Этапы формирования навыка чтения.




Задачи основного периода обучения грамоте.

 

Обучение грамоте состоит из двух периодов: подготовительного и основного.

Продолжительность основного (букварного) периода различна при обучении по программе I – III и I – IV: около шести месяцев, т.е. до середины апреля, при обучении шестилетних детей и три с половиной месяца (до середины декабря) при обучении семилеток.

Граница между подготовительным и основным периодами – переход к согласным звукам и буквам.

Задачи основного периода:

- изучить все буквы;

- научиться правильно соотносить звуки и буквы;

- усвоить сочетания букв;

- практически усвоить правила графики;

- выработать умение плавного слогового с переходом на целые слова чтения.

 

Содержание работы по первой ступени основного периода.

 

Основной (букварный) период обучения грамоте включает четыре последовательные ступени.

На первой ступени дети овладевают чтением в слове гласных, прямых слогов и примыкающих к ним согласных. Тексты просты и кратки, используются слоговые таблицы. Дети овладевают письмом слогов и первых слов, умением правильно писать верхние и нижнее соединения букв, писать слова на одинаковом расстоянии, записывать буквами слияния, не отрывая ручки от бумаги.

Чтение по букварю на первой ступени охватывает небольшое число слов, которые дети легко запоминают. Немалые трудности вызывает чтение столбиков слов в букваре. Для того чтобы приучить детей следить за чтением столбиков слов, нужно первое время выносить эти слова на доску и показывать, как их читать. Важно проверить понимание прояитанного.

 

Содержание работы по второй ступени основного периода.

 

На второй ступени дети овладевают быстрой ориентировкой в звукослоговой структуре слов, закрепляют основные приёмы чтения слов, обучаются приёмам выборочного чтения, правильному ответу на поставленный вопрос, последовательному пересказу прочитанного. Учитель в большей степени дифференцирует обучение, так как одни из учащихся уходят вперед, другие отстают.

На этой ступени дети учатся писать слияние, не отрывая ручку от бумаги. Уроки письма включает разнообразные виды работы.

 

Содержание работы по третьей ступени основного периода.

 

На третьей ступени возрастает объём чтения, появляются стихотворные тексты. Главное внимание уделяется техники чтения, развитию связной речи.

На этой ступени еще больше внимания уделяется высказываниям по картинкам и наблюдениям,, активизации и обогащению словаря.

 

Содержание работы по четвертой ступени основного периода.

 

На четвёртой ступени читают много разнообразных текстов. В основной период 20 минут от урока уделяется внеклассному чтению.

К заключительному этапу основного периода обучения грамоте уже все буквы изучены.

 

Виды работы и основной период обучения грамоте.

 

Основой обучения грамоте служит звук, на уроках проводится звуковой анализ слов и слогов, звуковой синтез слов и слогов, анализ звуков и их артикулирование, работа над дикцией, логопедическая работа.

Работа над звуками смыкается с буквенной работой, особенно в приемах синтеза (составление слов из букв разрезной азбуки и другие приемы): постоянное соотнесение звука и буквы полезно и для формирования навыка чтения, и для выработки основ орфографически грамотного письма.

Приемы звукового анализа и синтеза наиболее полно разработаны С. П. Редозубовым1; он указал и описал шесть приемов анализа и семь приемов синтеза, способы и варианты их применения. Остановимся на основных из этих приемов.

Анализ

1. Выделение слов из речевого потока: речь предложение слово.

2. Деление слова на слоги и отчетливое произношение слогов, выделение ударного слога (произношение слова с усиленным ударением).

3. Выделение звука нового, т. е. предназначенного для изучения на данном уроке, одним из приемов.

4. Перечисление звуков в слове, их последовательное называние, подсчет количества звуков в слове, определение характера связи между ними, слогового состава.

5. Артикулирование звука, анализ его образования.

6. Сопоставление, сравнение слов по звучанию (особенно при знакомстве с парами мягких и твердых, звонких и глухих).

Синтез

1. Произношение слога или слова, предварительно подвергнутого звуковому анализу, и последующее составление из разрезной азбуки; чтение этого слога или слова.

2. Образование слоговых таблиц на основе согласного или на основе гласного; чтение таких таблиц из разрезной азбуки.

3. Чтение слов по подобию: сыр — сор — сом — сок и т. п.

4. Наращивание гласных или согласных в начале или в конце слова; при этом должно получиться новое слово: мал — мала, сор — сорт, рот — крот, мел — смел и т. п.

5. Добавление звука в середине слова: плот — пилот, трава — травка.

6. Перестановка звуков: пи-ла — липа, хорош — шорох, лиса — сила и т. п.

7. Перестановка слогов: сос-на — на-сос, но-ра — ра-но и т. п.

8. Отбрасывание звука или слога: сухари — сухарь, машина —: маши и т. п.

9. Добавление слога: на-ша — На-та-ша, мы — мы-ло, са-ни — са-ни-тар; ро-сли — сли-вы и т. п.

В обучении грамоте анализ всегда идет несколько впереди синтеза.

Не может быть ни чистого анализа, ни чистого синтеза: речь может идти лишь о ведущей роли того или иного вида мыслительной деятельности.

Важное место в системе звуковой аналитико-синтетической работы отводится артикуляционному анализу, наблюдению над положением и движениями органов речевого аппарата в момент произнесения звука (анализ) и приведению в нужное положение собственных органов речи для произнесения звука или сочетания звуков, обозначенных буквами (синтез).

Артикуляционный анализ и синтез могут проводиться без словесных объяснений, путем показа и подражания. Первокласснику предлагают присмотреться, как нужный звук артикулирует учитель или кто-либо из учащихся, и произнести вслед за ними.

Ознакомление с новой буквой происходит вслед за выделением и называнием нового звука. Учитель показывает букву и дает ее название. В этот момент полезно использовать таблицы картинной азбуки. Учащимся предлагается рассмотреть новую букву и сказать, на что она похожа. Затем можно прочитать стихи С.Я. Маршака или других авторов, которые описывают букву.

Запоминанию образа и названия буквы способствуют такие упражнения:

печатание буквы и называние ее;

· обведение буквы по контуру и называние ее;

· штриховка буквы большого размера и называние ее;

· лепка буквы из пластилина или конструирование с помощью цепочки;

· раскрашивание фигур с помощью многоразового написания буквы.

Важно, чтобы учащиеся научились быстро узнавать букву. Узнаванию помогут следующие упражнения:

· нахождение буквы среди множества других (из разрезной азбуки);

· закрашивание требуемой буквы в тексте;

· называние букв, записанных в алфавитном или ином порядке; при этом дети должны называть первую букву, затем первую и вторую, затем первую, вторую и третью и т.д.: н, м, л, к, с, т: н - нм - нмл - нмлк и т.д.;

· узнавание букв, напечатанных непривычным шрифтом;

· узнавание букв, напечатанных частично;

· узнавание букв, поставленных неправильно: боком, «вниз головой» и т.д.

Этапы формирования навыка чтения.

В качестве основной единицы чтения выступает слог.

На начальных ступенях овладения механизмом слогового чтения внимание детей фиксируется на слоговом и звуко-буквенном составе читаемых слов посредством различных графических обозначений. Принятые в букваре вспомогательные пометки являются одним из возможных средств привлечения внимания ребенка к структуре читаемого слова. Сплошной вертикальной чертой обозначены слоговые границы, пунктирной вертикальной чертой — согласные вне слияния.

Внутренний механизм чтения представляет собой сложное явление с развернутой системой ориентировок и динамичных корректировок, прежде всего зрительных, речедвигательных, речеслуховых, мыслительных и других его компонентов. В качестве важнейших зрительных ориентиров выступают такие графические средства письменной речи, как гласные и согласные буквы, различные их сочетания, мягкий и твердый знаки, пробелы между словами, знак ударения и знаки препинания.

Обучение чтению с самого начала на словах, имеющих различную слоговую структуру, способствует практическому усвоению детьми позиционного принципа чтения, определяемого слоговым принципом русской графики.

Гласные буквы являются ориентирами в изолированной позиции, в начале слова и в начале слога, например: У Нины ноты; окуни, маяк. Для прочтения в этом случае достаточно опознать гласную букву и назвать ее.

Для прочтения согласных букв ориентирами являются последующие буквы или пробел между словами: если после согласной буквы нет никакой другой буквы (т. е. идет пробел), произносится соответствующий твердый согласный звук; если после согласной буквы следует буква ь, то произносится соответствующий мягкий согласный звук; если после согласной буквы находится гласная, то, не произнося согласного звука, необходимо по гласной букве определить, является он твердым или мягким (и, е, я, ё, ю — показатели мягкости предшествующих согласных), и произнести оба звука слитно, сразу. Если после согласной буквы согласная, то необходимы дальнейшая ориентировка на последующие буквы (как гласные, так и согласные) и произнесение звуков, обозначенных ими, в едином комплексе.

Таким образом, следует учить детей обнаруживать в читаемых словах:

а) гласные буквы, выступающие в качестве самостоятельных ориентиров;

б) слияния (СГ), в которых характер произнесения предшествующего согласного определяется гласной буквой;

в) согласную букву или несколько согласных букв, находящихся в конце слова, которые в этом случае обозначают звуки, произносимые твердо и причитываемые к предшествующим СГ или Г;

г) согласную букву или несколько согласных букв, стоящих перед СГ, которые с этим СГ прочитываются целым слогом;

д) букву ь после согласных, которая указывает, что согласные звуки следует произнести мягко; е) мягкий и твердый знаки перед гласными буквами, указывающие, что в этом месте слова надо произнести слияние (СГ), первым элементом которого является звук [й].

При всем многообразии графических ориентиров особое место занимает гласная буква в сочетании СГ. Поэтому фундаментальное значение в обучении грамоте имеет овладение детьми навыком безошибочного чтения слога-слияния: при его прочтении в наибольшей мере вырабатывается у детей умение отличать одну букву от другой, быстро соотносить звук и букву и, наоборот, букву и звук, четко разграничивать буквы, обозначающие согласные и гласные звуки. Этим объясняется, что после ознакомления детей с новой буквой важным моментом, предшествующим чтению слов разной слоговой структуры, является обучение чтению СГ на всем диапазоне изученных к этому времени гласных букв.

На первом этапе чтение должно быть слоговым.

Второй этап формирования навыка чтения связан с чтением слов.

Следующий этап формирования навыка чтения характеризуется чтением предложений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: