Принципы издания локальных актов образовательного учреждения




Система локальных актов общеобразовательного уч­реждения представляет собой часть системы права, дей­ствующей в данной конкретной школе, в связи с этим она должна отвечать определенных об­щепринятым юридико-техническим принципам. Соблю­дение данных принципов является важным условием функционирования локальной правовой системы обра­зовательного учреждения. Ведь локальные акты, действу­ющие в рамках одной организации, так же защитимы в судах и других органах государственного принуждения, как и право, созданное на том или ином уровне власти.

Итак, первый принцип, конечно же, законность. Локальные нормативные акты не должны противо­речить Конституции России, федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, поста­новлениям Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, законам и иным норматив­ным правовым актам субъектов Российской Феде­рации, актам органов местного самоуправления.

К сожалению, для правовой системы Российской Фе­дерации характерно наличие противоречий (в юридической терминологии - коллизий), которые при­ходится решать администрации образовательного уч­реждения при принятии тех или иных локальных актов. Например, некоторые типовые положения об образо­вательных учреждениях соответствующих типов и ви­дов (например, Типовое положение об учреждении на­чального профессионального образования) содержит ряд норм, не соответствующих Закону РФ «Об образо­вании». Такая коллизия решается в пользу нормативно­го акта более высокой юридической силы - Закона.

Кроме указанного принципа иерархии норматив­ных актов, существуют еще следующие принципы разрешения коллизий:

• приоритет акта, изданного органом (уровнем власти), к компетенции которого относится данный вопрос (принцип разграничения полномочий);

• приоритет акта, изданного позднее: если име­ется расхождение между нормативными правовыми актами, имеющими равную юридическую силу, то применяется акт, изданный позднее;

• приоритет специальной нормы перед общей нормой: если расхождение имеется между общим и специальным актом в рамках одной отрасли законо­дательства и специальный акт не отменен изданным позднее общим актом, то применяется специальный акт.

Помимо соответствия законодательству, соблю­дение законности при локальном правотворчестве означает, что локальный нормативный правовой акт должен разрабатываться и приниматься в пределах компетенции образовательного учреждения право­мочным органом управления в виде, соответствую­щем содержанию акта.

Второй принцип - обусловленность: образова­тельное учреждение должно разрабатывать только те локальные нормативные правовые акты, которые необходимы и (или) обязательны (принятие которых обязательно в соответствии с законодательством). В связи с этим недопустимо принимать и сохранять действие декларативных (необеспеченных ресурса­ми) и декоративных (скрывающих истинные отноше­ния) актов и норм. Так, например, если в вашей школе больше нет ресурсов для выплаты поощрительных стипендий обучающимся, то положение о таких вып­латах следует признать утратившим силу, поскольку в противном случае обучающиеся могут в любой мо­мент потребовать реализации таких норм со сторо­ны администрации образовательного учреждения.

Следующий принцип локального правотворче­ства - демократизм. Локальный нормативный пра­вовой акт школы не должен разрабатываться келей­но. Группа разработчиков акта должна включать представителей различных участников образователь­ного процесса, заинтересованных в его принятии, формироваться с учетом профессионализма и опы­та кандидатов. Обсуждение проекта локального акта с участием возможно большего числа лиц, интересы которых он может затронуть, позволит выявить «болевые точки» и «узкие места».

Однако демократизм подготовки и обсуждения акта не должен вести к дезорганизации работы над проектом. Бессмысленно и опасно бесконечно за­тягивать принятие решения по проекту. Разумно с самого начала установить реальные сроки для под­готовки и обсуждения локального акта, определить (назначить) ответственного за эту работу. Демокра­тия не должна вести к анархии, потери управления. Конечно же, надо понимать, что при разработке ло­кальных нормативных актов, связанных с охраной труда, противопожарными мероприятиями и в не­которых других случаях, возможности демократиче­ских процедур повлиять на содержание акта очень ограничены.

Крайне важно, чтобы локальные нормативные пра­вовые акты, принимаемые в образовательном учреж­дении, отвечали принципу системности. Мы много говорим о запутанности и противоречивости зако­нодательства об образовании, но сами не должны допускать таких ошибок при создании системы «школьного права».

Принцип системности требует, чтобы локальный акт был органически связан с другими локальными нормативными актами образовательного учрежде­ния, не дублировал норм уже имеющихся актов, не содержал пробелов и противоречий. Таким образом, необходимо регулярно проводить анализ всех имею­щихся в школе локальных нормативных актов, отме­нять (признавать утратившими силу) фактически не­действующие локальные акты. При принятии новых локальных актов нужно не допускать их противоречие принятым ранее актам, а при возникновении таких противоречий - своевременно корректировать име­ющиеся локальные нормативные акты.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: