Гражданское общество и государство.




Гражданское общество – это совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.

Признаки гражданского общества:

Ø Наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

Ø Самоуправляемость;

Ø Конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

Ø Свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;

Ø Всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию;

Ø Жизнедеятельность в нем базируется на принципе координации (в отличие от государственного аппарата, который построен на основе принципа субординации);

Ø Многоукладность экономики;

Ø Легитимность и демократический характер власти;

Ø Правовое государство;

Ø Сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей и др.;

Структуру ГО составляют:

1) Негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);

2) Совокупность независимых от государства производителей (частные фирмы и т.п.);

3) Общественные объединения и организации;

4) Политические партии и движения;

5) Сфера воспитания и негосударственного образования;

6) Система негосударственных СМИ;

7) Семья

8) Церковь и т.п.

Платон, Аристотель, Руссо, А. Смит, Д. Рикардо, Фихте оказали важное влияние на понимание принципа, сущности и специфики содержания гражданского общества и государства. Главным идеологом теории гражданского общества следует считать Гегеля, который различает гражданское общество и государство на основе понимания их как специфических феноменов.

В учении Гегеля соотношение общества и государства предстает как соотношение рассудка и разума. При этом философ исходил из идеи Платона о первичности государства по отношению к обществу. Большое влияние на Гегеля оказало и положение Аристотеля, согласно которому государство предшествует индивиду так же, как целое – части, что государство первично по сравнению с семьей и селением. Таким образом, Гегель объединил положение Руссо о воле как принципе государства с представлениями Платона и Аристотеля о государстве как совершенной и завершенной нравственной целостности.

В качестве «гражданского общества» (А. Смит, Д. Рикардо, Ж. Б. Сей) рассматривается буржуазное общество, в котором каждый индивид существует только для себя. Двумя основными принципами гражданского общества являются особенность и всеобщность.

На этапе гражданского общества общность людей является ничем иным, как системой всесторонней взаимозависимости, где пропитание, благо и право одного лица неразрывно связаны с аналогичными целями других частных лиц. Такую систему Гегель называет внешним государством, государством нужды и рассудка. На этой стадии понятие «гражданское государство» разделяется на особенность и всеобщность, которые, в свою очередь, приобретают свободу и самостоятельность для внешней реализации. Гегель считает, что для эволюции понятия данный этап является необходимым. Несмотря на распад особенности и всеобщности, присутствует их взаимосвязаннность и взаимообусловленность.

Гегель отметил разрыв между частной и политической сферами. Однако, по его мнению, конечная установка нацелена на преодоление данного разрыва в государстве, а оно является высшим единством разумного и нравственного целого.

У Гегеля гражданское общество раздирается противоречиями, предстает как антагонистическое образование, в котором разворачивается борьба индивидуальных частных интересов. Выделяя три основных момента гражданского общества, Гегель называет систему потребностей, отправление правосудия, полицию и корпорации. В учении Гегеля необходимым и разумным считается дифференциация гражданского общества на три сословия: субстанциальное, промышленное и всеобщее. Приведенная Гегелем классификация отражает неразвитую социальную структуру общества.

Развитое гражданское общество, в соответствии с концепцией Гегеля, вынужденное искать новых потребителей, сферы приложения труда, преодолевая безработицу, обращается к колонизации. Философ выделяет два ее вида: спорадическую и систематическую.

В правительственную власть, по Гегелю, входят правосудие и полиция, которые не могут, однако, справиться с трудностями и противоречиями гражданского общества. Философ считал, что член гражданского общества не только имеет право обращаться к суду, но и обязан предстать перед ним.

В соответствии с концепцией Гегеля, государство предстает как следствие, результат и продукт развития отношений гражданского общества. Правда, он рассматривает общество как подчиненный момент государства.

26.Человек в системе социальных связей.

Социальные связи и отношения складываются между людьми в процессе их совместной деятельности. В материалистической трактовке общества они делятся на первичные (материальные, базисные) и вторичные (идеологические, надстроечные). Главными и ведущими являются производственные отношения, определяющие политические, правовые, нравственные и другие. Идеалистическое понимание социальных связей исходит из верховенства духовного начала как объединяющего принципа. В этом случае государственная идеология играет роль скелета общественного организма. "Порча" идеи приводит к развалу государства и деградации человека.

Во многих общественно-политических концепциях и философских взглядах на общество признается как значение материального производства, так и необходимость центральной идеи, объединяющей разные элементы общества в единое целое.

Общество предстает перед человеком миром вещей, людей и связывающих их отношений, в которых проявляются выработанные предшествующей культурой устойчивые стереотипы деятельности. Они усваиваются человеком и включают его в сложившуюся систему общественных связей и отношений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: