Вопрос 9: «Общие характеристики и основные этапы развития античной философии».




  1. Космоцентризм античной философии. Чувственно-материальный космос как абсолют. Космос чувственно воспринимаем во всех его проявлениях, его существование очевидно и не нуждается в рациональном доказательстве. Вещь и тело есть принцип, следовательно не только космос есть тело, но и все в нем должно быть вещью и телом. Космос есть сумма всех вещей и тел или максимально обобщенная вещь.
  2. Интуиция. Предрациональное восприятие всего сущего. Разделение Экзотерики от эзотерики.
  3. Дихотомия как разделение космоса на противоположности по принципу «Я» и «не-Я». Небытие как Хаос. Космос как бытие. Логос как способ перехода от хаоса к космосу.
  4. Диалектика как проявление логоса в рефлексии. Единство противоположностей как способ существования космоса и его закон. Пассивно-созерцательный характер диалектики – видеть мир правильно, но не изменять его.
  5. Основная проблематика античной философии:

5.1. Диалектика «материи» и «идеи». «Материя» понимается как возможность, потенция всякого существования вообще, а «идея» есть чувственно-воспринимаемая картина (план) вещественного продуцирования и динамически-творческий принцип построения действительности. «Идея» имеет чисто мыслительный характер, т.е. продуцировалась мышлением и им же воспринималась, с одной стороны. С другой — имела форму, т.е. вещественный смысл, доступный зрительному восприятию. Активный характер созерцательности идеи, но активность чисто мыслительная, а не практическая. Идея также проходит становление как становятся вещи. Идея есть становление не только вещей, но и прежде всего — ценностей этой жизни. Диалектика «материи» и «идеи» имеет аксиологический аспект;

5.2. Диалектика «души» и «ума». Все существующее живет, то есть изменяется. Никаких причин для этого изменения внешних по отношению к космосу быть не может. Эта способность изменять саму себя называется «Душа». Целесообразность этих изменений обозначается категорией «Ум»— «Нус». Они не субъективно-личностные, а объектино-космические принципы. Нет «желания» и «воли» как принципа;

5.3. Диалектика судьбы и воли. Первоединство как сочетания порядка и хаоса. Единство разумного и неразумного в становлении вещей. Первоначало выше Ума и включает и все неразумное. «Судьба» исключает «добро» и «зло». Внеличностный принцип «первоединства».

1200 лет с шестого века до н.э. до 529 г. н.э.

1. Мифология как предфилософия (дорефлективная философия). Теогония Гомера и Гесиода.

2. Классика. Чувственно-материальный космос как объект. Ранняя классика или «досократики». Средняя классика: Сократ и софисты. Зрелая классика: Платон и Академия. Поздняя классика: Аристотель и Ликей. VI-IV вв.

3. Ранний эллинизм. Космос выступает как субъект, как тот объект, дошедший до осознания самого себя. Стоицизм, эпикуреизм и скептицизм. IV-I вв.

4. Поздний эллинизм. Космос есть живое существо и субъект и объект одновременно. Неоплатонизм. I-VI вв.

 

Ранняя классика.

1. Характерные черты ранней классики: гилозоимз; абстрактно-всеобщая категориальность; интуитивная диалектика.

2. Ионийская философия: проблема первоначала — «архе». Милетская школа: Фалес, Анаксемен и Анаксимандр «апейрон». Физическая материя и ее первоэлементы.

3. Пифагореизм. Форма как число.

4. Элеаты. Учение о бытии как о единстве. Два вида существования. Ксенофон, Парменид, Зенон и Мелисс.

5. Атомизм. Левкипп и Демокрит. Множественность.

6. Гераклит. Диалектика как учение о логосе.

7. Анаксагор. Учение о геометриях.

 

Средняя классика

1. Космос как противоречие объектов, дискурсивная диалектика как попытка противопоставить идею материи, микрокосм макрокосму.

2. Отрицательная дискурсия — софисты. Человек как мера всех вещей. Космос как объект соизмеримый с микрокосмосом. Самопознание. Релятивизм.

3. Положительная дискурсия — Сократ. Первоначало скрыто в себе самом. Познание — извлечение истины из себя (маевтика). Ирония как метод побуждения познания. Формулируя слова мы проникаем в суть вещей.

Сократические школы — соединение учения Сократа с софистикой.

4.1. Киники. Аскесис — истинное желание, то от которого невозможно отказаться. Апайдеусия — умение довольствоваться необходимым. Автаркия — свобода от внешних обстоятельств.

4.2. Киренаики. Гедонизм — счастье в наслаждении. Высшее наслаждение — мудрость. Доминирование чувственного отношения к миру — предвосхищение эмпиризма.

4.3. Мегарики. Общие понятия как истина. Единичные вещи как неистинные. Софизмы как рациональные доказательства неистинности эмпирического познания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: