось в списке редакторов, а его годовой доход составил свыше ста тысяч долларов.

В это же время Уоллес обратил внимание на успех появившихся в конце 1920 годов многочисленных «дайджестов», использовавших приемы и технику «Ридерз дайджеста». Их быстро расхватали в киосках, в то время как «Ридерз дайджест» распространялся только по подписке, считаясь слишком аристократичным для массового потребления. Успех подражателей заставил Уоллеса в 1929 году начать продажу журнала в розницу. В течение первого года в киосках было продано около 106 тыс. экземпляров в месяц. Кроме того, Уоллес предложил наиболее крупным журналам заключить соглашение, дающее «Ридерз дайджесту» исключительное право на перепечатки их материалов в обмен на небольшую сумму – 50 долларов за каждую статью. Предложение было тут же принято. На тот случай, если издатели передумают, Уоллес, чтобы предотвратить возможную остановку выхода в свет журнала, нанял несколько человек, назвал их «редакторами» и предложил им писать свои собственные статьи. Материалы «редакторов» впоследствии стали составлять значительную часть содержания «Ридерз дайджеста».

Интересно, например, что в 1939–1943 годах 42% материалов, увидевших свет на страницах «Ридерс дайджест», представляли собой перепечатки из других периодических изданий, а 58% их являлись оригинальными материалами. За эти пять лет журнал использовал публикации по самому широкому кругу вопросов из более чем 60 американских журналов («Америкен меркьюри», «Атлантик мансли», «Нью рипаблик», «Харперс», «Нейшн» и др.).

В результате целенаправленных действий Уоллеса конкуренцию с «Ридерз дйджестом» выдержали только журналы, перепечатывавшие материалы из специализированных изданий. Они заимствовали у «Ридерз дайджеста» лишь форму и методы подачи материалов, оставаясь направленными в какую-либо определенную область знания, науки. В 30–40 годы XX века существовали такие издания, как «Католик дайджест», «Нигро дайджест», «Сайенс дайджест», «Чилдрен дайджест», «Эйр форс энд спейс дайджест», однако они не стали массовыми.

Когда некоторые издатели и редакторы начали рассматривать возможность отказа «Дайджесту» в привилегии перепечатывать статьи из их журналов, Уоллес в ответ на это начал публиковать материалы, находящиеся где-то между перепечатками и оригинальными статьями. В «Дайджесте» было объявлено, что они базируются на статьях, вышедших в других изданиях. В каких – не было указано, кроме того, статьи, написанные сотрудниками журнала, вышли без подписи.

В феврале 1933 года в «Дайджесте» появилась первая оригинальная статья «Безумие – современная угроза», написанная сотрудником редакции Генри М. Робинсоном. В этом же году в «Дайджесте» было напечатано 14 оригинальных статей.

В 1935 году Уоллес заказал Дж. Фурнасу, одному из сотрудников журнала, написать статью о несчастных случаях, происходящих на дороге. Статья, озаглавленная «...И внезапная смерть», вышла в августовском номере «Ридерз дайджеста». Она имела колоссальный успех. Через несколько дней «Дайджест» разослал эту статью пяти тысячам газет и другим изданиям, предлагая перепечатать ее. Почти все издания дали согласие. В течение нескольких недель статья была перепечатана целиком или частично в газетах, выходящих в каждом крупном городе Америки и в сотнях еженедельных, фермерских и религиозных журналов. Кроме того, ее читали и обсуждали в нескольких радиопередачах, по ней был снят краткометражный фильм. Перепечатки рассылались по почте и вручались в местах остановки на дорогах водителям. Начиная с этого времени, журналисты стали сообщать о дорожных происшествиях. В течение трех месяцев после появления статьи, 4 миллиона перепечаток были разосланы в свыше 8 тысяч предприятий, клубов и других организаций, которые заказали их.

Анализируя влияние, которое оригинальная статья оказала на всю журналистику Америки, Уоллес пришел к выводу, что оригинальные статьи производят большее впечатление на читателей, чем перепечатанные, и решил отводить им больше места на страницах журнала. Но в то же время он не хотел потерять репутацию журнала, публикующего «подборку всего лучшего из того, что печатается в настоящее время». «Уоллес разрешил эту проблему, – пишет Дж. Бейнбридж, – изобретя «пересаженную» статью – возможно самое важное журналистское нововведение со времен изобретения журнала-дайджеста»[21].

Редакторы журналов по-разному объясняют поддержку этой системы. С одной стороны – это легкий способ получить статьи, за которые не надо платить, и иногда это статьи известных журналистов, с другой – название журнала появляется перед миллионной читательской аудиторией «Дайджеста».

Сам «Дайджест» прием «пересадки» из других журналов называет сотрудничеством. Однако тогда необъясним тот факт, что сокращенный вариант статьи в «Дайджесте» оказывается длиннее первоисточника. Например, статья, конденсированная из журнала «Нейшн», была на 468 слов длиннее, чем «оригинальная статья».

До 1955 года «Ридерз Дайджест» не публиковал рекламных объявлений, поэтому весь доход составляли деньги, полученные от распространения тиража. Соответственно, издатели «Дайджеста» старались привлечь как можно большую аудиторию.

В начале 1930 годов в «Дайджесте» появляются постоянные юмористические отделы, редакция журнала предлагает премии за лучшие присланные анекдоты. Кроме того, начинают печататься высказывания знаменитых людей, афоризмы, пословицы и поговорки. В 1932 году объем «Дайджеста» увеличивается до 128 страниц за счет публикации отрывков из книг. В 1934 году книжная секция журнала стала постоянным отделом, но в нем печатались главным образом документальные повести. В 1939 году в «Дайджесте» начинает использоваться цвет в оформлении обложки журнала и на его страницах, появляются иллюстрации. Обложка журнала становится ярче и привлекательнее, выделяются заголовки статей (перечень статей номера появился на обложке журнала в сентябре 1923 года).

Для привлечения читателей журнал использовал материальное поощрение: льготную рождественскую подписку, вознаграждения за лучшие статьи. В октябре 1936 года «Дайджест» присудил 10 премий по 1000 долларов авторам лучших статей. Кроме того, редакция журнала призывала своих читателей стать добровольными распространителями «Дайджеста» за небольшое вознаграждение. В 1932 году добровольные распространители журнала получили от редакции в общей сложности всего 20 тысяч долларов, а способствовали увеличению читательской аудитории «Дайджеста» на 300 тысяч человек.

Расширение аудитории происходит и за счет выпуска специальных изданий, рассчитанных на определенную часть читателей. В 1928 году выходит школьное издание, к нему прилагаются тесты и упражнения для совершенствования навыков чтения. Выходит и издание для колледжей и университетов.

С 1928 года вышло специальное издание для слепых по системе Брайля, став единственным национальным журналом подобного типа. Осуществление такого издания стало возможным благодаря созданному в 1932 году специальному Фонду издания для слепых. В январе 1939 года тираж издания для слепых составил 3,5 тысячи экземпляров, а читало его в общей сложности 15 тысяч человек в 20 странах. Принимая во внимание то, что трое из четырех слепых не умеют читать по системе Брайля, издатели «Дайджеста» стали выпускать в 1940 году пластинки для слепых со статьями из журнала. В год выходило от 100 до 120 пластинок, рассчитанных на 20 минут прослушивания.

Кроме того, Фонд для слепых, созданный «Ридерз дайджестом», выпускает специальное издание журнала, напечатанное крупным шрифтом. Номер состоит из трехсот пятидесяти двух страниц и содержит две трети материалов обычного издания. Годовая подписка на такое издание стоит меньше девяти долларов.

С 1937 года «Ридерз дайджест» бесплатно распространяется в тюрьмах, позже – в лепрозориях и лечебницах для душевнобольных. А с 1941 года продавался по льготной цене для военнослужащих американской армии.

Во второй половине 30 годов «Ридерз дайджест» выходит на международную арену. В 1936 году журнал начинает печататься в Латинской Америке и Испании, через 10 лет его тираж достигает 850 тысяч экземпляров. По заявлению редакции, целью данного издания являлось поддержание «политики доброго соседа». С 1937 года журнал печатается в Великобритании тиражом в 225 тысяч экземпляров. В 1942 году – в Португалии (310 тысяч экземпляров), в 1943 году – в Швеции (275 тысяч экземпляров) и арабских странах (125 тысяч экземпляров), в 1945 году – в Финляндии (100 тысяч экземпляров). При этом тиражи изданий «Ридерз дайджеста» на национальных языках намного превышали тиражи местных журналов, выпускавшихся на этих языках в странах, где он распространялся. В 1991 году журнал стал выходить и на русском языке.

20.

Успехи в развитии полиграфии, прогресс технологии и искусства фотографии создали предпосылки для расцвета современного типа массовых иллюстрированных журналов. Наиболее крупным и известным из них стал еженедельный журнал «Life» («Жизнь»), созданный под руководством X. Люса корпорацией «Time Inc.» в 1936 г.

Иллюстрированные журналы, обращенные к массовой аудитории, были известны и ранее. Уже в конце XIX в. значительными тиражами распространялись журнальные издания, богато оснащенные иллюстративным материалом, в частности, фотографическим. Одним из популярных изданий такого рода был американский «Saturday Evening Post». Превращенный в 1897 г. в массовый журнал стоимостью 25 центов, он был обращен главным образом к традиционному среднему классу. Однако, за редким исключением, иллюстрации в этих изданиях играли, как правило, подчиненную роль, являясь средством повышения выразительности текстовых материалов. По мере формирования жанров фотожурналистики, накопления опыта экспрессивной визуальной документалистики фотографическая иллюстрация выходит на первый план как самостоятельный – и нередко доминирующий – компонент содержания иллюстрированного журнала. Этому способствовал прогресс полиграфического производства, обеспечивший возможность оперативного массового тиражирования качественных иллюстрированных печатных материалов (в том числе – полноцветных журналов).

Производство массовых многокрасочных иллюстрированных журналов современного типа, распространявшихся многомиллионными тиражами, было связано со значительными расходами: для них требовалась дорогая бумага, к тому же качественная цветная печать обходилась весьма недешево. Однако тем не менее массовые иллюстрированные журналы, привлекавшие рекламодателей возможностью вывода коммерческих объявлений на огромные по численности аудитории, превратились в один из наиболее предпочтительных объектов рекламных капиталовложений, на долю которых приходилось 80–90% от общего уровня доходов издателей. Значительный приток доходов от рекламной деятельности позволял не только полностью покрывать расходы по выпуску и распространению тиража, обеспечить высокую прибыльность издательского бизнеса, но и возможность предлагать журналы массовому читателю по низкой цене, зачастую – ниже их себестоимости. Так, один экземпляр богато иллюстрированного журнала «Life» в 1938 г. продавался по цене всего 10 центов, что делало его доступным весьма широкому кругу читателей.

Вплоть до семидесятых годов история журнала свидетельствовала о постоянной (и небезуспешной) борьбе за расширение читательской аудитории. В начале шестидесятых годов тираж «Life» превышал 6 млн. экз. С 1946 г. в Париже осуществлялось двухнедельное европейское издание журнала, а в 1953 г. начал издаваться «Life En Español» – испаноязычная версия, адресованная латиноамериканской аудитории.

Принадлежность «Life» к массовой прессе подтверждается содержанием и оформлением журнала. Принцип созданной X. Люсом журнальной прессы – «видеть и показывать» мир – был доведен в деятельности «Life» до полной реализации. События недели журнал представлял наглядно, «в картинках», каковыми служили оперативно и качественно подготовленные фотоиллюстрации.

До появления телевидения и в первые годы телевизионной эпохи, когда общий объем вечерних выпусков теленовостей не превышал 15 мин., а цветные телевизоры еще не получили широкого распространения, богатые визуальные ресурсы «Life» и подобных ему изданий способствовали красочному, выразительному отображению текущих новостей. X. Люс заметил однажды, что выпускать «Life» – это все равно, что каждую неделю ставить новое шоу на Бродвее. Качественная фотография сочеталась с широко поставленной работой по сбору новостей как в национальном масштабе, так и за рубежом. В результате редакционные расходы «Life» на подготовку номера были вдвое-втрое больше, чем у журналов-конкурентов.

Коммерческий и общественный успех иллюстрированного журнала «Life» заставил американских и зарубежных издателей пойти на создание соответствующих типологических аналогов. В 1937 г. американским издателем Г. Коулсом был создан другой сходный по типу массовый иллюстрированный журнал – двухнедельный «Look» («Взгляд»), длительное время являвшийся главным конкурентом журнала «Life» в борьбе за аудиторию. Другим мощным конкурентом «Life» был еженедельный «традиционный» иллюстрированный журнал «Saturday Evening Post», тираж которого к концу «золотого периода» иллюстрированной журнальной периодики – 1950-х годов – достиг 6 млн. экз. В 1945 г. на рынке журнальной периодики США появился массовый иллюстрированный журнал для афроамериканцев «Ebony» («Черный»). Его издатель Дж. X. Джонсон – личный друг X. Люса – создал типологический аналог журнала «Life», адаптированный применительно к афро-американской аудитории. Накопленный в тридцатые-сороковые годы опыт издания массовых иллюстрированных журналов был использован впоследствии при создании в 1954 г. компанией «Time Inc.» высокотиражного еженедельного журнала «Sports Illustrated», специализированного на освещении новостей спорта «в картинках».

Французский текстильный фабрикант и издатель Ж. Пруво в 1938 г. купил спортивный еженедельник «Match» и после пересмотра концепции этого издания превратил его в еженедельный массовый иллюстрированный журнал по образцу «Life» X. Люса (с 1949 г. и по сей день журнал издается под названием «Paris-Match»). Введение на страницы «Paris-Match» большого количества качественных цветных фотоиллюстраций, в частности, «фоторепортажа номера», посвященного одному из сенсационных событий недели, тщательная работа над сопроводительными текстами способствовали созданию у аудитории эффекта наглядности, присутствия на месте события, придавали новостям дополнительный заряд эмоциональности. Уже в довоенный период тираж журнала вырос с 80 тыс. до 1400 тыс. экз., а после войны распространение восстановленного издания превысило полтора миллиона экз. (в середине пятидесятых годов) и достигло в 1960 г. рекордной отметки – 1800 тыс. экз. Ориентация «Paris-Match» на американские образцы журнальной прессы способствовала усвоению его сотрудниками стиля и методов работы, характерных для журналистики США.

Расцвет массовых иллюстрированных журналов благоприятствовал формированию в разных странах мира нескольких поколений выдающихся представителей визуальной документалистики – мастеров событийной фотографии, фоторепортажа и фотоочерка, фотопортрета, в число которых вошли Р. Капа, М. Бурке-Уайт, А. Айзенштадт, Д.Д. Дункан (США), Ж. Картье-Брессон (Франция) и др.

В конце 1950-х и в 1960-е годы крупные иллюстрированные журналы повсеместно стали терять рекламные доходы под воздействием конкуренции с телевидением, которое демонстрировало живые картины действительности, превосходившие по экспрессивности фотографические «картинки жизни», схваченные репортерами иллюстрированных журналов, и представляло собой гораздо более оперативный и массовый канал доставки информации и рекламы. В 1959 г., несмотря на то, что журнал «Life» вновь достиг рекордного тиража, главной проблемой издания в области рекламной деятельности являлась конкуренция с телевидением. Последующие годы стали периодом непрерывного пересмотра концепции журнала с тем, чтобы он удержал и расширил завоеванные позиции в условиях соперничества с телевидением за рекламные доходы и роста издательских расходов. В 1962 г. «Saturday Evening Post» – некогда самый популярный иллюстрированный журнал США с его многомиллионным тиражом – впервые с 1891 г. потерпел убытки (и весьма значительные – 4 млн. дол.) После экономического краха и изменения периодичности он растерял массовую аудиторию.

Трудности массовых журналов усугубились некоторыми тенденциями в развитии рекламного бизнеса. По мере совершенствования адресных рекламных технологий рекламодатели во все большей степени переключались с массовых журналов на сотрудничество со специализированными журнальными изданиями, предназначенными для определенных секторов и групп аудитории, рассматривая подобные издания как более эффективное «прицельное» средство рекламы. Вместе с существенным ростом расходов по выпуску и распространению тиража, наблюдавшимся в конце 1960-х и в 1970-е годы, это также серьезно подрывало позиции журнальных гигантов.

В начале семидесятых годов разразился острый кризис массовых иллюстрированных журнальных изданий, подтвердивший необходимость изменения привычных издательских концепций.

С 1970 г. по 1972 г. тираж журнала «Life» упал с 8,5 млн. экз. до 5,5 млн., существенно сократилась и его доходность. Журнал был закрыт. Такая же судьба немногим ранее постигла и журнал «Look», который в предыдущие десятилетия неуклонно наращивал свой тираж: в 1945 г. было распространено 2 млн. экз., в 1955 – 4 млн. Не достигнув намеченного пика распространения (8 млн. экз.), журнал закрылся в 1971 г.

Аналогичные проблемы испытывали в этот период и европейские типологические аналоги журналов «Life» и «Look», в частности, французский «Paris-Match». В 1973 г. тираж этого издания упал до 645304 экз. Через три года испытывающий острый кризис журнал перешел в собственность нового хозяина – Д. Филиппачи, который скорректировал концепцию издания, повысил в нем роль политической информации, приблизив его к типу еженедельного журнала новостей, делающего упор на освещение сенсационных и скандальных происшествий, на упрощенное и эмоциональное изображение событий. Вместе с тем были сохранены наиболее выигрышные стороны «Paris-Match» как иллюстрированного журнала, в частности, «гвоздевой» фоторепортаж номера. Тираж журнала удалось поднять до миллионной отметки.

В октябре 1978 г. был возобновлен выпуск «Life» – уже в качестве ежемесячного иллюстрированного журнала – но, по замечанию американских исследователей М. и Э. Эмери, «без его знаменитой фотожурналистики». Выдающиеся фоторепортеры – члены прежней редакционной команды «Life» – перешли в другие журналы. Достигнутый в 1990-е годы уровень тиража (1,7 млн. экз.) свидетельствует о том, что журнал продолжал оставаться крупным изданием – однако без прежнего ореола исключительной популярности и значимости. В 2000 г., после образования мегакорпорации «AOL-Time Warner», принадлежащий ей журнал «Life» был закрыт по причине низкой экономической эффективности, имея перед прекращением выпуска полуторамиллионный тираж. Издание з<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: