Требования к оформлению выпускных квалификационных работ




 

В структуру выпускной работы выходят:

По ГОСТ 7.32-2001 структурными элементами работы являются:

- титульный лист;

- содержание;

- введение;

- основная часть;

- заключение;

- литература;

- приложения.

 

Главы основной части работы не являются структурными элементами, таким элементом является только вся основная часть в целом.

 

5.1 ВКР излагается в виде набранной на компьютере рукописи, которая имеет следующую структуру:

- титульный лист;

- оглавление;

- введение;

- главы, разделы, излагающие основное содержание работы;

- заключение;

- библиография;

- приложения

Титульный лист. На титульном листе отражается название Университета, название факультета, кафедры, полное название работы, фамилия и инициалы автора и руководителя с указанием ученой степени и должности, место и год защиты, отметка о допуске к защите, визы заведующего выпускающей кафедрой (Приложение 4).

Содержание (оглавление) включает перечень структурных элементов ВКР (введение, заголовки всех глав, разделов и подразделов, заключение, список использованных источников, приложения) с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы (Приложение 5).

Все заголовки в содержании записывают строчными буквами.

Слово «Содержание» записывают в виде заголовка (по центру, симметрично тексту) жирным шрифтом строчными буквами.

Введение. Во введении обосновывается выбор темы, раскрывается актуальность, разработанность и практическое значение избранной темы, формулируются объект и предмет исследования, определяются цель и задачи выпускной квалификационной работы, обозначается рабочая гипотеза, называются методики исследования и указывается структура выпускной квалификационной работы. Рекомендуемый объем введения – 2,5 -3 страницы.

Актуальность – это важность избранной темы для педагогики в научном и практическом плане.

Разработанность – это краткий обзор научных работ и публикаций по проблеме исследования.

Объект исследования – это педагогическое явление, рассматриваемое у определенной категории испытуемых (у людей определенного возраста, пола, статуса). Объект исследования формулируется исходя из проблемы исследования.

Предмет исследования – это конкретный педагогический процесс, психологическое свойство личности или психологическое состояние, которое изучается у испытуемых. Предмет исследования формулируется исходя из объекта исследования. Предмет исследования, как правило, это одна из сторон объекта. Например, если объектом исследования являются личностные особенности подростков, то предметов являются особенности самооценки и мотивации подростков (т.к. самооценка и мотивация – это личностные характеристики). Таким образом, предмет устанавливает познавательные границы исследования, т.к. один и тот же объект может предполагать множество предметов исследования.

Цель исследования определяет направление исследования. Как правило, цель исследования перекликается с названием темы исследования. Например, если тема выпускной квалификационной работы: «Особенности поведения подростков разного пола в конфликтных ситуациях общения», то целью исследования является изучение стиля поведения в конфликте у мальчиков и девочек подросткового возраста.

Цель выпускной квалификационной работы конкретизируется в задачах. Задачи – это конкретные шаги, которые необходимо выполнить для достижения цели. Например, для достижения цели, сформулированной в предыдущем абзаце, необходимо сделать обзор литературы и источников по проблеме исследования, подобрать и подготовить диагностические методики для проведения исследования, провести диагностику стилей поведения конфликтов у подростков, выявить стилевые особенности поведения в конфликте.

Гипотеза исследования выдвигается для выявления определенных фактов, которые исследователь должен подтвердить или опровергнуть. Например, можно предположить, что у девочек, в силу их социальной направленности, будут наблюдаться такие стили поведения в конфликте как сотрудничество и компромисс, в отличие от мальчиков, у которых будут наблюдаться склонность к соперничеству. В ходе исследования наше предположение может как подтвердиться, так и быть опровергнутым.

Для проверки гипотезы в исследовании используются диагностические методики. Те методики, которые автором выпускной квалификационной работы были использованы, также должны быть перечислены во введении.

Во введении также указывается структура выпускной квалификационной работы: наличие основных разделов выпускной квалификационной работы и приложения, количество таблиц и рисунков. Например, выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа) состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), заключения, списка литературы и двух приложений.

Текст, расположенный между введением и заключением, составляет основную часть выпускной квалификационной работы. Она традиционно включает в себя две главы: теоретическую и практическую.

В теоретической главе осуществляется критический обзор литературы по проблеме исследования. В ней раскрывается история и теория исследуемой проблемы, освящаются различные подходы и аспекты ее решения. При написании теоретической главы студент должен продемонстрировать свои умения логично, четко, ясно и лаконично излагать материал, делать теоретические обобщения и формулировать выводы.

В выпускной квалификационной работе студенты должны описывать достоверные факты. Поэтому в работе следует использовать библиографические ссылки – ссылки на литературу и иные источники. Рекомендуется использовать внутритекстовые ссылки.

Внутритекстовые ссылки помещаются в самом тексте в квадратных скобках, в которых через запятую указывается два числа: первое число обозначает номер источника цитирования по списку литературы, второе число – номер страницы цитируемого источника. Например,

Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическим особенностями человека [38, с. 213].

Каждый параграф теоретической главы выпускной квалификационной работы необходимо заканчивать выводами. Выводы – это итог размышлений. Например,

Таким образом (итак, исходя из рассмотренного ранее…), мы видим, что до сих пор является дискуссионным вопрос о самом определении малой группы, о ее наиболее существенном признаке. Так же не решен вопрос о количественных параметрах малой группы, нижнем и верхнем ее пределах. Одной из причин этого является отсутствие единого теоретического подхода при рассмотрении данной проблемы.

В параграфах практической главы раскрываются процедура, методики и результаты самостоятельного экспериментального исследования студента. В описание процедуры исследования включается информация об объекте, предмете, цели, задачах и гипотезе исследования (эти данные перекликаются с информацией из введения). Обязательно указываются особенности выборки испытуемых, т.е. людей, которые приняли участие в эксперименте (указывается, кто принимал участие в эксперименте (студенты какого вуза и факультета, сотрудники какой организации, дети какого класса и школы, какой группы детского сада т.п.), указывается количество испытуемых, их возраст, пол. Далее даются сведения о методиках исследования: название методики, цель методики (какое психологическое явление она изучает), инструкция, особенности проведения и обработки данных (образцы пустого бланка методики, а также заполненные испытуемыми бланки следует поместить в приложение).

Особенности проведения диагностики. Прежде чем проводить педагогическую диагностику испытуемых, необходимо тщательно изучить инструкции методик, отрепетировать диагностическую процедуру (например, попробовать на себе провести методики). Необходимо также заблаговременно заготовить бланки для ответов испытуемых. Если исследование проводится анонимно, то бланки по всем используемым методикам должны быть скреплены между собой «в единый пакет» и каждый пакет пронумерован шифром (например, испытуемый № 1, испытуемый № 2 и т.д.). На таком анонимном бланке требуется также указать возраст (сколько полных лет) и пол испытуемого, т.к. это тоже может быть важным с точки зрения исследования. В ходе проведения исследования испытуемых следует ознакомить с инструкцией к каждой методике.

Обработка и анализ результатов экспериментального исследования. После сбора бланков полученные данные необходимо обработать (все подсчеты ведутся исходя из описания методики). Полученные после обработки результаты необходимо занести в сводную таблицу, где будут отражены результаты диагностики каждого испытуемого по всем методикам (см. Приложение 6). Сводная таблица помещается в приложение.

Далее, исходя из сводной таблицы, формируются таблицы, со средними показателями по группе испытуемых в целом, а также со средними показателями внутри групп испытуемых, выделенных исходя из цели, задач и гипотезы экспериментального исследования (см. Приложение 6). Эти таблицы должны быть соответствующе оформлены, иметь номер и название. Они включаются в текст практической главы выпускной квалификационной работы и анализируются. В самом тексте обязательно должна быть ссылка на соответствующую таблицу. Например, результаты диагностики представлены в Приложении 3.

Для большей наглядности в текст выпускной квалификационной работы можно включать диаграммы, графики, рисунки, схемы и др. Они также располагаются внутри самой работы и должны иметь номер и название (см. Приложение 7). В тексте выпускной квалификационной работы обязательно должна содержаться ссылка на графический материал.

Анализ и интерпретация результатов диагностики происходит по типовой схеме. Сначала обозначается изучаемое качество, далее следует ссылка на соответствующую таблицу (и/или рисунок). Затем следует сама таблица (и/или рисунок). Ниже таблицы помещается описание результатов, представленных в ней, и их интерпретация (см. Приложение 7).

В конце параграфа, посвященного анализу результатов экспериментального исследования обязательно должны помещаться выводы.

Заключение содержит краткую формулировку результатов, полученных в ходе теоретического анализа и экспериментального исследования, практические рекомендации и предложения, в том числе и по перспективам дальнейшего изучения проблемы.

В список литературы студент включает все использованные источники в алфавитном порядке. Преимущественно это должны быть источники и литература, выпущенные за последние пять лет. Нумерация всех видов источников сквозная.

Список использованных источников представляет собой перечень использованных в работе источников в алфавитном порядке в соответствии с ГОСТ 7.1-2008 "Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления."

Текст дипломной работы печатается на одной стороне листа белой бумаги формата A4 (297 × 210 мм).

Страница с текстом должна иметь поля:

- левое – 30 мм,

- правое – 10 мм,

- верхнее и нижнее – 20 мм.

Текст печатается через полтора интервала. Размер шрифта (кегль) – 14. Тип шрифта –Times New Roman. Цвет шрифта – черный. Абзацный отступ (красная строка) – 1,25 см все страницы, включая иллюстрации и приложения, нумеруются. Нумерация листов осуществляется по порядку без пропусков и повторений, причем первой страницей считается титульный лист, на котором номер страницы не ставится, на следующей странице ставится цифра "2" и т.д., порядковый номер страницы ставится на середине верхнего поля страницы.

5.2 Текст работы по объему составляет около 60-70 страниц указанного ниже формата. Дополнительно в работу могут быть включены приложения, макеты, презентации и т.д. В рекомендуемый объем ВКР объем приложений не учитывается. Иллюстративный материал (таблицы, рисунки, тексты программ и др.) может быть вынесен в приложения. Содержание приложений имеет дополнительное (обычно справочное) значение, но необходима для более полного освещения темы.

 

Полужирный шрифт используется при выделении заголовков структурных частей дипломной работы (Содержание, Введение, Заключение, Литература, Приложение) и при выделении названий глав, параграфов, выводов по главе. Основной текст обязательно выравнивается по ширине.

«Висячие строки» внизу и вверху страницы убираются.

Текст набирается с соблюдением следующих правил.

Используются «кавычки-ёлочки», для вложенных кавычек – "кавычки-лапки".

Не отделяются при переносе из одной строки в другую (ставится неразрывный пробел Shift+Ctrl+Пробел):

- фамилии от инициалов (Иванов А.А.);

- сокращенные слова от имен собственных, к которым они относятся, (тов. Иванов, г.Москва, ул. Парковая);

- цифры и буквы со скобкой или точкой (при перечислении) от следующего за ними слова;

- римские или арабские цифры от их сокращенных или полных наименований (1970 г., 1000 руб., ХХ век);

- знаки и обозначения от следующих за ними цифр (№ 75).

Не отбиваются:

- точки или запятые от предыдущего текста;

- многоточие, как и знак паузы, от предшествующего и следующего за ним слова;

- тире между цифрами, обозначающими пределы величины (1-5);

- тире от запятой и кавычки;

- знак дефис между союзами и при переносе (что-то);

- кавычки и скобки от заключенных в них слов;

- знаки сноски от предшествующей точки или запятой;

- знаки процентов, градусов минут, секунд от цифры;

- знаки плюс, минус и плюс-минус.

Отбивают:

- тире между словами с обеих сторон (Москва – столица России);

- тире в прямой речи в начале абзаца;

 

5.4 Оформление заголовков структурных элементов

 

Заголовки разделов: Содержание, Введение, Заключение, Литература, Приложение не нумеруются. Главы основной части работы не являются структурными элементами, таким элементом является только вся основная часть в целом. По ГОСТ 7.32-2001 заголовки структурных элементов работы оформляют заглавными буквами (Caps Lock) без точки в конце, располагают в середине строки (выравнивание по центру) без абзацного отступа. Тип шрифта заголовков – Times New Roman, полужирный. Размер шрифта (кегль) – 14. Каждый структурный элемент должен начинаться с новой страницы.

 

Пример

 

Введение

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: