А вот из этих дел можно сложить мозаику оргпериода в отряде, где ребятам по 10—12 дет.




♦ Сбор-инструктаж по организации дежурства в корпусе.

♦ Вечер «Будем знакомы».

♦ Операция «Полундра!» по скоростному покиданию комнат в направлении
места проведения зарядки.

♦ Открытие «Дизайн-интерьер-клуба» и разработка оформления комнат с
последующим воплощением проектов.

♦ Разучивание спортивной игры «Снайпер».

♦ «Песенная перестрелка» на тему: «Вода, вода, кругом вода...».

♦ «Ты да я, да мы с тобой» — сбор по формированию микроколлективов.

♦ Соревнование-пари на скорейшую заправку кроватей.

· «Путешествие по ближнему зарубежью» — исследование достопримеча­тельностей ближайшего леса.

· Изготовление рекламного стенда «Эй, приятель, взгляни на нас». Эрудит-шоу «Все о лете». Час знакомства с лагерной библиотекой.

· Сюжетно-ролевая игра «Предвыборная кампания», итог которой — выбо­ры командира (спикера, предводителя, верховного координатора) отряда. Конкурс «Моя тумбочка лучше всех». Оборудование отрядного места. Спортивно-игровая эстафета «Молодецкие забавы». Торжественное заполнение первой странички «Летописи отряда». Экологическая акция «Чистота спасет мир» — уборка территории, закреп­ленной за отрядом.

· Первый отрядный костер с пением песен и разговором о прошедшем дне. «Разведка интересных дел».

· Творческий конкурс «Джентльмен-шоу» на лучший комплимент и т.д. Открытие отрядной «Настольной игротеки».

· «Футбол без границ» — просто «гоняние» мяча по футбольному полю. Операция «Прощай, ватрушка» ~~ съедание последних запасов родитель­ских продуктов.

·. «Конституционное собрание» ~ сбор отряда по утверждению плана сме­ны и основных законов отрядной жизни. Если вы мужественно выдержите эти три дня — не надорвете голос, не упадете от недосыпания в обморок, если вы претворите в жизнь хотя бы половину из предложенного списка, организуете не менее десяти игр и хотя бы три минуты побеседуете по душам с каждым ребенком, дальше у вас все пойдет как по маслу.

Традиции, которые способствуют

Объединению и развитию детских

Коллективов в любом детско-юношеском

движении и объединении

Кроме символики, существуют традиции, которые также способствуют объединению детских коллективов. Вот наиболее значимые.

Общее построение — эффективное объединяющее начало, поддерживающее жизнерадостный, бодрый эмоциональный настрой коллектива. Цель пост­роения — провести проверку готовности, подвести итоги коллективного дела, создать положительный настрой на предстоящую деятельность. Общее пост­роение используется несколько раз в течение дня (перед началом общих дел, при встрече гостей, поздравлении ребят с достигнутыми успехами в каком-либо деле, с днем рождения и т.д.).

Групповое обсуждение итогов дня («свечка») — демократичная форма] выработки коллективного мнения. Воспитатели-вожатые получают оперативную ■ обратную связь, быстро выясняют и разрешают возникшие конфликтные ситу-: ации, поддерживают комфортный психологический климат.

«Мозговая атака» — это групповое решение творческой проблемы с помощью особых приемов. Для активизации творческой мысли здесь применя­ются средства, снижающие критичность и самокритичность человека. Тем са­мым повышается его уверенность в себе и облегчаются механизмы творчества. Снижение критичности в процессе «мозговой атаки» достигается тем, что у ребят появляется настрой быть свободными, оригинальными, не бояться оценки своей идеи окружающими. Известно, что иногда одной критической реплики; достаточно, чтобы интересное, но рискованное предложение на ходу было заменено другим — проверенным, не интересным. В «мозговой атаке» не только облегчается преодоление внутренних барьеров, но и открывается возможность! перейти на чужую логику — логику соседа. Творческие потенциалы всех учас­тников «атаки» суммируются.

Деловая игра сближает события, далеко разрозненные в практике. Кроме эмоционального вовлечения участников в события, игра допускает возможность использовать альтернативную стратегию. Тем самым она помогает развитию предусмотрительности, гибкости мышления и целеустремленности. Поскольку игра — мероприятие групповое, она приучает к коллективным действиям, принятию как самостоятельных, так и совместных решений, повышает способность и руководить и подчиняться.

Деловая игра «Лидер»

Цель. Выявить в ходе игры лидеров отряда и содействовать его сплоче­нию.

Оборудование и инвентарь. Магнитофон с записями музыки, ножницы, фломастеры, жетоны из цветной бумаги.

Ход игры. Вожатый объявляет о начале игры «Лидер» и предлагает всем детям разбиться на микрогруппы по 5—-6 человек (способы деления на группы различны). В ходе игры детям предлагается выполнить ряд заданий, слож­ность которых возрастает от первого к последнему.

Ведущий рассказывает участникам, что это игра с секретом, который будет раскрыт в конце. Секрет в том, что вожатые-наблюдатели следят за активностью каждого участника и дают ему жетоны определенного цвета (ничего не говоря о назначении цвета):

- белый жетон для лидера-организатора;
- желтый для лидера-вдохновителя;

- красный для исполнителя;

- зеленый для зрителя.

Чтобы группы сплотились, предлагается задание на оригинальное название временного коллектива. Время выполнения — 3 минуты.

 

Задания.

1. Сложить быстрее всех разрезанную открытку или какую-нибудь фигуру.

2. Нарисовать коллективный рисунок по общей теме (предмет) и выразить
чувства, настроение. Время выполнения — 5 минут.

3. Конкурс-буриме. Сочинить стихотворение по готовой рифме за 4 минуты.

4. Составить кроссворд из 5 вопросов по определенной теме: спорт, страны
мира, живопись, природа, каникулы, лагерь и т.д. Время выполнения — 5
минут.

5. Написать рассказ, где все слова начинаются на одну букву. Время выпол­
нения — 3 минуты.

б. Инсценировать сказку либо написанный прежде рассказ в различных жан­рах. На подготовку — 5 минут.

После окончания всех конкурсов вожатый просит участников показать свои жетоны вожатым-наблюдателям, которые фиксируют их в протоколе.

Настало время раскрыть секрет и наградить участников игры: лидеров-победителей, лидеров-организаторов, лидеров-вдохновителей. Не следует забывать об исполнителях и о зрителях.

Информация для вожатых: в течение игры у каждого участника появится набор жетонов (количество жетонов равно количеству заданий). Можно увидеть, что определенная гамма цветов характерна для определенных участников.

Сразу видно, кто из детей имеет ярко выраженный социальный статус, лидерские наклонности.

Деловая игра «Огонек»

«Огонек» ~ не просто традиция лагеря, а важнейший компонент самоуправления ребят. Проводить его можно каждый день. Лучше всего на отрядном месте у маленького костра.

Цель. Выяснить, как прожит день — маленькая жизнь, что удалось, а что нет «Огонек» — лучшее изобретение орлятской методики.

Самые важные вопросы. Что хорошего принес этот день твоим друзьям, людям? И что мешало? И как завтра будем жить, что делать? Не превра­щайте «Огонек» в судилище и бестолковое разбирательство конфликтов. Он ведь еще и на ночь ребят должен настроить. Учите ребят законам открытости и доброты. Пусть говорят, не обижая других, по делу, требовательно, но уважи­тельно. Тихо и в то же время, чтобы все слышали, и о самом важном. Не навязывайте ребятам свое мнение. Чтобы все умели говорить, анализировать, делать оценки и предложения, пускайте эстафетную (волшебную) палочку по кругу. У кого она в руках, тот говорит. А вопросы «Огонька» очень просты: что мы сделали нужного, полезного? Дружно ли жили и работали? Довели ли дело до конца? Кому надо сказать «спасибо»? От чего в следующий раз отказаться? Что будем делать завтра? Кому поручим дело? На «Огоньке» может быть гость. Оставьте ему у костра гостевое место. Спутники «Огонька» — новая идея, новая-старая песня, интересные истории, игра. «Огонек» — это старый,

добрый лагерный костер, у которого говорят «за жизнь», поют негромкие песш или просто молчат. У костра в голову приходят самые главные и самые серьез ные мысли. А вслух говорятся самые важные и нужные слова. О прожитол дне, о дружбе, о чести.

Костры — это не только досуговая деятельность. Если придумать сцена­рий, подобрать песенный репертуар, игры, то можно гарантировать создание хорошего психологического климата в отряде, решение поставленных воспита­тельных задач. Вариантом костра можно считать кольцовку песен с определен­ной тематикой.

Твой план и «детский» план твоего отряда

Привлечь малышей к составлению плана можно так.

Например, разбейте ребят на группы (это могут быть звенья). Вручите каждой группе пять листочков. На каждом листочке — название какого-то дела. Их вы можете взять из того списка, что заранее составили. У всех групп названия могут быть разными, а могут и повторяться. Задача малышей: из пяти дел выбрать для плана смены только два. Это очень сложно. Поэтому малыши могут обратиться к вам за разъяснением или советом. Но не навязывайте слишком откровенно свое мнение. Когда все группы закончат обсуждение, объявите общий сбор. Дайте слово каждой группе, попросите ребят объяснить, почему именно эти дела для них привлекательны — пусть малыши учатся аргументировать. А когда общий сбор закончится, соберите в кружок коман­диров групп и на их глазах составьте план их дел, только что утвержденных всеми вместе. По форме ваше творение будет «планом-сеткой».

И хотя фактически этот план на все 100% будет плодом вашей фантазии, малыши будут считать его своим. Так происходит всегда, когда детям предос­тавляется право выбора и этот выбор они осуществляют самостоятельно.

Более старшим ребятам можно предложить при планировании тот же алгоритм действий, какой был у малышей: карточки с названиями дел — обсуж­дение по группам и выбор — защита и утверждение на общем сборе — заседание доверенных представителей и составление плана.

Но можно поступить и по-иному. Самый простой вариант — это когда вы честно, без лукавства скажете детям:

— Я не хочу вас обманывать. Я, конечно же, думал, что включить в план нашей с вами смены. И примерный план я составил. Я не считаю, что он получился безукоризненным и поэтому хочу посоветоваться с вами. Сейчас я расскажу, что хотел бы вам предложить, потом вы соберетесь по группам и обсудите мои предложения. Если что-то вам не понравится, если что-то я забыл ~ вы об этом скажете. Я учту ваши замечания и, если вы мне доверите, составлю новый план, по которому мы и будем жить...

Если при обращении к детям вы будете искренни, а при рассказе о будущих делах — эмоциональны, то дети могут принять ваш план почти полностью ипри этом не будут считать его чужим.

Другой способ совместного планирования потребует от вас значительных организационных усилий, но окупится заинтересованностью и активностью де­тей. Он называется «Разведка интересных дел».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: