Сетевые методы проектного управления




Рост объемов строительно-монтажных работ и темпов строительства, а также осуществление достаточно крупных строек, значительно усложнили управление трудовыми ресурсами. Поэтому появление сетевых методов планирования и управления (СПУ) было встречено специалистами с большим энтузиазмом.

Развитие современных методов управления проектами началось в СССР с появления в 1959 г. в США первых публикаций о сетевых методах (метод критического пути, метод PERT). Первые работы по сетевым методам в СССР были опубликованы в начале шестидесятых годов: С.П. Никаноров (1961-62гг.), Г.С. Поспелов, А.И. Тейман (1963 г.), Ю.А. Авдеев (1963 г.). Появившаяся же вскоре монография С.И. Зуховицкого и И.А. Радчик (1965 г.) «Математические методы сетевого планирования» и до сегодняшнего дня остается одной из лучших по данному предмету.

Большой вклад в продвижение и развитие сетевых методов в СССР на начальном этапе внесли также А.М. Брехман, В.Н. Бурков, Ю.Н. Гусев, М.Л. Разу, В.И. Рыбальский, Н.В. Скрыдлов, В.В. Шкурба, Б.И. Хацет и др.

В начале 70-х были разработаны оригинальные сетевые модели более гибкие и мощные, чем модели СРМ-типа, МРМ-типа или GERT. Эти модели, так называемые обобщенные сетевые модели (ОСМ), особенно полезны для описания сложных проектов с различными взаимосвязями между работами и временными ограничениями разного типа (Г.М. Адельсон-Вельский, В.И. Воропаев, М.В. Шейнберг (1971-1974 гг.)).

Тогда же был разработан спектр стохастических и альтернативных моделей, учитывающих вероятностную природу различных элементов проекта (например, продолжительностей работ, связей, ресурсов, альтернативных работ и др.) (Д.И. Голенко – 1968-73гг., К.А. Антонавичюс – 1971г., С.И. Лившиц – 1971г.).

В направлении дальнейшего совершенствования сетевых методов работало много советских и зарубежных ученых, создавших новые его модификации, которые широко применяются в настоящее время различными фирмами при разработке и реализации проектов.

Однако широкое применение сетевых методов планирования и управления проектами в России было положено лишь в 1966 году, после известного постановления СМ СССР от 15 августа 1966 года № 639 «О мерах по внедрению в народное хозяйство системы сетевого планирования и управления на основе комплексных сетевых графиков». Понадобилось 9 лет, чтобы на основе официального одобрения правительством включить в программы вузов и ФПК изучения сетевых методов планирования и управления и начать подготовку и переподготовку специалистов. Эти элементы УП преподаются и до сих пор.

К началу семидесятых методы управления проектами, основанные на сетевых методах, получили в стране широкое распространение. Было опубликовано более 2500 статей, защищено большое количество диссертаций.

Во многих научно-исследовательских и производственных организациях создавались специальные подразделения и группы СПУ, занимающиеся разработкой и внедрением этих методов. Был создан и специальный институт НИИ СПУ. Методы СПУ, впервые опробованные на одном объекте в 1963 году, уже в 1967 году были внедрены на 900 стройках. К 1975 году количество строек, применявших методы СПУ, составило 17-18% от их общего числа.

Рисунок 1. Сетевые методы в СССР

Сетевые методы и до настоящего времени не потеряли своего значения, хотя с начала восьмидесятых они используются на качественно новом уровне в составе автоматизированных систем управления, а теперь составляют ядро современных методов и средств управления проектами.

Применение сетевых методов было тесно связано с использованием ЭВМ.

Первые программные комплексы для управления проектами, появившиеся в СССР в начале семидесятых, для своего времени были достаточно прогрессивными. Они содержали временной и стоимостной анализ, включая оптимизацию сроков и стоимости работ и проектов, а также решения задач распределения ресурсов и основывались на интересных (может быть даже сегодня) идеях и алгоритмах.

В частности, был разработан ряд оригинальных эвристических алгоритмов распределения ресурсов, выполнявших логический анализ сложных ситуаций; алгоритмов, обладающих способностью самообучения и снабженных удобным пользовательским интерфейсом. Подобные алгоритмы могут быть полезны и сейчас при разработке систем управления проектами. К этим работам можно отнести работы: В.И. Садовского (1965г.), А.А. Авдеева (1968-75 гг.), Э.Э. Абелиса (1969 г.), Н.В. Скрыдлова (1974 г.) и др.

Рисунок 2. Развитие сетевых методов в СССР

Многопроектное управление в организации и создание автоматизированных систем управления предприятиями и организациями

Для бывшего СССР всегда было характерно преобладание целей деятельности всей организации над целями осуществления отдельных проектов. Поэтому применение сетевого планирования на отдельных объектах давало локальный эффект и нередко отрицательно сказывалось на общих показателях выполнения плана организацией.

Очень скоро стало ясно, что необходимо охватывать сетевым планированием и управлением все проекты и заказы, выполняемые в рамках программы организации, чтобы полней и эффективней использовать ее мощности, трудовые и материально-технические ресурсы и тем самым обеспечить лучшее выполнение плана организации. Приоритет плана был выше приоритета отдельного проекта. Вот почему в середине семидесятых развитие управления проектами постепенно перешло от управления единичными проектами к управлению деятельностью целой организации, выполняющей много проектов одновременно. Тогда же появились и первые программные системы для многопроектного управления. К их числу относятся: «Калибровка-2» (НИИАСС Госстроя УССР, г. Киев, рук. В.И. Садовский), 1965-68 гг., «АККОРД» (Институт Гидродинамики СО АН СССР, г. Новосибирск, рук. Ю.А. Авдеев), 1971-76 гг., «НААС» (Институт Экономики АН Латв. ССР, ЛГУ им. П. Стручки, рук. Э.Э. Абелис), 1969-71гг., «Москва» (ЦНИПИАСС Госстроя СССР, рук. М.Е. Косицкий), 1973-75 гг, «ГАУСС» (ЦНИПИАСС Госстроя СССР, рук. М.В. Шейнберг), 1974-78 гг., «А-ПЛАН» (НИИЭС Госстроя ЭССР, рук. Л.Г. Голуб, Е.Н. Ляшенко), 1972-76 гг., «ТПР-КП» (ВНИИГиМ Минводхоза СССР, рук. В.И. Воропаев), 1974 -78 гг. Эти системы предназначались для управления всем портфелем проектов организации с учетом ее целей и ресурсных возможностей и поэтому их следует отнести к первым программным комплексам для многопроектного или мультипроектного управления.

Рисунок 3. Концептуальная схема проектного управления

Получившие в семидесятых годах развитие многопроектное управление в рамках планово-распорядительной экономики нашло свое наиболее полное воплощение в создании автоматизированных систем управления (АСУ) организациями и предприятиями в различных отраслях народного хозяйства. Так, например, только в строительных организациях в эти годы было введено в действие 480 автоматизированных систем управления (АСУС). Это привело к изменению в системе управления производственными процессами.

На этой основе в восьмидесятых годах активно велась компьютеризация и автоматизация в промышленности и инвестиционно-строительной сфере. Наряду с системами организационно-экономического управления развиваются другие системы автоматизации проектирования (САПР), подготовки производства, управления технологическими процессами (АСУ ТП) и др. В этот период ЭВМ довольно широко используются для планирования и оперативного управления производством, для проектно-конструкторских работ, для расчета смет и определения потребности в ресурсах, для учета выполнения работ и составления отчетности, для ведения бухгалтерии и для многих других целей.

Стало очевидно, что все участники одного или многих проектов, осуществляемых в рамках объединенных системой управления организационных структур, работают в единой информационной среде. Все основные решения в такой системе управления, функциональные задачи – тесно связаны между собой информационными потоками, используемыми прикладными программами, техническими средствами и другими элементами системы. Это обстоятельство, а также появление в стране к этому времени новых поколений компьютеров и информационных технологий стимулировало новый этап развития управления проектами – этап интегрированных систем.

В восьмидесятые годы создание интегрированных автоматизированных систем управления (ИАСУ) становится основой технической политики в области автоматизации производства и управления. Сложившаяся к этому времени методология создания ИАСУ охватывала интеграцию функциональной и обеспечивающей частей системы. Функциональная интеграция предусматривала горизонтальную интеграцию управления жизненным циклом создания продуктов и всех связанных с ним видов деятельности, а также вертикальную интеграцию всех иерархических уровней управления системы. Интеграция обеспечивающей части включала информационную, техническую и организационную интеграцию системы.

Создание ИАСУ в СССР явилось реакцией на увеличение сложности управления при высокой степени централизации управления народным хозяйством и всей страной. Изучение увеличения сложности управления в больших организационных иерархических системах позволило проф. В.В. Познякову (1981г.) выявить и сформулировать общую закономерность этого процесса как «отставание координации от специализации производственных и управленческих функций» в таких системах. Им же был предложен один из путей преодоления такого отставания на основе использования методологии управления проектами (1991г.).

ИАСУ создавались с начала 80-х годов во многих крупных промышленных и строительных организациях, объединениях, главках и министерствах. Надо заметить, что многие из этих систем и их элементы функционируют в том или ином виде и до сих пор.

Накопленные достижения и опыт в создании ИАСУ в значительной мере могут быть использованы при разработке систем управления проектами, программами и портфелями, где принципы интеграции играют большую роль.

С 1970 года в бригады рабочих начинает внедряться хозяйственный расчет на основе бригадного подряда. Эксперимент был осуществлён в строительстве, в г. Зеленограде, расположенном под Москвой, в бригаде под руководством Злобина Н.А. Работая в новых условиях, бригада сдала в эксплуатацию первый дом через 155 дней, вместо 205 дней по плану; второй такой же дом сдала заказчику через 82 дня. Значительно возросла производительность труда членов бригады, были вскрыты резервы, внедрены передовые методы организации труда и производства работ.

Внедрение прогрессивных методов организации производства послужило тому, что за двадцать пять послевоенных лет, к концу 1970 года, в стране построены, восстановлены и приняты в эксплуатацию 19430 крупных государственных промышленных предприятий, освоены космические полёты, развилось сельское хозяйство. В широких масштабах вводились жилые и культурно-бытовые объекты. Общая площадь жилых домов, сданных в эксплуатацию в этот период, составила 1924,6 млн. м2

Однако на восстановленных и построенных в послевоенный период заводах, фабриках, колхозах и совхозах оборудование устаревало морально и изнашивалось физически. Поэтому в 70-х годах большой объем капитальных вложений был направлен на реконструкцию и перевооружение предприятий (в 1975 году это достигло 68% от общего объема). Была осуществлена реконструкция таких крупных предприятий, как Норильский горно-металлургический комбинат, Уральский завод тяжёлого машиностроения, Московский и Горьковский автомобильные, Харьковский и Челябинский тракторные, Ростовский и Красноярский комбайновые заводы, Ленинградское производственные объединение «Кировский завод», Московский завод автомобильных линий, Воскресеновский и Новомосковский химические комбинаты, Ярославский и Омский шинные заводы и т.д. Начато строительство крупнейшей железнодорожной линии – «стройки века» - Байкало-Амурской магистрали.

Реконструкция и техническое перевооружение предприятий привело к замедлению темпов развития многих отраслей. К концу 70-х годов в экономике страны наблюдается стагнация (застой). Не выполнен и грандиозный 20-тилетний план по построению в стране (к 1980г) «коммунизма». Последние пятилетние планы постоянно корректировались, для того чтобы рапортовать народу об их, якобы, выполнении. При этом у руководства страны стояли престарелые, больные руководители, которым в основном было свыше 70-ти лет. Всё это и способствовало экономической стагнации.

В сравнении с вышеупомянутыми проблемами, зарубежный опыт этого периода свидетельствует о развитии на базе сетевых методов комплексного, системного, проектного подхода к управлению инновациями и изменениями в любой сфере человеческой деятельности. В России же продолжают развиваться в теории и внедряться в практику только элементы проектного подхода, и это пока не называется «Системой Управления Проектами».

На фоне прогресса и стагнации, – определённого развития некоторых отраслей промышленности и застоя в экономике, в 1984 году к власти пришел М.С. Горбачев, который в сферу экономики ввел понятия «перестройка», «демократизация», «программно-целевое» планирование и другие нововведения.

К достоинствам «перестройки» следует отнести колоссальный труд ученых, практиков и чиновников по разработке планов и программ, направленных на интенсификацию народного хозяйства страны. В 1980 г. вышли в свет Методические указания к разработке государственных планов экономического и социального развития СССР, но только с началом перестройки эти указания стали применяться. Широким фронтом по всей стране разрабатывались региональные целевые программы. Эти программы подразделялись на: социально-экономические, научно-технические, производственно-экономические, территориальные, экономические и организационно – хозяйственные.

Дальнейшие исследования в этой области привели к применению проектного подхода при разработке целевых, комплексных программ и прогрессивных методов управления программами при их реализации.

Так, например, в Ленинграде (ныне Санкт - Петербург) наряду с разработкой комплексной программы научно-технического прогресса для Ленинграда и Ленинградской области были разработаны программы «Интенсификация - 90», а также Генеральный план развития Ленинграда и Ленинградской области до 2005 г. Различного рода программы были разработаны в других городах и регионах страны.

Некоторые утвержденные программы осуществлялись. Так, например, на востоке страны, в Амурской области, начато строительство крупного гидроузла – Бурейская ГЭС. Также продолжено освоение космоса: выведение на орбиту станции «Мир», завершалось возведение стройки века – БАМа и т.д.

Необходимым условием разработки программ являлся программно-целевой метод планирования, как метод повышения научной обоснованности планов и усиления их направленности на решение ключевых экономических и социальных задач. В 1987 году Академия наук ССС выпускает книгу «Программно-целевое планирование развития городов и регионов», где подробным образом описываются принципы формирования количество разделов и основное содержание программ. Также приведены примеры и опыт разработки конкретных программ: техническая реконструкция промышленных предприятий в программе «Интенсификация 90»; рациональное использование трудовых ресурсов (программа «Труд» Днепропетровской области); развитие жилищного хозяйства города (на примере г. Рубцовска) и другие.

Если рассматривать программу как мегапроект в смысле управления программами, то программно-целевой метод – это уже не элементы проектного подхода, а системный комплексный подход, применяемый на уровне территориального (регионального) планирования. Итак, к началу 90-х годов в России появилась система разработки целевых программ (мегапроектов), различного назначения. Но это ещё не называется «проектным подходом», нет пока и таких понятий деятельности, дисциплины или науки «Управление проектами».

Таким образом, период «перестройки» позволил внедрить в сферу планирования развития страны и её регионов программно-целевой метод разработки программ. Сложилась определённая научно-методическая система формирования целевых программ различного назначения. Дальнейшие исследования привели к применению проектного подхода при разработке программ и прогрессивных методов управления программами при их реализации.

Проектный подход разработки и реализации программ позволяет трансформировать бюджетный и инвестиционный процессы, т.е. перейти от финансирования по объектам к финансированию по проектам и программам. Такой метод финансирования и инвестирования достаточно прозрачен, легко подвергается мониторингу и контролю, что послужит полному исключению «не целевого использования средств» в органах управления.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: