Обработка и анализ результатов




В качестве показателя импульсивности-рефлективности используются показатели суммарного по 12 заданиям латентного времени первого ответа и суммарного количества ошибок. Чем выше латентное время первого ответа и меньше количество ошибок, тем в большей степени испытуемый характеризуется рефлективным стилем, и наоборот, импульсивный стиль характеризуется низким значением латентного времени и большим количеством ошибок.

В большинстве случаев взрослые люди характеризуются средним латентным временем первого ответа от 20 до 100 секунд и суммарным количеством ошибок от 2 до 22.

Во всех исследованиях, использующих данную методику, сообщается об отрицательной корреляции между показателями времени первого ответа и количеством ошибок.

 

 

Рис. 1. Соотношение скорости и точности ответов у представителей импульсивного и рефлективного стилей

 

Исследования свидетельствуют о том, что примерно две трети испытуемых относятся к рефлективному и импульсивному стилю, в то время как оставшаяся треть распределяется между медленным неточным и быстрым точным стилем.

 

Таблица 1. Перевод показателей теста Дж. Кагана в стандартные оценки рефлективности для взрослых лиц в возрасте от 18 до 60 лет

 

Показатели Стэны
Среднее время первого ответа (с) Суммарное количество ошибок
менее 20 22 и более  
20-29 18-21  
30-39 14-17  
40-49 11-13  
50-59 9-10  
60-69 7-8  
70-79 5-6  
80-89 3-4  
90-99 1-2  
100 и более    

 

Обычно при анализе импульсивности-рефлективности обращают внимание на индивидуальные различия в когнитивном темпе (скорости), однако точность является не менее важным компонентом данного когнитивного стиля. Известно, что у дошкольников показатель количества ошибок относительно стабилен, в то время как латентное время первого ответа в значительной степени варьирует. У школьников, напротив, более стабильным является время первого ответа, а количество ошибок более вариабельно, что свидетельствует о влиянии школьного обучения на формирование данного когнитивного стиля, вынуждая школьников укладываться в определенные временные рамки, игнорируя при этом правильность ответов.

Характер глазодвигательной активности при выполнении теста Дж.Кагана свидетельствует о том, что рефлективные испытуемые затрачивают больше времени на рассматривание всех рисунков, у них большее количество взглядов на отдельные рисунки, они чаще фиксируют взгляд на одинаковых признаках рисунков, сравнивая их между собой. таким образом, рефлективные испытуемые осуществляют более тщательный и систематический сбор информации, работая с тестом Дж. Кагана.

 

Таблица 2. Сравнительные характеристики импульсивного и рефлективного стиля

 

Характеристика Стиль
Импульсивный Рефлективный
Скорость принятия решений Высокая Низкая
Структура деятельности Преобладание исполнительной фазы над ориентировочной и контрольной Преобладание ориентировочной и контрольной фаз над исполнительной
Особенность познавательной деятельности Сосредоточенность на поиске общих черт, общих идеях, интуиция Сосредоточенность на анализе, деталях, различиях, логические рассуждения
Характер действий Свобода, импровизации Точные действия, порядок, планирование
Характер речи Быстрая, выразительная, непоследовательная Строгая, ясная, медленная
Выраженность вербального контроля за поведением Низкая Высокая
Особенности эмоциональных переживаний Открытое выражение чувств, спонтанность Сдержанность
Рекомендуемые условия обучения Фиксированный срок выполнения заданий, быстрый темп, смена видов деятельности, работа в группе Неограниченные сроки выполнения заданий, предоставление времени на размышление, сосредоточенность на одном виде деятельности, преимущественная работа в одиночку
Рекомендуемые учебные средства Демонстрации, экскурсии, устные выступления, пробы и ошибки, самостоятельные работы, сочинения, свободные обсуждения Лекции, учебники, письменные упражнения, тесты с выбором ответов, диктанты, заучивание через повторение, вычисления, словесные объяснения, контроль результатов
Успешность учебной и познавательной деятельности Затруднения в учебной деятельности Более высокие показатели учебной успеваемости
Характер успешно решаемых задач Простые, вербальные, допускающие приблизительное решение Сложные, числовые и геометрические, требующие высокого уровня концентрации внимания
Способность к работе в условиях дефицита времени и информации Терпимость Затруднения

 

Литература

  1. Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения. М., 1987. 143 с.
  2. Когнитивные стили: Тезисы научно-практического семинара / Под ред. В. Колги. Таллинн, 1986. 252 с.
  3. Колга В. А. Дифференциально-психологическое исследование когнитивного стиля и обучаемости: Автореф. канд. дис. Л., 1976. 17 с.
  4. Холодная М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. 2 издание. СПб.: «Питер», 2004. 384 с.
  5. Kagan J. Reflection-impulsivity: The generality and dynamics of conceptual tempo // J. of Abnorm. Psychology, 1966. – V. 17. P. 17-24
  6. Kagan J. Reflection-impulsivity and reading ability in primary grade children // Child Devel. 1965. V. 36. P. 609—628.
  7. Messer S. B. Reflection-impulsivity: A review // Psychol. Bull. 1976. V. 83. N 6. Р. 1026-1053.
  8. Quay L. С., Weld G. L. Visual and auditory selective attention and reflection-impulsivity in normal and learning-disabled boys at two age levels // J. Abnorm. Child Psychol. 1980. V. 8. N. 1. Р. 117-125.

Приложения

Инструкция испытуемому

«Я буду показывать Вам страницы с рисунками знакомых предметов. В верхней части каждой страницы имеется рисунок-образец, а в нижней части несколько рисунков, похожих на него. Вам необходимо в нижней части страницы среди похожих рисунков найти и показать рисунок точно такой же, как рисунок в верхней части страницы. Для начала выполним несколько тренировочных упражнений».

Экспериментатор показывает тренировочные изображения (пароход, ковбой), а испытуемый выбирает правильный вариант ответа.

«Теперь выполним более сложные задания. Вы увидите один рисунок вверху и восемь рисунков внизу. Найдите внизу рисунок точно такой же, как наверху, и укажите его».

Экспериментатор записывает время между предъявлением рисунка и первым ответом испытуемого с точностью до секунды, общее количество ошибок для каждого задания и порядок, в котором были сделаны ошибки. Если испытуемый отвечает правильно, экспериментатор сообщает ему об этом и переходит к следующему заданию. Если испытуемый ошибается, то экспериментатор говорит: «Нет, это неправильно. Найдите точно такой же рисунок, как этот».

Продолжайте записывать варианты ответов (а не время) до тех пор, пока испытуемый не найдет правильный ответ.

2. Правильные ответы

Серия заданий Изображение Правильный ответ
Тренировочная 01. Пароход  
02. Ковбой  
Основная 1. Собака  
2. Роза  
3. Солдат  
4. График  
5. Ребенок  
6. Лампа  
7. Платье  
8. Лев  
9. Очки  
10. Самолет  
11. Лист  
12. Кровать  

 


 

Протокол тестирования

Фамилия, имя, отчество испытуемого ______________________________________________

Возраст _____ (лет), Пол (м / ж), Дата ___________, Время ____________

Данные наблюдения _____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

 

№ задания Время первого ответа (сек) Варианты ответов
               
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

 

Среднее время первого ответа _______ сек. (Скорость _____ стэн)

Суммарное количество ошибок __________ (Точность _____ стэн)

Когнитивный стиль _______________________________________

 

Экспериментатор ________________________________


 

 

 


 

 

 


 

 

 


 

 

 


 

 

 


 

 

 


 

 

 


 

 

 


 

 

 


 

 

 


 

 

 


 

 

 


 

 

 


 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: