Эволюция и распад мировой колониальной системы в ХХ в.




Колониальная система после Первой мировой войны. Мандатная система Лиги наций. Соперничество крупнейших западных держав в борьбе за колониальный раздел и передел мира было основным фактором в развитии международных отношений на рубеже XIX-XX вв. С окончанием Первой мировой войны началась масштабная перестройка мирового политического пространства. Страны-победительницы не только сохранили все свои колониальные владения, но и получили под управление колонии Германии и Японии, провинции бывшей Османской империи. Под эгидой Лиги наций была сформирована мандатная система, разделившая «опекаемые» территории на три категории.

В первую категорию были включены провинции Османской империи, за которыми признавалось безусловное право на получение независимости. Но длительность переходного этапа, необходимого для создания на подмандатной территории системы самоуправления, определялась страной-мандатарием. До окончания переходного этапа мандатарий также обязывался предоставить коренному населению значительную автономию в вопросах религиозной, языковой, культурной политики, проводить политику «открытых дверей» в экономической сфере. К этой категории мандатов были отнесены права Франции на Сирию и Ливан, Великобритании – на Палестину, Трансиорданию, Месопотамию (Ирак).

Во вторую категорию попали бывшие колонии Германии в Центральной Африке, которые не получили гарантий на получение независимости. Мандатарий сосредоточивал здесь всю полноту законодательной и административной власти, но возлагал на себя ответственность по отмене рабства, пресечению практики «крайней эксплуатации» коренного населения, ограничению набора коренного населения в вооруженные формирования, контролю за распространением оружия и алкоголя, развитию системы образования и здравоохранения. Кроме того, мандатарий обязывался проводить политику «открытых дверей» в экономической сфере. На таких принципах Франция получила право на управление частью Того и Камеруна, Великобритания – частью Того и Камеруна, а также Германской Восточной Африкой (Танганьикой), Бельгия – регионом Руанда-Урунди.

В третью категорию вошли бывшие германские колонии на Тихом океане, в Юго-Западной и Юго-Восточной Африке, которые практически превращались в колониальные владения стран-мандатариев. На мандатариев не возлагались какие-либо обязательства, в том числе не предполагалась и политика «открытых дверей». К этой категории подмандатных территорией были отнесены Новая Гвинея (мандат Австралии), Западная Самоа (мандат Новой Зеландии), о.Науру (мандат Великобритании), Марианские, Каролинские, Маршалловы острова (мандат Японии), Юго-Западная Африка (мандат Южно-Африканского Союза).

Мандатная система пропагандировалась лидерами Лиги наций как принципиально новый шаг во взаимоотношениях ведущих мировых держав и народов Востока, как преодоление традиций колониализма и переход к поддержке позитивного развития отсталых регионов, включению их в «лоно человеческой цивилизации». Но в действительности речь шла о переделе колониальных владений между странами-победительницами. Особенно значительно расширились колониальные владения Англии и Франции. Деловые и политические круги США, Японии и Италии, напротив, считали распределение мандатов несправедливым, не учитывающим реальное соотношение экономического и военно-политического потенциала ведущих держав мира.

Попытки стран-метрополий укрепить и расширить свое влияние на Востоке наталкивались на растущее сопротивление народов Азии и Африки. Третья англо-афганская война завершилась отступлением английского экспедиционного корпуса из Афганистана в 1919 г. В последующие годы Афганистан, а также Иран и Турция сумели укрепить свой международный суверенитет. Большую роль в этом сыграла поддержка со стороны СССР. Во многих регионах Азии и Африки ширилось антиколониальное движение. Восстание в Египте в 1919 г. заставило Великобританию отказаться от протектората над этой страной, сохранив лишь контроль над Суэцким каналом. На протяжении всего межвоенного периода не утихала антиколониальная борьба в Южном Китае, Индии и Ливии, в 1918-1919 гг. произошло антиколониальное восстание в Индонезии, в 1920 г – в Ираке, в 1921-1926 гг.– в Марокко, 1925-1927 гг. – в Сирии. По мере роста национально-освободительного движения и обострения внутриполитических проблем в самих метрополиях создавались предпосылки для пересмотра принципов колониальной политики. Первый шаг в этом направлении пришлось сделать Великобритании, располагавшей крупными «белыми» (переселенческими) колониями.

Рост экономической и политической самостоятельности «белых» колоний заставил британское правительство еще с конца XIX в. начать правовую реформу имперского устройства. Наиболее развитым переселенческим колониям было предоставлено право на самоуправление и соответствующий статус доминиона (англ. «dominion» – владение). В 1867 г. доминионом стала Канада, в 1901 г. – Австралийский союз, в 1907 г. – Новая Зеландия. С 1887 г. под председательством британского премьер-министра начали созываться колониальные конференции – консультативные совещания представителей правительств «белых» колоний (Канады, Австралии, Новой Зеландии, Южной Африки, Ньюфаундленда). С 1907 г. эти конференции получили название имперских. Кроме того, доминионы получили право на участие в международных отношениях, в том числе заключение самостоятельных договоров, создание дипломатических представительств в иностранных столицах. Но метрополия сохраняла контроль над компетенцией доминионов в вопросах как внутреннего самоуправления, так и внешнеполитического представительства.

Активное участие в Первой мировой войне позволило доминионам поставить вопрос о расширении своих политических прав. На имперской конференции 1917 г. Канада, Австралия и Южно-Африканский Союз добились принятия резолюции о признании доминионов в качестве «автономных государств Имперского Содружества», проведении британским правительством консультаций с правительствами доминионов по всем вопросам, имеющим общий имперский интерес. На той же конференции генерал А.Сматс, представитель Южноафриканского Союза, предложил новое название для формирующегося межгосударственного объединения – «Британское Содружество наций». Официально этот термин впервые появился в резолюции имперской конференции 1918 г., а окончательно был закреплен в договоре 1921 г. о создании ирландского доминиона. С 1920 г. все доминионы вошли в состав Лиги наций в качестве самостоятельных членов.

Принципы Содружества наций были развернуто сформулированы на имперской конференции 1926 г. В соответствии с «Докладом Бальфура» Содружество было определено как «свободное объединение Соединенного Королевства и доминионов Канады, Австралии, Новой Зеландии, Южной Африки, Ирландского свободного государства и Ньюфаундленда». Критерием членства стал статус доминиона. Поэтому остальные колонии, включая Индию, получившую с 1917 г. право участвовать в имперских конференциях, в состав Британского Содружества наций не вошли. Тем не менее создание Британского Содружества положило начало политико-правовой перестройке всей британской колониальной империи. Рубежным событием стало принятие на имперской конференции 1931 г. Вестминстерского статута. В этом документе более четко трактовался принцип единства и верности Короне: член Британского Содружества был обязан сохранять монархическую форму правления и не имел права на односторонний выход из Содружества. Но и изменения в английском праве, связанные с процедурой престолонаследия и составом королевского титула, отныне требовали согласия парламентов государств-членов Содружества. Было установлено, что к доминионам более не применяется выражение «колония». Это предполагало предоставление им свободы в развитии национального законодательства. Согласно Вестминстерскому статуту британский парламент получил право создавать законы для доминионов только по их просьбе и с их согласия.

В 1930-1934 гг. в Индии произошел мощный подъем национально-освободительного движения. Колониальные власти прибегли к жестким репрессиям. Но одновременно в правительственных кругах Великобритании крепла убежденность в необходимости правового решения индийского вопроса. Еще в 1930 г. парламентская комиссия Саймона представила доклад о путях изменения конституции Индии. По результатам двух «круглых столов» с представителями индийской общественности был подготовлен проект новой конституции, окончательно утвержденный в 1935 г. Индия превращалась в федерацию провинций и княжеств. Создавалась система центральной и местной представительной и исполнительной власти с участием индийцев. До 14% увеличилась численность местного населения, обладающего избирательным правом.

