Для успешной реализации программы управления рисками в организации должны быть разработаны и формализованы основные нормативные документы, а именно:
должностные обязанности;
положение и организационная структура подразделения управления рисками;
положения о внутреннем аудите, включающим ответственность над контролем процедур управления рисками и др.
Успех программы управления рисками зависит от таких факторов как:
понимание проблем и поддержка программы управления рисками со стороны руководства организации;
распределение зон ответственности в рамках всей организации;
обучение персонала и повышение уровня осознания важности вопросов управления рисками среди всех работников организации.
Роль Совета Директоров
Совет Директоров организации ответственен за выработку общей стратегии развития организации. В этой связи, Совет Директоров обязан как минимум:
определить и оценить риски, которые могут привести к «негативным» последствиям для организации;
определить вероятность наступления «негативных» последствий;
выработать политику в отношении тех рисков, которые являются неприемлемыми для организации;
сформировать стратегию действий с целью минимизации «негативных» последствий;
оценить эффективность выбранной политики;
оценить эффективность программы управления рисками в целом;
определить значение и эффект принимаемых решений в вопросах управления рисками на долгосрочное развитие организации.
Роль структурной единицы
Роль каждая структурная единица организации заключается в следующем:
ответственность за каждодневную реализацию программы управления рисками;
повышение уровня осознания важности вопросов риск менеджмента внутри организации;
воплощение принципов общей политики управления рисками в жизнь;
регулярный мониторинг состояния дел, обмен мнением и опытом с другими структурными подразделениями организации;
ответственность за соответствующий процесс идентификации и анализа риска на самой ранней стадии реализации нового проекта и доведения сведений до соответствующих руководителей организации.
Роль Риск-менеджера
В зависимости от размера организации функции риск менеджера могут быть возложены на одного специалиста или на целое отдельное структурное подразделение.
Основными функциями риск менеджера являются:
разработка программы управления рисками;
реализация программы управления рисками;
работа по повышению уровня осведомленности по вопросам управления рисками среди работников организации;
мониторинг эффективности реализации программы управления рисками и внесение ответствующих изменений;
координация взаимодействия различных структурных подразделений организации;
разработка программ снижения внеплановых потерь и мероприятий по поддержанию непрерывности бизнес процессов;
подготовка отчетов для Совета Директоров и внешних контрагентов.
Роль Внутреннего аудита
В настоящее время особое значение в организациях имеет служба внутреннего аудита, основными задачами которого является:
поддержка процесса риск менеджмента в организации;
аудит эффективности действующей программы управления рисками;
поддержка методов программы управления рисками;
участие в процессе обучения и повышения уровня осознания важности вопросов управления рисками в организации;
содействие в подготовке и презентации ответов для Совета Директоров и внешних контрагентов.
Мониторинг
Эффективность управления рисками во многом зависит от способов (методов) контроля и своевременного оповещения обо всех изменениях в программе управления рисками организации. Постоянный (надлежащий) мониторинг позволит:
анализировать эффективность используемых мероприятий по изменению степени риска;
обеспечить надлежащий уровень (достоверность) информации;
накапливать необходимые знания (опыт) для последующих шагов (принятия решений) при анализе и оценке риска и, соответственно, методов и способов управления.
Процесс мониторинга имеет огромное значение с точки зрения своевременного внесения необходимых корректировок и изменений в программу управления рисками. Кроме того, мониторинг обеспечивает необходимой информацией для оценки эффективности мероприятий по снижению степени подверженности определенным рискам, а также эффективности используемых способов финансирования рисков. Качественный мониторинг дает возможность идентифицировать и анализировать риски организации на профессионально высоком уровне.