Вопрос №21Формы графиков выхода рекламных сообщений: непрерывный, пульсирующий, периодичный




Для выбора графика рекламной эффективности в первую очередь следует определиться с шаблоном потребительского спроса для данной категории товаров.

Существует 3 графика выходя реклам сообщ

1 периодический

2 длительный

3 пульсирующий

Периодический шаблон является не прерывным. Одни и те же рекламный акции могут проходить регулярно в течении года, либо еженедельно

Такой стиль рекламной компании необходимо использовать, если рекламодатель запланировал, чтобы потребители не забывали о его продукции.

Длительный шаблон рек компании. Данная концепция имеет прерывистую структуру со значительными интервалами. Когда реклам объявления не размещаются (период активации -период молчания) такая методика построения рекламной компании используется при наличии огромного бюджета или резких изменений в уровне продаж.

Однако при наличии длительных пауз в рекл. камп. потребители могут забыть о продукте.

Пульсирование Данный шаблон построение рекл. камп. сочетает периодичность и длительность. Рекламодатель может воспользоваться данным шаблоном для быстрого реагирования на изменяющуюся ситуацию. Он наиболее уместен при работе с категориями продуктов. Который продаются хорошо весь год, но имеют несколько пиковых периодов роста объема продаж.

Вопрос №22.Основные факторы, влияющие на эффективный уровень частоты

Рекламных показов

Рекламодателям важно не просто донести свое сообщение до потенциальных покупателей, но и эффективно воздействовать на них. Для этого обычно рекламу приходится повторять. Какое количество раз? Это один из основных вопросов медиапланирования. Ответить на него однозначно невозможно, так как количество необходимых повторов в различных рыночных ситуациях будет требоваться различное же.

На частоту рекламы влияют такие факторы как:

- кумулятивный эффект,

- цели рекламы,

- специфика аудитории,

- вид продукта,

- содержание рекламы,

- размер рекламы,

- вид рекламоносителя,

- рекламный шум,

- конкуренция,

- охват.

Человек зачастую игнорирует то, что предстает перед ним один-единственный раз. Событие может быть принято как случайное, не заслуживающее внимания. Согласно одному из распространенных мнений, единственное размещение рекламы редко дает ощутимый эффект. Хотя не все с этим согласны: «Многие практики, проповедующие идею непосредственного маркетинга, убеждены в том, что значительный отклик возможен уже после первой демонстрации. Гас Пример (Gus Priemer), начальник отдела по оказанию медиа- и рекламных услуг в корпорации S. C. Johnson & Son, Inc., также обратил внимание на то, что первичная демонстрация новых продуктов может привести к значительному отклику»[1].

И все же, если нечто случается неоднократно, оно переходит в разряд систематического или часто встречающегося, в разряд того, над чем стоит задуматься. При повторах происходит процесс накапливания информации с дальнейшим ее срабатыванием в определенный момент. Это называется кумулятивным эффектом рекламы. Но сколько повторов нужно для кумулятивного эффекта? Это вопрос очень непростой.

Считается, что двукратный повтор не намного эффективнее однократного. Вместе с тем, «по данным исследовательских панелей единственный контакт с рекламой накануне покупки повышает вероятность выбора марки на 18-23%. После двух контактов вероятность покупки возрастает на 22-25%»[2] (Но не в два раза, как, конечно, хотелось бы).

Известный исследователь Х. Крагман считает, что одного раза достаточно для восприятия информации, двух раз – для понимания и трех раз – для формирования отношения к сообщению.

По другой версии человек принимает решение о покупке товара после седьмого контакта (сначала не обращает внимания на объявление, потом прочитывает, просматривает, прослушивает, затем задумывается и т.д.). Есть и мнение, что решение принимается лишь после пятнадцатого контакта. Однако самым распространенным является мнение, что в большинстве случаев потребитель качественно воспринимает рекламу только после третьей встречи с ней. Соответственно, и решение о покупке может быть принято не раньше, чем после третьего прочтения, просмотра или прослушивания. Может быть, после четвертого, пятого, шестого и т.д.

Самым распространенным является мнение, что в большинстве случаев потребитель качественно воспринимает рекламу только после третьей встречи с ней. Соответственно, и решение о покупке может быть принято не раньше, чем после третьего прочтения, просмотра или прослушивания.

В принципе, можно сказать, что чем больше контактов, тем лучше. Но так ли это? Скорее всего, по мере увеличения количества контактов воздействие одной и той же рекламы на человека снижается. Происходит так называемое изнашивание рекламы (или износ рекламы). Эффект может быть не только неположительным в случае, если аудитория перестала обращать внимание на рекламу, но и отрицательным в случае раздражения и усталости. То есть частые повторы могут начать надоедать человеку, развивая негативное отношение к самому продукту. «Следствием повторений телерекламы, обладаю­щей хорошей убеждающей силой, становится увеличение продаж рекламируемого товара. Если реклама не убеждает потребителя, увеличения продаж не происходит даже при очень частых ее предъявлениях. Более того, как только человек принимает решение относительно рекламы, многократное ее предъявление уже не имеет значения (Blair, 1987, 1988). Наконец, следует отметить, что потребитель, отрицательно настроенный по отношению к какому-либо товару, после частых предъявлений его рекламы становится настроенным еще более отрицательно (Stewart & Ward, 1994)»[3]. Согласно некоторым исследованиям, «уставание» телеаудитории ощущается после 8-10 контактов.

Таким образом, необходимо выбрать не только величину минимального количества контактов, но и максимального – «золотую средину». Как ее найти? Где находится порог, по достижении которого человек начинает реагировать на рекламу, и где порог, по достижении которого человек прекращает реагировать на нее? Ответам на эти вопросы посвящено достаточно много работ, в которых однозначного ответа, однако, не присутствует.

«Некоторые рекламодатели допускают, что связь линейна – что каждый следующий показ добавляет столько же эффекта, сколько и предыдущий. Другие считают, что существует «кривая знания»: что эффект от показов, следующих за первым, поначалу растет до некоторого уровня (обычно после второго или третьего показа), а затем начинает снижаться. Третья группа… придерживается мнения, что реклама не оказывает на индивидуального потребителя никакого существенного влияния до тех пор, пока количество показов не достигает некоего «порога»[4].

Одна из самых известных моделей, характеризуемая S-образной кривой, утверждает, что после многократного предъявления peклама достигает пика своего воздействия, а затем ее эффективность начинает медленно снижаться (рис.1).Рисунок 1.

 

 

Согласно другой модели, характеризуемой С-образной кривой, такого порога не существует. Эффект от рекламы возникает сразу после первой демонстрации. С последующими публикациями сначала он быстро усиливается и далее медленно снижается (рис.1). «Когда Макдональд провел повторные вычисления и измерил прямое изменение рыночной доли, то есть сравнил два значения этого показателя (до и после демонстрации рекламы), он получил новую кривую, а именно график убывающей отдачи. Как выяснилось, однократная демонстрация рекламы все-таки жизнеспособна и экономически выгодна, а порогового количества рекламы, только после превышения которого она, как считалось раньше, начинала действовать, в реальности не существует»[5].

 

Интересно, что «результаты чистых централизованных исследований 78 американских торговых марок… показывают преобладание схемы убывающей отдачи для реакции потребителей на рекламу фасованных товаров повседневного спроса… Анализ опубликованных данных по рекламе и продажам свидетельствует, что рекламная кампания более 200 торговых марок подчинялась закону убывающей отдачи, и только примерно десять марок (в основном, новые) развивались согласно S-образной кривой с пороговым эффектом. В настоящее время преобладание функции убывающей отдачи широко признано в исследовательской среде, и этот факт уже не требует дальнейшего обсуждения»[6].

Есть и еще одна модель, описываемая Дж. Сиссорсом: «В результате исследований Валентайна Эппэла (Valentine Appel) и Л. Джекобовица (L. Jacobovits)… было выдвинуто предположение о том, что форма кривой, характеризующей устаревание рекламы, напоминает перевернутую букву U»[7].

Следствием повторений телерекламы, обладающей хорошей убеждающей силой, становится увеличение продаж рекламируемого товара. Если реклама не убеждает потребителя, увеличения продаж не происходит даже при очень частых ее предъявлениях. Более того, как только человек принимает решение относительно рекламы, многократное ее предъявление уже не имеет значения.

Дискуссии об эффективной частоте не утихают уже достаточно долго. Так, еще в апреле 1986 г. «в Северо-Западном университете проводился симпозиум, посвя­щенный рассмотрению проблемы достижения эффективной частоты (Symposium of Effective Frequency). Наряду с другими моментами рассматривался вопрос о том, существует ли порог вообще. Участники симпозиума пришли к выводу, что большинство кривых отклика являются выпуклыми, а не носят S-образную форму. О наличии порога может свидетельствовать лишь S-образная форма кривой. Многие специалисты в области медиапланирования все же считают, что порог существует»[8].

Таким образом, можно еще раз констатировать: среди специалистов в области медиапланирования нет единого мнения о кумулятивном эффекте. Сколько повторов необходимо для рекламы того или иного товара, сказать невозможно. Количество воздействий на каждого человека зависит от массы параметров: и от актуальности сообщаемой информации, и от состояния, в котором потребитель в данный момент находится, и от способа подачи информации и т.д.

Вместе с тем, в качестве базового количества обычно принимается по меньшей мере трехразовое воздействие на потребителя. В связи с этим существует и специальный термин «эффективная частота 3+» (концепция «три плюс»), означающий необходимость воздействия более, чем три раза (может быть четыре, пять, шесть и т.д.). «Многие рекламные агентства в США и Канаде, например, при размещении рекламы на телевидении, определяют эффективную частоту на уровне трех или четырех рекламных контактов в течение четырехнедельного цикла. Этот показатель обычно значительно выше (двенадцать контактов в месяц) для наружной рекламы и несколько ниже (три или четыре контакта в течение квартала) для рекламы в журналах»[9].

Следует заметить, что просто три контакта с аудиторией могут отличаться от трех воздействий на нее. Так, «П. Печман и Д. Стюарт (Pechmann & Stewart, 1988) установили, что для эффективности рекламы необходимы три «качественных» ее предъявления. Качественным называется предъявление, при котором члены аудитории обращают внимание на рекламу, и она пробуждает у них определенные мысли и чувства (т.е. становится причиной когнитивных или аффективных реакций). Чтобы три раза «качественно» воспринимать рекламу, член зрительской аудитории может смотреть ее бесчисленное количество раз»[10].

Уровень эффективной частоты тесно связан с показателем охвата. После одной демонстрации рекламы охватывается определенный минимум аудитории. С каждой последующей демонстрацией уровень охвата быстро растет. В дальнейшем темпы увеличения охвата замедляются, а уровень частоты (тех, кто видел или слышал рекламу неоднократно) растет. После достижения определенной точки темпы роста показателя GRP уступают скорости нарастания частоты

Классическая модель убывающей отдачи заключается в том, что с последующими повторами рекламы, с накоплением GRP дополнительно охватывается все меньшее количество новой аудитории.

Считается, что частота не прямо пропорциональна рейтингу рекламоносителя и количеству размещений рекламы. Они растут при увеличении рейтинга, но не так быстро, как он. «С увеличением рейтинга или количества демонстраций оказывается косвенное воздействие на повышение охвата и на снижение частоты»[11].

При планировании частоты и охвата обычно предполагается суммарная равноценность будущих результатов. То есть результат будет достигнут вне зависимости от того, охвачен ли один человек шесть раз, два человека по три раза, три человека по два раза или шесть человек по одному разу. Однако с точки зрения реального бизнес-планирования разница существенна.

Средняя частота, безусловно, важный показатель, но только относительно реальная частота может дать представление об относительно реальном же охвате. Стоит еще раз отметить: чем больше частота, тем меньше охват и наоборот, чем больше охват, тем меньше частота.

Как уже говорилось, количество повторов зависит от комбинации различных факторов: кумулятивного эффекта, целей рекламы, специфики аудитории, вида продукта, содержания рекламы, размера рекламы, вида рекламоносителя, рекламного шума, конкуренции и охвата. Также при выборе частоты стоит иметь в виду предположение, что «чем ближе объем продаж фирмы приближается к уровню насыщения рынка, тем хуже работает реклама».

. Оптимальную частоту рекламодателю приходится искать в весьма сложных условиях: исходя не из точных показателей, а лишь из определенных ориентиров

Следует отметить, что потребитель, отрицательно настроенный по отношению к какому-либо товару, после частых предъявлений его рекламы становится настроенным еще более отрицательно.

Следует иметь в виду, что, в целом, повторение является хотя и весьма действенным, но очень дорогим способом воздействия на человека. В связи с этим необходимо говорить именно об оптимальной частоте, когда при минимальном бюджете рекламодатель получает максимальное воздействие на целевую группу покупателей. Важно не только экономить бюджет, но и не доносить рекламу до потребителя в количестве больше необходимого. Большое количество повторов не всегда означает высокую эффективность рекламы. В один момент дополнительные повторы начинают давать минимальную прибавку аудитории как количественно, так и качественно. То есть наступает время, когда значительная часть потребителей уже охвачена рекламой, и большая часть из них – те, кто мог отреагировать, – уже отреагировали.

В целом процесс влияния повторов можно описать приблизительно следующим образом: сначала с увеличением количества частоты рекламы повышается внимание к рекламным сообщениям, запоминаемость деталей рекламных текстов, осведомленность о торговой марке, формируются определенное отношение к рекламируемому товару и намерения относительно его применения; затем сознание человека перестает активно работать над обработкой старой, повторяемой информации; и, в конце концов, просто перестает обращать на нее внимание и переключается на новую информацию. Старая же в таком случае может даже вызвать раздражение: люди уже получили всю информацию, она им больше не нужна. Кроме того, есть опасность, что при большом количестве повторов аудитория начнет думать: раз так много рекламируют, значит, что-то здесь не так. В людях вновь просыпается усыпленная было теми же повторами подозрительность и осторожность. Это объясняется тем, что в процессе восприятия повторяемой информации количество контраргументов в сознании человека сначала снижается, а затем повышается. Количество же поддерживающих аргументов, наоборот, сначала повышается, а затем понижается.

Для рекламодателя, даже если человек не раздражается, но при этом и не думает о покупке, большая повторяемость все равно неэффективна – деньги выброшены впустую. Если реклама прошла момент эффективной частоты, то следует прекратить повторение.

Для преодоления дальнейшего неэффективного воздействия рекламы нужно снова повысить к ней степень внимания аудитории. Лучше всего это можно сделать, применив новый творческий подход. В таком случае в рекламе полностью или частично меняются: принципы привлечения внимания и интереса, аргументы и доказательства, перечень фактов, иллюстрации и т.д. Таким образом, в рекламу вносятся новые элементы, способные заинтересовать потребителя. Однако при этом остаются узнаваемыми фирменные детали: слоган, формат, композиция, шрифт и т.д.

Кроме того, бороться с негативным восприятием можно, просто делая определенные, но не слишком большие, перерывы в размещении рекламы. Потребитель «отдохнет», поработает над другой информацией, и через какой-то промежуток времени будет снова активно воспринимать рекламу того же рекламодателя. В данном случае прекрасно работает принцип «все новое – это хорошо забытое старое».

Очевидно, что самый выгодный момент для рекламодателя посредине: не слишком малое количество повторов и не слишком большое – достаточное количество.

Если вся рекламная кампания может обеспечить некую среднюю эффективную частоту, то в разные периоды рекламной кампании и в разных рекламных носителях может быть разная частота (различное распределение рекламных контактов, различная плотность распределения контактов).

Медиапланерист подбирает эффективную частоту на основе своих знаний о поведении аудитории, о носителях, товаре и т.д. Его решение всегда субъективно, личностно.

Можно отметить, что наиболее подходящее количество повторов для определенной аудитории можно выявить с помощью тестирования понимания, запоминания информации, возбуждения негативной реакции и т.д.

После того как рекламодатель достаточно изучил свой товар, рынок, свою аудиторию и сформулировал для себя основные подходы в достижении необходимых охвата и частоты, он может переходить к собственно процессу медиапланирования. Технологии медиапланирования будет посвящена наша следующая публикация.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: