дать правовое описание и основания возникновения публичного сервитута.




Объект исследования в данной работе: общественные отношения, складывающиеся в сфере установления, регистрации и прекращении сервитута.

Предмет исследования: правовое регулирование сервитутов.

Информационную базу работы составили: проведенные исследования и прочие труды российских и иностранных ученых, посвященные вопросам вещных прав и земельным отношениям; российские законодательные правовые акты, регулирующие проблемы, связанные с правом ограниченного пользования участком.

Теоретическую базу изучения составляют положения и выводы, содержащиеся в работах российских и зарубежных ученых: А.Смита, Ю.Барона, С.ф.Коксенжи, И. Бентама, Д. Макснзи; К.П.Победоносцева, И. Малиновского, К.А. Неволина, Г.В. Чубукова, М.Ю. Тихомирова., A.M. Гуляева и.т.д Также применялись произведения нынешних ученых по проблемам, связанными с вещными правами и сервитутами. Это труды таких ученых, как И.А.Иконицкая, О.И. Крассов, Ю.К. Толстой.

В работе использовались такие способы как анализ, сравнение и дедукция.

Данная работ состоит из двух глав, включающих в себя шесть и два параграфа соответственно.

 


ГЛАВА 1. Понятие сервитута в Российском законодательстве.

§ 1.1. Объект и содержание сервитутов.

Под объектом в праве понимается то, на что направлено некое действие. Так объектом ограничения правом пользования (сервитута) может быть, исходя из нормы ст.274 п.1 ГК [1], «земельный участок и другая недвижимость». Т.е объектом наложения сервитута в земельном праве являются участки и их части. Земельный участок определен в ЗК РФ в ст.11.1. как «часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами».

В ЗК в ст. 23 сервитут определяется как «право ограниченного пользования чужим земельным участком». Установление на земельный участок сервитутного права не подразумевает отстранения собственника от пользования этой вещью, а только лишь его ограничивает, иначе бы в противном случае, такая норма противоречила бы приобретенным правом владения, пользования и распоряжения собственником своим имуществом, определенной в ст.209 ГК РФ. Данная мысль нашла свое подтверждение в ст.274 п.2 ГК РФ.

В соответствии с нормами ст.274 ГК РФ сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим, на основаниях законодательно принятого на это права установления сервитута (государственный орган или собственник недвижимого имущества), и собственником соседнего участка. Сервитут может быть установлен по требованию лица, участок которому дан на праве пожизненного наследуемого владения или на праве постоянного (бессрочного) пользования.

В соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» [10] ст. 27 п.1. и п.2. соглашение об установлении сервитута подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут. Сам сервитут вступает в силу только после его регистрации в Едином государственном реестре прав. Если сервитут относится к части земельного участка к документам, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается кадастровый паспорт такого объекта недвижимости, на котором отмечена сфера действия сервитута.

Законодатель защитил одновременно права лица, требующего установить сервитут, и собственника, применяя к ним норму ст.274 п.3, в результате которой в случае недостижения между сторонами соглашения об установлении и/или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Отдельно права собственника законодательно защищены в ст. 274 п.5 и п.1. ГК РФ. Так собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе, требовать от лиц, в интересах которых введен сервитут, соразмерную плату за пользование этим участком, если иное не предусмотрено законом. ГК РФ и ЗК РФ в своих нормах ограничил круг возможных условий наложения права ограниченного пользования чужим земельным участком. В соответствии с ГК РФ частный сервитут может быть установлен для «обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута». Полный перечень условий наложения публичного сервитута описан не в нормах ГК РФ, а в нормах ЗК РФ в ст. 23 п.3, включающий девять возможных условий.

Действующее законодательство определяет два вида сервитутов в ЗК ст.23 п.1 и п.2 – частный и публичный. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством ст. 274, зачастую по соглашению между собственниками соответствующих земельных участков. Публичный же сервитут устанавливается законом или иным нормативно-правовым актом РФ, субъекта РФ, органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения. Установление публичного сервитута из нормы п. 2 ст. 23 ЗК РФ осуществляется с учетом итогов общественных слушаний. Процедура их проведения описана в нормаьтивно-правовых актах субъектов РФ. Так в Московской области порядок их проведения общественных слушаний по поводу наложения публичного сервитута регулируется ст.13 Закона МО от 07.06.1996 г. № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области». Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 12.07.2004 г. № КГ-А40/5399-04 не признало возможным требовать право установление сервитута арендатором. Нормы п. 2 ст. 13 ФЗ N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» утверждают, что при переходе прав на объект недвижимости, обремененный сервитутом, к другому лицу сам сервитут сохраняется до окончания его срока действия, если он установлен.

Законодательство в ст.23 п.4. разобщило сервитуты на срочные и срок которых устанавливается без ограничения по времени (постоянные). Особый вопрос занимает проблема установления срока действия права публичного сервитута на земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд. Срок таких сервитутов из норм этой же статьи не может превышать срока резервирования таких земель.

Согласно нормам ст. 276 ГК РФ сервитут может быть прекращен в случае совместного решения (частный сервитут), в результате окончания срока действия и по требованию собственника, обремененного сервитутом на земельном участке, по причине прекращения оснований, по которым он был установлен. Защищая права собственника участка, законодатель установил, что если в результате обременения сервитутом собственник не может использовать его в соответствии с назначением, он вправе требовать по суду прекращения сервитута.

В процессе судебного разбирательства назначается судебная землеустроительная экспертиза, в результате которой назначенный судебный эксперт устанавливает наиболее приемлемый метод ограниченного пользования земельным участком. Такая экспертиза может быть и не назначена судом, в таком случае она производиться по собственной инициативе. Результатом экспертизы является решение, которое и разрешает возникший спор.

Т.к в соответствии со ст.23 п.6. ЗК РФ собственник земельного участка, обремененного сервитутом, имеет право требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых он установлен, существует необходимость определения значения термина «соразмерная плата». Методические рекомендации [17] по оценке соразмерной платы за сервитут определили, что под «соразмерной платой за сервитут» понимается «плата за пользование чужим земельным участком или иным объектом недвижимости на праве ограниченного пользования чужим земельным участком или иным объектом недвижимости (сервитуте), выплачиваемая собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, лицом, в интересах которого сервитут установлен (при установлении частного сервитута), либо выплачиваемая собственнику земельного участка органом государственной власти, органом местного самоуправления, нормативным правовым актом которого сервитут установлен (при установлении публичного сервитута), величина которой равна размеру убытков, причиненных собственнику обремененного сервитутом земельного участка или иного объекта недвижимости, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута».

 

§ 1.2. История возникновения сервитута.

История возникновения сервитута берет свое начало из Римского права, в котором уже в то временя было позволено совокупное пользование угодьями и наделами. Из ранних источников известно, что сервитут, как право ограниченного пользования, впервые был описано в законах – «XII таблиц», которые были созданы привилегированной комиссией, состоящей из 10 человек. Эти законы регулировали практически все сферы деятельности. В этих таблицах правовые нормы были изложены подряд и не разделялись на отрасли и подотрасли. Можно утверждать, что таблицы представляют собой «первый писанный источник права Древнего Рима» [11].

В законах очерчивались определенные правила строительства и нормы сельскохозяйственных отношений: «… если (ставить) забор, – то нужно отступать (от соседнего участка) на один фут, если – дом для жилья, то отступать на два фута… если сажают оливу или смоковницу, отступать от соседнего участка на 9 футов, а прочие деревья – на 5 футов». Кроме этого, давались нормы правила пользования и владения: «… Деревья на высоте 15 футов кругом обрезались для того, чтобы их тень не причиняла вреда соседнему участку». Подобные ограничения вводились из-за общего пользования объектами: колодцем, садом и.т.д.

Сервитуты, установленные для сельскохозяйственных участков, было принято называть «сельскими». К «сельским» сервитутам относились дорожные и некоторые водные сервитуты, даже ког­да они в некоторых случаях предназначались для городских земельных участ­ков [12].

Из них надлежит выделить четыре древнейших сервитута:

a) пра­во прохода пешком, на лошади или в носилках:

б) право прогона скота;

в) право проезда на телеге с поклажей;

г) право проведения воды.

Так же имелись и отдельно городские сервитуты, связанные с обустройством города.

Римское право обусловливало четкие формы прекращения права ограничения земельных участков. Предиальные сервитуты сельского типа перестовали существовать, если они не были использованы более двух лет. Стоит отметить, что в Римском праве было принято разделять участки на «способствующие» и «господствующие», тогда, при условии, что лицо приобретало в собственность эти два участка, сервитут автоматически прекращал существовать.

Защита сельских сервитутов осуществлялась в судебном порядке: претор давал ущемленному в правах вещный иск, ответчиком по которому мог быть не только собственник земельного участка (например, посягнувший на право прохода через этот участок), но и также третье лицо, которое препятствовало действию сервитутного права. Истец доказывал в суде основания установления земельного сервитута и требовал его восстановления. Позже были установлены особые средства преторской защиты земельных сельских сервитутов, такие как «интердикты». Они защищали право прохода и проезда через чужой участок, право выгона скота на водопой, право проведения воды.

В России первое упоминание об сервитутном праве возникло в Соборном уложении 1649 года. В нем указывалось наличие права на пользование чужой вещью: право покосов чужих полей, рыбной ловли, пушной охоты в лесах на землях, принадлежавших другому владельцу.

Слово «сервитут» было включено в российское законодательство только в ХVIII веке в Положении о нотариальной части в ст. 159. Тогда сервитут определялся как «вещное право пользования чужим имуществом в определенном отношении, не обязывающее собственника к положительным действиям». Сервитуты разделялись на личные и предиальные, принадлежащие субъекту как собственнику определенного недвижимого имущества. После основополагающим актами влияющими на развитие сервитутного права стали Манифест об отмене крепостного права от 19 февраля 1861 г. и далее и Закон Государственной Думы от 14 июня 1910 г. А до этого сервитуты применялись для разрешения земельных споров между соседями.

Однако развитие сервитутного права пришло на спад с принятием Декрета ВЦИК «О социализации земли». С того обстоятельства земля и другая собственность переходила в руки Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. Земля объявлялась «единым государственным земельным фондом», а установление сервитутов утратило свою необходимость. Стагнация в развитии сервитутного права закончилась в результате земельной реформы 1 января 1991 года, когда вступили в силу Законы РСФСР «О земельной реформе» и «О крестьянском
(фермерском) хозяйстве», позволившие иметь земельные участки на правах собственности.

Вторым толчком в развитии сервитутного права становится принятие нового Земельным кодекса в 1991 году и закон «О плате за землю», которые определили правовую базу различных форм земельной собственности: государственной, муниципальной, частной

 


§ 1.3.Цели и условия установления сервитута.

Осуществление хозяйственной деятельности на земельных участках или их частях естественно связано с взаимодействием между их правообладателями (собственниками). В практике часто проход или проезд к конкретному земельному участку можно обеспечить только в случае наложения неких ограничений на соседний (чужой) земельный участок. Кроме того, за счет соседнего земельного участка зачастую требуется подвести различные инженерные коммуникации (свет, газ и др.), обеспечить водоснабжения и мелиорацию и.т.д. Т.е. существует такая потребность правообладателей земельного участка и иного недвижимого имущества, которая может быть обеспечена только в результате использования соседнего земельного участка или капитального объекта.

Указанные выше нужды могут быть удовлетворены за счет установления сервитутного права – права ограниченного пользования чужим (соседним) земельным участком. Так, правообладатель земельного участка, в пользу которого устанавливается сервитут в результате совместного соглашения или решения суда, приобретает право беспрепятственно пользоваться соседним земельным участком в объеме необходимом для удовлетворения его хозяйственных нужд.

Вместе с тем, на практике установление сервитута в отношении соседнего земельного участка (объекта недвижимости) является сложным организационно-правовым процессом. Происходят случаи, когда собственники земельных участков злоупотребляют возложенным правом на установление сервитута в отношении соседних участков, осознанно увеличивая размеры необходимого пользования. Таким образом, приобретение права пользования чужим земельным участком, а также защита прав в отношении недвижимого имущества, которое обременяется сервитутом, требуют юридического сопровождения.

В связи с вышеизложенным, любому лицу, имеющему потребность вступить в отношения по установлению сервитута необходимо учитывать условия его установления, которые описаны в Главе 1, § 1.1. В качестве оснований возникновения сервитута в соответствии с законодательсвтом могут выступать: соглашение сторон, судебное решение — в случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута и нормативное предписание.

Стоит отметить, что в соглашении об установлении сервитута, как основания его возникновения, указывается конкретный вид сервитута, а на крупномасштабном плане определяется та часть земельного участка, на которую распространяется данное право (если сервитут установлен на его часть). В соглашение сторон при установлении сервитута необходимо определить размер платы и меры ответственности в случае неисполнения сторонами условий соглашения.

 

§ 1.4. Отличие сервитута от обязательных (договорных) отношений между правообладателями недвижимого имущества.

Для обеспечения своих хозяйственных нужд правообладатели соседних земельных участков могут и не прибегать к установлению сервитутного права. Законодательство позволяет урегулировать отношения договором на оказание услуг по проходу, проезду и др., или вступить в иные обязательственные отношения.

Однако, установление сервитута дает больше правовых гарантий лицу, в пользу которого он устанавливается. Так, например, отчуждение земельного участка (объекта недвижимости), обременённого правом ограниченного пользования (сервитутом), не является основанием для прекращения такого права. Кроме того, размер платы за пользование сервитутом, определяется в соответствии с четкими порядком, определенным действующими нормативными актами и устойчиво сложившейся судебной практикой. Тогда как, в рамках обязательственных отношений собственники обременяемых объектов зачастую искусственно завышают плату за пользование, принадлежащим им недвижимым имуществом.

Необходимо отметить, что наличие между сторонами каких-либо обязательственных правоотношений не исключает возможности установления сервитута. Т.е. если между правообладателями соседних земельных участков уже заключен, например, договор на осуществление проезда через один участок к другому, но данный договор не зарегистрирован в ЕГРП, как соглашение об установлении сервитута, то стороны по-прежнему вправе урегулировать свои отношения именно с помощью установления сервитута.

 

 

§ 1.5.Действующее законодательство, регулирующее сервитутные отношения в земельном праве.

В современной России право ограниченного пользования земельным участком (сервитут) закреплено в п.4.10 Указа Президента об «Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации». В соответствии с Указом Президента, «для продаваемых при приватизации застроенных земельных участков устанавливаются следующие публичные сервитуты, в соответствии с которыми собственники таких участков обязаны обеспечить безвозмездное и беспрепятственное использование объектов общего пользования (пешеходные и автомобильные дороги, объекты инженерной инфраструктуры), существовавших на момент передачи земельного участка в собственность: возможность размещения на участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; возможность доступа на участок соответствующих муниципальных служб для ремонта объектов инфраструктуры». Изменение или введение новых публичных сервитутов может осуществляться только федеральным законом или принятыми в соответствии с ним нормативно-правовыми актами.

Позднее правила установления сервитутов были закреплены в 1994 г. ГК РФ в ст. 274-277. Правовому регулированию сервитута в отношении земельных участков и частей земельных участков посвящена и ст.23 Земельного кодекса РФ.

В ГК РФ даны основные положения и сформулировано определение термина «сервитут» в ст. 274, которое отвечает классической концепции сервитута, принятой в континентальных европейских странах. ЗК РФ разделил понятие публичного сервитута и частного, определил порядрк установления публичного сервитута и.т.д.

К источникам регулирования сервитутного права необходимо отнести нормативно-правовые акты субъектов РФ, такие как Закон г. Москвы N 48 «О землепользовании в городе Москве»[17], и нормы федерального значения: ФЗ N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ФЗN 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»(ст. 15.2), ФЗ N 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ст. 32), ФЗ РФ N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и т.д.

Отдельно стоит отметить нормы действующего БК РФ ст.179.4, ГрадК РФ ст.43, НК РФ ст.333.33 и ЛК ст.9, которые дополнительно регулируют сервитутное право.

Остается открытым вопрос об оценке земельных участков, обремененных сервитутами. Известно, что при заключении договора аренды арендодатель обязан предупредить арендатора о всех правах третьих лиц на сдаваемое в аренду имущество (сервитуте, праве залога и т.п.). Неисполнение обязанности дает арендатору право требовать уменьшения арендной платы либо расторжения договора и возмещения убытков.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления которые, осуществляют экономическую оценку полезности введения публичного сервитута, а собственник участка, в свою очередь, экономически аргументирует будущие или настоящие потери от ограничения своих прав на природные полезности земельного участка. Другими словами, возникает необходимость оценки рыночной стоимости так называемой «соразмерной платы» за причиненные неудобства собственнику такого земельного участка.

Для определения рыночной стоимости земельных участков в законодательной базе Российской Федерации существуют следующие документы: ФЗ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» от 16 июля 1998 г. в ред. Федеральных законов от 27.02.2003 № 29-ФЗ);ПП Об утверждении стандартов оценки № 519 Федеральные стандарты оценки: ФСО №1, ФСО №2, ФСО №2;Распоряжение Минимущества РФ № 568-р «Об утверждении методических рекомендаций по определению рыночной стоимости земельных участков»; Распоряжение Минимущества РФ № 1102-р «Об утверждении методических рекомендаций по определению рыночной стоимости права аренды земельных участков».

Согласно ст. 66 ЗК РФ рыночная стоимость земель устанавливается в соответствии с ФЗ «Об оценочной деятельности». Рыночная стоимость может быть определена для земельных участков которые имеют правоустанавливающие документы.

Сегодня возникает сложность при определении дохода, так как выделить ту часть, которая именно и будет приносить доход, практически невозможно.


§ 1.6. Лица, обладающие правом требовать установления сервитута.

В соответствии со ст. 234 ГК РФ в целях установления сервитута вправе обратиться собственник земельного участка либо иного объекта недвижимого имущества. Основания возникновения права собственности - это те юридические факты, перечень которых заключен в ст. 8 ГК РФ. ГК РФ в ст.209 под собственником понимается лицо, управомоченное правами владения, пользования и распоряжения имуществом. Исходя из нормы ст. 15 ЗК собственностью граждан и юридических лиц могут являются земельные участки, приобретенные ими по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с ФЗ «О Государственной границе Российской Федерации», и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Кроме того, ст. 234 ГК РФ определяет право требовать утверждения сервитута имеют обладатели земельных участков на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного бессрочного пользования.

Лица, использующие недвижимое имущество на основании каких-либо иных прав (аренда) не вправе требовать установления сервитута. Однако их права на проход проезд и др. нужды могут быть защищены предъявлением требований о нечинении препятствий в пользовании, принадлежащим им недвижимым имуществом.


ГЛАВА 2. Частный сервитут в земельном праве.

§ 2.1. Понятие частного сервитута и его обоснованность.

Исходя из вышесказанного, в земельном законодательстве термин «сервитут» обозначает «ограниченное право пользования чужим земельным участком». Частные сервитуты устанавливаются в интересах конкретных физических или юридических лиц по их личной инициативе в их интересах на весь участок или его часть, а не по инициативе действующего государственного органа РФ.

Примером частного сервитута служит установленное легальное право соседей пользоваться водонапорной башней, расположенной на территории другого собственника или прокладка линий электропередачи, связи или трубопроводов по соседним земельным участкам. Сервитут относят к вещному праву, таким образом он будет существовать до тех пор, пока существует сам интерес: право пользования дорогой, водонапорной башней и т.д. Стоит отметить, что сервитут не может передаваться третьим лицам.

Соглашение о частном сервитуте стоит рассматривать как некий договор, заключенный сторонами. В этом соглашении должна быть предусмотрена обязанности лица, в интересах которого сервитут установлен, по выплате лицу, определен земельный участок который обременен сервитутом, соразмерная плата за сервитут, а также может быть установлен срок оплаты.

Главные условия установления сервитута описаны в Главе 1. § 1.1. Согласно ст. 274 ГК РФ частный сервитут может устанавливаться для «обеспечения прохода через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопровода, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута». Виды частных не земельных сервитутов перечислены в ч.1 ст. 44 ВК РФ и в п.3 ст. 64 ГрадК РФ.

Частный сервитут не зависит от собственника земельного участка, так он сохраняется в случае перехода прав на земельный участок к другому лицу (ч. 1 ст. 275 ГК РФ). Так собственнику участка, обремененного сервитутом, необходимо при его продаже проинформировать о сервитуте будущего покупателя, иначе в случае предоставления продавцом заведомо ложной информации об обременении земельного участка покупатель вправе потребовать уменьшения покупной цены или расторжения договора купли-продажи земельного участка, и возмещения причиненных ему убытков (ст.37 п.3.ЗК РФ).

Публичный сервитут не зависит от желания собственника. Постановлением от 24 марта 2005 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» Пленум ВАС Российской Федерации установил, что положения, содержащиеся в статье 52 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пункте 2 статьи 23 Земельного кодекса РФ, взаимосвязаны, «рассмотрение заявлений о признании недействующими нормативных правовых актов об установлении публичного сервитута, принятых органами местного самоуправления, относится к компетенции арбитражных судов; а споры между органом, установившим публичный сервитут, и собственником земельного участка, землевладельцем, землепользователем, связанные с необоснованным отказом в изъятии, в том числе путем выкупа земельного участка, несогласием с выкупной ценой или размером убытков, причиненных установлением такого сервитута, подлежат рассмотрению в арбитражных судах независимо от того, какой орган установил сервитут». Согласно ст. 191 АПК РФ, «производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц, обратившихся с требованием о признании такого акта недействующим».

Следовательно, акты ОМС, устанавливающие публичный сервитут, могут быть обжалованы в арбитражных судах, в этом состоит отличие данной разновидности сервитута от частного сервитута, установление которого в одностороннем порядке невозможно, из-за чего неизбежно возникают сложности правоприменения. В настоящее время на основании ст.13ФЗ № 122-ФЗ «О государственной регистрации недвижимого имущества и сделок с ним» все сервитуты регистрируются в ЕГРП и вступают в силу только после их регистрации в указанном реестре.

На основании ст. 13 Закона о регистрации и п.18 методических рекомендаций «О порядке государственной регистрации сервитутов на земельные участки», утвержденных приказом Минюста России № 132, государственная регистрация публичного сервитута проводится с обязательным уведомлением правообладателя объекта недвижимого имущества в течение не более чем пяти рабочих дней со дня проведения государственной регистрации.

Согласно ст. 23 ЗК РФ, публичный сервитут на земельный участок устанавливается законом или иным нормативно-правовым актом органа государственной власти или ОМС в случае, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления, местного населения. Публичный сервитут на земельный участок устанавливается с учетом результатов общественных слушаний. Несоблюдение данного условия является основанием для признания акта недействительным (постановление Федерального арбитражного суда (ФАС) Московского округа (МО) от 01.02.2005 № КГ-А40/13218-04, постановление ФАС МО от 22.11.2004 № КА-А41/7464-04, постановление ФАС ПО от 10.04.2003 № А12-17236/02-С43, постановление ФАС Уральского округа от 25.11.2004 № Ф09-3898/04-ГК). Однако имеется и противоположная судебная практика.


§ 2.2.Основания возникновения и прекращения частного сервитута.

Соглашение, как основание возникновения сервитутных прав предусмотрен в п. 3 ст. 274 ГК РФ и в ст. 8 ФЗ «О товариществах собственников жилья», а также в п.1 ст. 27 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Участником такого договора с одной стороны является сервитутодатель, а с другой стороной договора выступает сервитуарий - лицо, в пользу которого устанавливается данное сервитутное право. Если требование о предоставлении сервитута связано с необходимостью использования недвижимости, находящейся на земле другого собственника, сервитуарием может быть не только собственник недвижимости, но и обладатель права хозяйственного ведения и права оперативного управления на это имущество, то есть государственные или муниципальные унитарные предприятия и учреждения (ст. 294, 296 ГК РФ). Предметом соглашения выступает право на предоставление сервитуарию права ограниченного пользования сторонним земельным участком или иной недвижимостью.

Судебное решение как основание возникновения сервитутов установлено нормой п.3 ст.274 ГК РФ, в ВК РФ п.5, в ст.8 ФЗ «О товариществах собственников жилья», в п.1 ст. 17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Если стороны не могут прийти к общему решению об определении условиий данного соглашения, то сервитут может быть установлен и на основании судебного решения, вступившего в силу, вынесенного по иску лица, требующего установления сервитута для достижения собственных целей. Судебное решение не нуждается в государственной регистрации.

Возможность установления сервитутов на основании актов органов государственной власти и органов местного самоуправления предусмотрена только в отношении частных лесных сервитутов и публичных земельных сервитутов (ст. 9 ЛК РФ, ч. 2 ст. 23 ЗК РФ) и здесь не рассматривается.

Частный сервитут может быть прекращен в соответствии с нормой ст. 276 ГК РФ. Основаниями прекращения служит письменное требование собственника земельного участка, обремененного сервитутом, ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен или в случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, если в результате обременения сервитутом он не может использоваться в соответствии с целевым назначением.

Публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствии с ЗК ст. 6 объектами земельных отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки и их части. Такое определение объекта установлено не случайно. Земля обладает отличительной ценностью, становясь местом обитания живых существ, базисом для размещения производительных сил и основным источником средством производства. Земля, в соответствии с принципами, изложенными в ст.1 ЗК РФ, является и средством производства, и объектом отраслевого законодательства, и основой жизни и деятельности народов, проживающих на территории государства. Понимая это, законодательство осознанно устанавливает приоритет охраны земли в том числе земель особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, определяет платность использования земли и ее деление по целевому назначению.

Принятие ЗК РФ, введенного в действие гл.17 ГК РФ, дало широкое развитие в отношениях касаемых права собственности и иных вещных прав на землю. Среди вещных прав на землю особое место занимает земельный сервитут - право ограниченного пользования чужим земельным участком. Анализ действующего российского законодательствав данной работе позволил сформулировать единый перечень сервитутных прав и подразделить сервитуты на публичные и частные, на постоянные и срочные по соответствующим признакам.

В данной работе были изложены главные положения, определяющие объект и субъект сервитутных правоотношений, описаны нормы регулирующие их права и обязанности.

В целях правильного понимания последующего развития сервитутного права в РФ была рассмотрена история возникновения сервитута и основные его источники, определены нормы, регулирующие правоотношения, возникающие в результате ограничения права пользования земельным участком.

В работе было приведено отличие сервитута от обязательных (договорных) отношений между правообладателями недвижимого имущества. Рассмотрен вопрос содержания сервитутного права.

Данное исследование института сервитута выявило ряд проблем, которые требуют своего разрешения. К ним можно отнести пока не четкое разграничение норм ГК и ЗК, применяемых в отношении сервитутного права. Очевидным стает вопрос определения земельного сервитута только в нормах земельного законодательства. Такое решение упростило бы применеие данного вещного права.

Анализ позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего развития и совершенствования данного института.

 


Список литературы

1.Гражданский кодекс, от 30.11.1994 № 51 – ФЗ

2.Земельный кодекс РФ в ред. от 14.03.2009 N 32-ФЗ

3.Закон РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

в ред. от 08.05.2009 N 93-ФЗ

4.Закон РФ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ с изменениями от 4 декабря 2006 г., 13 мая 2008 г.

5. Земельное право России: Учебник. - М., 2002. - С.72.

6. Комментарий к Земельному кодексу РФ Под ред. Г.В. Чубукова, М.Ю. Тихомирова. - М., 2001. - С. 121-122.

7. Копылов А.В. Вещные права на землю. - М.: Статут, 1999. - С.59.

8. Овчинникова А.Т. Право ограниченного пользования чужим земельным участком. - СПб.: Питер, 1997. - С.81.

9. Тимонина Ю.В. Ограничение вещных прав на землю. - М.: 2002. - № 1. - С.4.

10. ФЗ от 09.06.2003 N 69-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

11. Гражданское право: В 4 т. Том 2: Вещное право. Наследственное право. Исключительные права. Личные неимущественные права: Учебник. 3-е издание, переработанное и дополненное. Под ред. Е. А. Суханова. М. Волтерс Клувер, 2008 — 668 с.

12. Гражданское уложение Германии: пер. с нем. /Науч. ред. А. Л. Маковский и др. -2-е изд., доп., науч. — М.:Волтерс Клувер, 2010. — 816 с

13. Емелькина И. А. Система ограниченных вещных прав на земельный участок: монография / И. А. Емелькина — [Электронный ресурс] Гарант-Студент: — 2012 г.

14. Жилищный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон [принят Гос. Думой, 22.12.2004 г] — [Электронный ресурс] Гарант



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: