Педагогическая справедливость




Справедливость — одно из наиболее общих понятий морального сознания и одна из самых важных катего­рий этики. Представление о справедливости менялось в ходе исторического развития, но его исходный принцип довольно устойчив, т. к. справедливость отражает соот­ветствие между ролью отдельных людей, классов и об­щественных институтов в жизни общества и их реальным материальным и моральным вознаграждением. В общей теории морали категория справедливости связана в основном с идеей равенства.

Справедливость одновременно оп­ределяет отношения между людьми по поводу их вза­имных обязанностей и по поводу распределения со­вместно произведенных материальных и духовных благ. В зависимости от понимания того, какой должна быть справедливость, полагаются одинаковые обязан­ности (одинаковое отношение к некоторым правилам поведения) для всех лиц и уравнительное распреде­ление или разные обязанности для разных лиц (на­пример, дифференцированный уровень ответственно­сти при выполнении разных работ) и дифференциро­ванное распределение.

Разин А.В.Этика: Учебник для вузов.— М.: Академический Проект, 2003.— 624 с.— («Gaudeamus») Можно выделить следующие критерии, в соответствии с которыми вырабатываются представления о справедливости: – уравнивание, направленное на сохранение це­лого (одинаковый обмен моральными каче­ствами); – оценка индивидуального вклада каждого в уве­личение общественного богатства (в укрепле­ние могущества целого) — общественно санк­ционированное поощрение; – защита индивидуальности — гарантии основ­ных прав человека; – условия для утверждения индивидуальности — возможности для самореализации, предоставляемые обществом, включая право на образо­вание, обеспечение стартовых условий для удовлетворения собственного интереса; допустимая степень выражения собственного интереса

Кроме того, справедливость — это определенный под­ход к оценке поведения, основанный на критерии общест­венной пользы. Та или иная деятельность, характер по­ведения, поступок позитивно оцениваются и

ü В педагогической этике понятие справедливости, по­мимо общих черт, имеет специфические. Справедливость в педагогической морали представляет собой своеобраз­ное мерило объективности учителя, уровня его нравст­венной воспитанности (доброты, принципиальности, че­ловечности), проявляющейся в его оценках поступков учащихся, их отношения к учебе, общественно полезной деятельности и т. д. Следовательно, справедливость, с одной стороны, воспринимается как нравственное каче­ство учителя, с другой — как оценка мер его воздействия на учащихся, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом. Категорией справедливости оцениваются такие дейст­вия и поступки учителя, такое отношение к учащимся и всем членам педагогического коллектива, которые ис­ключают предвзятость, волюнтаризм, неоправданное и незаслуженное предпочтение одних лиц другим.

ü В педагогической этике понятие справедливости име­ет свою специфику. Если в общей теории морали оно связано в основном с идеей равенства, то в педагогиче­ской морали это равенство не выступает в чистом виде. «Справедливость — это основа доверия ребенка к вос­питателю. Чтобы быть справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка»,— писал В. А. Сухомлинский

Категорией справедливости оцениваются социально значимые и общественно необходимые дидактико-воспитательные действия учителя, определяется соответствие его заслуг уважению и признанию, которые воздают ему педагогический и детский коллективы.

«Справедливый человек» — это лучшая похвала лю­бому гражданину. «Справедливый педагог» — это боль­ше, чем похвала. Это оценка моральных и деловых качеств человека. Это уважение и признание ума и чело­вечности, принципиальности и бескомпромиссности.

Справедливость тесно связана с понятием добра. Нет добра без справедливости. Но добро шире справедливо­сти. Справедливость можно считать миниму­мом добра в том смысле, что она тоже добро. С точки зрения педагогической этики справедливость не просто измеряет минимум добра, но является условием нор­мального осуществления учебно-воспитательного про­цес са. В моральном сознании учителя справедливость играет роль оценки достоинств и заслуг человека, вы­ступает своеобразным мерилом объективности этой оцен­ки, ее соответствия конкретным делам.

Учителю важно помнить, что: Ø Справедливость учителя важна как при оценке зна­ний, так и поступков учащихся. Оценку, не учитываю­щую мотивов совершенного поступка, дети воспринима­ют как несправедливую. Ø «Парадоксальность дидактогений,— подчеркивал В, А. Сухомлинский,— заключается в том, что они быва­ют только в школе — в том священном месте, где гуман­ность должна стать важнейшей чертой, определяющей взаимоотношения между детьми и учителем... Дидактогений — детище несправедливости. Неспра­ведливое отношение родителей или учителя к ребенку имеет множество оттенков. Это прежде всего равноду­шие. Нет ничего опаснее для становления нравственных и волевых сил ребенка, чем безразличие учителя к его успеваемости. Затем — окрик, угроза, раздраженность, а у людей, не обладающих педагогической культурой,— даже злорадство: вот ты не знаешь, давай сюда дневник, я тебе поставлю двойку, пусть родители полюбуются, ка­кой у них сын...» (Сухомлинский). Ø В. А. Сухомлинский настоятельно подчеркивал, что предупреждение дидактогений зависит от нравственной и педагогической культуры учителей и родителей. Глав­ной чертой ее должно быть понимание духовного мира каждого ребенка, способность уделить каждому столько внимания и духовных сил, сколько необходимо для того, чтобы ребенок почувствовал, что о нем не забывают, что его горе, его обиды и страдания готовы разделить. Ø Если учитель, поставив несправедливую, по глубоко­му убеждению ученика, оценку, сообщает об этом роди­телям с соответствующими комментариями, ребенок оже­сточается и против учителя, и против школы, охладевает к учению. «Трудно представить что-либо другое, в боль­шей мере уродующее душу ребенка, чем эмоциональная толстокожесть, порожденная несправедливостью. Испы­тывая безразличное к себе отношение, ребенок теряет чуткость к добру и злу. Он не может разобраться, что в окружающих его людях доброе и что злое. В его сердце поселяется подозрительность, неверие в людей, а это — самый главный источник озлобленности» (Сухомлинский). Ø Ни в одном виде деятельности несправедливость не наносит такого вреда и морального ущерба, как в педа­гогической. Несправедливость учителя в большом и ма­лом не просто оставляет глубокую рану в душе ребенка. В конечном итоге она подрывает авторитет школы, по­рождает недоверие у детей к старшему поколению. По­этому учитель всегда должен быть образцом справедли­вости во всех делах и поступках.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: