Система локальных актов общеобразовательного учреждения представляет собой часть системы права, действующей в данной конкретной школе, в связи с этим она должна отвечать определенных общепринятым юридико-техническим принципам. Соблюдение данных принципов является важным условием функционирования локальной правовой системы образовательного учреждения. Ведь локальные акты, действующие в рамках одной организации, так же защитимы в судах и других органах государственного принуждения, как и право, созданное на том или ином уровне власти.
Итак, первый принцип, конечно же, законность. Локальные нормативные акты не должны противоречить Конституции России, федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, актам органов местного самоуправления.
К сожалению, для правовой системы Российской Федерации характерно наличие противоречий (в юридической терминологии - коллизий), которые приходится решать администрации образовательного учреждения при принятии тех или иных локальных актов. Например, некоторые типовые положения об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов (например, Типовое положение об учреждении начального профессионального образования) содержит ряд норм, не соответствующих Закону РФ «Об образовании». Такая коллизия решается в пользу нормативного акта более высокой юридической силы - Закона.
Кроме указанного принципа иерархии нормативных актов, существуют еще следующие принципы разрешения коллизий:
• приоритет акта, изданного органом (уровнем власти), к компетенции которого относится данный вопрос (принцип разграничения полномочий);
• приоритет акта, изданного позднее: если имеется расхождение между нормативными правовыми актами, имеющими равную юридическую силу, то применяется акт, изданный позднее;
• приоритет специальной нормы перед общей нормой: если расхождение имеется между общим и специальным актом в рамках одной отрасли законодательства и специальный акт не отменен изданным позднее общим актом, то применяется специальный акт.
Помимо соответствия законодательству, соблюдение законности при локальном правотворчестве означает, что локальный нормативный правовой акт должен разрабатываться и приниматься в пределах компетенции образовательного учреждения правомочным органом управления в виде, соответствующем содержанию акта.
Второй принцип - обусловленность: образовательное учреждение должно разрабатывать только те локальные нормативные правовые акты, которые необходимы и (или) обязательны (принятие которых обязательно в соответствии с законодательством). В связи с этим недопустимо принимать и сохранять действие декларативных (необеспеченных ресурсами) и декоративных (скрывающих истинные отношения) актов и норм. Так, например, если в вашей школе больше нет ресурсов для выплаты поощрительных стипендий обучающимся, то положение о таких выплатах следует признать утратившим силу, поскольку в противном случае обучающиеся могут в любой момент потребовать реализации таких норм со стороны администрации образовательного учреждения.
Следующий принцип локального правотворчества - демократизм. Локальный нормативный правовой акт школы не должен разрабатываться келейно. Группа разработчиков акта должна включать представителей различных участников образовательного процесса, заинтересованных в его принятии, формироваться с учетом профессионализма и опыта кандидатов. Обсуждение проекта локального акта с участием возможно большего числа лиц, интересы которых он может затронуть, позволит выявить «болевые точки» и «узкие места».
Однако демократизм подготовки и обсуждения акта не должен вести к дезорганизации работы над проектом. Бессмысленно и опасно бесконечно затягивать принятие решения по проекту. Разумно с самого начала установить реальные сроки для подготовки и обсуждения локального акта, определить (назначить) ответственного за эту работу. Демократия не должна вести к анархии, потери управления. Конечно же, надо понимать, что при разработке локальных нормативных актов, связанных с охраной труда, противопожарными мероприятиями и в некоторых других случаях, возможности демократических процедур повлиять на содержание акта очень ограничены.
Крайне важно, чтобы локальные нормативные правовые акты, принимаемые в образовательном учреждении, отвечали принципу системности. Мы много говорим о запутанности и противоречивости законодательства об образовании, но сами не должны допускать таких ошибок при создании системы «школьного права».
Принцип системности требует, чтобы локальный акт был органически связан с другими локальными нормативными актами образовательного учреждения, не дублировал норм уже имеющихся актов, не содержал пробелов и противоречий. Таким образом, необходимо регулярно проводить анализ всех имеющихся в школе локальных нормативных актов, отменять (признавать утратившими силу) фактически недействующие локальные акты. При принятии новых локальных актов нужно не допускать их противоречие принятым ранее актам, а при возникновении таких противоречий - своевременно корректировать имеющиеся локальные нормативные акты.