Основные тенденции личности и возможные психологические кризисы. 4 глава




Тот, кому брошен вызов, стоит перед ужасающей дилеммой. Он должен решить, отвечать на требовательный зов и устремляться в новые неизведанные области жизни или не принимать его и отступить назад в привычное. Тому, кто отказывается, ничего другого не остается, как попытаться подавить послание судьбы и его делеко идущие последствия. Только с помощью такого подавления не-герой может возвратить себе соблазнительный и успокоительный комфорт бессознательности и очарованности условностями, погрузиться в то, что называется "успокоением обыденностью". Такой отказ - вещь далеко не безобидная. Это основа того, что экзистенциалисты называют неаутентичной жизнью или отчуждением. Шаман, отказывающийся ответить на зов, рискует физическим и умственным здоровьем, а иногда даже и жизнью. Абрахам Маслоу определил дилемму еще более сжато: "Если вы намеренно избираете меньшее, чем то, на что вы способны, то я предупреждаю вас: вы будете глубоко несчастны до конца своей жизни.

Если же вызов принят, следующий возможный шаг - это процесс самоотречения. Постольку, поскольку цель жизни изменилась, многое из того, что казалось ценным, таковым больше не является; теперь с этим было бы вполне уместно расстаться. Если кто-либо покидает семью или дом, чтобы найти учителя, тогда общественное положение и предметы обладания могут показаться скорее помехой, чем благом. (Прим. переводчика:латинское слово "impedimenta" означает "груз", "багаж", от него происходит английское слово "impediment" - "препятствие","задержка", "помеха"). Многие из духовных героев - Иисус, Будда, Махавира, Шанкара - бродили в неустанных поисках пробуждения, оставив дом, имущество, положение и даже семью. Дригие, включая шаманов, могут отказаться от положения и имущества временно, возвращая их себе по завершению поиска.

Дисциплина и ученичество

Дальше начинается фаза дисциплины и ученичества. Для нее очень существенен учитель, и потому за самоотречением может последовать поиск учителя. Иногда учителем может быть и внутренний гид, гуру или дух. Это особенно характерно для шаманов. Часто более важен внешний учитель, и тогда, как указывает де Ропп,

будущий игрок Великой Игры сталкивается с ряоков годы ученичества заканчиваются прорывом, который круто меняет их восприятие мира. Это могут быть видения, прозрения и понимание опыта смерти и возрождения. Это может выражаться в просветлении, сатори и освобождении или чувстве единения с Богом, Всеобщим, Дао. Любой термин, употребляемый для описания этого опыта, явно неадекватен. Ввиду того, что его вообще невозможно выразить, употребляют обычно такие понятия как невыразимый, возвышенный, за пределами мира, слов, описаний и вообще любой мысли. Для игроков Великой Игры такие переживания являются и целью, и высшим смыслом существования.

Это не значит, что все самореализации равноценны. Скорее, наряду с существованием так называемого "трансцендентального единства религий" существуют также и значительные различия в типе и глубине реализации в зависимости от религии рассмотрим некоторые из этих различий в последующих главах.

Возвращение и служение

Когда поиск завершен, ищущий становится знающим, ученик - учителем, ученый - мудрецом. Но прежде чем путешествие можно будет считать законченным, нужно пройти еще одну стадию - возвращения и служения. Ответы на вопросы найдены, но бесперядок и смятение мира требуют объяснения; избавление от страданий достигнуто, но боль и горе мира молят об исцелении; эгоцентрические мотивы устранены, и потребность служить обществу становится основной и непреодолимой. Герой пускается в обратный путь. Сначала он отвернулся от общества, чтобы заглянуть в глубины своего я; теперь же он возвращается в мир к людям.

Существует много метафор этого возвращения. В притче Платона герой после побега из пещеры возвращается, чтобы помочь спастись другим. В Дзене просветленный "приходит на рыночную площадь, предлагая людям руку помощи". В шаманизме новички сперва приручают духов, а затем заставляют их служить на благо своего племени. Для христианских мистиков это возвращение - финальная стадия "духовного единения" с Богом, "зрелости души". После того, как мистик сливается с Богом в божественной любви, такое единение несет плоды всему человечеству: мистик возвращается в мир, чтобы исцелять и помогать. В своем классическом труде о христианском мистицизме Эвелин Андерхил описывает, как закончивший свои поиски мистик теперь:

принимает боль и ответственность вместо былого любовного восторга и становится источником, "родителем" свежей духовной жизни... В этом и заключается смысл того редкого финального этапа эволюции великих мистиков, на котором они возвращаются в покинутый ими когда-то мир, где они продолжают жить, являясь средоточием трансцендентальной энергии... Уединение в пустынном месте является существенной частью мистического образования.Но, придав своей внутренней жизни трансцендентный статус единства с Источником не просто как временного экстатического переживания, а как постоянного состояния души, - мистики были вынуждены отказаться от одиночества и возобновить в той или иной форме контакты с миром, чтобы стать проводниками, через которых та Жизнь перетекала бы в других людей. Уйти в горы и спуститься в мир посланником - таков путь лучших друзей человечества

Возвращение в пещеру или зрелость души является финальной стадией жизненного цикла, который историком Арнольдом Тойнби был назван "уходом и возвращением. цикл был общим для всех, кто оказал наиболее благотворное влияние на историю человечества. Такие люди живут в обоих мирах, внутреннем и внешнем, трансцендентальном и повседневном. Они имеют доступ к трансцендентальным глубинам, но стремятся преобразовать их и сделать доступными для внешнего мира. Таким образом, мы кратко обрисовали контуры одной из форм путешествия героя. Это путешествие совершалось в бесчисленных вариациях в течение многих столетий во всех культурах. Величайшие игроки - святые и мудрецы - достигли наиболее полной реализации человеческого потенциала и оказали самое глубокое влияние на историю человечества. Так, по крайней мере, утверждали историк Тойнби, философы Бергсон, Шопенгауэр и Ницше, а также психологи Джеймс, Маслоу и Уилбер.

Конечно же, духовный путь героя может быть и менее драматичным. Многие отправляются в путь, но лишь немногие достигают великих вершин. И не всегда путешествие представляет собой один огромный цикл ухода и возвращения. Оно вполне может состоять из серии кругов, подобно спирали, в которой герой возвращается снова и снова, но каждый раз достигая более высокой перспективы. Такое путешествие, поэтому, не походит на путь великих святых и мудрецов, но оно доступно в той или иной мере всем нам в зависимости от степени искренности мотивов, побуждающих нас предпринимать его.

Давайте обратимся теперь к самым ранним героям и посмотрим, насколько их жизнь соответствует этой универсальной модели.

Глава 4

Священный зов и кризис посвящения

Если ты дашь проявиться тому, что есть в тебе, То, чему ты дашь проявиться, спасет тебя. Если ты не даешь проявиться тому, что есть в тебе, То, чему ты не даешь проявиться, разрушит тебя.

Евангелие от Фомы

Путешествие героя начинается с призыва к приключениям, который может принять многие формы. В шаманизме такой призыв приходит наиболее часто в юности, либо в годы ранней зрелости. Будущего шамана можно узнать по необычным переживаниям или поведению, которые понимаются как знаки, подаваемые зовущими духами. Иногда индивидуумы сами избирают себе эту профессию. Случается и так, что выбор падает на ребенка шамана еще при рождении - для продолжения семейной традиции.

Если решено, что родившийся ребенок будет шаманом, на него, его семью и всю общину ложится огромная ответственность. Соответствующие ритуалы и табу должны соблюдаться до мельчайших деталей, причем их строгость может быть очень болезненной.

Кнуд Расмуссен, чье описание шаманов американских и игуликских эскимосов уже стало классическим, отметил, что "отношение ко всем приготовлениям настолько серьезное, что некоторые родители еще до рождения будущего шамана заранее накладывают на себя особенно строгие и обременительные запреты, готовясь к этому событию. Таким ребенком был Ауа; вот его история....

"Моя мать начала соблюдать строгую диету, а также некоторые тяжелые правила и запреты. Например, если она съедала часть моржа, тогда этот морж становился табу для всех остальных (то же самое с тюленем и карибу). Она должна была иметь специальную посуду, из которой больше никому не позволялось есть. Женщинам нельзя было навещать ее, это могли делать только мужчины. Моя одежда была особого покроя, с мехом, ворсинки которого были направлены перпендикулярно к телу, не вверх и не вниз. Так я жил в хижине, не ведая о той заботе, которой меня окружали.

Целый год моей матери пришлось жить со мной в полном уединении, нарушаемом иногда приходами отца. Он был великий охотник и все время проводил на охоте, но, несмотря на это, ему запрещалось точить свои собственные ножи; когда он однажды сделал это, его руки опухли, а я заболел. Через год после моего рождения у нас в хижине было разрешено поселиться еще одной женщине; ей приходилось быть очень осторожной: каждый раз, когда она выходила, она должна была накинуть на голову капюшон, быть обутой без носков и высоко поднимать в одной руке полы своей шубы.

Наконец я достаточно подрос, чтобы отправиться со взрослыми мужчинами на охоту на тюленей. Когда я загарпунил своего первого тюленя, мой отец, обнаженный по пояс, лег на лед, а тюленя, еще живого, перетащили через его спину. Tолько мужчины могли есть мою добычу, причем нужно было съесть все. Шкура и голова были оставлены на льду, чтобы я позже мог поймать такого же тюленя снова. Tри дня и три ночи мужчинам, евшим моего тюленя, нельзя было охотиться и вообще выполнять какую-либо работу. Даже когда я уже долгое время был женат, моя первая добыча по-прежнему оставалась запретной темой.

Трудно вообразить себе такую жизнь, состоящую из бесчисленных табу и ограничений. Но для людей, живущих в племени, эти табу так же существенны в их жизни, как и пища. Пренебречь ими - значит обидеть духов и подвергнуть свою жизнь и благополучие смертельному риску. Поэтому табу могут передаваться из поколения в поколение, даже несмотря на то, что, по словам Расмуссена, хотя "каждый точно знал, как нужно поступать в любой ситуации, всяоместил в клетку голубя и давал ему каждые 15 секунд зерна, независимо от того, чем голубь был занят. Голубю не нужно было прилагать никаких усилий для добычи зерен - еда появлялась сама. Тем не менее, птица вскоре начала описывать круги. Другие голуби вели себя еще более странно: они подскакивали, вытянув шеи к углу, в котором появлялись зерна, совершали движения, напоминавшие подметание пола - веря, что их поведение вызывало появление зерен.

Очевидно, такое поведение, каким бы причудливым оно ни казалось, подкреплялось кормлением, поскольку животное по-своему логично, но ошибочно заключало, что его действия как раз и вызывали появление пищи. Оно, естественно, продолжало свои движения - и зерна действительно появлялись. Хотя никакой причинной связи между поведением и появлением еды не было - зерна неизменно прибывали каждые 15 секунд - птица убеждалась в том, что такая связь была. Наступавшее после движений вознаграждение вело животное к выводу, что связь существует, а затем поддерживало и поведение, и это убеждение

Подобные механизмы могут поддерживать суеверное поведение и у людей. Случайные вознаграждения и наказания могут вести к возникновению у отдельных индивидов и племен причинных связей, на самом деле не существующих. Затем они формируют ненужное, неэффективное поведение. Со временем это поведение закрепляется в социально обязательных ритуалах и табу, а тех, кто их нарушает, приследуют, наказывают, даже могут уничтожить.

У людей случайное ошибочное научение может быть усиленно дополнительными факторами. Человеческое стремление понимать и контролировать ситуацию вызывает чувство дискомфорта при неопределенности этой ситуации. Поэтому люди склонны находить причинные связи там, где их нет. Это помогает ослабить чувство беспомощности; когда ты знаешь, почему что-либо происходит, ты, по крайней мере, знаешь, как можно на это повлиять.

К этому можно добавить, что суеверия легко перенимаются другими людьми; этот процесс называется социальной инфекцией. Так Ауа, эскимосский шаман, табу родителей которого были описаны выше, сказал Расмуссену, что "наши отцы переняли от своих отцов все старые правила жизни, которые основываются на опыте и мудрости поколений. Мы не знаем почему, но мы придерживаемся этих правил, чтобы избежать в жизни несчастий.

Конечный результат всех этих факторов - случайные вознаграждения и наказания, стремление понимать и контролировать, перенимание связей от других - может в значительной степени объяснить размах и строгость суеверий, ритуалов, табу в племени и готовность соблюдать налагаемые ими суровые жизненные ограничения. Перед лицом опасностей, тревожных загадок и непредсказуемости, таящихся в мире, потребность в поведении и ритуалах любой формы, обещающих определенную степень контроля, должна быть действительно значительной. Поэтому неудивительно, что шаманы и их соплеменники соблюдают такое огромное количество ритуалов и табу. Одной из основных задач психологического изучения шаманизма является попытка разграничить действительно эффективные психологические техники, с одной стороны, от неэффективных суеверий с другой.

В природе суеверий важен следующий момент: они не обязательно подразумевают недостаток логики и рациональности. Суеверия могут быть ошибочными убеждениями отностительно причинных связей, результатом чего является неадекватное, неэффективное поведение. Тем не менее, эти убеждения могут быть вполне логичны с точки зрения восприятия мира определенной культурой. Некоторые действия шаманов и его соплеменников могут казаться суеверными для западной науки, но это вовсе не означает, вопреки многим утверждениям, что их логика примитивна и ирроциональна. Если кто-то верит в злобных духов, то ритуалы, цель которых умиротворить их - вполне логичны. Так же вполне логично предположить, что юноша, которого беспокоят духи, может иметь особую связь с ними и поэтому стать могущественным шаманом.

Священный зов

Ауа, чья жизнь и запреты были рассмотрены выше, был избран по принципу наследственности. Толчком для других, мужчин или женщин, но чаще мужчин, может стать какая-нибудь индивидуальная особенность или переживание - необычная внешность, болезнь, например эпилепсия, неожиданное выздоровление от серьезного недуга, а также множество других примет. К этому можно добавить странные симптомы, ощущения и поведение. Иногда они настолько драматичны, что такое состояние стали называть шаманским кризисом посвящения.

Зов может прийти также и во время сна или поиска видений. Поиск видений - это время, проведенное в одиночестве, посту и посвященное получению руководящего жизненного видения. Сны, в которых являются духи, могут стать зовом в племенах эскимосов-инуитов, в то время как в Калифорнии это могут быть сны об умерших родственниках. Иногда требуется подтвержение значения этих снов у опытных шаманов - очевидно, они были первыми в мире толкователями сновидений.

Избрание, знаком которого является сновидение, имеет место во многих религиозных традициях. Вспомните, например, Ветхий Завет: "Внимайте моим словам: если среди вас есть пророк, меня, Господа Вашего, узнает он в видении, я буду говорить с ним во сне.

Шаманский зов может быть очень противоречивым, и те, кто получает его, считаются иногда "обреченными на вдохновение. Многие из тех, на кого пал выбор, пытаются избежать его. Джозеф Кэмпбел назвал это "отказом ответить на зов." Но все же духи, симптомы или сновидения могут быть настолько настойчивыми, что, в конце концов, одерживают верх. Многие шаманские традиции, также как и традиции геройских путешествий, считают, что отказ принять вызов влечет за собой болезнь, сумасшествие или смерть. Один из ранних исследователей шаманизма, Богорас, утверждает, что "неприятие "духов" гораздо более опасно, чем ответ на их зов. Молодой человек, отвергающий зов, либо вскоре заболеет и умрет, либо "духи" побудят его оставить дом и пуститься в странствия, где он беспрепятственно сможет последовать своему призванию. или же соглашается, но неохотно, а затем мало использует свои способности.

В некоторых племенах люди сами принимают решение стать шаманом. Как правило, они считаются менее способными в сравнении с теми, чье избрание было предопределено внешними силами. Заметным исключением является южно-американское индейское племя Хиваро. Здесь те, кто самостоятельно принял решение, покупают знания у практикующих шаманов (эта традиция с энтузиазмом поддерживается современными западными шаманами в ходе выходных шаманских сессий).

Плата за обучение у Хиваро немалая. Обычно она состоит из таких возвышенных предметов первой необходимости как одна или две винтовки с порохом, духовое ружье и мачете. Поскольку чуть ли не четверть мужчин племени Хиваро может быть шаманами, это явно ведет к распространению торговли оружием.

В других местах шаманами становятся благодаря необычным событиям, наиболее драматичным и загадочным из которых является кризис посвящения.

Кризис посвящения

Если призыв к поиску происходит во сне, его можно иногда проигнорировать и подавить, чего не скажешь о шаманском кризисе посвящения. В жизни избранника происходит взрыв разрушительной силы, нарушающий привычный баланс и идентичность, требующий рождения Нового.

Обычно он дает о себе знать бурной атакой необычных психологических переживаний сразу после взросления. Иногда они выражаются в появлении таких способностей, как повышенная чувствительность и восприятие. Часто будущий шаман начинает демонстрировать необычное - и даже причудливое, опасное и угрожающее жизни - поведение. Результатом этого могут быть недели, месяцы и даже годы непредсказуемого хаоса, нарушающего покой в жизни самого шамана, его семьи и всего племени.

Наступление кризиса может быть внезапным либо постепенным. Элиаде отмечает, что это сопровождается "болезнями, припадками, сновидениями и галлюцинациями, быстро определяющими будущую карьеру избранника." С другой стороны, "иногда нет явной болезни, скорее происходят постепенные изменения в поведении. Избранник становится задумчивым, ищет уеденения, подолгу спит, кажется рассеянным, видит пророческие сны, иногда у него бывают припадки. Все эти симптомы - всего лишь прилюдия к новой жизни, ожидающей неискушенного кандидата. Добавим, что его поведение - это первые признаки мистического призвания, одинаковые во всех религиях и слишком всем хорошо знакомые.

Среди индейцев Чукчи:

Для мужчин подготовительная стадия "шаманского вдохновения" в большинстве случаев болезненна и занимает продолжительный отрезок времени. Зов приходит внезапно, как затмение, повергая юного новичка в состояние огромной неопределенности... Он смущен и испуган; он сомневается в себе и своих силах, как в случае со всеми ясновидящими, начиная с Моисея. Полуосознанно и против воли вся его душа претерпевает странную и болезненную трансформацию. Этот период может длиться месяцами, а иногда и годами. Юный новичок, "только что вдохновленный", теряет всякий интерес к повседневной жизни. Он отказывается работать, мало и без удовлетворения ест, не разговаривает с людьми и даже не отвечает на их вопросы. Большую часть времени он спит.

Некоторые скрываются в комнате и редко из нее выходят. Другие бродят в пустынных местах под предлогом охоты или присмотра за стадом, но часто без оружия или пастушьего лассо. Подобный бродяга нуждается в пристальном внимании, иначе он может лечь в открытой тундре и проспать три-четыре дня, подвергая себя опасности быть заживо погребенным под снегом

Один непальский шаман описал свой кризис посвящения следующим образом:

Когда мне исполнилось тринадцать лет, я стал "одержимым". Позже я узнал, что это был дух моего умершего деда, но в то время я не знал, что происходит. Меня начало сташно трясти, я не мог сидеть спокойно ни минуты, даже когда дрожь проходила...

В конце концов люди отправились искать меня. Когда меня догнали, я перестал дрожать и пришел в себя. Меня отвели домой и накормили. Вся семья была очень озабочена. У меня не было аппетита, и в ту ночь меня опять начало трясти

На Западе такое поведение, конечно, рассматривалось бы как серьезная психопалогия. В шаманских же культурах этот кризис интерпретируется как доказательство того, что жертве уготована участь шамана. Такие противоположные интерпретации поднимают любопытные вопросы о прогнозах, диагнозах, лечении в различных культурах и будут обсуждены в последующих главах. А пока следует отметить, что племя понимает происходящее с " только что вдохновленным" как тяжелый процесс, содержащий в себе огромный потенциал развития. Если правильно к нему относиться, то этот процесс может принести пользу всему племени и открыть доступ к духовным пространствам и таящимся в них силам. Так, пожалуй, всегда и происходит.

Глава 5

Период ученичества: шаманская подготовка и дисциплина

Величайшее из чудес - не завоевание мира, а покорение себя.

Уил Дюрант, "Философский рассказ"

Когда герой откликается на зов к приключениям и находит учителя, начинается период ученичества. Тренируется ум, закаляется тело, усмиряются страсти и желания, изгоняются страхи и культивируются такие качества, как выносливость и концентрация. Обычно это долгий и медленный процесс, где успех приходит через месяцы, а то и годы, а терпение - не только добродетель, но и необходимость. Цель этого - укрепить ум и тело, чтобы открыться духам и быть эффективным инструментом в их руках. Чжуан Цзу, один из величайший мудрецов, кратко и точно описал этот процесс:

Сначала достигни контроля над телом и всеми его органами. Затем контролируй ум. Добейся однонаправленности. И гармония небес снизойдет и поселится в тебе. Ты будешь излучать Жизнь. Ты обретешь покой в Дао

Указания приходят к шаману из внутреннего и внешнего миров. Во внешнем мире это заключается в ученичестве у опытного шамана. У учителя ученик постигает теорию и практику: мифы, космологию, ритуалы и техники шаманской культуры. С их помощью воспитываются, интерпретируются и осмысливаются переживания ученика-шамана в рамках племени и шаманских традиций.

Во внутреннем мире ученик узнает, как обращаться со снами, фантазиями, видениями, духами. В идеале оба мира, внутренний и внешний, в равной степени важны для превращения новичка в опытного шамана, который бы смог стать эффективным связующим звеном между этими мирами, между сакральным и профанным, духовным и мирским.

Продолжительность ученичества может колебаться от нескольких дней до долгих месяцев и лет. После того как новичок принят, перед ним ставится первая задача ритуального очищения, в котором он должен исповедаться во всех нарушениях табу и других преступлениях его помощников-духов.

Многое предстоит познать. Ученик должен хорошо знать мифологию и космологию. Чтобы стать опытным "космическим путешественником", он должен изучть пространтсво нашей многослойной, взаимосвязанной Вселенной, по которой он отправится в поисках силы и знаний. Он должен также познакомиться с ее духовными обитателями, узнать их имена, где они живут, какова их сила, что они любят и что им не нравится, как их можно вызвать, как управлять ими. Это и есть те духи, с которыми ему придется сражаться или дружить, которые будут помогать или мешать ему в работе. Именно они являются воплощением космических сил в действии; эти взаимоотношения и определяют успех шамана. Поэтому космология, которую изучает будущий шаман, не есть формальная карта безжизненных миров, а путеводитель по живой, сознательной и своенравной Вселенной.

Многое об этих космических пространствах и способах установления связи с ними содержится в мифах. Действительно, мифы почти на всем протяжении человеческой истории служили вместилищем ценных культурных ориентиров во взаимоотношениях с миром. И только в наше время многие культуры больше не имеют такого всеобъемлющего мифа - великой, единой картины, истории и объяснения космоса. Быть может, отсутствие такого общего мифа и является основным фактором раскола и отчуждения, уже так долго преследующих современный мир. Многое зависит, наверное, от того, насколько мы способны создать новый миф, который соответствовал бы потребностям нашего времени.

Джозеф Кэмпбел считает, что мифы выполняют четыре основные функции: развивающую, социальную, космологическую и религиозную. Развивающая функция заключается в том, чобы дать человеку ориентиры в его духовном созревании. Социальная функция - поддерживать социальную структуру и взаимопонимание между членами общества. Космологическая и религиозная функция мифов состоит в том, чтобы обеспечить видение и понимание места человечества в космосе и ответственность перед ним.

Шаман использует мифы во всех четырех аспектах. Это и не удивительно, поскольку многие мифы, возможно, зародились в шаманских путешествиях и описывают обнаруженные там пространства. Они способствуют развитию шамана, определяют его место в обществе и космосе и подсказывают, как с ними соотноситься. Мифы также служат источником верований, разделяемых шаманом и его пациентами. Это очень важный момент, поскольку современные исследования пришли к выводу, что общая система убеждений является решающим условием установления эффективных терапевтических взаимоотношений.

Кроме мифов, будущий шаман должен освоить диагностические и целительские практики, совершенствовать свое умение входить в измененные состояния сознания, путешествовать, приобретать духов-помощников.

Эти духи-помощники становятся внутренними учителями шамана. Они могут являться ему в снах, видениях и путешествиях. Следовательно, шаман должен хорошо знать, при каких обстоятельствах и в каких состояниях сознания можно умиротворить духов и склонить их к сотрудничеству. Наиболее драматичные из этих обстоятельств включают аскетические практики и периоды уединения.

Аскетические практики - это мощнейшее орудие религиозных дисциплин. Они, как утверждают, очищают и придают силу практикующему, побуждая его к столкновению со своими ограничениями, страхами и заблуждениями. Это средство может быть настолько же опасным, насколько и благотворным.

Традиционно считается, что аскетические практики укрепляют и очищают. Они могут закалить такие боевые качества, как воля, мужество и выносливость, очистить тело, придать уму ясность и сосредоточенность. Благодаря этому преобретается сила тела, ума и духа. Эта сила позволяет управлять своими способностями и реакциями, преодолевать соблазны и препятствия, служить и приносить пользу другим.

Как и любой другой духовный путь, аскетизм имеет свои ловушки. Распространенное явление - чувство праведности, равно как и пуританское отрицание красоты и радости жизни. Другая ловушка - экстремизм, поскольку аскетизм может довести до сомнительных и опасных крайностей, даже до самоистязаний, увечий и смерти. Но если допустить, что с помощью аскетических практик действительно можно обрести силу, возникает вполне логический вопрос: как это происходит?

Существует несколько возможных механизмов. У тех, кто успешно боролся с испытаниями, наблюдается рост личной самооценки и результативности. Таким образом, вполне уместо предположить, что аскет, преодолевший тяжелые испытания, развивает в себе исключительные силы.

Упорное продвижение к цели вопреки страхам и противоречивым желаниям означает, что аскет не подкрепляет эти мотивы. Неподкрепленные мотивы постепенно ослабевают и даже исчезают. Такое ослабление противоречивых порывов, что, собственно, и является целью многих религий, традиционно называется "очищением." Некоторые традиции утверждают, что на высших ступенях духовного восхождения противоборствующие желания настолько ослабевают, что ум оказывается в состоянии полного покоя, свободным от всех конфликтов. Это убеждение было недавно подтверждено исследованиями продвинутых буддистских медитирующих. Уникальные и замечательные результаты тестов по методу Рошарха подтвердили "полное отсутствие сексуальных и агрессивных побудительных конфликтов. считать, что шаманы стремятся к подобной степени очищения, они могут сталкиваться с разнообразными страхами, желаниями и преодолевать их, достигая тем самым необычайной сосредоточенности и силы.

Смягчение чувства вины тоже может сыграть определенную положительную роль в аскетизме. Если практикующие верят, что они грешны и должны заплатить за свои грехи, то аскетизм может оказаться вполне уместным для этого. Такой подход, как правило, вполне эффективен, но лишь до некоторой степени, поскольку он может таить в себе хитрые уловки. Самонаказание может временно смягчить чувство вины, но может также укрепить убеждение в том, что вина и наказание - вещи естественные и даже необходимые.

Аскетические практики в той или иной степени встречаются во многих регионах мира. Почти полностью отсутствуя в одних местах, они принимают крайние формы в некоторых частях Индии и Японии. Веками японские аскеты применяли практики непостижимой суровости, иногда сопряженные с угрозой для жизни.

Многих из этих японских аскетов описывали как шаманов Тем не менее, при более пристальном рассмотрении, мало кто из них соответствует нашему определению шамана. Между шаманами и медиумами не проводится никаких различий; более того, современный шаманизм в Японии пришел в значительный упадок. Вряд ли кто из современных японских шаманов входит в измененные состояния сознания и действительно путешествует. Похоже, что большинство из них просто изображает классический транс и путешествует символически, выполняя определенные ритуалы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: