Справедливость — одно из наиболее общих понятий морального сознания и одна из самых важных категорий этики. Представление о справедливости менялось в ходе исторического развития, но его исходный принцип довольно устойчив, т. к. справедливость отражает соответствие между ролью отдельных людей, классов и общественных институтов в жизни общества и их реальным материальным и моральным вознаграждением. В общей теории морали категория справедливости связана в основном с идеей равенства.
Справедливость одновременно определяет отношения между людьми по поводу их взаимных обязанностей и по поводу распределения совместно произведенных материальных и духовных благ. В зависимости от понимания того, какой должна быть справедливость, полагаются одинаковые обязанности (одинаковое отношение к некоторым правилам поведения) для всех лиц и уравнительное распределение или разные обязанности для разных лиц (например, дифференцированный уровень ответственности при выполнении разных работ) и дифференцированное распределение.
Разин А.В.Этика: Учебник для вузов.— М.: Академический Проект, 2003.— 624 с.— («Gaudeamus») Можно выделить следующие критерии, в соответствии с которыми вырабатываются представления о справедливости: – уравнивание, направленное на сохранение целого (одинаковый обмен моральными качествами); – оценка индивидуального вклада каждого в увеличение общественного богатства (в укрепление могущества целого) — общественно санкционированное поощрение; – защита индивидуальности — гарантии основных прав человека; – условия для утверждения индивидуальности — возможности для самореализации, предоставляемые обществом, включая право на образование, обеспечение стартовых условий для удовлетворения собственного интереса; допустимая степень выражения собственного интереса |
Кроме того, справедливость — это определенный подход к оценке поведения, основанный на критерии общественной пользы. Та или иная деятельность, характер поведения, поступок позитивно оцениваются и
ü В педагогической этике понятие справедливости, помимо общих черт, имеет специфические. Справедливость в педагогической морали представляет собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступков учащихся, их отношения к учебе, общественно полезной деятельности и т. д. Следовательно, справедливость, с одной стороны, воспринимается как нравственное качество учителя, с другой — как оценка мер его воздействия на учащихся, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом. Категорией справедливости оцениваются такие действия и поступки учителя, такое отношение к учащимся и всем членам педагогического коллектива, которые исключают предвзятость, волюнтаризм, неоправданное и незаслуженное предпочтение одних лиц другим.
ü В педагогической этике понятие справедливости имеет свою специфику. Если в общей теории морали оно связано в основном с идеей равенства, то в педагогической морали это равенство не выступает в чистом виде. «Справедливость — это основа доверия ребенка к воспитателю. Чтобы быть справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка»,— писал В. А. Сухомлинский
Категорией справедливости оцениваются социально значимые и общественно необходимые дидактико-воспитательные действия учителя, определяется соответствие его заслуг уважению и признанию, которые воздают ему педагогический и детский коллективы.
«Справедливый человек» — это лучшая похвала любому гражданину. «Справедливый педагог» — это больше, чем похвала. Это оценка моральных и деловых качеств человека. Это уважение и признание ума и человечности, принципиальности и бескомпромиссности.
Справедливость тесно связана с понятием добра. Нет добра без справедливости. Но добро шире справедливости. Справедливость можно считать минимумом добра в том смысле, что она тоже добро. С точки зрения педагогической этики справедливость не просто измеряет минимум добра, но является условием нормального осуществления учебно-воспитательного процес са. В моральном сознании учителя справедливость играет роль оценки достоинств и заслуг человека, выступает своеобразным мерилом объективности этой оценки, ее соответствия конкретным делам.
Учителю важно помнить, что: Ø Справедливость учителя важна как при оценке знаний, так и поступков учащихся. Оценку, не учитывающую мотивов совершенного поступка, дети воспринимают как несправедливую. Ø «Парадоксальность дидактогений,— подчеркивал В, А. Сухомлинский,— заключается в том, что они бывают только в школе — в том священном месте, где гуманность должна стать важнейшей чертой, определяющей взаимоотношения между детьми и учителем... Дидактогений — детище несправедливости. Несправедливое отношение родителей или учителя к ребенку имеет множество оттенков. Это прежде всего равнодушие. Нет ничего опаснее для становления нравственных и волевых сил ребенка, чем безразличие учителя к его успеваемости. Затем — окрик, угроза, раздраженность, а у людей, не обладающих педагогической культурой,— даже злорадство: вот ты не знаешь, давай сюда дневник, я тебе поставлю двойку, пусть родители полюбуются, какой у них сын...» (Сухомлинский). Ø В. А. Сухомлинский настоятельно подчеркивал, что предупреждение дидактогений зависит от нравственной и педагогической культуры учителей и родителей. Главной чертой ее должно быть понимание духовного мира каждого ребенка, способность уделить каждому столько внимания и духовных сил, сколько необходимо для того, чтобы ребенок почувствовал, что о нем не забывают, что его горе, его обиды и страдания готовы разделить. Ø Если учитель, поставив несправедливую, по глубокому убеждению ученика, оценку, сообщает об этом родителям с соответствующими комментариями, ребенок ожесточается и против учителя, и против школы, охладевает к учению. «Трудно представить что-либо другое, в большей мере уродующее душу ребенка, чем эмоциональная толстокожесть, порожденная несправедливостью. Испытывая безразличное к себе отношение, ребенок теряет чуткость к добру и злу. Он не может разобраться, что в окружающих его людях доброе и что злое. В его сердце поселяется подозрительность, неверие в людей, а это — самый главный источник озлобленности» (Сухомлинский). Ø Ни в одном виде деятельности несправедливость не наносит такого вреда и морального ущерба, как в педагогической. Несправедливость учителя в большом и малом не просто оставляет глубокую рану в душе ребенка. В конечном итоге она подрывает авторитет школы, порождает недоверие у детей к старшему поколению. Поэтому учитель всегда должен быть образцом справедливости во всех делах и поступках. |