Основные концепции и термины управления рисками




Терминология управления рисками иногда подразумевает более четкий и логически выстроенный процесс, чем это возможно в реальной жизни. Особенно это касается деятельности государства. Государству приходится иметь дело с более сложными условиями работы, с большим числом переменных и более сильным влиянием субъективного фактора, чем, к примеру, бизнесу. Кроме того, государство вынуждено находить баланс между противоборствующими позициями. Управление рисками связано как с ценностями в самом общем понимании, так и с ценностью в более узком, материальном понимании.

Терминология риска в некоторых случаях может вводить в заблуждение. Разные люди

приписывают основным терминам разные значения. Важно выработать общий язык, который был бы понятен и тем, кто работает в системе государственного управления, и всем остальным. Целый ряд определений приводится в разъяснительных документах, выпущенных Администрацией Премьер-министра. Мы по возможности используем эту терминологию, но считаем нужным адаптировать и дополнить ее, чтобы охватить весь спектр деятельности государства в области управления рисками. К основным общим концепциям относятся следующие:

Риск означает неопределенность результата, включая как позитивные (новые возможности), так и негативные (угрозы) последствия действий или событий. Это сочетание вероятности возникновения результатов и ожидаемого их воздействия, включая субъективное восприятие важности. В данном определении заключается признание того, что деятельность государства связана со значительной долей неопределенности. Мы намеренно избегаем определений риска на основе измеримости (например, экономического разделения между риском и неопределенностью). Во многих случаях, когда речь идет о наиболее актуальных для государства рисках, для их оценки требуется не только объективное измерение, но и значительный элемент субъективного суждения (например, будет ли та или иная политика пользоваться общественной поддержкой);

Управление рисками включает в себя все процессы, связанные с выявлением, оценкой и формированием суждения о рисках, принятием мер, чтобы смягчить или предусмотреть риск, а также с порядком мониторинга и анализа. Либо, согласно определению Администрации Премьер-министра, это организация эффективного по затратам процесса в отношении того или иного риска. Для управления рисками должны быть в наличии: порядок мониторинга рисков; доступ к достоверной и актуальной информации о риске; оптимальный уровень государственного контроля для управления этими рисками и порядок принятия решений на основе анализа и оценки риска.

Меры, принимаемые в ситуации риска – этот термин мы употребляем в более широком значении, включая как процессы собственно управления рисками (риск-менеджмент), так и вопросы общего плана, такие как подход государства к проблеме, его роли и обязанности, организационная культура. Существует опасность, что управление рисками будут воспринимать как чисто механический процесс. Это вредная тенденция, способная привести к тому, что реальные и важные проблемы будут упущены из виду. Поэтому в данном отчете особо подчеркивается ключевая роль обоснованного суждения в каждом аспекте управления рисками.

Типы риска

Основной акцент делается на роли центрального правительства, хотя многие из рассматриваемых вопросов актуальны и для государственного сектора в целом, включая региональные и местные органы власти.

Риски, с которыми приходится иметь дело государству, чрезвычайно разнообразны, а масштабы их постоянно растут. Начав на ранних этапах исторического развития с озабоченности безопасностью страны и поддержанием мира, активного участия в охране здоровья населения в 19 веке и защиты от социальных рисков в 20-м веке («бевериджские пять гигантов»: нужда, болезнь, невежество, нищета и леность), государство теперь должно соответствовать все более высоким ожиданиям общества в плане защиты от неопределенности в связи с прогрессом науки и технологии и контроля рисков, которым подвергают потребителей коммерческие структуры. В данном исследовании рассматриваются вопросы об использовании риск-менеджмента в этой широкой сфере и о роли государства в распределении ответственности за риск.

Риски, с которыми имеет дело население, бывают добровольными (например, курение

или опасные виды спорта) при более или менее высокой осведомленности о риске или же навязанными обществу извне по вине каких-либо лиц или организаций (например, риск преступности, риск в связи с промышленной продукцией или технологиями, риск аварий на АЭС), а также связанными с природными событиями (наводнение, тяжелые погодные условия). Мы рассмотрим значение таких различий для государства.

Растущее использование современных методов менеджмента (финансовый менеджмент, проектный и программный менеджмент) позволяет более эффективно организовать управление широким спектром рисков для бизнеса и государства (финансы, кадры, задержки с выполнением проектов, уровень обслуживания).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: