Периодические издания (журналы)




«Акмеология»

«Бизнес – журнал»

«Бюллетень Министерства труда и социального развития»

«Директор по персоналу»

«Журнал практического психолога»

«Менеджмент в России и за рубежом»

«Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология»

«Менеджмент сегодня»

«Психология в бизнесе»

«Психология и экономика»

«Социальный психолог»

«Человеческий фактор»

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Тема 1. Личностный потенциал руководителя и эффективность управления

Сущность и значение управленческого труда. Личная эффективность руководителя (ЛЭР) как объект изучения. Подходы к пониманию термина «эффективность» в науке. Признаки эффективного руководителя.

Базовые управленческие компетенции и психологический профиль современного руководителя.

Ресурсы менеджера: технологические и психологические.

Личная эффективность как условие самореализации менеджера. Факторы и структура личной эффективности в сфере управления. Психологическая культура в контексте ЛЭР.

Самостоятельная работа заключается в дополнительной теоретической подготовке студента по теме, изучение дополнительной литературы выбираемой из предложенного списка рекомендуемой литературы и других источников, а также в подготовке к практическому занятию.

 

Методические указания

 

Под управленческой деятельностью понимают взаимодействие между членами организации, направленное на реализацию функции управления ею.

Руководитель - это лицо, на которого официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Менеджер - профессионально подготовленный руководитель. При этом понятия «менеджер» и «руководитель» синонимичны по сути, поскольку они выполняют одну и ту же функцию: обозначение работы по организации и управлению деятельностью коллектива.

Результативность и успех любой организации зависит от работы менеджера. Личность руководителя - центральное понятие организационной структуры любой компании.

Эффективность руководителя - понятие многогранное, включающее комплекс знаний, умений и навыков. Сюда относится и профессиональная компетентность, т.е. знание на высоком уровне технологических процессов производства товаров и услуг, умение применять данные знания в практической деятельности, и добиваться результатов. Также эффективность руководителя состоит и в умении управлять своей командой, своим персоналом, умение вести за собой людей, ставить перед ними цели и мотивировать на их достижение, умение делегировать полномочия.

В последнее время особенно актуальной становится и личная эффективность руководителя, а это и умение грамотно распределять свое время, и умение выглядеть эффектно и к месту, и умение грамотно и убедительно говорить, быть в курсе происходящих событий, как в стране, так и в мире, т.е. иметь свою индивидуальность, быть эрудированным, стильным.

Таким образом, личная эффективность предполагает:

· Осознание своих намерений и целей

· Управление личными ресурсами (время, здоровье, деньги и т.д.)

· Общение с окружающими людьми

Поэтому повышение личной эффективности направлено как на развитие собственного потенциала, так и тех качеств, которые помогают развивать коммуникации с окружающими.

В курсе «Личная эффективность руководителя» как раз и рассматриваются методы формирования компетенций эффективного менеджера.

Специфика управленческого труда, сложность и многообразие управленческих функций обусловливают требования, предъявляемые к менеджерам. В зарубежной и отечественной литературе по проблемам управления, в многочисленных социологических и психологических исследованиях приводятся различные наборы качеств, необходимых управляющим. Под профессионально-важными качествами понимают качества человека, влияющие на эффективность осуществления труда по его основным характеристикам производительности и надежности (А.К.Маркова).

Таким образом, для того, чтобы полноценно работать, проявляя себя и внося что-то новое в предприятие, каждый менеджер должен обладать определенными личностными качествами.

В процессе самостоятельной работы необходимо рассмотреть требования к личностным качествам современного руководителя, к его базовым компетенциям, а также проанализировать, какие из этих качеств есть у вас и над какими вам необходимо работать с целью повышения личной эффективности. Обратите внимание на то, какие качества присущи «слабому» менеджеру.

Литература: [3], [4], [8], [9], [10], [13], [17]

Вопросы для самопроверки:

1. Опишите особенности управленческой деятельности.

2. Объясните содержание понятия «личная эффективность».

3. Что изучает дисциплина «Личная эффективность руководителя»? Каково ее значение для будущих менеджеров?

4. Какими качествами должен обладать менеджер, чтобы быть эффективным?

5. Какие личностные характеристики руководителя Вы считаете наиболее важными? Составьте свой рейтинг наиболее значимых личностных

качеств руководителя (минимум 5-7 позиций).

6. Что может (субъективно и объективно) помешать руководителю развиваться в личностном плане?

7. Перечислите свои сильные и слабые стороны как потенциального руководителя.

8. Может ли любой человек при желании стать эффективным руководителем? Приведите доказательства в пользу собственной точки зрения.

9. С каким руководителем Вы лично предпочли бы иметь дело и почему? Дайте его развернутую психологическую характеристику.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: