Б. 1.3.8 Основы эксперимента




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебной ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ)

(указывается код и наименование дисциплины по учебному плану)

Направление подготовки (специальность) 27.03.01 Стандартизация и метрология
   
Квалификация выпускника бакалавр
(бакалавр/магистр/специалист)
Направленность образовательной программы Стандартизация, сертификация и управление качеством в производстве, сфере торговли и потребительских услуг
   
 
Выпускающая кафедра Стандартизация, сертификация и товароведение
 
         

Курс _2_

Семестр _3_

Распределение учебного времени

 

Трудоемкость по учебному плану __180/3_____ часов/зачетных единиц
Лекции ___36 ______ часов
Лабораторные занятия ___72_____ часов
Практические (семинарские) занятия _________ часов
Всего аудиторных занятий ____108_____ часов
Курсовой проект ___________ семестр
Курсовая работа ___________ семестр / триместр
РГР, реферат, КР ___________ семестр / триместр
Самостоятельная (внеаудиторная) работа обучающихся (без учета экз.)   ____72_____   часов
Экзамен (1 з. ед. - 36 часов) ___________ семестр
Зачет (БРК) ____3_____ семестр / триместр

 

_____2016______

(год)


Оборотная сторона титульного листа

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО направления подготовки (специальности )27.03.01 Стандартизация и метрология

 

Программу составили:

 

__доцент_________ __ССТ__ ___________ __В.Ю. Чернов_

(должность) (кафедра) (подпись) (И.О. Фамилия)

 

_________________ __________ ___________ ________________

(должность) (кафедра) (подпись) (И.О. Фамилия)

 

 

рассмотрена и одобрена на заседании кафедры, за которой закреплена дисциплина___ССТ__________________________________________________________

(наименование кафедры)

______________ протокол № _____.

(дата)

 

Заведующий кафедрой _________________________________В.И. Федюков

(подпись) (И.О. Фамилия)

 

Рабочая программа СОГЛАСОВАНА с факультетом (институтом), выпускающей(ими) кафедрой(ами).

СООТВЕТСТВУЕТ действующей ОП подготовки.

Заведующий выпускающей кафедрой __________________________ В.И. Федюков _

(подпись) (И.О. Фамилия)

 

Председатель методической комиссии факультета (института), в который входит выпускающая кафедра

_______________________________________________Т.А. Конюхова_____________

(подпись) (И.О. Фамилия)

 

Эксперт(ы):

____________________________________________________________________________

(Ф.И.О.,должность)

__________________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________

 

Рабочая программа проверена и зарегистрирована в УМУ «_____» _______________ 20 г.

 

Начальник учебно-методического управления ___________________ /Л.В. Смоленникова/

Раздел 1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ)

 

Целью освоения дисциплины является достижение планируемых результатов обучения - знаний, умений, навыков и / или опыта деятельности, характеризующих формирование компетенций и обеспечивающих достижение планируемых результатов освоения ОП:

Код и наименование компетенции Результаты обучения
1 ПК – 17 способностью проводить изучение и анализ необходимой информации, технических данных, показателей и результатов работы, их обобщение и систематизацию, проводить необходимые расчеты с использованием современных технических средств. знать: Национальную и международную нормативная база в области управления качеством продукции (услуг). Основные методы проектирования продукции (услуг). Основы методов управления качеством при проектировании продукции (оказании услуг). уметь: Применять актуальную нормативную документацию по предотвращению выпуска продукции, производства работ (услуг), не соответствующих установленным требованиям. Применять методы квалиметрического анализа при проектировании продукции (услуг). владеть навыками: Анализа методов, используемых в предотвращении выпуска продукции, производства работ (услуг), не соответствующих установленным требованиям. Выбора актуального метода по предотвращению выпуска продукции, производства работ (услуг), не соответствующих установленным требованиям для решения конкретной производственной задачи. Применения методик при решении различных типов практических задач по предотвращению выпуска продукции, производства работ (услуг), не соответствующих установленным требованиям. Составления отчетов по предотвращению выпуска продукции, производства работ (услуг), не соответствующих установленным требованиям.

 

Раздел 2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОП

Дисциплина Основы эксперимента является дисциплиной по выбору.

Для продолжения формирования заявленных компетенций необходимы знания предшествующих дисциплин: Информатика (ПК-17)

Изучаемая дисциплина является основой для продолжения формирования указанных компетенций в следующих дисциплинах: Планирование и организация эксперимента (ПК-17)

Раздел 3. ОПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Для формирования заявленных компетенций используются методологические технологии, реализующие деятельностный, личностно-ориентированный, практико-ориентированный подходы.

Основными стратегическими технологиями являются: лекционные, лабораторные занятия, проектные, самообучение.

На достижение конкретных целей обучения направлены применяемые тактические технологии: лекция-визуализация, лабораторные занятия, информационные технологии, самообучение.

При организации учебных занятий используются активные и интерактивные методы обучения и разрабатываются соответствующие им форматы учебных занятий.

Раздел 4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ)

4.1. Аннотация содержания учебной дисциплины (модуля)

Аннотация дисциплины Основы эксперимента

 

Дисциплина Введение в технику эксперимента изучается обучающимися по образовательной программе Стандартизация, сертификация и управление качеством в производстве, сфере торговли и потребительских услуг 27.03.01 Стандартизация и метрология.

Дисциплина изучается в 3 семестре. Общая трудоемкость дисциплины составляет 180 часа/3 з.ед. Самостоятельная работа заключается в изучении лекционного и дополнительного материла, подготовке к текущему контролю, выполнении заданий на лабораторных занятиях, подготовке мини-докладов.

В ходе изучения дисциплины осуществляется текущий контроль в форме тестирования в соответствии с картой РИТМ.

Целью изучения дисциплины является формирование следующих компетенций:

1. ПК – 17 способностью проводить изучение и анализ необходимой информации, технических данных, показателей и результатов работы, их обобщение и систематизацию, проводить необходимые расчеты с использованием современных технических средств.

В ходе изучения дисциплины последовательно рассматриваются темы:

1.Постановка цели

2.Сбор и анализ информации

3.Экспериментальные исследования

 

 

Основными стратегическими образовательными технологиями являются:лекционные, лабораторные занятия, проектные, самообучение.

В рамках указанных технологий применяются тактические образовательные технологии: лекция-визуализация, лабораторное занятие, информационные технологии, самообучение.

4.2. Развернутый тематический план изучения дисциплины (модуля)

Виды и тематика занятий Количество часов Формируемые компетенции
Лекция №1–Сбор и анализ информации   ПК-17  
Лекция №2-Экспериментальные исследования  
Лекция №3-Планирование и организация эксперимента  
Лекция №4-Выполнение и оперативный контроль измерений  
Лабораторная работа №1- Измерение отклонений кромок от прямолинейной базы  
Лабораторная работа №2-Измерение толщины доски микрометром  
Лабораторная №3 –Измерение толщины доски штангенциркулем  
Лабораторная работа № 4-Измерение толщины доски глубиномером  
Практическая №1.Построение графиков и оперативный контроль правильности измерений  
Задания для самостоятельной работы Изучение лекционного материала и подготовка к текущему контролю, изучение дополнительного материала, написание мини-докладов  
Практическая работа №2 –Выявление подозрительных измерений,контроль их правильности и внесение примечаний в протокол.  
Второй раздел-Работа на ЭВМ  
Лекция № 5 Статистическая Обработка данных на ЭВМ  
Практическая работа 2 -Знакомство с программой Статистика  
Практическая № 3-Знакомство с программой Стадиа  
Лабораторная № 5-Выявление основных статистик и аномальных погрешностей обработки  
Лабораторная №6-Проверка однородности результатов  
Лабораторная №7-Проверка нормальности распределения  
Лабораторная №8-Корреляционный анализ  
Лекция № 5-Анализ результатов экспенримента.  
Лабораторная № 9-Оценка точности и надежности измерений  
Лабораторная №10-Расчет стрел прогиба по верхней и нижним кромкам  
Лабораторное занятие №11-Оцека точности измерений стрел прогиба  
Лабораторное занятие №12-Составление полиноминального уравнения  
Лабораторная работа №13-Составление гармонического уравнения  
Задания для самостоятельной работы Изучение лекционного материала и подготовка к текущему контролю, изучение дополнительного материала, написание мини-докладов  
Список рекомендованной литературы: Боярский, М.В. Планирование и организация эксперимента: учеб. пособие / М. В. Боярский, Э. А. Анисимов. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2007. - 143 c.: ил. - 34.52 р. Боярский, М.В. Введение в технику эксперимента: лабораторный практикум / М.В. Боярский, Э.А. Анисимов. – Йошкар-Ола: ПГТУ, 2014. – 88 с. Бастраков, В.М. Измерения линейных и угловых размеров [Текст]: метод. указания к выполнению лаб. работ для студентов специальностей 071000, 072000, 120100, 170400, 230100, 230300, 240400, 311300, 311900, 320800, 330100 всех форм обучения / [сост.: В. М. Бастраков, С. В. Грязин]. - 2-е изд. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2004. - 65 c.: ил. - 6.05 р.  
Итого  

 

Раздел 5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ)

Для приобретения прочных как теоретических знаний, так и умений, большое значение имеет Ваша постоянная самостоятельная деятельность.

График самостоятельной деятельности представлен в рабочей программе, где конкретно указаны темы самостоятельной работы и время, необходимое для полного освоения указанной темы.

В освоении курса Вам поможет краткий путеводитель по изучаемой дисциплине.

1. При изучении курса дисциплины Вы должны постоянно обращаться к программе дисциплины, которая содержит сведения о содержании учебного лекционного материала, темах лабораторные занятий.

Перечень рекомендуемой литературы по дисциплине приведен в данной рабочей программе.

2. Для достижения хороших результатов работы в аудитории Вы должны не только ознакомиться с тематическим планом лекционных и лабораторных занятий, но и готовиться к ним. Ваша самостоятельная работ – это подготовка к активной работе во время лекций, и особенно лабораторные работ, т.е. более эффективному освоению материала.

Задания к предлекционной работе сформулированы в виде проблемных вопросов по теме.

Задания к лабораторным занятиям сформулированы в виде темы лабораторного занятия.

3. В процессе изучения курса проводится текущий контроль знаний. Вопросы к проведению контроля, а также темы, которые включены в каждый из представленных тестовых материалов, приведены в разделе 7 рабочей программы. Там же приведен нулевой вариант теста. Критерии тестового контроля, а также условия аттестации приведены в технологической карте, имеющейся в составе РП.

4. Для гарантированного получения оценки «отлично» по итогам изучения дисциплины необходимо подготовить мини-доклад для выступления на одном из лабораторных занятий хотя бы по одной из тем, приведенных ниже.

Темы мини-докладов:

1. Перспективные направления развития средств измерения.

2. Современные программные комплексы для измерения и обработки результатов экспериментов (испытаний).

3. Аспекты организации экспериментов в условия реальных технологических производств.

4. Современные измерительные комплексы для измерения линейных размеров.

5. Пути совершенствования средств измерений.

…..

 

Технологическая карта

Материал дисциплины разбивается на модули, проверка освоения которых осуществляется согласно таблице:

Название модуля Обязательные виды работ Доп. работы (мини-доклад)
Виды работы Баллы мин Баллы макс Баллы макс
  Вводная часть. Техника измерений Лекции   11,5  
Практика      
  Статистические основы обработки результатов экспериментов Лекции   11,5  
Практика      
  Итого        

 

Обучающийся может набрать от 30 до 45 «сырых» баллов. Затем баллы нормируются, т.е. приводятся к баллам РИТМа (60/максимальный балл=1,33).

Все расчеты по формулам проводятся по нормированным баллам: минимум – 40, максимум – 60.

На последней учебной неделе семестра обучающийся, полностью выполнивший программу, т.е. набравший не менее 40 баллов, допускается к итоговому контрольному испытанию (опрос). Итоговое контрольное задание максимально оценивается в 20 баллов.

Обучающиеся, набравшие 14 и более баллов по итогам контрольного испытания, освобождаются от зачета. Суммарный балл, на основании которого выставляется зачет, определяется по формуле

NC = Nобяз+ Nдоп+Nск

где Nобяз- баллы за обязательные виды работ, Nдоп – баллы за дополнительные работы, Nск – количество баллов по итогам семестрового контроля, NC- суммарный балл.

Дополнительные баллы начисляются: за подготовку мини-доклада – 10 баллов.

Любой обучающийся, участвующий в системе РИТМ, имеет право освобождения от зачета при условии, что он выдержал итоговый семестровый контроль.

Обучающиеся, освобожденные от зачета, могут сдавать зачет с целью повышения суммарного балла. В этом случае им гарантируется оценка, полученная по итогам работы в семестре.

Обучающиеся, набравшие на контрольном испытании менее 14 баллов, остаются участниками системы РИТМ и сдают зачет.

Балл NЭ за зачет определяется в интервале от 20 до 40 баллов с учетом качества ответа.

Для всех обучающихся, сдающих зачет, итоговый балл, при положительной оценке на зачете, определяется по формуле

NC = (Nобяз+ Nдоп)+Nэкз..

Накопленные баллы (расчетные единицы) переводятся в четырехбалльную шкалу:

«отлично» - 90 и более

«хорошо» - от 75 – до 89

«удовлетворительно» - от 50 – до 74

«неудовлетворительно» - менее 50.

 

Обучающиеся, не набравшие за текущую работу в семестре 40 баллов, считаются выбывшими из РИТМа и обязаны сдавать зачет после того, как выполнят всю запланированную работу.

Обучающийся, который погашает свои задолженности после окончания сессии, получает минимальный балл, за вычетом 7 баллов:

«отлично» - 83

«хорошо» - 68

«удовлетворительно» - 43

 

 

Раздел 6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ)

6.1. Основная и дополнительная литература

№№ п/п Список используемой литературы Количество экземпляров
Основная
1. Боярский, М.В. Планирование и организация эксперимента: учеб. пособие / М. В. Боярский, Э. А. Анисимов. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2007. - 143 c.  
ДОполнительная
  Бастраков, В.М. Измерения линейных и угловых размеров [Текст]: метод. указания к выполнению лаб. работ для студентов специальностей 071000, 072000, 120100, 170400, 230100, 230300, 240400, 311300, 311900, 320800, 330100 всех форм обучения / [сост.: В. М. Бастраков, С. В. Грязин]. - 2-е изд. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2004. - 65 c.  

 

 

6.2. Учебно-методические разработки

№№ п/п Наименование учебно-методической разработки Количество экземпляров (кроме электронных изданий)
  Боярский, М.В. Введение в технику эксперимента: лабораторный практикум / М.В. Боярский, Э.А. Анисимов. – Йошкар-Ола: ПГТУ, 2014. – 88 с.  

 

6.3. Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

№№ п/п Библиографическое описание Ссылка на информационный ресурс
  Секацкий, В.С. Методы и средства измерений и контроля: учебное пособие / В. С. Секацкий, Н.В. Мерзликина. Красноярск: ИПЦ СФУ, 2007. с. https://files.lib.sfu-kras.ru/ebibl/umkd/107/u_course.pdf  

Раздел 7. ФОРМЫКОНТРОЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

7.1 Описание показателей и критериев оценивания компетенций на разных уровнях сформированности, описание шкалы оценивания

 

Дисциплина в целом

Код, наименование компетенции Уровень сформированности компетенции Показатели достижения заданного уровня освоения компетенции (результаты обучения, которые должен продемонстрировать обучающийся для подтверждения сформированности компетенции: знать, уметь, владеть) Критерии оценивания Оценивание компетенции Способы и средства оценивания уровня сформированности компетенции
способностью проводить изучение и анализ необходимой информации, технических данных, показателей и результатов работы, их обобщение и систематизацию, проводить необходимые расчеты с использованием современных технических средств. Пороговый уровень Должен знать: национальную и международная нормативную базу в области управления качеством продукции (услуг). Основные методы проектирования продукции (услуг). Основы методов управления качеством при проектировании продукции (оказании услуг). Должен уметь:применять актуальную нормативную документацию по предотвращению выпуска продукции, производства работ (услуг), не соответствующих установленным требованиям. Применять методы квалиметрического анализа при проектировании продукции (услуг). Должен владеть:Анализом методов, используемых в предотвращении выпуска продукции, производства работ (услуг), не соответствующих установленным требованиям. Выбор актуального метода по предотвращению выпуска продукции, производства работ (услуг), не соответствующих установленным требованиям для решения конкретной производственной задачи. Применение методик при решении различных типов практических задач по предотвращению выпуска продукции, производства работ (услуг), не соответствующих установленным требованиям. Составление отчетов по предотвращению выпуска продукции, производства работ (услуг), не соответствующих установленным требованиям.   Знает основы национальной нормативной базы в области управления качеством продукции (услуг), основы методов проектирования продукции (услуг), наиболее часто применяемые методы управления качеством при проектировании продукции (оказании услуг) Умеет применять нормативную документацию по предотвращению выпуска продукции, производства работ (услуг), не соответствующих установленным требованиям, определять основные методы квалиметрического анализа при проектировании продукции (услуг). Владеетосновными методами, используемых в предотвращении выпуска продукции, производства работ (услуг), не соответствующих установленным требованиям; выбор метода по предотвращению выпуска продукции, производства работ (услуг), не соответствующих установленным требованиям для решения конкретной производственной задачи. удовлетворительно РИТМ, тесты, защита лабор-ных работ
Продвинутый уровень Знает основы национальной и международной нормативной базы в области управления качеством продукции (услуг). Разновидности методов проектирования продукции (услуг) основных отраслей производства; методы управления качеством при проектировании продукции (оказании услуг) предназначенных для внутренней реализации (в России). Умеет отслеживать и применять актуальную нормативную документацию по предотвращению выпуска продукции, производства работ (услуг), не соответствующих установленным требованиям; применять основные методы квалиметрического анализа при проектировании продукции (услуг). Владеет актуальными методами, используемых в предотвращении выпуска продукции, производства работ (услуг), не соответствующих установленным требованиям; применение методик при решении различных типов практических задач по предотвращению выпуска продукции, производства работ (услуг), не соответствующих установленным требованиям. хорошо РИТМ, тесты, защита лабор-ных работ, опрос.
Высокий уровень Знает основы, особенности, сферы применения национальной и международной нормативной базы в области управления качеством продукции (услуг). углубленно методы проектирования продукции (услуг), по отдельным основным отраслям производства и услуг; основы методов управления качеством при проектировании продукции (оказании услуг) для внутренней и внешней реализации. Умеетотслеживать, анализировать и применять актуальную нормативную документацию, представлять по предотвращению выпуска продукции, производства работ (услуг), не соответствующих установленным требованиям; разрабатывать направления совершенствования нормативной документации с целью оптимизации или повышения качества производства работ (услуг); анализировать и совершенствовать методы квалиметрического анализа при проектировании продукции (услуг). Владеет анализом методов, используемых в предотвращении выпуска продукции, производства работ (услуг), не соответствующих установленным требованиям. Выбор актуального метода по предотвращению выпуска продукции, производства работ (услуг), не соответствующих установленным требованиям для решения конкретной производственной задачи; применение методик при решении различных типов практических задач по предотвращению выпуска продукции, производства работ (услуг), не соответствующих установленным требованиям; составление отчетов по предотвращению выпуска продукции, производства работ (услуг), не соответствующих установленным требованиям. отлично РИТМ, тесты, защита лабор-ных работ, опрос, мини-доклад (в процессе обучения, учитывается при промежуточном контроле)

 

 

7.2. Фонд оценочно-диагностических средств для текущего контроля успеваемости

 

Пороговый уровень

1. Назовите классификацию измерений

2. Назовите виды ошибок измерения

3. Запишите точность индикатора

4. Запишите точность штангенциркуля

5. Запишите точность микрометра

6. Дайте определение доверительной вероятности

7. Дайте определение доверительного интервала

8. Опишите шкалу измерений

9. Критерий Фишера

10. Критерий Стьюдента

….

Продвинутый уровень

1. Назовите измерительные инструменты для определения линейных размеров

2. Дайте определение «шкала измерений»

3. Назовите основные элементы конструкции штангенциркуля

4. Назовите основные элементы конструкции микрометра

5. Продолжите: «Вероятность определяется как …»

6. Назовите основные элементы конструкции индикатора

7. Дайте определение цена деления

8. Дайте определение генеральная совокупность

9. Назовите достоинства и недостатки штангенциркуля, микрометра и индикатора в сравнении друг с другом

10. Дайте определение «статическая точность»

….

 

Высокий уровень

1. Рассчитайте произведение вероятностей 2-х событий, если известно то, что вероятность первого события равна 65 %, второго – 15 %.

2. Запишите формулу расчета дисперсии. Распишите, что обозначают параметры, входящие в данную формулу.

3. Рассчитайте сумму вероятностей 2-х событий, если известно то, что вероятность первого события равна 25 %, второго – 55 %.

4. Запишите формулу расчета СКО. Распишите, что обозначают параметры, входящие в данную формулу.

5. Рассчитайте сумму вероятностей 2-х событий, если известно то, что вероятность первого события равна 65 %, второго – 15 %.

6. Запишите формулу расчета значения по критерию Фишера. Распишите, что обозначают параметры, входящие в данную формулу.

7. Запишите формулу расчета значения по критерию Пирсона. Распишите, что обозначают параметры, входящие в данную формулу

8. Высчитайте стандартную ошибку разницы, если s = 3, а n = 10.

9. Запишите формулу для определения стандартной ошибки разности. Разъясните, что обозначают члены этой формулы.

10. Запишите формулу для определения корреляции. Разъясните, что обозначают члены этой формулы.

….

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: