БИЛЕТ №1.
Танец как вид искусства.
Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих существ и обществ. За долгую историю человечества он изменялся, отражая культурное развитие. В настоящее время хореографическое искусство охватывает и традиционное народное, и профессионально-сценическое. Танцевальное искусство присутствует в той или иной степени, форме в культуре каждого этноса, этнической группы. И это явление не может быть случайностью, оно носит объективный характер, ибо традиционная народная хореография занимает первостепенное место в социальной жизни общества как на ранних этапах развития человечества, так и сейчас, когда она выполняет одну из функций культуры, является одним из своеобразных институтов социализации людей и, в первую очередь, детей, подростков и молодежи, а также выполняет и ряд других функций, присущих культуре в целом.
Танец - один из самых древних и массовых видов искусства. В нем находят отражение социальные и эстетические идеалы народа, его история, трудовая деятельность на протяжении веков, жизненный уклад, нравы, обычаи, характер.
Хореография - самобытный вид творческой деятельности, подчиненный закономерностям развития культуры общества. Танец - это искусство, а всякое искусство должно отражать жизнь в образно-художественной форме. Специфика хореографии состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека она передает без помощи речи, средствами движения и мимики. Танец - это также способ невербального самовыражения танцором, проявляющийся в виде ритмически организованных в пространстве и времени телодвижений.
Творчество Мариуса Петипа.
За свою творческую жизнь Мариус Иванович Петипа поставил более 60 оригинальных хореографических постановок. Наиболее известные среди них – «Дочь Фараона», «Баядерка», «Дон Кихот» и т. д.
1831 год – первые шаги Мариуса Петипа в балете в Брюсселе;
1838-1846 годы – работа в театре Бордо, Франция;
1843-1846 годы – работа в Испании по приглашению мадридского театра;
1847 год – переезд в Петербург, исполнение партии Люсьена в «Пахите» и начало карьеры в России;
1862 год – официальное назначение Петипа главным балетмейстером Петербургских императорских театров;
1877 год – первый шедевр Петипа «Баядерка», который до сегодняшнего дня считается образцом академического балета.
Каждое творение Петипа наполнено глубоким смыслом и несет в себе идею победы добра и справедливости над злом. Наиболее глубоко философия балетмейстера прослеживается в таких произведениях, как «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Раймонда».
Работал Петипа и с великими русскими композиторами, например с Чайковским. Практически все свои балеты он старался ставить совместно с ними.
Стоит отметить, что творчество Мариуса Петипа является целой эпохой, оказавшей огромное влияние на развитие российского балета.
Наиболее известные постановки М.Петипа: Лебединое озеро, Пахита, Баядерка, Спящая красавица, Раймонда, Корсар, Дочь фараона, Дон Кихот, Наяда и рыбак, Жизель, Тщетная предосторожность, Сильфида, Щелкунчик и многие другие.
Ausdruckstanz» – немецкий свободный танец.
В начале XX века в Германии классическому танцу активно противостоит танцевальный экспрессионизм.
Основоположником нового направления в хореографии становится Рудольф фон Лабан, венгр по происхождению, родившийся в 1879 году.
Лабан создает свою систему танца, где движение осуществляется в объемном пространстве с различными направлениями, и где пространство перемещается вместе с танцором. В отличие от классического танцовщика, стремящегося к воздушности, Лабан использует вес танцора.
Лабан стремился к возрождению социальной роли искусства как совместного действия людей; главное место в этом он отводил танцу. Настоящий новатор и один из первых теоретиков танца, он придумал новую систему его записи — «лабанотацию».
Наибольшую известность Лабан приобрел как создатель «экспрессивного танца» (Ausdruckstanz) и искусства «движущихся хоров» (последний вид искусства был особенно распространён в Германии и Советской России в 1920-1930-х годах).
Театр танца Лабана не был чужд социальной тематике, вдохновляясь драмой Брехта, конструктивизмом, политической карикатурой. В 1930-е годы, совместно с Йоосом, Лабан создавал политические антивоенные балеты. В 1938 он покинул Германию, а после окончания войны открыл студию по изучению движения в Манчестере. В 1975 году эта студия, переехав в Лондон, стала всемирно известным Центром движения и танца Лабана.
Чтобы танец поднялся на уровень других искусств, в нём должен совершиться переворот, подобный тому, какой в начале XX века произошёл в изобразительном искусстве.
Лабан помог этот переворот совершить. Самый, пожалуй, радикальный из всех пионеров свободного танца, он отказался не только от традиционных танцевальных па, но и от музыкального аккомпанемента, темы и сюжета.
Он открыл, что выразительность танцу придает пространство, а не тело как таковое. Освободившись от заученных движений, тело должно искать собственные ритмы и «упиваться пространством». Всё вышеперечисленное можно отнести и к японскому танцу «буто», переоткрытому в восьмидесятых годах.
БИЛЕТ № 2