Раздел 6. Основы тригонометрии




Изучив раздел, студенты должны знать: формулы половинного угла, свойства обратных тригонометрических функций, определения арксинуса, арккосинуса и арктангенса; уметь: преобразовывать сумму тригонометрических функций в произведение и наоборот, решать простейшие тригонометрические неравенства.

Познакомившись на занятиях с основными тригонометрическими тождествами, формулами приведения, при самостоятельном изучении, используя учебник Ю.М. Колягина «Математика», с.288-291, с.293-296, студентам необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

1. Формулы половинного угла.

2. Формулы преобразования суммы и разности тригонометрических выражений в произведение.

3. Решение простейших тригонометрических неравенств.

Прежде, чем приступить к решению упражнений, рассмотрите следующий пример:

Пример. Решите неравенство .

Нарисуем тригонометрическую окружность и отметим на ней точки, для

которых ордината превосходит .

 

Для x [0; 2π] решением данного неравенства будут х Ясно также, что если некоторое число x будет отличаться от какого-нибудь числа из указанного интервала на 2πn, n то sin x также будет не меньше Следовательно, к концам найденного отрезка решения нужно просто добавить 2πn, где n . Окончательно, получаем, что решениями исходного неравенства будут все х , где n

Ответ: х , где n

Для решения неравенств с тангенсом и котангенсом полезно знать линии тангенсов и котангенсов. Таковыми являются прямые x = 1 и y = 1 соответственно, касающиеся тригонометрической окружности. Легко заметить, что если построить луч с началом в начале координат, составляющий угол α с положительным направлением оси абсцисс, то длина отрезка от точки (1; 0) до точки пересечения этого луча с линией тангенсов в точности равна тангенсу угла, который составляет этот луч с осью абсцисс. Аналогичное наблюдение имеет место и для котангенса.

Упражнения для самостоятельного решения

1. Решите неравенства:

а)

б) 2

2. Упростите выражения:

а)

б) .

 

 

Раздел 7. Функции, их свойства и графики

Изучив раздел, студенты должны знать: свойства обратных тригонометрических функций; уметь: находить область определения и область значений обратной функции, распознавать обратные тригонометрические функции.

Познакомившись на занятиях с различными функциями, их свойствами и графиками, при самостоятельном изучении, используя учебник Ю.М. Колягина «Математика», с.151-153, с.315-326, студентам необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

1. Обратная функция, её область определения и множество значений.

2. Обратные тригонометрические функции.

 

Проверьте себя, подписав под каждым из графиков название соответствующей ему функции и перечислив ее свойства:

Рис.1 Рис.2

Рис.3

 

Раздел 8. Многогранники

Изучив раздел, студенты должны знать: определение развёртки, определение многогранного угла, теорему Эйлера; уметь: изображать простейшие многогранники, в том числе усечённую пирамиду и наклонную призму.

В процессе самостоятельного изучения раздела, пользуясь учебником Ю.М. Колягина «Математика», с.139-142, с.156, с.183-185, студентам необходимо изучить вопросы:

1. Многогранные углы.

2. Выпуклые многогранники.

3. Теорема Эйлера.

4. Наклонная призма.

5. Усечённая пирамида.

В качестве дополнительной литературы можно пользоваться учебником А.А. Дадаяна «Математика» и сборником задач по математике этого же автора.

 

Проверьте себя, выполнив тест:

 

1. Выбери верное утверждение:

а) параллелепипед состоит из шести треугольников;

б) противоположные грани параллелепипеда имеют общую точку;

в) диагонали параллелепипеда пересекаются и точкой пересечения делятся пополам.

2. Количество ребер шестиугольной призмы равно:

а) 18;

б) 6;

в) 24;

г) 12;

д) 15.

3. Наименьшее число граней призмы равно:

а) 3;

б) 4;

в) 5;

г) 6;

д) 9.

4. Высота боковой грани правильной пирамиды, проведенная из ее вершины, называется:

а) диагональю;

б) медианой;

в) апофемой.

5. Свойство пирамиды: если две грани пирамиды перпендикулярны основанию, то их линия пересечения является:

а) высотой пирамиды;

б) апофемой пирамиды;

в) радиусом окружности, описанной около основания.

6. Ребро куба объемом 27 см3 равно:

а) 3;

б) 4;

в) 9.

7. Диагональ многогранника – это отрезок, соединяющий

а) любые две вершины многогранника;

б) две вершины, не принадлежащие одной грани;

в) две вершины, принадлежащие одной грани.

8. Усеченная пирамида называется правильной, если …

а) ее основания – правильные многоугольники;

б) она получена сечением правильной пирамиды плоскостью, параллельной основанию;

в) ее боковые грани – прямоугольники.

9. Свойство пирамиды: если боковые ребра пирамиды равнонаклонены к основанию, то они равны, а вершина пирамиды проектируется в центр окружности …

а) описанной около основания;

б) вписанной в основание;

в) основания.

10.Апофема – это …

а) высота пирамиды;

б) высота боковой грани пирамиды;

в) высота боковой грани правильной пирамиды.

11. Выбери верное утверждение:

а) высота усеченной пирамиды – это расстояние между ее основаниями;

б) пирамида называется правильной, если ее основание – правильный

многоугольник;

в) все боковые ребра усеченной пирамиды равны.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: