Основные формы, направления и проблемы философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм.




Новым временем называют период истории после эпохи Возрождения. Начало 17в.отмечено сожжением на площади Цветов в Риме философа и поэта Джордано Бруно. В споре с религиозным догматизмом верх одерживала новая наука, авторитет которой неуклонно возрастал. Данная наука пошла по пути, намеченному поздними средневековыми номиналистами, а также мыслителями эпохи Возрождения и Реформации. Это гелиоцентрическая концепция польского астонома Николая Коперника. В связи с практической задачей усовершенствования календаря возникла необходимость создать новую методику выполнения астрономических расчётов. Началась великая научная революция, коренным образом изменившая воззрения на мир и на способы его познания.Дело Коперника продолжил немецкий учёный Иоганн Кеплер, он установил, что движения планет вокруг Солнца, сообразно с предложенной Коперником структурой солнечной системы, не являются строго круговыми. Исаак Ньютон связал воедино законы движения планет, установленные Кеплером, и законы механического движения земных тел, открытые Галилеем, Ньютон осуществил грандиозный теоритический синтез.Без предварительного знания о том. что же мы ищем, мы так ничего и не найдём.В этом – правота рационализма.Рационалисты полагали, что разум усматривает в самом себе готовые ответы на самые важные познавательные вопросы.Классики рационализма не просто противостояли эмпиризму, а скорее утверждали, что научный и мировоззренческий синтез данных чувственного опыта может быть осуществлён лишь на основе внеопытной или доопытной интеллектуальной интуиции.В свою очередь, правота эмпиризма в том, что объективные знания обеспечиваются опорой на чувственный опыт, хотя действительные знания всегда имеют некоторый сверхопытный компонент.Эмпиризм и рационализм сходились на том, что единственными познавательными данностями являются духовные состояния человека как познающего субъекта, истолкованные либо как чистые чувственные впечатления, либо как основополагающие доопытные идеи самосогласованного разума

13.Разработка научного метода в философии Нового времени: Ф.Бэкон и Р.Дэкарт. Ф.Бэкон выдвинул наиболее яркие аргументы в пользу «экспериментальной философии», указал на новую роль науки в жизни общества.Назначение науки по Бэкону, состоит в том, чтобы приносить практическую пользу.Бэкон различает светоносные опыты, доставляющие людям «чистое» знание, более глубокое понимание реальности, и плодоносные опыты, несущие непосредственную практическую пользу.Сами по себе показания наших органов чувств ненадёжны, и нужна специальная постановка опытов, контролируемых разумом, для устранения возможных ошибок и точной фиксации свойств предметов природы.Бэкон, в соответствии с идеями эпохи Возрождения и современными ему новыми умонастроениями, провозглашает поворот в сторону реального знания, отвечающего потребностям земной жизни.Р.Дэкарт остро критиковал прежние формы систематического знания, начиная от философии, теологии и вплоть до математики и логики.Дэкарт ставил своей задачей отыскать такие основополагающие истины, которые обладали бы полной ясностью, самоочевидностью и никоим образом не могли быть оспорены.Он приходит к выводу, что чувственные данные вообще нельзя считать отправной посылкой научного познания; доверять можно только разуму.В этом и состоит его рационализм. Дэкарт формулирует общее правило, утверждающее, что всё, представляемое нами вполне ясно и отчётливо, является истинным.Философия в том виде, как её понимает Дэкарт, становится гносеологией, учением о познании, причём «для познания вещей нужно учитывать лишь два условия, а именно нас, познающих, и сами подлежащие познанию вещи.В нас есть только четыре способности, которыми мы для этого можем воспользоваться, а именно разум, воображение, чувство и память.»

14.Особенности немецкой классической философии. Философия И.Канта. Немецкая классическая философия, с одной стороны, способствовала философскому оформлению настроений романтизма, а с другой – предприняла грандиозную попытку по-новому обосновать веру в могущество разума. В критическом отношении к наличному, в стремлении, опираясь только на разум, построить замкнутую мировоззренческую систему, немецкая классическая философия выступает как хранительница традиций новоевропейской философской классики.Философия Канта является образцом широкого и весьма плодотворного мировоззренческого синтеза.Человеческий разум по Канту, есть познавательный инструмент, активно формирующий изучаемые нами предметы, отбирая в них то, что доступно исследованию. Кант показал неразрывное единство чувственных и рациональных сторон познания.Последующие развитие науки обнаружело новые аспекты соотношения этих сторон познавательной деятельности.Важное мировоззренческое и педагогическое значение имеет учение Канта о высшем достоинстве человека как личности и о человеческой свабоде. Кант отнюдь не идеализирует человека и именно поэтому акцентирует внимание на воспитании нравственно доброй воли, установки на следовании чувств долга. В целом философию Канта можно признать величайшим достижением теоритической мировоззренческой мысли Нового времени.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: