Философия Средних веков.




В развитии философии Средних веков можно выделить несколько основных этапов:

1) апологетика (II – IV вв., крупнейшие представители – богослов и юрист Тертуллиан, Тит Флавий, Ориген и др.) – период создания произведений апологетов (защитников) христианства, изложивших основы христианского вероучения. В этот период не было создано философских систем, но был намечен круг вопросов, ставших центральными в средневековой философии: о Боге и соотношении Бога и мира, о сотворении мира и структуре мироздания, о сущности человека и его месте в мире;

2) патристика (V – IX вв., крупнейшие представители – Григорий Нисский, А.Аврелий) – создание учений «отцов церкви» (лат. pater – отец) – христианских мыслителей, заложивших основы религиозной философии. Основная задача философии этого периода – систематизация и толкование христианского вероучения, которое велось с опорой на античную философию, прежде всего идеи Платона;

3) схоластика (досл. с лат. «школьная философия») – представители искали рациональные пути познания Бога. (X – XV вв., крупнейшие представители – Пьер Абеляр, Альберт Великий, Ф.Аквинский) –Позже все философы-схоласты разделились на реалистов, номиналистов и концептуалистов. Сторонники реализма, вслед за Платоном, видели в общих понятиях особые, самостоятельные сущности, обладающие максимальной реальностью и бытием. Представители реализма: Ансельм Кентерберийский, Бернар Клервосский, Аврелий Августин.

На протяжении нескольких веков в средневековой философии шла борьба между реализмом и номинализмом.

Реализм – философское учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире, мире опыта и чувств. Наиболее ярким представителем реализма был Ансельм Кентерберийский.

Номинализм философский принцип, согласно которому общие понятия – это только имена, названия, не обладающие никакой самостоятельностью. Наиболее яркие представители: Росцелин, Вильям Оккам.

Средневековая философия составила особый период в развитии европейской мысли. Средневековая философия пропагандировала христианские общечеловеческие ценности, содействуя укреплению нравственных устоев общества. Средневековая философия расширила проблематику, разработала новые значимые идеи и сохранила предшествующую традицию.

Характерные черты средневековой философии:

1) теоцентризм – философский принцип, согласно которому высшей реальностью признается Бог - сверхъестественная и всемогущая сила, являющаяся источником и основой всего сущего;

2) умозрительный характер: философское мышление основано на отвлеченных логических построениях, не связанных с опытными данными;

3) к реационизм – идея сотворенности мира Богом из ничего, лежавшая в основе средневековой онтологии;

4) идея откровения, т.е. познания мира через изъявление божественной воли путем приобщения к христианскому вероучению, изучения христианской литературы, составляющая основу гносеологии;

5) дидактизм, т.е. назидательный, поучительный характер;

6) человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой (подчеркивалась божественная сущность человека);

7) мир считался познаваемым через познание Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога.

Средневековая теологическая философия отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, повернутостью в прошлое, оторванностью от реального мира, воинственностью, догматизмом, назидательностью, учительством

11. Философия эпохи Возрождения (ХIV—ХVI вв.)

Представители: Эразм Ротердамский, Николо Макиавелли, Томас Мор, Лоренцо Валла, Николай Кузанский.

Термин "возрождение" дал название целой эпохе, прежде всего в связи с тем, что ставилась задача возродить античное культурное наследие, особенно философию Платона, Аристотеля и Эпикура.

Это была переходная эпоха в истории философской мысли. Она проявила себя, прежде всего, в идее свободного человека, продолжив тем самым античную традицию (Сократ, Эпикур) его познания. Здесь сформировался антропоцентризм как конкретный тип философского мировоззрения. В центре внимания философии оказался уже не космос, не Бог, а живой и деятельный человек. Более того, широко распространилась идея титанизма как якобы всесилия и всемогущества человека. Он стал рассматриваться как венец эволюции жизни на Земле, творец собственного счастья и судьбы. В Италии возник гуманизм – это широкое идейное течение, провозгласившее человека высшей ценностью и целью общества.
Человек рассматривался как "микрокосм", наиболее совершенное подобие Бога и Природы. Бог - это как бы всеобщий архитектор, внесший в природу порядок и красоту. Итальянский ученый Д. Бруно полагал, что природа есть Бог в вещах, она чувствительна и одушевлена (пантеизм). Этот мир, в котором живет человек, является всего лишь одним из возможных миров, пусть даже и самый лучший. Он также выдвинул идею множественности миров и бесконечности вселенной.

В эпоху Возрождения философия начинает выходить из-под жесткого диктата религии и католической церкви, обретая светский характер. Философия Ренессанса проповедовала не только идею свободы человека, но и всестороннего (универсального) развития каждым индивидом своих сущностных сил и способностей.

Таким образом, можно выделить следующие сущностные черты философии эпохи Возрождения:

· Ориентация не на религию, а главным образом, на светскую жизнь, деятельность человека в этом мире и на искусство;

· Антропоцентризм: центральная фигура философии теперь – не Бог, а человек. Бог – начало всех вещей, но центр всего мира – человек;

· Появляется культ творческой деятельности, а вместе с тем – идея прометеизма: человек сотворец мира, сотрудник Бога;

· Пантеизм («бог во всем») приходит на смену теизму. Христианский Бог здесь утрачивает свой надприродный характер: он как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется;

· Общество не продукт божьей воли, а результат деятельности людей. В этих замыслах и деятельности человек не может быть ничем ограничен;

· Оптимизм, вера в безграничные возможности человека, новый уровень самосознания (гордость и достоинство, жизнелюбие и свободомыслие, воля и энергия, образованность и высокое отношение к труду);

· Гуманизм: человек – существо свободное, он творец самого себя и окружающего мира. Мотивы греховной природы человека ослабляются. Основная ставка делается не на помощь Бога – благодать, а на собственные силы человека. Гуманизм лежит в основе натурфилософии Возрождения.

В целом же философия эпохи возрождения с т.з. ее основной проблематики – это:

· Пантеистическая философия природы (натурфилософия) (кардинал Николай Кузанский (1401-1464), выдвинувший учение о диалектическом совпадении противоположностей в Боге, способствовавший установлению гелиоцентрической системы и Джордано Бруно (1548-1600).;

· Система социально-философских взглядов, которая развивалась по 3 направлениям:

1) становление идей социальной справедливости и равенства в произведениях Томаса мора (создателя первой литературной утопии, написанной на латыни) (1478 – 1535); Томмазо Кампанеллы (1568 – 1639) и Томаса Мюнцера (1490 – 1525). Все они, выступив за уничтожение частной собственности, предложили свои проекты утопического социализма, соответственно, государственного, теократического и антигосударственного.

2) создание в трудах («государь) Николо Макиавелли (1469 – 1527) учения и фортуне и учения о государстве, возникающего в силу естественных причин, главным образом из которых являются материальный интерес и сила и обоснование принципов политического искусства.

3) разработка систем моральной философии Эразмом Роттердамским (1469-1536), автором работы «похвала глупости», обосновавшего тезис» «от великого до смешного 1 шаг» и Мишелем Монтенем (1533 – 1592).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: