Управление проектами и программами




Вероятно, лучше всего компонент управления рисками разработан в сфере проектов и программ. Проекты с наиболее эффективным управлением не ограничиваются пассивной регистрацией риска, а предусматривают активное выявление, анализ рисков и управление ими. Например, PMO дала хорошие отзывы о программе «электронных ярлыков» Министерства внутренних дел, где широко использовались процедуры управления рисками, такие как оценка ключевых рисков, четкое информирование, а также альтернативные планы на случай непредвиденной ситуации, которые регулярно проходили проверку (тестирование). Существуют хорошие справочные пособия, например, в руководствах «Управление успешными программами [Managing Successful Programmes]», «Управление успешными проектами [ Managing Successful Projects]» и «Управление рисками: рекомендации для практических работников [ Management of Risk: Guidance for Practitioners]». Но несмотря на это, и PMO, и PAC отмечают слабость управления рисками во многих проектах (особенно в Паспортном управлении и в целом в проектах по ИТ-системам), последствия чего часто ощущает на себе население. Мы рекомендуем ведомствам

следовать рекомендациям PMO по управлению рисками в проектах и программах и применять эти рекомендации в своих экспертных проверках «нулевого уровня», где все риски должны быть взвешены, а планы управления ими разработаны и одобрены, прежде чем проект вступит в свою следующую стадию.

То, насколько важно добросовестно подойти к этой работе и сколь многое нужно улучшить даже в этой, относительно неплохо развитой сфере, демонстрирует недавний анализ результатов экспертных проверок (Peer Review). Обнаружилось, что в 63% экспертных проверок была выявлена слабость управления рисками (вторая по важности проблемная область после недостатка квалифицированных кадров), причем прошлый опыт мало чему научил. Основные проблемы остались теми же: отсутствие активного анализа рисков, особенно прогнозирования внешних факторов, способных серьезно нарушить ход выполнения проекта или программы, и отсутствие планирования на случай непредвиденных обстоятельств (в случаях, когда проекту нужен запасной план, включая, например, возможность параллельного функционирования старой и новой систем, чтобы при необходимости можно было вернуться к уже существующей системе).

Оценка инвестиций

Принятие решений должно опираться на оценку инвестиций с упором на получаемую пользу, затраты и риски, причем необходимы четкое указание на риски, их оценка и разработка планов смягчения негативных последствий для основных рисков на всех этапах: концепция – оценка – осуществление. Такой подход необходим для всех основных документов (анализ расходов, бизнес-планирование, разработка и осуществление политики, оценка программ) на всех уровнях. Мы рекомендуем ведомствам использовать готовые формы и шаблоны, например, разработанные на основе RIA.

Полезно использовать материалы пост-проектных оценок (PPE) для формального анализа результатов в связи с различными рисками на операционном уровне. Мы рекомендуем включать оценку риска в анализ затрат и выгод как важный элемент сравнительной оценки различных вариантов действий. Используемые методы должны давать возможность опираться не только на цифры и факты, но и на более субъективную оценку риска. Принимаемые решения должны учитывать случаи несоответствия между субъективно воспринимаемым и объективно существующим риском (например, сравнительный риск передвижения по железным и автомобильным дорогам). В краткосрочной перспективе в решениях следует делать поправку на субъективное восприятие риска населением, но в среднесрочной и долгосрочной перспективе следует предпринять усилия по сближению восприятия и объективных фактов. Мы рекомендуем доработать руководство Казначейства по оценке инвестиций (известное под названием «зеленой книги»), включив в него эти соображения.

Исследовательская группа составила дополнения к пересмотренному изданию «зеленой книги», которое недавно было опубликовано Казначейством для целей широкого обсуждения.

Операционный менеджмент

Недавнее внутреннее исследование, проведенное по заказу Казначейства, указывает на то, что эффективному управлению рисками в рамках операционного менеджмента мешают следующие факторы:

• государственная инструкция по бухгалтерскому учету в области управления рисками и рискового финансирования, как правило, не выполняется;

риски и вероятные связанные с ними издержки не указываются должным образом;

• не существует доступного механизма создания «рискового пула» в государственных структурах;

• у организаций отсутствуют стимулы для сбора данных о потерях. Имеющиеся данные неадекватны по качеству и неполны;

• у операционных менеджеров в госструктурах отсутствуют финансовые стимулы

для улучшения управления рисками.

Операционные подразделения в органах государственного управления, как правило, не покрывают из своих средств издержки страхуемых рисков (таких, как имущественный риск или риск гражданской ответственности) – эти издержки берет на себя правительство как корпорация (а не пользуется услугами коммерческого страхования, поскольку правительство в целом достаточно велико, чтобы покрыть издержки). В силу этого отсутствует стимул управлять этими воздействиями на уровне операционного подразделения. Крупные коммерческие организации, как правило, создают собственные страховые компании, чтобы обеспечить наличие стимулов к добросовестному управлению рисками, но при этом избежать уплаты рыночных премий.

Вопросы по разделу «Международный опыт: формирование политики и институциональная основа оценки риска в ЕС»

1. Какие факторы характеризуют процесс дерегулирования в ЕС?

2. В чем заключается роль государства в управлении рисками и неопределенностью?

3. В чем состоит регулирующая роль государства в управлении рисками и неопределенностью?

4. В чем состоит надзорная роль государства в управлении рисками и неопределенностью?

5. В чем состоит роль государства как управляющего в управлении рисками и неопределенностью?

6. Охарактеризуйте основные подходы на уровне государства к проблематике риска в различных странах.

7. Приведите примеры органов власти, занимающихся проблематикой риска, их структуру, функции и задачи.

8. В чем состоит цель управления рисками?

9. Каким аспектам управления рисками необходимо уделять наибольшее внимание?

10. Охарактеризуйте современные концепции управления рисками.

11. В чем заключается проблематика терминологии риск-менеджмента?

12. Опишите основные типы рисков.

13. Оцените подходы к принятию решений по вопросам риска в различных странах в процессе государственного управления.

14. Как происходит учет риска при принятии государственных решений? Приведите примеры.

15. В чем состоят основные проблемы, мешающие эффективной оценке риска при принятии государственных решений?

16. Учет риска при формировании политики.

17. Учет риска при анализе государственных расходов.

18. Учет риска при планировании.

19. Учет риска при управлении проектами и программами.

20. Учет риска при инвестициях.

21. Учет риска в повседневной деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: