Что такое критическое (эффективное или умелое) мышление




Когда мы мыслим умело, мы оцениваем результаты своих мыслительных процессов — насколько правильно принятое нами решение или насколько удачно мы справились с поставленной задачей.

Умелое мышление - это тщательно обдуманное, взвешенное решение в отношении какого-либо суждения: должны ли мы принять, отвергнуть или отложить его, и степень уверенности, с которой мы это делаем.

Умелое мышление означает способность анализировать информацию с позиции логики и здравого смысла, с тем чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.

Эффективное умелое мышление — это способность ставить новые, полные смысла вопросы, вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Несколько определений критического мышления

Ключевые элементы критического мышления

Зачем оно нужно и как может помочь в жизни и в работе?

“Зачем нужно обучать рефлексивному (критическому) мышлению?” – вот принципиальный вопрос, требующий исчерпывающего ответа для Дж. Дьюи (американский философ и педагог, представитель философского направления прагматизм). В его понимании свобода не может существовать без интеллектуальности: “Истинная свобода, говоря кратко, интеллектуальна; она основывается на воспитанной силе мысли, на умении “поворачивать вещи со всех сторон”, разумно смотреть на вещи, судить, есть ли налицо нужное для решения количество и качество доказательств, а если нет, то где и как их искать”. Человек может стать свободным, по его мнению, благодаря разуму: “Если поступки человека не управляются разумными заключениями, то они управляются неразумными импульсами”. “Беспрепятственно культивировать неразумную внешнюю деятельность, – заверяет Дж. Дьюи, – означает воспитывать рабство, так как это бросает человека на произвол желаний, чувств и обстоятельств”.

Следовательно, идеал Дж. Дьюи – свободный гражданин, а свобода немыслима для него без критического мышления, то есть самостоятельного, дисциплинированного (контролируемого), сознательного и самоорганизующегося мыслительного процесса.

Чтобы достичь этого идеала, необходимо создать соответствующие условия обучения:

 ситуации удивления;

 давать время на рассуждение;

 обеспечить соответствующую культуру преподавателя;

 устранить идеал правильного ответа (затруднения должны оберегаться, а не устраняться);

 материал должен подаваться как стимул, без догматичной завершённости и недвижимости;

 использовать побудительные вопросы (т.н. сократовские вопросы).

 

Элементами критического мышления являются:

Наблюдения – в результате серии наблюдений мы можем прийти к

Фактам – от фактов или их отсутствия мы можем перейти к

Умозаключению, проверив обоснованность которого, мы переходим к

Суждениям, от которых зависят наши

Убеждения. Опираясь на убеждения, мы, руководствуясь логикой, подбираем

Аргументы. А когда мы хотим проверить аргументы, мы прибегаем к

 

С критическим мышлением тесно связаны такие умения и навыки, как:

 Умение задавать вопросы

 Умение формулировать проблему

 Умение доказывать свою точку зрения

 Умение анализировать предположения и предубеждения

 Умение избегать эмоциональных суждений

 Умение избегать упрощений

 Рассматривать все имеющиеся интерпретации

 Толерантность

 Метапознание - умение думать о том, как я думаю.

 

Список источников:

1. Горобей А.Н. Метод критического мышления, 2011

2. Материалы тренинга "Учимся думать вместе"

3. Терно С.А. Эволюция идеи: рефлексивное мышление – критическое мышление – метакогнитивное развитие.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

«Факты или интерпретации»

Одним из часто встречающихся препятствий на пути эффективной коммуникации является неумение отличить факт от его интерпретации. Люди часто пользуются не фактами, а их интерпретациями, которые имеют оценочный характер и больше говорят об отношении человека к происходящему, чем о самом факте.

Факт (от лат. factum - сделанное, свершившееся), в обычном словоупотреблении синоним понятий истина, событие, результат. Знание, достоверность которого доказана.

Интерпретация (лат. interpretatio), истолкование, объяснение, разъяснение.

Попробуйте в этом упражнении отличить факты от интерпретаций/оценочных суждений.

 

ЗАДАНИЕ:

Отметьте высказывания, которые Вы считаете фактами.

1. «Федор говорил дольше Антона».

2. «Марина вела себя очень агрессивно».

3. «Он весь вечер говорил о своем баскетболе».

4. «Тогда она умышленно сменила тему разговора».

5. «Он говорил искренне».

6. «Мария Петровна забыла о назначенной встрече».

7. «Ольга изо всех сил старалась разозлить Андрея!»

8. «Ты вечно опаздываешь».

9. «Ты опоздал на пять минут».

10. «Директор был просто обескуражен».

11. «Актеры вели себя просто непрофессионально».

12. «Сергей повысил голос, когда понял, что его не слышат».

Ответьте на вопросы

Легко ли в жизни отличить факты от интерпретаций?

Что этому мешает?

Приведите примеры, когда в медиапространстве вы сталкивались с интерпретациями, навязываемыми Вам.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: