МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
В начале рассмотрим понятие «праздник» и «массовое представление» любого вида. Понятие «праздник» - более широкое, чем «представление», «конкурсная программа». Праздник всегда отличается широким, активным и творческим участием большого количества народа. Он рассредоточен на обширной территории, не предусматривает локальной сценической площадки. Представление же всегда вписывается в определенную сценическую площадку, локализуется четкими границами и предполагает разделение массы на исполнителей и зрителей.
Воспитательное мероприятие — это относительно завершенная совместная деятельность детей в определенный фиксированный промежуток времени, организованная педагогом с воспитательной целью (определение А. Г. Кирпичника).
Любое воспитательное мероприятие, как и любой другой продукт человеческой деятельности, имеет форму и содержание. И, конечно же, любое воспитательное мероприятие имеет название. Если сопоставить перечень названий тех мероприятий, которые проводятся сегодня в школе, то получится список, насчитывающий несколько сотен пунктов. Но при внимательном изучении этого списка можно обнаружить, что при всем разнообразии названий, в основе большинства мероприятий лежат одни и те же формы. Еще можно заметить, что в различных по форме мероприятиях нередко заключено одно и то же содержание.
Например, «аукцион исторических знаний» и «аукцион географических знаний» — это одна и та же форма, наполненная различным содержанием. А «экологический эрудицион» и «экологический десант» — две совершенно разные формы, имеющие сходное содержание.
Умение видеть в каждом мероприятии его форму и содержание — это определенный показатель методической грамотности. К сожалению, подобного умения лишены многие педагоги. Они ошибочно отождествляют название с формой, а форму с содержанием.
На сегодняшний день существует всего несколько десятков форм работы с детьми, а все многообразие мероприятий есть лишь результат наполнения этих форм новым содержанием с последующим придумыванием «старым формам с новым содержанием» привлекательных названий. Количество форм всегда меньше, чем количество возможных вариантов содержания внутри этих форм, а число вариантов содержания всегда меньше, чем число возможных названий.
Для успешной разработки идей и сценариев мероприятий нужно:
1) знать существующие формы;
2) уметь наполнить эти формы каждый раз нужным содержанием;
3) уметь придумать полученному результату название.
Все мероприятия одной формы организуются по одной технологии, по одному алгоритму. Владение двумя десятками организационных алгоритмов и технологией «придумывания» — это все, что требуется от Вас для проведения мероприятий.
Мы предлагаем приблизительный алгоритм организации массового мероприятия, некоторые пункты при проведении некоторых форм мероприятий могут меняться либо убираться, но в целом алгоритм остается неизменным для всех форм массовых мероприятий.
АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ МАССОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ:
1. Участники
2. Задание
3. Критерии оценки
4. Жюри
5. Призы.
6. Ведущий
7. Реквизит
8. Техника
9. Помещение
10. Зрители
Расположение слов в данной последовательности совсем не означает, что таков рейтинг значимости этих организационных проблем. Сказать, что подготовка призов (пункт 5) всегда важнее, чем оформление помещений (пункт 9), никак нельзя. Но в то же время нельзя и утверждать, что все эти оргвопросы равноценны, что если всю организационную работу принять за 100% то на каждый из десяти пунктов придется по 10% организационных усилий. При организации любой конкурсной программы все эти оргвопросы необходимо решить и учесть, что доля и степень важности отдельных пунктов в каждом мероприятии разные, в разных программах значимость отдельных пунктов усиливается за счет других. Для организации и проведения некоторых массовых мероприятий желательна разработка положения о мероприятии, в котором прописываются такие моменты как: цели и задачи, участники, сроки и место проведения, ход дела и та подготовка, которая потребуется от участников, критерии оценки, награждение.
Например:
П О Л О Ж Е Н И Е
О проведении конкурсно-развлекательной программы
«ПАРА –2000»
ЦЕЛЬ: - проведение досуга, раскрытие творческих способностей подростков
ВРЕМЯ, МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Актовый зал, 11января 2000 г., 20-00
УЧАСТНИКИ:1,2,3,4,5,6,педотряд
УСЛОВИЯ КОНКУРСА: Конкурс проходит в 3 тура,
после 1, 2 отборочных туров из конкурса выбывает по две пары.
В финал выходят две пары, из которых и выявляется «Пара-2000».
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ для пары – участницы: приготовить представление друг друга.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ: - оригинальность,
- актерское мастерство,
- культура исполнения,
- находчивость, юмор,
НАГРАЖДЕНИЕ: пара-победитель награждается сладким призом.
Педагогический отряд участвует на конкурсной основе.