О СПАСАНИИ ИМУЩЕСТВА 1989 г. (SALVAGE-89)




Международная конвенция о спасании (судов и имущества), принятая международной Конференцией в апреле 1989 г. в Лондоне, была ратифицирована Российской Федерацией 25 мая 1999 г. и вступила для нее в силу с 25 мая 2000 г. Конвенция в основном регулирует имущественные отношения при спасении, устанавливает порядок и размер вознаграждения за спасение.

Основные положения Конвенции сведены в пять глав с тремя приложениями.

Глава I «Общие положения» содержит необходимые определения и область применения Конвенции. Кроме того, статья 7 прямо указывает, что договор о спасении или любые его условия могут быть аннулированы или изменены, если:

а) договор был заключен вследствие неоправданного воздействия или под влиянием опасности и его условия являются несправедливыми; или

б) плата, предусмотренная договором, чрезмерно завышена или занижена по отношению к фактически оказанным услугам.

Глава II «Осуществление спасательных операций» определяет обязанности спасателя, владельца и капитана, права прибрежных государств и рекомендации по сотрудничеству. Статья 10 обязывает капитана, «если он может это сделать, не подвергая серьезной опасности свое судно и находящихся на нем лиц, оказывать помощь любому лицу, которому угрожает гибель в море».

Глава III «Права спасателей» регламентирует условия вознагражде­ния, критерии установления вознаграждения и порядок его распреде­ления между спасателями, условия выплаты специальной компенсации, оговаривается вознаграждение за спасание людей, последствия неправильного поведения спасателя и услуг, оказанных вопреки прямому и разумному воспрещению. В частности, статья 12 устанавлива­ет, что «если не предусмотрено иное, никакая плата не полагается согласно настоящей Конвенции, если спасательные операции не имели полезного результата». Отсюда основополагающий принцип: «нет спасения — нет вознаграждения».

Глава IV «Требования И иски» определяет права спасателя в отноше­нии предоставляемого ему морского залога и обязанность собственников предоставить ему обеспечение, регламентирует промежуточный платеж, исковую давность и право на проценты, а также оговаривает действия в отношении государственных грузов и грузов гуманитарного характера.

Глава V «Заключительные статьи» содержит положения относительно подписания, ратификации, принятия, утверждения, вступле­ния в силу Конвенции и другую подобную информацию.

В Приложениях 1 и 2 содержатся дополнительные толкования отдельных статей Конвенции, а Приложение 3 объявляет резолюцию о международном сотрудничестве в целях осуществления Конвенции SALVAGE-89.

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ,

СКЦ И СПЦ РОССИИ

Постановлением Совета Министров СССР от 8 февраля 1988 г. №180 в целях реализации положений Конвенции САР-79 на Министерство Морского флота СССР возложены функции по осуществлению общей координации действий соответствующих служб министерств и ведомств СССР и иностранных государств при поиске и спасании людей, терпящих бедствие на море. При этом оговорено, что возложение на ММФ СССР функций по осуществлению общей коор­динации поиска и спасания на море не снимает с министерств и ведомств СССР, в ведении которых находятся морские и воздушные суда, ответственности за несвоевременное оказание имеющимися средствами помощи людям, морским и воздушным судам, терпящим бедствие на море.

Этим же постановлением принято решение о создании при ММФ СССР Государственного морского спасательно-координационного центра в г. Москве, спасательно-координационных центров и спасательных подцентров на морских бассейнах.

Приказом Министра Морского флота от 29 апреля 1988 г. №64-пр созданы при ММФ СССР Государственный морской спасательно-координационный центр (МСКЦ) с местонахождением в г. Москве, спасательно-координационные центры в городах Мурманске, Ленинграде, Одессе, Баку, Владивостоке и спасательные подцентры в городах Архангельске, Таллинне, Риге, Новороссийске, Батуми, Холмске, Петропавловске-Камчатском, Тикси и Анадыре (последний в последствии был переведен в Провидение).

В связи с распадом СССР от России отошли соответствующие СКЦ и СПЦ. Приказом Минтранса России от 18.08.94 г. №70 в г. Астрахани при Севере-Каспийском морском пароходстве создан СКЦ, а СПЦ в г. Новороссийске реорганизован в СКЦ.

В 1996 г. в связи с возложением на морские администрации портов (МАЛ) функций по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие на море, СКЦ Владивосток, Мурманск, Санкт-Петербург, Новороссийск, а также Астраханский СКЦ, Архангельский, Холмский, Петропавловск-Камчатский СПЦ были введены в структуры соответствующих МАПов.

Из-за сокращения завоза грузов в районы Крайнего Севера, снижения интенсивности судоходства в Восточном районе Арктики и недостаточного финансирования СКЦ и СПЦ из федерального бюджета в 1997 г. был ликвидирован Провиденский СПЦ, а его район передан на обслуживание Петропавловск-Камчатскому СПЦ. В 2000 г. приказами Минтранса был ликвидирован МСПЦ в стуктуре МАЛ Холмска и образован в стуктуре МАЛ Корсаков МСПЦ Южно-Сахалинск.

В итоге на морских бассейнах в настоящее время функционируют:

МСКЦ: Мурманск, Санкт-Петербург, Калининград, Новороссийск, Астрахань, Владивосток;

МСПЦ: Архангельск, Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский.

В целях совершенствования организации поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море, координации деятельности спасательных служб, повышения готовности к ликвидации последствий аварий, кораблекрушений и аварийных разливов нефти на море при­казом Минтранса России от 23.07.98 г. №92 были реорганизованы подведомственные Минтрансу России Главное управление Государственной морской аварийно-спасательной специализированной службы Российской Федерации и Государственный морской спасательно-координационный центр путем слияния с образованием на их базе государственного учреждения при Министерстве транспорта Российской федерации — «Государственной морской аварийно-координационной службы Российской Федерации (Госморспасслужба России)».

Приказом Минтранса России от 20.08.99 г. №57 были утверждены новые типовые положения о морском спасательно-координацион­ном и морском спасательном подцентре. В соответствии с этими положениями МСКЦ в закрепленном за ним поисково-спасательном районе:

• организует реализацию мероприятий, вытекающих из обязательств Российской Федерации по выполнению Международной конвенции по поиску и спасанию на море 1979 г. и других международных договоров, затрагивающих вопросы оказания помощи людям, тер­пящим бедствие на море;

• разрабатывает бассейновый план организации поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море (далее — бассейновый план поиска и спасания) с учетом участия взаимодействующих поисково-спасательных служб, подразделений, сил и средств различных фе­деральных органов исполнительной власти;

• организует и проводит силами бассейновых аварийно-спасательных управлений (БАСУ), МАЛ, спасательных служб федеральных органов исполнительной власти и иностранных государств, а также судов, находящихся в районе аварии, поиск и спасание людей, тер­пящих бедствие на море;

• координирует действия морских и воздушных спасательных средств, предусмотренных бассейновым планом поиска и спасания, при проведении операций по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие на море;

• разрабатывает и проводит совместно с взаимодействующими подразделениями предусмотренные бассейновым планом поиска и спасания организационно-технические мероприятия, направленные на отработку взаимодействия поисково-спасательных служб, подразделений, сил и средств, подготовку спасателей;

• организует и координирует работу МСКЦ;

• руководит поисково-спасательными операциями;

• привлекает иностранные спасательные единицы для участия в совместном поиске и спасании людей, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации;

• имеет право обращаться к иностранным спасательно-координационным центрам с просьбой об оказании помощи российским гражданам, оказавшимся в бедственном положении на море за пределами поисково-спасательных районов Российской Федерации;

• в установленном порядке выдает разрешение или отказывает в выдаче разрешений иностранным МСКЦ на пересечение государственной границы Российской Федерации, заход в порты и нахождение иностранных спасательных единиц на территории Российской Федерации;

• организует сотрудничество и проводит регулярные встречи представителей поисково-спасательных служб Российской Федерации, иностранных государств в соответствии с международными дого­ворами, а также принимает участие в подобных встречах, проводимых иностранными государствами;

• проводит регулярные учения соответствующих спасательных служб Российской Федерации и иностранных государств с целью отра­ботки совместных действий при поиске и спасании людей, терпя­щих бедствие на море;

• привлекает к поисково-спасательным операциям силы и средства взаимодействующих организаций в соответствии с бассейновым планом поиска и спасания;

• обеспечивает своевременную корректировку бассейнового плана поиска и спасания и ведет оперативный учет сил и средств поиска и спасания на месте действия;

• назначает координатора поиска и спасания на месте действия;

• обеспечивает по заявкам судовладельцев наблюдение за принадлежащими им морскими судами, находящимися в море;

• дает указания судовладельцам и спасательным службам федеральных органов исполнительной власти по вопросам, входящим в его компетенцию.

 

К каждому МСКЦ прикреплена береговая станция (станции), в функции которой входят прием и передача оповещения о бедствии и связь для координации проведения поисково-спасательных операций. Эта станция имеет надежную телефонную и телексную связь с МСКЦ.

МСКЦ координирует обмен в случае бедствия сам или может поручить это другой станции, находящейся в лучшем положении для проведения поисково-спасательной операции.

В бассейновых планах поиска и спасания указываются:

• состав и дислокация сил и средств, выделяемых участниками взаимодействия при получении сигнала бедствия;

• организация управления и связи участников взаимодействия;

• организация и порядок обеспечения постоянной готовности аварийно-спасательных служб с указанием организаций-участников взаимодействия, которые несут ответственность за поддержание сил и средств в установленной степени готовности;

• система донесений, оповещений, связи и взаимного обмена информацией;

• первоочередные действия при получении сигнала бедствия;

• географические, навигационно-гидрографические, гидрометеорологические и другие: особенности данного района, которые учитываются при организации и проведении поисково-спасательной операции;

• координация морских и аэронавигационных служб для обеспече­ния эффективности поисково-спасательных действий, осуществляемых разнородными; силами участников взаимодействия;

• порядок регистрации обнаруженных в ходе поиска предметов,; их
фотографирования и классификации;.

• организация медицинской помощи пострадавшим, их эвакуации и госпитализации;

• пункты и порядок пополнения топливом судов, летательных аппаратов (ЛА) и транспортных средств в ходе проведения поисково-спасательной операции;

• перечень и особенности основных юридических аспектов в вопросах привлечения сил и средств различных форм собственности к решению задач поиска и спасания людей, терпящих бедствие;

• организация материально-технического обеспечения поисково-спасательных операций;

• карты зон ответственности МСКЦ, МСПЩ РЦ МЧС России с нанесением радиусов действий поисково-спасательных сил и средств;

• другие данные, необходимые для проведения поисково-спасательных операций.

 

Связь на месте проведения операций между терпящим бедствие судном и участвующими в операции судами и ЛА, а также между поисковыми судами и ЛА и координатором на месте действия находится под контролем этого координатора.

Основные виды работ при оказании помощи судну, терпящему бедствие:

• поиск аварийного судна;

• снятие людей, в случае необходимости, оказание им первой медицинской помощи;

• доставка на борт аварийного судна топлива, воды и других видов снабжения;

• борьба с огнем и поступающей забортной водой;

• поддержание судна на плаву;

• разгрузка и балластировка судна с целью уменьшения осадки, восстановления остойчивости и устранения на нем опасных крена и дифферента;

• снятие с мели;

• буксировка или сопровождение в порт-убежище.

 

Сотрудничество и взаимодействие спасательных служб различных ведомств и министерств при поиске и спасании людей, терпящих бедствие на море, осуществляется в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 26 августа 1995 г. №834 «О плане взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при проведении работ по поиску и спасанию людей на море и водных бассейнах Российской Федерации» и «Положения о взаимодействии аварийно-спасательных служб министерств, ведомств и организаций на море и водных бассейнах России».

Для отработки взаимодействия спасательных служб России и сопредельных государств в соответствии с Конвенцией САР-79 и между­народными соглашениями России с этими государствами, проводятся международные и бассейновые учения по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие на море.

Направления развития системы поиска и спасания на море определены «Морской доктриной Российской Федерации на период до 2020 г.», утвержденной Президентом Российской Федерации 27 июля 2001 г.:

• совершенствовать существующую систему поиска и спасания людей на море, основанную на взаимодействии федеральных органов исполнительной власти, имеющих в ведении и в сфере деятельности силы и средства спасания; обеспечить государственную поддержку развития и функционирования этой системы;

• развивать международное сотрудничество по поиску и спасанию людей на море;

• обеспечить создание и функционирование единой государственной глобальной автоматизированной системы мониторинга и контроля за местоположением российских судов и наблюдения за обстановкой в Мировом океане.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: