Соотношение биологического и социального в человеке.




 

Человек – это сложносоставленное понятие, оно выявляет двойственную биологич. и соц.природу индивида (индивидуальность – это то что отличает одного чел-ка от другого).

На сег.день известно узкое кол-во чел.св-в, биологическая наследуемость кот-х абсолютно доказаны:

1. Пол, нендерные способности (Гендерные различия — совокупность специфических психологических и физиологических особенностей мужчин и женщин.)

2. Анатомо-морфологические особ-ти ч-ка, т.е. физические – конституция (рост, н-р)

А) темперамент – врожденный (сангвиник, холерик)

Б) предрасп-ть к тому или иному роду деят-ти (отл.вестиб.аппарат – предрасп. к профессии космонавта). Прав.полушарие – искусство, левое - рационалистическая д-ть.

3. Наслед.болезни (шизофрения, эпилепсия)

4. Продолжительность жизни

Всё остальное в жизни ч-ка приобр-ся в процессе его соц.жизни. Это всё благоприобретено (привычки, манера поведения, опыт и т.д.)

 

Билет

17. К.Маркс 19в

Исторический материализм - социально-философском учении об обществе и истории.

(выделение из всей совокупности общественных отношений - отношений производственных как экономической структуры общества, определяющей, в конечном счёте, все другие отношения между людьми, дающей объективную основу для их анализа)

Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, это единство всех общественных отношений. В каждом человеке сущность одинакова. Сущность человека есть совокупность всех общественных отношений. С точки зрения Маркса, человек – это те отношения, в которых он находится с остальными людьми. Отношения человека к человеку возникает только на основе их предметного общения. Общественные отношения – это всегда обмен деятельностью: материальной или внутренней, т.е. люди могут обмениваться произведенными ими вещами и идеями. Вся история общества – это и есть история развития конкретных исторических типов общест. отношений.

В основе всякого общест.явления лежит процесс материального производства. Производство вещей неизбежно, а это является автоматически производством отношений человека к человеку. Без этого невозможна социальность. Производство вещей, которые являются и производством отношений, есть и производство человека.

Одна историческая эпоха отличается от другой тем, как и на каком уровне люди производили средства существования и «идей».

Культура. Гуманизм.

Культура понимается как:-совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие. -исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Культура облагораживает человека, делает его личностью, прививает культуру общения, культуру восприятия, милосердие, альтруизм, такт, любовь к другим людям. Культура выполняет свои функции, влияет на социальную жизнь разными путями: а) через социализацию, б) через создание и введение ценностей, в) через образцы поведения, г) через создание моделей институтов и социальных систем.

Гумани́зм — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения.

Гуманисты привносят в духовную культуру свободу суждений, независимость по отношению к авторитетам, смелый критический дух. Они полны веры в безграничные возможности человека и утверждают их в многочисленных речах и трактатах. Для гуманистов не существует более иерархического общества, в котором человек — только выразитель интересов сословия. Они выступают против всякой цензуры, и особенно против цензуры церковной. Гуманисты выражают требование исторической ситуации — формируют человека предприимчивого, активного, инициативного. Человек уже сам кует свою судьбу, и провидение господне тут ни при чем. Человек живет по своему собственному разумению, он «отпущен на свободу» (Я. Бердяев).

Гуманизм как принцип культуры Возрождения и как широкое общественное течение базируется на антропоцентрической картине мира, во всей идеологической сфере утверждается новый центр — могучая и прекрасная личность.

 

Билет

Шопенгауэр, Ницше

Иррациональное – есть нечто находящееся за пределами разума, несоизмеримое с разумом, не подчиняющееся и противоречащее ему.

С точки зрения Шопенгауэра мир как воля к жизни. Мир, в которым мы живем, слепое стихийное самоутверждение жизненных процессов, лишенное единой конечной смыслообразующей цели. Жизнь – слепой хаос, который стремиться удовлетворить себя, тем самым вступая в противоречие с другими. Человек осознал себя самодостаточностью самоутверждения, глубокая сущность человека – беспредельный эгоизм. Общество – это система сбалансированных эгоизмов. Мы живем в наихудшем из миров.

Ницше: «Бог умер» - все гуманистические ценности оказываются жертвой эгоистического расчета, который побеждает. Ницше уточняет Шопенгауэровскую "Волю к жизни" как "Волю к власти". Он считал волю к власти – определяющим стимулом деятельности, главной способностью человека.

Утверждал, что жизнь как таковая стремиться к максимуму власти.

Подвергал сомнению все "очевидности" разума. Афоризм для Ницше - не давать окончательных ответов, а создавать напряжение мысли, давать возможность самому читателю "разрешать" возникающие парадоксы мысли.

Ницше критикует Шопенгауэра за нигилизм, за его отрицательное отношение к жизни. Н рассматривал всю культуру человечества как способ каким человек приспосабливается к жизни. Согласно Ницше, здоровая мораль должна прославлять и укреплять жизнь, ее волю к власти. Всякая иная мораль - упадочная, есть симптом болезни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: