КАЗАХСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КУРС ПРОПЕДЕВТИКИ ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для СТУДЕНТОВ
по пропедевтике детских болезней
ТЕМА: Искусственное и смешанное вскармливание.
КУРС - 3
ФАКУЛЬТЕТ - педиатрический
СОСТАВИТЕЛЬ: доцент Б. К. Мусина
АСТАНА, 2005 г.
Обсуждена на заседании курса «___»___________2005 г., Протокол №
Утверждена зав. курсом, доцентом Б. К. Мусиной
1. Тема: Искусственное и смешанное вскармливание.
2. Количество учебных часов – 4 час.
3. Актуальность темы (мотивация изучения). Наилучшим способом питания ребёнка грудного возраста является естественное вскармливание, так как ни один из практикуемых методов смешанного или искусственного питания не гарантирует нормального развития ребёнка с такой надёжностью, как естественное. Но в практике встречаются случаи недостатка или полного отсутствия молока у матери, невозможность вскармливания ребёнка грудью и грудным молоком, отсутствие матери. В таких случаях ребёнка вскармливают искусственными молочными смесями.
4. Цели занятия:
Студент должен знать
1. Показания к смешанному и искусственному вскармливанию.
2. Характеристику различных групп искусственных молочных и безмолочных смесей для детского питания.
3. Потребность детей в основных пищевых ингредиентах
Студент должен уметь:
1. Определить показания к переводу ребёнка на смешанное и искусственное вскармливание.
2. Выбрать адекватную смесь и рассчитать необходимое ребёнку количество питания, составить суточное меню.
3. Оценить эффективность вскармливания и провести коррекцию питания.
4. Проводить инструктаж матери по технике искусственного вскармливания ребёнка.
5. ВОПРОСЫдля подготовки к занятию:
По базисным знаниям:
1. Особенности обмена веществ у детей.
2. Физическое развитие детей различного возраста.
3. Семиотика нарушений массы тела у детей.
4. Понятие об иммунитете, особенности иммунитета у детей.
5. Понятие об аллергии, этиопатогенез и клинические проявления аллергических заболеваний.
6. Анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы у детей, семиотика и синдромы её поражения.
7. Синдромы поражения костной системы (рахит) и системы крови (анемический синдром)
8. Преимущества естественного вскармливания, правила введения прикорма
По теме настоящего занятия:
1. Состав молока сельскохозяйственных животных, используемых для искусственного вскармливания. «Гарантийное молоко».
2. Классификация молочных смесей, используемых для вскармливания детей первого полугодия жизни (адаптированные и неадаптированные», «сладкие» и «кислые»).
3. Потребность детей в белках, жирах, углеводах и калориях в зависимости от употребления смесей.
4. Показания к назначению смешанного вскармливания. Методы определения количества докорма.
5. Молочные смеси, применяемые в качестве докорма. Техника и правила докармливания.
6. Схема кормления детей при смешанном вскармливании, потребность детей в основных пищевых ингредиентах в зависимости от количества докорма и виды молочной смеси, используемой для докорма.
7. Сроки введения соков, витамина, прикорма детям, находящимся на смешанном вскармливании.
8. Техника искусственного вскармливания и критерии оценки его эффективности. Понятие свободном вскармливании. Формы свободного вскармливания.
9. Понятие о коррекции искусственного вскармливания, способы проверки правильности назначения искусственного питания. Сроки введения соков, прикорма. Консервированные продукты детского питания (сухие молочные смеси, соки, овощные и фруктовые консервы). Понятие о гомогенизированных консервах для детей, сроки их применения.
10. Наиболее частые ошибки при проведении искусственного вскармливания.
6. Информационно-дидактический блок (прилагается)
7. Содержание занятия.
1. Самостоятельная работа студентов (Собрать пищевой анамнез, оценить его, выявить показания для индивиду-ального выбора блюд прикорма ребёнку на естественном вскармливании. Определить массу тела ребёнка. Определить уровень физического развития, используя центильные таблицы, антропометрические индексы и формулы расчета. Сделать заключение об уровне и гармоничности физического развития ребенка на основании полученных данных. Исследовать и оценить нервно-психическое развитие ребёнка. Провести контрольное взвешивание и определить достаточность молока у матери. Сделать заключение о степени упитанности ребёнка и эффективности его вскармливания. Рассчитать и назначить ребёнку адекватное питание – составить меню.
2. Совместная работа с преподавателем (обучение особенности сбора пищевого анамнеза детей и оценить его. Выявить погрешности и проблемы в проведении естественного вскармливания. Сделать заключение о степени упитанности ребёнка и эффективности его вскармливания. Рассчитать и назначить ребёнку адекватное питание)
3. Контроль исходного и заключительного уровня знаний (тесты, ситуационные
задачи).