На протяжении межвоенного периода британской дипломатии пришлось участвовать в решении еще одной сложнейшей проблемы постколониального урегулирования – палестинского вопроса. Идея возвращение евреев на «историческую родину» в Палестину (Сион) имела религиозные корни и длительную предысторию, но особую актуальность приобрела с конца XIX в. В 1860 г. в Париже под патронажем французской ветви семьи Ротшильдов был организован «Всемирный израильский союз» – первая международная организация сионистского толка. В августе 1897 г. в Базеле состоялся первый конгресс Всемирной сионистской организации. Сионистское движение провозгласило своей целью создание предпосылок для превращения Палестины в сионистское государство, развертывание соответствующей пропагандисткой деятельности в европейских еврейских общинах, укрепление организационной структуры мирового сионизма. Но предполагаемое создание (воссоздание) независимого еврейского государства не могло быть достигнуто без международной поддержки. Осознавая это, лидеры сионистского движения изначально сделали ставку на лоббирование своих целей среди государственно-политической элиты ведущих стран мира, прежде всего – Великобритании.

В 1902 г. британское правительство предложило для заселения евреями часть Синайского полуострова (план Эль Ариш), а в 1903 г. – проект переселения евреев в Уганду (в Восточной Африке). Однако 7-й конгресс сионистского движения в 1905 г. отверг эти предложения. Сионизм без Сиона был политически несостоятелен. На пути же переселения в Палестину стояло два препятствия – власть над этой провинцией Османской империи и местное арабское население. Первая из этих проблем решилась распадом самой Османской империи по окончании Первой мировой войны, при решении второй сионисты полагались на поддержку англичан. Уже в 1916 г. Великобритания и Франция подписали секретный договор о разделе провинций Османской империи. Согласно его условиям палестинский регион переходил в сферу влияния Великобритании. Спустя год позиция британского правительства была заявлена официально. 2 ноября 1917 г. министр иностранных дел Великобритании А.Бальфур направил лорду Лайонелу Ротшильду, покровителю сионистских организаций, послание, которое стало известно как называемая «Декларация Бальфура». В этом документе признавалось право евреев на создание в Палестине еврейского «национального очага» и заявлялось о готовности британского правительства «приложить все усилия к облегчению достижения этой цели». Помимо влияния сионистского лобби такая позиция диктовалась стремлением британских политических кругов закрепить свое влияние на Ближнем Востоке, создать опору в лице еврейских переселенцев в стратегически важном районе между Египтом и Ираком.

На Парижской мирной конференции представителям сионистских организаций удалось убедить делегации ведущих держав в необходимости международно-правового решения «палестинской проблемы». Практическое решение этого вопроса было возложено на Великобританию. Окончательно британский мандат на Палестину был оформлен в июле 1922 г. Но к этому времени выяснилось, что Великобритания отнюдь не безоговорочно занимает просионистскую позицию. Британское правительство было заинтересовано и в лояльности местного арабского населения. Еще в годы войны британские политики завязали контакты с влиятельными арабскими лидерами, главным образом с шейхом Мекки Хусейном. Пытаясь получить поддержку арабов в ходе боевых действий против Турции, англичане обещали признать право местного населения на создание независимой Арабской конфедерации. В послевоенные годы британское правительство попыталось найти приемлемый компромисс между интересами евреев-переселенцев и арабов. В 1922 г. было принято решение об отделении Трансиордании от Палестины и создании на ее территории независимого королевства под управлением эмира Абдаллы. В самой Палестине англичане рассчитывали организовать условия для притока еврейских переселенцев, но не создания их моноэтнического государства. Такая позиция не устроила ни евреев, ни арабов. В 1920-х – 1930-х гг. Палестина стала очагом острых этно-конфессиональных конфликтов. Решить эту проблему британская администрация так и не сумела.

Выход к началу 1930-х гг. на политическую авансцену Германии, Италии и особенно Японии изменил сложившийся статус-кво в колониальном вопросе. Державы «оси» Берлин-Рим-Токио жаждали нового передела мира. Пытаясь ослабить позиции своих противников, они разжигали недовольство населения колоний и провоцировали вооруженные выступления против колонизаторов. Японская дипломатия активно использовала для этой цели идею «сопроцветания» азиатских наций, немецкая – лозунг «покровительства ислама». Государства «оси» засылали свою агентуру в страны Востока, поддерживали националистические партии и группировки оружием, деньгами, военными и политическими инструкторами. Такая политика приносила очевидные результаты. Влиятельные националистические партии Марокко, Алжира, Туниса, Египта сочувственно относились к германо-итальянской пропаганде. В ходе военного мятежа против Испанской республики в 1936-1939 гг. на стороне франкистов выступили целые полки, набранные из марокканцев. Часть феодальных властителей Ливии поддержала режим Муссолини и содействовала формированию подразделений ливийских арабов в составе итальянской армии. В Палестине Германия действовала через немецких колонистов и в 1936-1939 гг. поддержала восстание палестинских арабов под руководством муфтия Иерусалима Хадиса Амина аль-Хусейни. В апреле-мае 1941 г. прогермански настроенное командование иракской армии также выступило против усиления британского влияния. Лидер восстания Рашид Али аль-Гайлани стал заметной политической фигурой на Ближнем Востоке.

Вторая мировая война нанесла по мировой колониальной системе мощный удар. Многие страны Азии и Африки стали ареной боевых действий. В сражающихся армиях участвовало громадное число выходцев из колониальных стран. Только в Индии было призвано в армию 2,5 млн.чел., во всей Африке – около 1 млн.чел. (а еще 2 млн.чел. были заняты обслуживанием нужд армии). Огромны были потери населения в ходе боев, бомбардировок, политических репрессий: в Китае за годы войны погибло 10 млн.чел., в Индонезии – 2 млн.чел., на Филиппинах – 1 млн.чел. В то же время война способствовала подъему национального сознания народов Азии и Африки. Быстро складывались общенациональные партии и политические движения. Влияние европейских метрополий, оказавшихся на грани политического краха и утраты суверенитета в годы нацистской агрессии, значительно ослабло. В большинстве азиатских и африканских колоний Франции, Нидерландов, Бельгии и, отчасти, Великобритании местная администрация получила в годы войны значительную свободу действий и была вынуждена искать поддержку у влиятельных представителей коренного населения. Все это предопределило новый всплеск антиколониальной борьбы уже в первые послевоенные годы.

 

Колониальный вопрос в деятельности Организации Объединенных наций. Уже в период Второй мировой войны стало очевидно, что разгром нацизма станет прологом к радикальному изменению международно-правовой системы. Вопрос о судьбе колониальных империй был поставлен на первой же личной встрече У.Черчилля и Ф.Рузвельта в бухте Арджентиа в августе 1941 г. В подписанной по итогам встречи Атлантической хартии было заявлено о необходимости осуществлять все территориальные изменения в соответствии со свободным волеизъявлением народов, обеспечить для всех народов право выбирать форму правления, а также всемерно укреплять сотрудничество всех наций, гарантировать «равный доступ к торговле и сырью». Рузвельт настаивал на том, чтобы принципы хартии была применимы не только к Европе, но и ко всему миру. «Я твердо придерживаюсь того убеждения, что если мы собираемся обеспечить стабильный мир, он должен включать в себя развитие отсталых стран, – утверждал Рузвельт. – Не могу поверить, что мы можем вести войну против фашистского рабства и в то же время бездействовать в деле освобождения людей по всему миру от последствий отсталой колониальной политики». Британская дипломатия придерживалась прямо противоположной позиции. Черчилля заботило не только сохранение границ колониальной империи, но и «непредсказуемость» волеизъявления народов Востока. «Предполагаемое применение хартии к Азии и Африке требует серьезных размышлений, – утверждал он. – На Ближнем Востоке большинство арабов могут заявить, что они изгонят евреев из Палестины или в любое время запретят дальнейшую иммиграцию. Я твердо придерживаюсь сионистской политики, одним из авторов которой я являюсь. Это только один из многих непредвиденных случаев, которые могут явиться результатом новой и последующих деклараций».

Необходимость укрепления антигитлеровской коалиции заставила западные державы на время отказаться от лоббирования своих интересов в вопросе о послевоенном политическом порядке. Главное значение приобретал сам факт объединения все большего числа народов в борьбе против нацизма. 1 января 1942 г. представители США, Великобритании, СССР и Китая подписали Декларацию Объединенных Наций, провозгласившую победу над нацизмом шагом к торжеству принципов свободы, независимости и религиозной свободы, обеспечению прав человека и справедливости. На Московской конференции союзников в октябре 1943 г. было принято решение о необходимости «учреждения всеобщей международной организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств». Рузвельт, прекрасно понимавший, какие возможности открывает перед США принцип «свободы рук» в послевоенном мире, занял очень жесткую позицию по колониальному вопросу. Он подчеркивал, что новая международная система должна предоставить «широкие возможности в отношении проверки и гласности, которые станут мощным средством побудить колониальные державы развивать свои колонии на благо колониальных народов и всего мира». Подобная позиция, хотя и по совершенно иным соображениям, активно поддерживалась советской дипломатией.

На конференции в Думбартон-Оксе (22 августа – 28 сентября 1944 г.) было закреплено решение о создании в рамках будущей международной организации Совета Безопасности, постоянными членами которого должны были стать пять ведущих держав антигитлеровской коалиции. Именно в компетенции Совета Безопасности должны были находиться вопросы применения силы от лица мирового сообщества. Такое решение резко усиливало влияние США и СССР на решение колониальных вопросов в послевоенном мире. На Крымской конференции (4-11 февраля 1945 г.) Рузвельт при поддержке Сталина уже поставил вопрос о создании системы опеки ООН над колониальными территориями. Реакция Черчилля была самой негодующей. Он заявил, что не допустит вмешательства в дела Британской империи. Компромисс был достигнут на Учредительной конференции по созданию ООН, проходившей с 25 апреля по 26 июня 1945 г. в Сан-Франциско. Британская делегация согласилась на создание системы опеки, но объектом опеки стали лишь некоторые острова в Тихом океане. Предусматривались две категории подмандатных территорий. Опека над трриториями должна была осуществляться специальным Советом по опеке ассамблеи ООН.

Уже вскоре после создания Организации Объединенных Наций позитивное сотрудничество западных союзников с СССР завершилось. Мир вступил в эпоху «холодной войны». Складывание биполярного мирового порядка, торжество принципов блоковой стратегии существенно снизило эффективность действий ООН. Многие решения ООН лишь закрепляли результаты политического диалога «сверхдержав» или фиксировали точки их разногласий. В полной мере это касалось и колониального вопроса.

Система опеки первоначально была распространена лишь на 11 небольших территорий (преимущественно в Тихоокеанском регионе). Сам правовой статус опеки предполагал сохранение за мандатарием безусловного права на управление данной территорией и обеспечение равных прав для остальных членов ООН в экономической, социальной и торговой сферах. При этом особо оговаривалась ответственность мандатария за «поощрение прав человека и основных свобод без различия расы, пола, языка и религии». Тем самым, система опеки превращалась в средство модернизации, проводимой по принципам рыночной экономики и правовой государственности западного образца. В роли мандатариев выступали Великобритания, Австралия, США, Франция и Италия.

Помимо опекаемых территорий Устав ООН закрепил существование «несамоуправляющихся территорий». Эта юридическая формула легализовывала колониальную систему. В 1946 г. восемь государств – Австралия, Бельгия, Дания, Франция, Нидерланды, Новая Зеландия, Великобритания и США – подали список управляемых ими территорий, которые считались «неготовыми к самоуправлению» (всего были названы 72 такие территории). Характерно, что в данном случае Устав ООН уже не требовал от управляющих стран способствовать «свободе рук» или внедрять универсальный стандарт прав и свобод личности. Напротив, предполагалось, что способствовать социальному и экономическому прогрессу «несамоуправляющихся» народов следует на основе сохранения их культурных традиций, а расширение самоуправления ставилось в зависимость от «специфических обстоятельств» и «разных ступеней развития». Таким образом, западные страны-метрополии получили гарантии политико-правовой и экономической закрытости своих владений.

В условиях сохранения колониальных империй и жесткого противостояния «сверхдержав» возможности ООН по непосредственному вмешательству в колониальные конфликты и проведению миротворческих операций в странах «третьего мира» оказались очень ограничены. Исключение составило лишь урегулирование палестинской проблемы. 14 мая 1948 г. Великобритания отказалась от мандата на Палестину (полученного еще от Лиги наций), а еврейское население Палестины объявило о создании Государства Израиль. Ответом стали военно-террористические действия со стороны арабского населения. Совет Безопасности ООН призвал к временному перемирию и взял на себя ответственность по его соблюдению. Наблюдение за выполнением условий перемирия осуществлял назначенный Генеральной Ассамблеей специальный посредник с помощью группы военных наблюдателей. В 1949 г. было учреждено Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам. После очередной вспышки арабо-израильского противостояния в 1956 г. был создан и первый полноправный миротворческий корпус – Чрезвычайные вооруженные силы ООН (ЧВС ООН). Но полностью урегулировать ближневосточный конфликт так и не удалось.

Скандальным оказалось вмешательство ООН в урегулирование корейского конфликта. Вопрос о судьбе Кореи, расколотой демаркационной линией после освобождения войсками союзников, рассматривался Генеральной Ассамблеей ООН в 1947 г. По предложению американской дипломатии, Генеральная Ассамблея ООН призвала к выводу всех оккупационных сил и создала Комиссию Организации Объединенных Наций по Корее. Но попытки восстановить единое корейское государство с помощью демократических выборов оказались безуспешными. Отношения между двумя корейскими режимами становились все более напряженными. В июне 1950 г. США и Комиссия по Корее информировали ООН, что Республика Корея подверглась нападению вооруженных сил Северной Кореи. Совет Безопасности рекомендовал государствам-членам ООН «оказать Республике Корея необходимую помощь для отражения нападения и восстановить в этом регионе мир и безопасность». Советский Союз, делегация которого не присутствовала на заседании Совета Безопасности в знак протеста против участия в нем представителей свергнутого чанкайшистского правительства Китая, объявил решение Совета Безопасности незаконным. Тем не менее под флагом ООН были созданы так называемые «международные силы под объединенным командованием», уполномоченные вмешаться в урегулирование корейского конфликта. С юридической точки зрения это решение было опасным прецедентом, поскольку для проведения миротворческих операций ООН требовалось прямое согласие всех постоянных члена Совета Безопасности.

С начала 1960-х гг., на фоне краха колониальных империй и развертывания национально-освободительного движения, ООН получила возможность более активно проводить миротворческие операции в странах «третьего мира» (в Ливане в 1958 г., Конго в 1960-1964 гг., Новой Западной Гвинее в 1962-1963 гг., Йемене в 1963-1964 гг., на Кипре с 1964 г., в Доминиканской республике в 1965-1966 гг. и. др.). В 1960 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла «Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам». В ней заявлялось, что «подчинение народов иностранному владычеству, господство и эксплуатация являют собой отрицание основных прав человека, противоречат Уставу Организации Объединенных Наций и препятствуют продвижению к миру и сотрудничеству во всем мире». Провозглашалась необходимость «незамедлительно принять меры для передачи всей власти народам территорий, находящихся под опекой, и несамоуправляющихся или других территорий, которые еще не получили независимости, в соответствии со свободно выраженной ими волей и желанием, без каких бы то ни было условий или оговорок и независимо от расы, религии или цвета кожи».

В 1963 г. Генеральная Ассамблея одобрила пересмотренный список «несамоуправляющихся территорий» (включавший теперь 64 территории, поскольку остальные уже завоевали или получили независимость). В него входили и две остававшиеся на тот момент подопечными территории (Науру и Тихоокеанские Острова). В 1965 г. этот список был дополнен Французским Сомалилендом (ныне – Джибути) и Оманом. В 1972 г. в него были внесены Коморские Острова, а в 1986 г. Новая Каледония. Одновременно за период с I960 по 1990 г. самоуправления добились 53 территории.

По мере распада колониальных империй активизировались действия ООН по поддержке социального и экономического развития стран «третьего мира». В 1961 г. грядущее десятилетие было объявлено периодом ускоренного экономического роста развивающихся стран, а десятилетие 1971-1980 гг. было посвящено развертыванию международного социально-экономического сотрудничества на равноправной основе. Ключевыми направлениями гуманитарных акций ООН являлась борьба с нищетой и голодом в бывших колониальных странах, всемерное развитие системы здравоохранения, помощь детям и решение проблем гендерного развития, борьба против преступности и наркомании.

Распад мировой колониальной системы и переход к неоколониальной политике. Процесс распада мировой колониальной системы охватил более четверти века. В большинстве стран Востока народы вынуждены были вести длительную, упорную борьбу за право независимого существования.

После капитуляции Японии Юго-Восточная Азия была буквально захлестнута волной национально-освободительного движения. В августе 1945 г. всеобщее восстание против японских оккупантов началось в Индонезии. Лидер восстания и будущий президент страны Ахмед Сукарно выдвинул «пять принципов» построения индонезийского государства («Панча шила»): «национализм», «интернационализм», «демократия», «всеобщее благосостояние» и «вера в бога». Республика Индонезия была провозглашена 17 августа 1945 г., но вскоре на территории страны высадились английские и голландские войска. К концу октября они захватили ряд стратегических пунктов и портов страны (Джакарту, Бандунг, Семаранг и др.). После неудачного штурма города Сурабайя 10 ноября 1945 г. военные действия затянулись.

Под давлением общественного мнения голландское правительство пошло на переговоры с правительством Сукарно. При посредничестве Великобритании в ноябре 1946 г. было парафировано Лингаджатское соглашение, по условиям которого в рамках колониального Нидерландско-Индонезийского Союза создавались Соединенные Штаты Индонезии. Но правительство Сукарно пыталось проводить независимую политику, и это вызвало новый конфликт с метрополией. В январе 1947 г. Нидерланды начали экономическую блокаду Индонезии, а в июле 1947 г. развязали новый военный конфликт. Боевые действия шли с переменным успехом. После кратковременного перемирия в конце 1948 г. началась вторая фаза войны, в ходе которой голландской армии удалось захватить все важнейшие центры страны. Президент Индонезии и большинство членов парламента были арестованы и вывезены с Явы. Но на острове развернулась ожесточенная партизанская война. Понимая невозможность сохранить контроль над Индонезией, Нидерланды согласились на мирное урегулирование конфликта. В августе 1949 г. в Гааге состоялась конференция «круглого стола», в ходе которой Республика Индонезия получила международное признание.

В тяжелой борьбе завоевывал свободу народ Филиппин. Партизанская армия Хукбалахап, созданная коммунистами, вела упорные бои с японскими оккупантами. Когда в октябре 1944 г. американские войска высадились на Филиппинах, значительная часть страны была уже освобождена самими повстанцами. Американская военная администрация приступила к арестам лидеров коммунистического движения. Ответом стала новая вспышка партизанской борьбы. В 1945-1946 гг. ведущие патриотические организации Филиппин объединились в Демократический альянс. Столкнувшись с жесткой позицией этой коалиции, США были вынуждены признать в июле 1946 г. суверенитет Филиппинской республики. Однако этот шаг США обусловили сохранением на 99 лет на филиппинской территории своих военных баз.

В Индокитае в последние месяцы Второй мировой войны также развернулось широкое национально-освободительное движение. 2 сентября 1945 г. руководитель компартии Индокитая Хо Ши Мин провозгласил создание Демократической Республики Вьетнам (ДРВ). Несмотря на подписание французским и вьетнамским правительствами договора о признании ДРВ независимым государством в составе Французского Союза, колониальная администрация поддержала образование на юге страны марионеточной «республики Кохинхины». С ноября 1946 г. на территории Индокитая начались военные действия. Они растянулись на семь лет. Используя партизанские методы, вьетнамская армия успешно противостояла 90-тысячному французскому экспедиционному корпусу.

В начале 1950-х гг. на фоне корейского конфликта военные действия в Индокитае приобрели особую ожесточенность. Французские войска попытались развернуть наступление вглубь страны, но постепенно уступили инициативу вьетнамцам. Переломное значение имела многомесячная осада вьетнамцами французского укрепрайона Дьен-Бьенфу. Еще до ее завершения на Берлинском совещании СМИД в январе-феврале 1954 г. было достигнуто соглашение о созыве в Женеве специального совещания по вопросу о восстановлении мира в Индокитае. После капитуляции гарнизона Дьен-Бьенфу 7 мая 1954 г. исход женевских переговоров был предрешен. 21 июля 1954 г. был заключен Женевский договор, согласно которому в Северном и Южном Вьетнаме образовывались суверенные государства с границей по 17-й параллели.

Мощный подъем национально-освободительного движения в Юго-Восточной Азии заставил британское правительство ускорить реформирование Британского Содружества наций. Катализатором этого процесса стал индийский вопрос. На переговорах вице-короля с лидерами Индийского национального Конгресса и Мусульманской лиги в Симле летом 1945 г. англичане предложили создать ответственный перед Короной и парламентом Всеиндийский исполнительный совет (кабинет министров), но при условии формирования состава этого совета по религиозному, а не политическому принципу. Это предложение было отвергнуто обеими индийскими партиями. С начала 1946 г. британское правительство окончательно утратило контроль над ситуацией в Индии. В межэтнических столкновениях гибли сотни человек. Весной 1946 г. британское правительство было вынуждено без предварительных условий предоставить Индии статус доминиона. Лидер ИНК Д.Неру сформировал Исполнительный совет, в который представители Мусульманской Лиги войти отказались. В стране вновь начались индо-мусульманские столкновения. К лету 1947 г. вице-король Льюис Маутбаттен выработал план раздела Индии на два доминиона – Индию и Пакистан. Маутбаттен стал генерал-губернатором Индии, а пост генерал-губернатора Пакистана впервые в истории страны занял представитель коренного населения – Мухаммед Али Джинна. 15 августа 1947 г. в Дели и Карачи было официально объявлено о создании двух независимых государств, добровольно вошедших в Британское Содружество.

Последние британские воинские подразделения покинули Индостан 13 февраля 1948 г. спустя месяц после провозглашения независимости Бирманского Союза. Общенациональное восстание началось в Бирме в марте 1945 г. Им руководила Антифашистская лига народной свободы (АЛНС). Восставшим удалось очистить почти всю территорию страны от японских оккупантов уже к августу 1945 г. Попытки Великобритании восстановить свой контроль над Бирмой не увенчались успехом. В январе 1947 г. британское правительство на переговорах в Лондоне с представителями АЛНС вынуждено было признать право страны на независимость. В апреле 1947 г. в Бирме состоялись выборы в Учредительное собрание, которые принесли бесспорную победу представителям Антифашистской лиги. Национальное правительство разработало проект конституции, после принятия которого Учредительным Собранием 4 января 1948 г. было провозглашено создание суверенного Бирманского Союза.

Конституционный процесс в Бирме приобрел огромное значение для реформы Британского Содружества наций. Учредительное собрание решило провозгласить Бирму независимой республикой. Поскольку принятие новым государством республиканской формы правления исключало членство в Содружестве под эгидой Короны, британский парламент принял в декабре 1947 г. Акт о независимости Бирмы, согласно которому она стала независимой республикой вне рамок Содружества. В 1948 г. Великобритания предоставила такой же статус «независимого и самоуправляющего» доминиона Цейлону. К власти здесь пришло проанглийское правительство Объединенной национальной партии, что позволило почти на десятилетие сохранить экономическое и военно-политическое влияние бывшей метрополии. Но сама проблема образования республиканских государств на британском постколониальном пространстве требовала кардинальной перестройки всей правовой основы Британского Содружества.

Еще одной причиной реформирования Британского Содружества стало обострение ситуации в тех колониях Великобритании, которые пока не требовали независимости, но оказались ввергнуты в гражданские и расовые конфликты. Экономические трудности вызвали в 1948 г. волну народных выступлений в Гане (Золотой Берег). Всплеск политической активности наблюдался и в Центральной Африке, в том числе в Северной Родезии (Замбии), Южной Родезии и Ньясаленде (Малави). Конфликт носил здесь расовый характер. В Южной Африке по результатам выборов 26 мая 1948 г. к власти пришла Националистическая Партия, поставившая своей целью проведение в жизнь политики апартеида («разделения рас»). Столкновения между националистическими и прокоммунистическими повстанцами в Малайе, а также проведение ими террористических а



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: