Общество – динамичная система
динамичная - развивается система - состоит из подсистем (сфер)
Пути общественного развития | Подсистемы общества |
Прогресс - совершенствование форм человеческой жизни: науки, техники, медицины и т. п. (от простого к сложному, совершенному) | Социальная – внутреннееустройство общества и взаимодействие социальных групп |
Регресс – от сложного к простому, старому. | Политическая (политико – правовая) - деятельностьгосударства, политических и общественных организаций |
Формы социального прогресса | Экономическая – деятельность и отношения в процессе производства материальных благ |
Реформа (социальная эволюция), т. е. постепенно, затрагивает одну сферу и проводится властью | Духовная - развитие ивзаимодействие общественного сознания, науки, искусства, образования |
Революция, т. е. скачкообразный, быстрый, коренной переворот, затрагивает все сферы | Все сферы взаимосвязаны между собой. |
Типы обществ
Традиционное (аграрное) | Индустриальное | Постиндустриальное (информационное) |
Традиционная экономика Низкая социальная мобильность (закрытое общество) Преобладание аграрного сектора экономики Преобладание природы над обществом Кастовый и сословный тип стратификации | Развитая промышленность (рабочие) Разделение труда Высокая урбанизация Высокая соц. мобильность Доминирование над природой Классовый тип стратификации | Преобладание рынка услуг Информация – главный производственный ресурс Наукоёмкое производство НТР – начало постиндустриального общества |
Глобальные (общепланетарные) проблемы современности – это проблемы, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс, судьбы цивилизаций.
Признаки: угрожает всему человечеству; нуждается в неотложных мерах по их устранению; решение возможно в рамках всего человечества.
Сущность глобальных проблем:
Проблема войны и мира | Исключение войны как способа решения международных проблем, несущего в себе массовые разрушения и гибель людей, порождающего агрессию, стремление к насилию |
Экологическая | Хозяйственная деятельность человека ведёт к возрастаниюнагрузки на природу: обеднений запасов сырья, загрязнение почвы, воды, воздуха, изменения климата, воздействие на животный и растительный мир |
Демографическая | Рост населения (урбанизация) увеличивает потребность впродовольствии и промышленных товарах, всё это приводит к ещё одной проблеме – нехватка продовольствия |
Экономическая (север – юг) | Отставание экономик (север богатый промышленный, юг отсталый аграрный), отсутствие из-за этого нормальных условийжизни у населения |
Международный терроризм | Борьба с международным терроризмом одна из острых проблемсовременности, терроризм проявляется из-за экономических, политических и религиозных отношений |
Человек – это высшая ступень в иерархии живых организмов на Земле. Человек – существо биосоциальное (индивидом рождаются, личностью становятся в процессе социализации)
Биологическая природа (человек - животное) ИНДИВИД (любой представитель человеческого рода) | Социальная природа (отличия человека) ЛИЧНОСТЬ (система социально значимых черт, характеризующих индивидуальность человека) |
сон, еда, продолжение рода | общение, труд |
анатомия и физиология, инстинкты и рефлексы, забота о потомстве | умение изготавливать орудия труда и целенаправленно использовать их, целепологание и осознание результата |
Индивидуальность — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида (личность) от другого |
Деятельность – присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром, направленная на удовлетворение потребностей. Преобразование окружающего мира. Цель – удовлетворение своих потребностей.
Материальная деятельность | Духовная деятельность (изменение сознания людей) | |||
материально-производственная | социально-преобразующая | Познавательная деятельность | Ценностно-ориентировочная деятельность | Прогностическая деятельность |
преобразование природы | преобразование общества | отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах и религиозных учения | формирование мировоззрения человека и отношения его к окружающему миру | представляет собой предвидение и осознанное планирование изменений существующей действительности. |
создание материальных ценностей и вещей | Реформы, революции | Мифы, легенды, открытия, изучение | Идеи и теории | Прогнозы и предположения |
Виды деятельности:
· игра (направленность не на результат, а на сам процесс, наличие правил)
· учение (освоение знаний, умений, навыков, развитие психических процессов и способностей)
· труд (преобразование предметов окружающего мира и превращение их в продукты удовлетворения потребностей человека)
· общение (передача информации, наличие партнёра)
Структура деятельности | |||||
субъект | цель | мотив | средства | результат | объект |
тот, кто осуществляет деятельность: человек, группа людей, общество в целом; | осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена | побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей | с помощью чего далают | конечный итог, завершающий деятельность | то, на что направлена деятельность субъекта: предмет или весь окружающий мир. |
Социальный конфликт – особое взаимодействие индивидов или групп при столкновении их несовместимых взглядов, позиций, интересов. Приводит как к положительным, так и к отрицательным результатам.
Стадии: назревание, инцидент, выход из конфликта.
Виды конфликтов: личностный, межгрупповой, межличностный, с внешней средой, принадлежности.
Пути разрешения: приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование.
Потребности | ||||
Первичные | Вторичные | |||
физиологические (биологические) | экзистенциальные | социальные | престижные | духовные |
в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, физических движениях, отдыхе | в безопасности своего существования, комфорте, постоянстве условий жизнедеятельности, в гарантии занятости, страховании от несчастных случаев. | в социальных связях, общении, привязанности, заботе о другом и внимании к себе, участии в совместной деятельности с другими | уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте | в самовыражении, самоактуализации |
Культура – всё, что создано человеком, все достижения человеческой цивилизации