ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра менеджмента

 

ЛИЧНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ

 

Методические указания и контрольные задания

для бакалавров заочной формы обучения

специальности 080200.62 «Менеджмент»

 

Мурманск


Составитель – Лощакова Анна Борисовна, старший преподаватель кафедры менеджмента Мурманского государственного технического университета

 

 

Методические указания рассмотрены и одобрены кафедрой менеджмента «_12__» _сентября_____ 2013__ года, протокол № _1___.

 

 

Рецензент: Макаренко Екатерина Владимировна, канд. экон. наук, старший преподаватель кафедры менеджмента Мурманского государственного технического университета

 

Авторская редакция Лощаковой А.Б.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ................5

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН………………………………………………………8

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………13

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ

ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………….....…15

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫПО ДИСЦИПЛИНЕ……………………...…36

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ…………………………………………………...38

ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ …………………………………....40

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ…………………………………………………………………….43

 


ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Методические указания по дисциплине «Организационное поведение» федерального компонента цикла ОПД составлены на основе ФГОС ВПО № 544 по направлению подготовки 080200 «Менеджмент»(квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного 20.05.2010 г. и рабочего учебного плана данного направления подготовки.

Быстрые, глубокие и коренные изменения, происходящие в России в различных областях деятельности человека, потребовали более внимательного отношения к изучению психологических особенностей управленческой деятельности с целью более быстрой адаптации руководителей к меняющимся условиям. Сегодня, когда конкуренция в России все возрастает, менеджеры не могут достигать успеха, обладая только техническими навыками. Отечественные и зарубежные исследователи отмечают необходимость повышения личной эффективности менеджеров для достижения ими большей результативности своей работы. Сильная (доминантная, креативная, уверенная в себе, целеустремленная) личность – непременное условие профессионального успеха менеджера. Формирование в себе качеств, необходимых для успешной деятельности является одним из обязательных условий работы будущего руководителя над собой.

Учебная дисциплина «Личная эффективность руководителя» направлена на приобретение знаний и навыков, необходимых для успешного управления в современных условиях. Программа основана на использовании главного принципа развития эффективности будущего руководителя - единства знаний и умений, направленных на их применение в практике управления.

Цели и задачи изучения дисциплины:

Цель преподавания дисциплины – получение студентами знаний об основных направлениях, способах повышения личной эффективности, выявления и активизации личностных ресурсов, необходимых для успешной управленческой деятельности.

Задачи изложения и изучения дисциплины «Личная эффективность руководителя»:

- оценка студентами своего «управленческого потенциала», осознание сильных и слабых сторон;

- научить использовать теоретические знания на практике;

- повысить личную эффективность студентов в управлении людьми, расширить их поведенческий и управленческий репертуар.

 

Процесс изучения дисциплины «Личная эффективность руководителя» направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по направлению «Менеджмент»:

а) Общекультурных (ОК):

- стремлением к личностному и профессиональному саморазвитию (ОК-10);

- умением критически оценивать личные достоинства и недостатки (ОК-11);

- способностью осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК-19);

б) профессиональных (ПК):

- способностью использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач (ПК- 4);

- способностью эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК- 5).

 

Самостоятельная работа по дисциплине «Личная эффективность руководителя» имеет целью углубленное и дополнительное изучение основных проблем и тенденций в теории и практике освоения способов саморазвития и самосовершенствования, а также подготовку к практическим занятиям.

Основные задачи самостоятельной работы:

- изучить основные темы дисциплины «Личная эффективность руководителя», используя основную и дополнительную литературу, а также материалы периодических изданий, информационные Интернет - ресурсы;

- изучить лекционный материал по дисциплине;

- обобщить практические и научные знания по данной дисциплине;

- применить полученные знания на практических занятиях.

Требования к освоению самостоятельной работы

 

В результате изучения дисциплины «Личная эффективность руководителя» студент должен:

Знать:

- понятийный аппарат дисциплины;

- теоретический и практический материал по дисциплине «Личная эффективность руководителя».

 

Уметь:

- использовать теоретический материал для решения практических вопросов;

- анализировать различные стороны собственной личности;

- использовать современные формы и методы самоорганизации, саморазвития и самосовершенствования для повышения собственной эффективности как будущего специалиста в области управления;

Владеть:

- навыками личной организованности и самоуправления;

- основными подходами к разрешению проблем в управленческой практике;

- способами выбора оптимальных направлений профессионального и

личностного роста;

 

Настоящие методические указания включают перечень тем дисциплины, рекомендации по наиболее трудным вопросам курса, ссылки на литературные источники к темам, вопросы для самопроверки.

 

Форма итогового контроля – экзамен.

 


 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Для студентов 3 курса заочно-ускоренной формы обучения

 

Таблица 1

 

№ п/п Содержание разделов (модулей), тем дисциплины Количество часов, выделяемых на виды учебной подготовки   Компетенции раздела (модуля)
    Лекции ПР ЛР СР ИР  
               
1. Тема 1. Личностный потенциал руководителя и эффективность управления Сущность и значение управленческого труда. Личная эффективность руководителя (ЛЭР) как объект изучения. Подходы к пониманию термина «эффективность» в науке. Признаки эффективного руководителя. Базовые управленческие компетенции и психологический профиль современного руководителя. Ресурсы менеджера: технологические и психологические. Личная эффективность как условие самореализации менеджера. Факторы и структура личной эффективности в сфере управления. Психологическая культура в контексте ЛЭР.     --   -- ОК-10, ОК-11, ОК- 19, ПК-4, ПК- 5
2. Тема 2. Способы повышения личной эффективности. Самоменеджмент. Механизмы и психологические структуры личностного роста. Рефлексия и ее значение в развитии личности и деятельности руководителя. Стратегии развития личной эффективности. Способы повышения ЛЭР: самоменеджмент, коучинг, наставничество, тренинги личностного роста. Система самоорганизации менеджера. Сущность и содержание технологии самоменеджмента. Ограничения в развитии личности менеджера (по М. Вудкок и Д. Френсис).Типы личной неэффективности и парадигмы их преодоления.   -- --     ОК-10, ОК-11, ОК- 19, ПК-4, ПК- 5
3. Тема 3. Целеполагание и процесс достижения цели Цель как условие успеха менеджера. Значение навыка постановки целей, основные правила. Технология поиска, структурирования и формулирования целей. Ситуационный анализ (по Л. Зайверту). Этапы построения личного «дерева целей». SMART-технология постановки целей (по Д. Доурдэну). Способы достижения целей. Контроль достижения собственных целей. -- -- --   -- ОК-10, ОК-11, ОК- 19, ПК-4, ПК- 5
4. Тема 4. Личный тайм-менеджмент и способы планирования Время как стратегический ресурс организации и человека. Руководитель и время. Алгоритм инвентаризации и анализа временных затрат.Принципы эффективного использования рабочего времени. Определение приоритетов в деятельности. Практичные способы планирования (Принцип Парето, АВС - анализ, Принцип Эйзенхауэра, метод Альпы).Система рациональной экономии рабочего времени.Как справиться с «похитителями» времени. Создание собственной системы управления временем. Организация рабочего места. -- -- --   -- ОК-10, ОК-11, ОК- 19, ПК-4, ПК- 5
5. Тема 5. Интеллектуальная компетентность в решении управленческих проблем Интеллект и эффективность управленческой деятельности. Сущность интеллектуальной компетентности менеджера. Типичные проблемы в деятельности руководителя: классификация и причины возникновения. Личная готовность к разрешению проблемных ситуаций. Креативность и гибкость мышления в решении проблем, черты творческой личности. Этапы креативного процесса. Технология проведения анализа проблемной ситуации. Способы саморазвития нестандартного (творческого) мышления. -- -- --     ОК-10, ОК-11, ОК- 19, ПК-4, ПК- 5
6. Тема 6. Эмоциональная компетентность руководителя. Проблема профессиональных деформаций Эмоции руководителя как управленческий ресурс. Структура «эмоционального интеллекта» и его практическая значимость. Управление руководителем собственными эмоциями. Стресс на рабочем месте: причины, симптомы, виды и фазы протекания. Влияние стресса на здоровье, работоспособность и поведение руководителя.Стресс-менеджмент. Основные личностно-профессиональные деформации менеджеров: причины и следствия. Профилактика психического здоровья в условиях профессиональной деятельности. -- -- --     ОК-10, ОК-11, ОК- 19, ПК-4, ПК- 5
7. Тема 7. Личная эффективность руководителя в работе с персоналом организации Социально-психологическая компетентность руководителя - основа в управлении персоналом. Типология Майерс-Бриггс как инструмент в работе руководителя. Личная эффективность в оперативном управлении: «постановка задач - делегирование - контроль». Приемы оказания влияния с учетом уровня зрелости подчиненных. Беседа руководителя с сотрудником - эффективный способ обратной связи. --   --   -- ОК-10, ОК-11, ОК- 19, ПК-4, ПК- 5
8. Тема 8. Имидж эффективного руководителя Имидж в системе индивидуального поведения и социального влияния. Социально-психологическая природа и типология имиджей. Технология построения имиджа. Влияние имиджа на результативность личных контактов и эффективность руководителя. Психологические рекомендации по формированию имиджа менеджера. Навыки эффективной самопрезентации. -- -- --   -- ОК-10, ОК-11, ОК- 19, ПК-4, ПК- 5
  Итого за курс     -- 125+9 --  

 


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Для студентов 4 курса заочной полной формы обучения

 

Таблица 2

 

№ п/п Содержание разделов (модулей), тем дисциплины Количество часов, выделяемых на виды учебной подготовки   Компетенции раздела (модуля)
    Лекции ПР ЛР СР ИР  
               
1. Тема 1. Личностный потенциал руководителя и эффективность управления Сущность и значение управленческого труда. Личная эффективность руководителя (ЛЭР) как объект изучения. Подходы к пониманию термина «эффективность» в науке. Признаки эффективного руководителя. Базовые управленческие компетенции и психологический профиль современного руководителя. Ресурсы менеджера: технологические и психологические. Личная эффективность как условие самореализации менеджера. Факторы и структура личной эффективности в сфере управления. Психологическая культура в контексте ЛЭР.     --   -- ОК-10, ОК-11, ОК- 19, ПК-4, ПК- 5
2. Тема 2. Способы повышения личной эффективности. Самоменеджмент. Механизмы и психологические структуры личностного роста. Рефлексия и ее значение в развитии личности и деятельности руководителя. Стратегии развития личной эффективности. Способы повышения ЛЭР: самоменеджмент, коучинг, наставничество, тренинги личностного роста. Система самоорганизации менеджера. Сущность и содержание технологии самоменеджмента. Ограничения в развитии личности менеджера (по М. Вудкок и Д. Френсис).Типы личной неэффективности и парадигмы их преодоления.   -- --   -- ОК-10, ОК-11, ОК- 19, ПК-4, ПК- 5
3. Тема 3. Целеполагание и процесс достижения цели Цель как условие успеха менеджера. Значение навыка постановки целей, основные правила. Технология поиска, структурирования и формулирования целей. Ситуационный анализ (по Л. Зайверту). Этапы построения личного «дерева целей». SMART-технология постановки целей (по Д. Доурдэну). Способы достижения целей. Контроль достижения собственных целей. -- -- --   -- ОК-10, ОК-11, ОК- 19, ПК-4, ПК- 5
4. Тема 4. Личный тайм-менеджмент и способы планирования Время как стратегический ресурс организации и человека. Руководитель и время. Алгоритм инвентаризации и анализа временных затрат.Принципы эффективного использования рабочего времени. Определение приоритетов в деятельности. Практичные способы планирования (Принцип Парето, АВС - анализ, Принцип Эйзенхауэра, метод Альпы).Система рациональной экономии рабочего времени.Как справиться с «похитителями» времени. Создание собственной системы управления временем. Организация рабочего места. -- -- --   -- ОК-10, ОК-11, ОК- 19, ПК-4, ПК- 5
5. Тема 5. Интеллектуальная компетентность в решении управленческих проблем Интеллект и эффективность управленческой деятельности. Сущность интеллектуальной компетентности менеджера. Типичные проблемы в деятельности руководителя: классификация и причины возникновения. Личная готовность к разрешению проблемных ситуаций. Креативность и гибкость мышления в решении проблем, черты творческой личности. Этапы креативного процесса. Технология проведения анализа проблемной ситуации. Способы саморазвития нестандартного (творческого) мышления. --   --   -- ОК-10, ОК-11, ОК- 19, ПК-4, ПК- 5
6. Тема 6. Эмоциональная компетентность руководителя. Проблема профессиональных деформаций Эмоции руководителя как управленческий ресурс. Структура «эмоционального интеллекта» и его практическая значимость. Управление руководителем собственными эмоциями. Стресс на рабочем месте: причины, симптомы, виды и фазы протекания. Влияние стресса на здоровье, работоспособность и поведение руководителя.Стресс-менеджмент. Основные личностно-профессиональные деформации менеджеров: причины и следствия. Профилактика психического здоровья в условиях профессиональной деятельности. -- -- --   -- ОК-10, ОК-11, ОК- 19, ПК-4, ПК- 5
7. Тема 7. Личная эффективность руководителя в работе с персоналом организации Социально-психологическая компетентность руководителя - основа в управлении персоналом. Типология Майерс-Бриггс как инструмент в работе руководителя. Личная эффективность в оперативном управлении: «постановка задач - делегирование - контроль». Приемы оказания влияния с учетом уровня зрелости подчиненных. Беседа руководителя с сотрудником - эффективный способ обратной связи. --   --   -- ОК-10, ОК-11, ОК- 19, ПК-4, ПК- 5
8. Тема 8. Имидж эффективного руководителя Имидж в системе индивидуального поведения и социального влияния. Социально-психологическая природа и типология имиджей. Технология построения имиджа. Влияние имиджа на результативность личных контактов и эффективность руководителя. Психологические рекомендации по формированию имиджа менеджера. Навыки эффективной самопрезентации. -- -- --   -- ОК-10, ОК-11, ОК- 19, ПК-4, ПК- 5
  Итого за курс     -- 121+9 --  

 

 

Список рекомендуемой литературы

Основная

1. Бухалков, М.И. Управление персоналом: Учебник / М.И. Бухалков. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 399 с.

2. Ефремов, В. А. Риторика: учебник для бакалавров / В.А. Ефремов и др.; под общ. ред. В. Д. Черняк. - М.: Юрайт, 2013. - 430 с.

3. Кузнецов, И. Н. Эффективный руководитель: учеб.-практ. пособие / И. Н. Кузнецов. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2009. - 595 с.

4. Лузин, В.П. Менеджмент: учеб. пособие для вузов / В.П. Лузин; Федер. Агентство по рыболовству, ФГБОУ ВПО «Мурман. гос. техн. ун-т». - Мурманск: Изд-во МГТУ, 2013. – 139 с.

5. Маслова, В.М. Управление персоналом: учебник для бакалавров / В. М. Маслова. - М.: Изд-во Юрайт, 2012. - 488 с.

6. Покровская, Е. А. Бизнес - коммуникации: учеб. пособие для вузов / Е. А. Покровская, И. Б. Лобанов. - М.: Дашков и К: Наука-Пресс, 2010. – 286 с.

7. Саватеева, О.В. Современные проблемы молодежи: учеб. пособие для вузов/ О.В. Саватеева, Я. Н. Одинцова. - Мурманск: Изд-во МГТУ, 2012. - 118 с.

8. Современный менеджмент: учебник для вузов / Базилевич А. И. и др.; под ред. М. М. Максимцова. - М.: Вузовский учебник: Инфра- М, 2012. - 297 с.

9. Тимофеев, М.И. Психология менеджмента: учеб. пособие / М.И. Тимофеев. - М.: Риор, 2011. – 204 с.

10. Ткачук, Л. Т. Менеджмент: учебник для вузов / Л. Т. Ткачук; под ред. М. И. Щадова. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 539 с.

11. Шейн, Э. Организационная культура и лидерство: учебник / Э.Шейн; пер. с англ. И. Малкова; науч. ред. Ковалева Т.Ю. – 4-е изд. - СПб. [и др.]: Питер, 2013. – 352 с.

Дополнительная

12. Головина, Г.В. Деловая культура руководителя: учеб.-метод. пособие. / Г.В. Головина. – М.: Литера, 2010. – 160 с.

13. Организационное поведение: Учебник для вузов / под ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой. – СПб.: Питер, 2008. – 460 с.

14. Полукаров, В. Л. Психология менеджмента: учеб. пособие для вузов / В. Л. Полукаров, В. И. Петрушин; Общественное движение поддержки нац. проекта "Образование", Акад. высокой моды, Ин-т моды, дизайна и технол. - 2-е изд., стер. - М.: КноРус, 2010. - 271 с.

15. Персональный менеджмент: учебник / С.Д. Резник, С.Н. Соколов, Ф.Е. Удалов, В.В. Бондаренко; под общ. ред. С.Д. Резника; Министерство образования РФ, Пенз. Гос. Архитектур. – строит. Акад. И др. – М.: Инфра-М, 2008. – 622 с.

16. Резник, С.Д. Персональный менеджмент: тесты и конкретные ситуации: учебное пособие / С.Д. Резник – М.: Инфра-М, 2005. – 160 с.

17. Управление организацией: учебник для вузов / [Г. Л. Азоев и др.]; под ред. А. Г. Поршнева, Н. А. Саломатина; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. ун-т управления. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2008. – 734 с.

18. Шейнов, В.П. Как управлять другими. Как управлять собой (Искусство менеджера) / В.П. Шейнов.– Мн.: Харвест, 2007. – 750 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: