ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СНОВИДЕНИЙ




Сновидения

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

1. Говоря кратко, основное разногласие Юнга с Фрейдом относилось к явному и скрытому содержанию сновидений.

Юнг не рассматривал сновидение как потенциально обманное сообщение, которое требует тщательной расшифровки. Он писал:

"Я принимаю сновидение за то, чем оно является на самом деле. Сновидение – это такая сложная и трудная вещь, что я не решаюсь делать никаких заключений относительно его возможных хитростей и склонности к обману. Сновидение – это естественное явление, и нет никаких оснований полагать, что это хитроумное изобретение, призванное сбить нас с толку"

Юнг рассматривал сновидения и содержание сновидений как психические факты. Согласно Юнгу, Фрейд не работал с символами, он скорее работал со знаками, которые, в отличие от символов, не указывают путь и не выражают сложную ситуацию уникальным образом, но скорее относятся к чему-то уже известному (пенис, отец, мать). Поэтому знак "всегда меньше того понятия, которое он представляет, а символ всегда представляет нечто большее, чем его явное и непосредственное значение " (Jung, 1964, с. 41).

Нам также следует иметь в виду, что у аналитической психологии есть свои проблемы, связанные с фиксированной интерпретацией, основанной на уже существующем символическом лексиконе. До сих пор принято говорить о "фигуре анимы", если в сновидении мужчины есть женщина, еще до сколько-нибудь реального проникновения в сновидение. Тем не менее, в общих чертах аналитическая психология приняла положение Юнга о том, что:

"Сновидение – это маленькая скрытая дверь, ведущая к самым потаенным и глубоко зарытым тайникам души, открывающаяся навстречу той космической ночи, которой была психика задолго до возникновения какого-либо эго-сознания, и которой останется психика независимо от того, как далеко пойдет наше эго-сознание".

Есть некоторая натянутость между этой открытостью и методом "прямой ассоциации" Юнга (когда внимание человека, которому снился сон, привлекается к важным элементам в сновидении, в отличие от свободных ассоциаций у Фрейда).

Против понятия исполнения желаний у Фрейда Юнг выдвигает собственную теорию компенсации для объяснения функции сновидений. Здесь есть два аспекта. Во-первых, Юнг указывает, что:

"сновидение – это спонтанное само-изображение в символической форме реальной ситуации в бессознательном "

Во-вторых:

"Сновидение проясняет ситуацию. Оно дает материал, которого не хватало, и тем самым улучшает состояние пациента. Поэтому нам при терапии необходим анализ сновидений" (CW 8, para. 482).

"Каждый процесс, который заходит слишком далеко, немедленно и неизбежно вызывает компенсацию... Теория компенсации – это основной закон психического поведения... Когда мы начинаем интерпретировать сновидение, всегда полезно спросить: Какую сознательную позицию оно компенсирует? " (В данном сновидении оно компенсирует неотпускание и непринятие потери Принимает обмен бизнес-портфель на подарки мужа.).

Читатель должен отметить логику этого положения: если сновидение и указывает на ситуацию в бессознательном, и является компенсацией (т.е. в определенном смысле, чем-то противоположным) сознательного, значит, Юнг говорит о том, что сознательная позиция, с одной стороны, и бессознательное в том виде, в каком оно проявляется в сновидениях, с другой, всегда находятся в отношениях дополнения. Мы скоро увидим, как это заключение логически вытекает из предпосылок Юнга, было признано неприемлемым некоторыми постъюнгианцами (например, Dieckmann, Hillman, см. ниже).

Одно из следствий, которые возникают из полярности сознательного-бессознательного у Юнга, состоит в том, что становится крайне важным хорошо знать положение в сознательном в данный момент. Сновидение наполнено "материалом, который сознательная позиция сосредоточила в бессознательном". Не зная личностной ситуации, "невозможно интерпретировать сновидение правильно, если исключить случаи слепого везения".

Помимо акцента на компенсаторной природе снов и сновидений, Юнг также полагал, что его синтетический подход к такому психологическому материалу, как сновидения, более уместен, чем подавление у Фрейда. Юнг хочет знать:

" В чем цель этого сна? Какое действие он должен произвести? Эти вопросы не произвольны, поскольку их можно применить к любой психической деятельности. Везде можно задать вопросы "почему" и "куда", поскольку любая органическая структура состоит из сложной сети целевых функций, и каждая из этих функций может найти разрешение в серии отдельных фактов с целевой ориентацией" (CW 8, para. 462).

Последняя область разногласий с Фрейдом касается того, следует ли рассматривать сновидения с "субъективной" или "объективной" точки зрения. Если рассматривать их с первой точки зрения, то все элементы сна принимаются как нечто, относящееся к человеку, который видит сновидение или к частям его собственной психики (хотя это не обязательно так, в том случае, если возникает образ реального человека, хорошо знакомого тому, кто видит сновидение). С точки зрения объективной перспективы, фигуры во сне принимаются как нечто, обозначающее, например, реальных людей или их отношение к жизни того, кто видит сновидение, или в жизненной ситуации, с которой он сталкивается. Дело не в том, что Юнг просто принял субъективную точку зрения, отдав ей предпочтение перед объективной, но в том, что он использовал обе – и считал, что Фрейд ограничивался только объективной методологией.

Итак

1. Сложная ситуация уникальным образом – сокрытие сексуальности или агрессивности.(Символ – Знак). Сложная конкуренция вместе с конфликтом ролей и субличностей – ревность как гомосексуальный интерес к сопернице и повтор эдиповой победы – поражения. Агрессия связанная с уводом мужа, маскирующаяся принятием – добровольным подарком.

2. Сбор ассоциаций линейный – циркулярный. Обычно я соединяю оба способа это свободно-циркулярное ассоциирование.

1) Начинаем с чувств и идей о сновидении вообще,

2) Затем дневные остатки, контекст и установки сознания

3)Отталкиваясь от ключевых образов цепочки свободных ассоциаций, на которых я не фиксируюсь, а снова возвращаюсь к образу, а затем перехожу к следующему.

Например в этом сновидении. Катя более активная, отношения иногда как с дочерью, конфликт про компенсацию с клиентом, недавно вышла замуж, нищенка – муж не обеспечивает ее запросов. Много идей но иногда они не реалистичные и дурацкие. Блондинка из Екатеринбурга. Правильно было спросить с чем ассоциируется Екатеринбург и блондинка. Но я чувствуя смещение (ее звонок про ее сновидение)спросил как выглядит новая женщина мужа?

Драгоценности с сапфирами. Муж заказал очень дорогие но не мой дизайн. Слишком большие. А во сне очень маленькие и аккуратные. Отдала его брату – на реализацию но денег пока не получила.

3. Компенсация – исполнение желаний.

Компенсация сознательной установки не иметь с соперницей дела якобы не участвовать в торге отступных. Борется и принимает ситуацию. Компенсация низкой самооценки(может совпадать с исполнением желания). – Превращение поражения в конкуренции в благородный дар свысока, переворачивание ситуации не она зависит от конкурентки а конкурентка от нее.

4. Цель –Причина. Зачем а не почему. Какова цель этого сна. Почему он приснился. Давайте вместе поймем причину это желание и внутренний конфликт. Цель показать большую сложность ситуации. Помочь ее принять потерю мужа как папы-дарителя и защитника от невыносимого фильма жизни вместе с принятием своей самостоятельности и интеграцией активной деловой части. Нужно ли для этого жертвовать женской частью?

5. Субъективное – объективное. Субъективно про отношение с ее нищая но более активной частью спроецированные на конкурентку и менеджера. Объективно про ее отношения с конкуренткой.

 

 

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СНОВИДЕНИЙ

Юнг чувствовал, что сновидения имеют типическую структуру, и что, обращая внимание на то, как отдельное сновидение соответствует этой структуре или отклоняется от нее, аналитик с большей вероятностью не пропустит важный элемент в сновидении. Четыре раздела в структуре сновидения – это экспозиция, развитие, кульминация и разрешение (CW 8, para. 560).

Экспозиция включает указание на место, на основных участников, исходную ситуацию, намек на вопросы, которые будут подняты в сновидении.

(Темный переулок. Нищенка)

Развитие предполагает усложнение сюжета и "возникает определенное напряжение, поскольку человек не знает, что произойдет". Воровство портфеля и трамвай.

В кульминации происходит нечто совершенно определенное, либо меняется ситуация. Нищенка превращается в менеджера отдает портфель и говорит о невозможности принять подарок.

Не у всех сновидений есть разрешение, но если есть, то это финальная ситуация (финальная в повествовательном смысле, поскольку ничто реально разрешиться не может). Не принимает кольцо назад. Но и 200 долларов хочет отдать, но возможно они и остаются у сновидецы.

Далее Юнг работает со сном как через ассоциации, так и через амплификацию с помощью архетипических параллелей. Для нашего дальнейшего описания совершенно необходимо помнить, что Юнг занят амплификацией обоих этих уровней:

"всегда спрашивайте пациента, что он чувствует относительно образов из своего сновидения. Ибо сновидения всегда связаны с какой-то особой проблемой человека, о которой он на сознательном уровне судит неверно" (CW 18, para. 123).

и:

"Мы вместе с пациентом обращаемся к 2 000 000 - летнему человеку, который есть в каждом из нас. В современном анализе наши трудности по большей части происходят в результате потери контакта с нашими инстинктами, с древней незабытой мудростью, хранящейся в нас. А когда мы устанавливаем контакт с этим старым человеком в нас? В наших сновидениях" (Jung, 1978, с. 100).

Я не думаю, что Юнг говорит о том, что архетипическое не является лично релевантным, скорее он говорит о том, что такой материал не возникает из личной ситуации сновидящего. Действительно, задача аналитика состоит в том, чтобы использовать "старую незабытую мудрость, хранящуюся в нас" в нашей нынешней ситуации.

Амплификации. Нищенка образ сказки (Король дроздобород). Нищенка –колдунья. Успеть на уходящий трамвай. Догнать уходящий поезд (который мной обжит). Дар украшений. Попытка вернуть кольцо – конечно обручальное. Символы красоты, союза, власти. Серьги оставить (красоту). Отдавая союз и власть. Мадам Брошкина: купил колечко ей купил сережки.

Субъективная:

Юнг подчеркивал, что к сновидению и к его амплификации следует подходить без предвзятости:

"Искусству интерпретации сновидений нельзя научиться по книгам. Методы и правила хороши только тогда, когда мы можем обойтись без них. Только человек, который все равно может сделать это, обладает действительным умением, только человек с пониманием реально понимает"

Но в то же время "необходимы широкие знания, такие, какими должен обладать специалист" (там же). Эти знания должны быть "живыми" и "пережитыми человеком, который использует их" (там же). Если мы соединим это с общим отношением Юнга к терапевтическому взаимодействию, мы увидим, что интерпретация сновидений требует полной эмоциональной отдачи со стороны аналитика.

Часто бывает важно увидеть, является ли сновидение частью серии, и если да, то как развивался тематический материал или же он не развивался. Кроме того, Юнг придавал важное значение исходным сновидениям в том виде, в каком они предстают в анализе. Эти сновидения часто обобщают ситуацию, давая как бы диагноз и прогноз.

Упр. Разбор первых сновидений клиентов – участников группы.

Не все сновидения компенсаторны; некоторые обладают свойствами оракула или пророчества, и Юнг говорит, что мы предвосхищаем будущие события.

Юнг гибко подходил к наличию "правильных" интерпретаций сновидений. Несмотря на то, что он все же использует это слово, он также как бы принимает свою интерпретацию как гипотезу, которую необходимо проверить по отношению ко всей жизни сновидящего, и при необходимости модифицировать.

Здесь можно говорить о множестве интерпретаций часть из которых будет понята эго. Тогда мы можем развивать эти интерпретативные направления, лежащие в зоне ближайшего развития клиента. Важно, что мы намечаем линии, по которым может продолжаться работа контакта сознательного и бессознательного между сессиями. Мы не выносим вердикт, не даем жесткой и однозначной интерпретации, а создаем пространство сложной рефлексии или переходное пространство. Чтобы добавить этой сложности Самуэлс предлагает рассмотреть три значительные модификации тезисов Юнга, которые были предложены. Это: (а) больший акцент на роли эго сновидения; (б) внимание к тому, чтобы анализировался пациент, а не просто сновидение; (в) установление различия между ночным миром сновидений и дневным миром сознания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: