Лечение духовных кризисов




 

По-видимому, духовные кризисы, если их вовремя распознать и лечить соответствующим образом, могут оказаться ценными переживаниями, ведущими к дальнейшему росту; отсюда их другое название - "духовное раскрытие". (Прим.переводчика: в тексте оригинала используются два термина:"spiritual emergency" - духовный кризис, духовная критическая ситуация, и "spiritual emergence" - духовное раскрытие. Оба слова - "emergency" и "emergence", помимо собственных коннотаций, имеют также и абсолютное синонимическое значение, что дает замечательную возможность для игры слов.) Но если они подавляются традиционными - особенно фармакологическими - способами лечения, процесс роста может оказаться неосуществленным.

В лечении духовных кризисов представляют собой ценность несколько факторов. Первый - доверительные отношения, при которых пациент чувствует заботу и безопасность. Второй - позитивная установка, при которой пациент ожидает, что процесс окажется ценным, трансформирующим и исцеляющим. Такие установки поощряют хороший терапевтический результат терапевтические техники могут способствовать открытому выражению возникающих переживаний, что особенно важно в процессе исцеления

Теперь становится видно, как шаманский кризис вписывается в эту схему. Он сопровождается симптомами и поведением, которые кажутся причудливыми и даже патологическими. Тем не менее, исход может быть позитивным, если будующий шаман своим племенем признан таковым и получает соответствующую поддержку, наставления и "терапию." Эта поддержка включает сотрудничество с опытными шаманами, позитивную реинтерпритацию расстройств как части шаманского пробуждения и шаманских практик, побуждающих новичка работать с возникающими переживаниями. Шаман, которому оказывается такое содействие, может не только преодолеть кризис посвящения, но и стать более сильным, зрелым и способным помогать другим. Иными словами, шаманские культуры в течение веков выработали несколько способов поддержки, которые современными психологами признаются достаточно эффективными в случаях духовных кризисов.

Кризисы развития имеют тенденцию поднимать на поверхность неразрешенные конфликты, следавательно, шаманские кризисы посвящения могут представлять собой смесь прогрессивных и регрессивных сил, признаков роста и симптомов патолгии, - пристальный анализ позволяет распознать и то, и другое. Поэтому ни в коем случае не следует считать шаманов и их кризисы посвящения чем-то неизменно патологическим. За этим кроется нечто более богатое, сложное, благотворное и заслуживающеее уважения и непредубежденного изучения.

 

Критические духовные состояния можно теперь признать формами извечных кризисов развития. Такая точка зрения позволяет нам рассматривать шаманские и современные духовные кризисы, несомненно родственные по своей сути, как хотя и тяжелые, но обладающие ценным потенциалом личностного роста кризисы. Следуя этой точке зрения, то же самое можно сказать и о психических расстройствах. Как таковые, они не отрицают ни боли, ни скрытой в них возможности развития и даже трансценденции.

Взгляд на духовные кризисы как этапы развития проливает также новый свет на соответствующие подходы в лечении. С одной стороны, он ставит под сомнение традиционную психиатрическую стратегию рутинного применения медикаментов для подавления духовных кризисов. С другой стороны, он предлагает поддерживающую, ненавязчивую психотерапевтическую работу с пациентами и традиционные шаманские методы преодоления кризисов. Осознание существования таких духовных критических состояний может помочь нам распознавать и лечить их соответствующим образом. Это осознание может также помочь нам высоко оценить целительскую мудрость, воплощенную в шаманской традиции и тех, кто ей следует. Проделанная за три года на базе Костромского Центра социального здоровья работа в теории и практике интегративных психотехнологий, а также научно-исследовательские изыскания позволяют сделать следующие выводы:

1. ИП положительно влияют на такие базовые характеристики состояния человека, как самочувствие, активность, настроение.

2. ИП способствуют выравниванию кривой акцентуации, снижению тревожности, снятию внутренней конфликтности, улучшению самооценки.

3. В социально-психологическом аспекте ИП являются мощным катализатором группового сплочения.

В связи с вышеуказанным использование ИП в социальной работе может быть рекомендовано в следующих аспектах:

1. При работе с?кризисной личностью?:

- реабилетация участников войн, а также жертв военных действий, стихийных бедствий и др.

- психологической помощи детям из неблагополучных семей, с девиантным и делинквентным поведением, а также социально депривированных детей из различных социальных страт и ниш.

- с личностью и группами с высокой социальной дезадаптацией или аномалией.

- с клиентами в ситуациях обострения личностных психологических проблем, в депрессивных состояниях, повышенной тревожностью и внутренней конфликтностью.

- психологической помощи инвалидам, безработным, пенсионерам а также другим лицам, попавшим в тяжелые жизненные обстоятельства.

2. При работе со здоровой личностью:

- научить человека даже в конфликтных ситуациях сохранять ясность мышления,

- освоение навыков быстрого восстанавления эмоционального равновесия,

- повышения уровня самостоятельности в выборе решений и независимости от внешних воздействий,

- улучшения работоспособности, повышения жизненного тонуса и эвристичности,

- удовлетворения базовой потребности человека в трансцендировании и помощи в решении экзистенциальных проблем личности,

- повышения социальной рефлексивности, эмпатии, решения коммуникативных проблем,

- решения внутриличностных проблем, расширения опыта самопознания.

3. В социально-психологическом аспекте:

- повышения групповой сплоченности и создания положительного психологического климата в первичных коллективах,

- решения внутригрупповых проблем, конфликтных ситуаций, улучшения межличностной рефлексии и эмпатии в группах,

- формирования открытых?групп поддержки? для?кризисного? контингента социальной работы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: