Знешні, унутраны і псіхічны бакі фізічнай нагрузкі.




«Внешняя» (физическая) нагрузка определяется объемом часов, отво­димых на занятие или серию занятий, соотношением времени на разделы подготовки; количеством, тренировочных занятий; количеством тренировочных занятий различной направленности длина и скорость пробегания дистанции, количество прыжков и т. д.); долей интенсив­ности работы, в общем, ее объеме и пр. Отсюда вытекает необходи­мость учитывать параметры объема и интенсивности нагрузки, их со­отношение и изменение в процессе тренировки.

Понятие «объем» тренировочной нагрузки, относится к продолжи­тельности ее воздействия и суммарному количеству работы, выполненной за время отдельного тренировочного упражнения или «серии уп­ражнений». Понятие же «интенсивность» нагрузки связывается с величиной прилагаемых усилий, напряженностью функций и силой воздействия нагрузки в каждый момент упражнения или же со степенью концентрации объема тренировочной работы во времени.

Внутренняя (физиологическая) нагрузка определяется реакцией

организма на выполненную работу по показателям частоты сердечных сокращений, систологического объема, частоты дыхания, потребления кислорода, кислородного долга и др.

Психическая нагрузка определяется уровнем волевого и морально­го напряжения, эмоциональности и т. п. Она отражается в баллах, условно определяющих уровни нагрузок, как в отдельном задании, так и в тренировочном занятии (1—3 малая нагрузка, 4—5 баллов — средняя нагрузка, 6—8 баллов — большая нагрузка). Все стороны нагрузки взаимосвязаны, поэтому используются в единстве. Внешними и психическими нагрузками тренер пользуется при планировании и контроле, а внутренними — для определения соответствия первых двух возможностей организма.

13.Стамленне і аднаўленне пры мускульнай дзейнасці.

Утомление - особый вид функционального состояния человека, временно возникающий под влиянием продолжительной или интенсивной работы и приводящий к снижению ее эффективности. Утомление проявляется в уменьшении силы и выносливости мышц, ухудшении координации движений, возрастании затрат энергии при выполнении одной и той же работы, в замедлении реакции и скорости переработки информации, затруднении процесса сосредоточения и переключения внимания и других явлений. Причины способствующие развитию утомления: психологическое, физиологическое, медицинское, материально-техническое, спортивно-педагогическое. Утомление бывает: - скрытое - характеризующееся деэкономизацией работы, существенными изменениями структуры движений, но еще не сопровождающееся снижением работоспособности вследствие использования компенсаторных механизмов; - явное -характеризующееся снижением работоспособности и отказом от выполнения работы в заданном режиме вследствие некомпенсированных сдвигов в деятельности регуляторных и исполнительных систем. Тренировка в состоянии скрытого утомления является весьма эффективной для создания специфических условий похожих на соревновательные. В которых спортсмен преодолевает утомление стремясь достигнуть высокого спортивного результата.

Восстановление - процесс, протекающий как реакция на утомление и направленный на восстановление гомеостаза и работоспособности. Восстановление - постепенное возвращение к исходному уровню активности утомленных систем организма и может характеризоваться значительными положительными перестройками в системах организма. В этом наблюдаются обратные от утомления процессы.

Средства восстановления организма - это факторы, дополняющие тренировку и соревнование с целью усиления их эффекта. К мероприятиям восстановления организма относятся: общий режим жизни, организованный в соответствии с требованиями спортивной деятельности, специализированное питание, массаж, сауна, гидропроцедуры, витаминизация, медикаментозные средства, аэроионизация, кислородные коктейли, хвойные ванны и т.д.

14.З'ява суперкампенсацыі. Яе роля ў павышэнні спартыўнага выніку.

Суперкомпенсация - послетренировочный период, в течение которого тренируемая функция/параметр имеет более высокий показатель по сравнению с исходным уровнем.

Фазу суперкомпенсации впервые описал Б.С. Гиппенрейтер в 1953 году в своей работе.

Согласно научным данным, имеется три основных фазы восстановления после тренинга:

· первая фаза – фаза восстановления, во время которой происходит репарация ткани, в течение этого периода функция восстанавливается до исходного уровня

· вторая фаза – суперкомпенсация, во время которой наблюдается повышенная работоспособность, которая может превысить исходный уровень на 10 - 20%

· третья фаза – фаза постепенного возвращения к исходному уровню работоспособности.

 

Повторное выполнение мышечной работы – физических упражнений в течение ряда дней и месяцев приводит к улучшению функции или повышению тренируемого параметра (мышечная масса), что и обуславливает возможность физического развития и совершенствования человека.

В бодибилдинге нужно стремиться, чтобы каждая последующая тренировка выпадала на пик фазы суперкомпенсации. На первый взгляд это кажется простой задачей, однако суперкомпенсация наступает в разное время у разных людей, а простых объективных показателей для ее идентификации не существует. Еще одна проблема заключается в том, что в наборе массы или увеличении силы имеется целый ряд параметров, фаза суперкомпенсации которых наступает в разное время, поэтому в бодибилдинге очень важное значение имеет частота тренировок.

Читайте основную статью: Оптимальная частота тренировок

Решение проблемы суперкомпенсации[Править]

Чтобы решить проблему с рядом параметров, суперкомпенсация которых наступает в разные моменты, предлагается разделять тренировочную программу на микроциклы, где каждый микроцикл отвечает за развитие определенного параметра. Наиболее простое решение — сплит-тренировка, которую следует выполнять в разных режимах интенсивности. То есть, каждая группа мышц должна подвергаться тренировке с различной степенью интенсивности от одного занятия к следующему: легкий - средний - высокий - и так далее, подробнее читайте периодизацию. Благодаря такому подходу есть возможность поддерживать разные параметры в фазе компенсации, и не допускать развитие адаптации к нагрузкам.

 

15.Пабудова трэніроўчага занятку.

В тренировочных занятиях последовательно осуществляется реализация основной цели и конкретных задач многолетней подготовки волейболистов. Структура, содержание, нагрузка тренировочных занятий органически связаны с теми микроциклами, в состав которых они входят.

По направленности практические занятия делятся на однонаправленные, комбинированные, целостно-игровые, контрольные, теоретические. В основе разделения занятий по видам лежит связь их содержания с характером соревновательной деятельности волейболистов.

Однонаправленные занятия посвящены одному из компонентов тренировки: технической, тактической, физической подготовке. Комбинированные занятия включают материал двух-трех компонентов в различных сочетаниях (физическая и техническая, техническая и тактическая, три этих вида подготовки в одном занятии). Целостно-игровые занятия построены на взаимосвязи сторон подготовки волейболиста с использованием метода совмещенных (сопряжениях) воздействий, фрагментов игры, двусторонней игры в волейбол по правилам мини-волейбола, по упрощенным правилам с соблюдением основных правил.

Комбинированные занятия, основанные на технической и физической подготовках, подчинены главной задаче - более успешному первоначальному обучению приемам игры при оптимальном уровне развития необходимых для этого физических способностей, а также неуклонному совершенствованию навыков выполнения технических приемов в процессе многолетнего процесса становления мастерства юного волейболиста. Содержание физической подготовки зависит от задач и содержания технической подготовки (начальное обучение, совершенствование) на определенном этапе многолетней подготовки или годичного цикла.

Комбинированные занятия на основе технической и тактической подготовки преследуют цель совершенствования технических приемов в плане обеспечения эффективного выполнения арсенала тактических действий, запрограммированного для данного контингента волейболистов. В то же время совершенствование навыков выполнения индивидуальных, групповых, командных тактических действий должно обеспечить возможность максимального использования технического арсенала, которым владеют на данном этапе многолетней подготовки спортсмены. В комбинированных занятиях могут ставиться задачи начального обучения технике и тактике, но больше это характерно для задач совершенствования.

Занятия по интегральной подготовке (целостно-игровые) направлены на решение важнейшей задачи - обеспечение взаимосвязи сторон подготовки и реализацию приобретенного арсенала средств в игровой и соревновательной деятельности. Основное содержание таких занятий составляют задания на взаимосвязь физической и технической, технической и тактической подготовки, на переключение, игровые тренировки. Взаимосвязь сторон подготовки достигается упражнениями, развивающими физические качества с помощью приемов игры, совершенствующих технику в структуре тактических Действий, а также многократным повторением приемов техники и тактики игры. Тренировка на переключение состоит в попеременном выполнении технических приемов нападения и защиты, индивидуальных, групповых и командных тактических действий отдельно в нападении, в защите и всех вместе. Игровые тренировки посвящены Учебным играм в волейбол, в которых применяется система продуманных заданий. Главная цель - добиться того, чтобы волейболисты применяли в игре изученный технико-тактический арсенал в полном объеме и уверенно, а также тактически целесообразно и эффективно,

Контрольные занятия посвящены приему нормативов, выполнению контрольных заданий (по индивидуальным планам), при необходимости двусторонних игр с целью получить данные о том, как применяют в игре занимающиеся изученные технические приемы и тактические действия.

Теоретические занятия проводятся в виде лекций, семинаров, бесед и экзаменов (зачетов). Кроме того, теоретической подготовке следует уделять внимание и на практических занятиях, о которых говорилось выше.

Важный компонент структуры тренировочного занятия - тренировочное задание, под которым понимают комплекс физических упражнений, специально подобранных игр для решения конкретных задач. Тренировочное занятие можно рассматривать

16.Пабудова трэніроўчага мікрацакла. Тыпы мікрацыклаў.

Структура тренировки характеризуется: 1) порядком взаимосвязи элементов содержания тренировки (средств, методов общей и специальной физической, тактичес­кой и технической подготовки и т.д.); 2) необходимым соотношением параметров тренировочной нагрузки (ее количественных и качественных характеристик объе­ма и интенсивности); 3) определенной последовательностью различных звеньев тренировочного процесса (отдельных занятий и их частей, эта­пов, периодов, циклов), представляющих фазы или стадии дан­ного процесса, во время которых тренировочный процесс пре­терпевает закономерные изменения.

В зависимости от масштаба времени, в пределах которого протекает тренировочный процесс, различают: а) микроструктуру - структуру отдельного тренировочного занятия, структуру отдельного тренировочного дня и микроцикла (например, недель­ного); б) мезоструктуру - структуру этапов тренировки, включа­ющих относительно законченный ряд микроциклов (суммарной длительностью, например, около месяца); в) макроструктуру - структуру больших тренировочных циклов типа полугодичных, годичных и многолетних.

Микроцикл - это малый цикл тренировки, чаще всего с не­дельной или околонедельной продолжительностью, включающий обычно от двух до нескольких занятий. Внешними признаками микроцикла являются: 1) наличие двух фаз в его структуре стимуляционной фазы (кумулятивной) и восстановительной фазы (разгрузка и отдых). В подготовительном периоде стимуляционная фаза значительно превышает восстано­вительную, а в соревновательном их соотношения становятся бо­лее вариативными; 2) часто окончание микроцикла связано с восстановительной фазой, хотя она встречается и в середине его; 3) регулярная повторяемость в оптимальной последовательно­сти занятий разной направленности, разного объема и разной ин­тенсивности. Обобщенные по направлениям тренировочные микроциклы: втягивающие, базовые, контрольно-подготовительные, подводящие, а также соревновательные и восстановительные.

17.Пабудова трэніроўчага мезацыкла. Тыпы мезацыклаў.

Мезоцикл - это средний тренировочный цикл продолжитель­ностью от 2 до 6 недель, включающий относительно закончен­ный ряд микроциклов. Построение тренировочного процесса на основе мезоциклов позволяет систематизировать его в соответствии с главной зада­чей периода или этапа подготовки, обеспечить оптимальную ди­намику тренировочных и соревновательных нагрузок, целесооб­разное сочетание различных средств и методов подготовки, соот­ветствие между факторами педагогического воздействия и восста­новительными мероприятиями, достичь преемственности в вос­питании различных качеств и способностей. Особое место в этих мезоциклах занимает целенаправленная пси­хическая и тактическая подготовка. Важное место отводится моде­лированию режима предстоящего соревнования. Общая тенденция динамики нагрузок в этих мезоциклах харак­теризуется, как правило, постепенным снижением суммарного объема и объема интенсивных средств тренировки перед главны­ми соревнованиями. Внешними признаками мезоцикла являются: 1) повторное воспроизведение ряда микроциклов (обычно однородных) в единой последовательности либо, чередование различных микроциклов в определенной последовательности. При этом в подготовительном периоде они чаще повторяются, а в соревновательном чаще череду­ются; 2) смена одной направленности микроциклов другими харак­теризует и смену мезоцикла; 3) заканчивается мезоцикл восста­новительным (разгрузочным) микроциклом, соревнованиями или контрольными испытаниями. Типовые мезоциклы: втя­гивающие, базовые, контрольно-подготовительные, предсоревновательные, соревновательные, восстановительные.

18.Пабудова трэніроўкі ў макрацыклах.

Макроцикл - это большой тренировочный цикл типа полуго­дичного (в отдельных случаях 3-4 месяца), годичного, многолет­него (например, четырехгодичного), связанный с развитием, ста­билизацией и временной утратой спортивной формы и включаю­щий законченный ряд периодов, этапов, мезоциклов.

Построение тренировки в годичных циклах. В подготовке высоко­квалифицированных спортсменов встречается построение годич­ной тренировки на основе одного макроцикла (одноцикловое), на основе двух макроциклов (двухцикловое) и трех макроциклов (трехцикловое). В каждом макроцикле выделяются три периода - подготовительный, соревновательный и переходный. При двух- и трехцикловом построении тренировочного процесса часто используются варианты, получившие название «сдвоенно­го» и «строенного» циклов. В этих случаях переходные периоды между первым, вторым и третьим макроциклами часто не плани­руются, а соревновательный период предыдущего макроцикла плавно переходит в подготовительный период последующего.

Подготовительный период направлен на становление спортив­ной формы - создание прочного фундамента (общего и специаль­ного) подготовки к основным соревнованиям и участия в них, со­вершенствования различных сторон подготовленности. В соревнова­тельном периоде стабилизация спортивной формы осуществляется через дальнейшее совершенствование различных сторон подготов­ленности, обеспечивается интегральная подготовка, проводятся не­посредственная подготовка к основным соревнованиям и сами со­ревнования. Переходный период (период временной утраты спортив­ной формы) направлен на восстановление физического и психиче­ского потенциала после высоких тренировочных и соревнователь­ных нагрузок, на подготовку к очередному макроциклу.

 

19.Задачы спартыўнай трэніроўкі ў розных перыядах макрацыкла.

Структура тренировочных макроциклов в первую очередь обусловливается главной задачей, решению которой посвящена тренировка на данном этапе многолетнего совершенствования. Поэтому естественно, что построение тренировочных макроциклов на первом этапе многолетней подготовки, где основной задачей является создание (на основе гармоничного физического развития и укрепления здоровья) технических и функциональных предпосылок для эффективной подготовки в дальнейшем, принципиально отличается от построения макроциклов на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей. Поэтому на первом и втором этапах многолетней подготовки тренировочный процесс строится преимущественно на основе годичных макроциклов, в которых в основном параллельно (а при необходимости и последовательно) решаются задачи технико-тактичес­кой, физической, психической подготовки спортсменов. На дальнейших этапах, когда ставится задача максимального раскрытия индивидуальных возможностей спортсменов для достижения наивысших спортивных результатов и успешного выступления в соревнованиях, макроструктура тренировки носит более сложный и конкретный (в каждом отдельном случае) характер.

20.Структура шматгадовай трэніроўкі.

Процесс многолетней подготовки спортсменов условно делит­ся на 4 этапа: предварительной подготовки, начальной спортив­ной специализации, углубленной специализации в избранном виде спорта, спортивного совершенствования.

Продолжительность этапов многолетней подготовки обуслов­лена особенностями вида спорта, уровнем спортивной подготов­ленности занимающихся. Четкой границы между этапами не су­ществует.

Этап предварительной подготовки охватывает младший школь­ный возраст и переходит в следующий этап с началом спортив­ной специализации. На этом этапе в тренировочных занятиях ре­шаются следующие задачи: 1) освоение занимающимися доступных знаний в области фи­зической культуры и спорта; 2) формирование необходимого основного фонда двигатель­ных умений и навыков из отдельных видов спорта, закрепление и совершенствование их; 3) содействие гармоничному формированию растущего орга­низма, укреплению здоровья, всестороннему воспитанию физи­ческих качеств, преимущественно скоростных, скоростно-силовых способностей, общей выносливости.

Подготовка детей характеризуется разнообразием средств, мето­дов и организационных форм, широким использованием элементов различных видов спорта, подвижных и спортивных игр. На этом этапе не должны проводиться тренировочные занятия с большими физическими и психическими нагрузками, предполагающими применение однообразного, монотонного учебного материала.

Этап начальной спортивной специализации. Основными задачами на этом этапе являются обеспечение всесторонней физической подготовленности занимающихся, дальнейшее овладение ими рациональной спортивной техникой, создание благоприятных предпосылок для достижения наивысших результатов в возрасте, оптимальном для каждого вида спорта. Наряду с овладением основами техники избранного вида спорта и других физических упражнений особое внимание уделяется развитию тех физических качеств и формированию двигательных навыков, которые имеют важное значение для успешной специализации в избранном виде спорта.

Преобладающей тенденцией динамики нагрузок в годы начальной специализации должно быть увеличение объема при незначительном приросте общей интенсивности тренировки. Хотя интенсивность упражнений тоже возрастает, степень ее увеличения нужно нормировать в более узких пределах, чем прирост общего объема. Особая тщательность в соблюдении меры напряженности нагрузок требуется во время интенсивного роста и созревания организма, когда резко активизируются естественные пластические, энергетические и регуляторные процессы, что само по себе является для организма своего рода нагрузкой. Большие циклы тренировки характеризуются расширенным я подготовительным периодом. Соревновательный период представлен как бы в свернутом виде.

Этап углубленной специализации в избранном виде спорта приходится на период жизни спортсмена, когда в основном завершается формирование всех функциональных систем, обеспечивающих высокую работоспособность и резистентностъ организма по отношению к неблагоприятным факторам, проявляющимся в процессе напряженной тренировки. На этом этапе тренировочный процесс приобретает ярко выраженную специфичность. Удельный вес специальной подготовки неуклонно возрастает за счет увеличения времени, отводимого на выполнение специально подготовительных и соревновательных упражнений. Суммарный объем и интенсивность тренировочных нагрузок продолжают возрастать. Существенно увеличивается количество соревнований в избранной спортивной дисциплине. Система трени­ровки и соревнований все более индивидуализируется. Средства тренировки в большей мере по форме и содержанию соответству­ют соревновательным упражнениям, в которых специализируется спортсмен. На этом этапе основная задача состоит в том, чтобы обеспе­чить совершенное и вариативное владение спортивной техникой в усложненных условиях, ее индивидуализацию, развить те физи­ческие и волевые качества, которые способствуют совершенство­ванию технического и тактического мастерства спортсмена.

Этап спортивного совершенствования совпадает с возрастом, благоприятным для достижения высоких спортивных результатов. На этом этапе главными задачами являются подготовка к соре­внованиям и успешное участие в них. Поэтому по сравнению с предыдущими этапами тренировка приобретает еще более специ­ализированную направленность. Спортсмен использует весь ком­плекс эффективных средств, методов и организационных форм тренировки, чтобы достигнуть наивысших результатов в соревно­ваниях. Объем и интенсивность тренировочных нагрузок достига­ют высокого уровня. Все чаще используются тренировочные заня­тия с большими нагрузками, количество занятий в недельных микроциклах достигает 10-15 и более. Тренировочный процесс все более индивидуализируется и строится с учетом особенностей соревновательной деятельности спортсмена.

21.Класіфікацыя фізічных практыкаванняў. Характарыстыка спаборніцкіх практыкаванняў. 1. Классификация физических упражнений по признаку исторически сложившихся систем физического воспитания. Исторически в обществе сложилось так, что все многообразие физических упражнений постепенно аккумулировалось всего в четырех типичных группах: гимнастика, игры, спорт, туризм.

Каждая из этих групп физических упражнений имеет свои существенные признаки, но главным образом они различаются педагогическими возможностями, специфическим назначением в системе физического воспитания, а также свойственной им методикой проведения занятий.

В нашей системе физического воспитания гимнастика, игра, спорт и туризм дают возможность:

· во-первых, обеспечить всестороннее физическое воспитание человека;

· во-вторых, удовлетворить индивидуальные запросы и интересы многих людей в сфере физического воспитания;

· в-третьих, охватить физкультурными занятиями людей практически на протяжении всей жизни — от элементарных детских подвижных игр до занятий упражнениями из арсенала лечебной физической культуры в пожилом возрасте.

2. Классификация физических упражнений по их анатомическому признаку. По этому признаку все физические упражнения группируются по их воздействию на мышцы рук, ног, брюшного пресса, спины и т.д. С помощью такой классификации составляются различные комплексы упражнений (гигиеническая гимнастика, атлетическая гимнастика, разминка и т.п.).

3. Классификация физических упражнений по признаку их преимущественной направленности на воспитание отдельных физических качеств. Здесь упражнения классифицируются по следующим группам:

· скоростно-силовые виды упражнений, характеризующиеся максимальной мощностью усилий (например, бег на короткие дистанции, прыжки, метания и т.п.);

· упражнения циклического характера на выносливость (например, бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, плавание и т.п.);

· упражнения, требующие высокой координации движений (например, акробатические и гимнастические упражнения, прыжки в воду, фигурное катание на коньках и т.п.);

· упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств и двигательных навыков в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий (например, спортивные игры, борьба, бокс, фехтование).

4. Классификация физических упражнений по признаку биомеханической структуры движения. По этому признаку выделяют циклические, ациклические и смешанные упражнения.

5. Классификация физических упражнений по признаку физиологических зон мощности. По этому признаку различают упражнения максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности.

6. Классификация физических упражнений по признаку спортивной специализации. Все упражнения объединяют в три группы: соревновательные, специально-подготовительные и общеподготовительные.

Соревновательные упражнения - это те самые целостные действия (в том числе и сложные совокупности действий), которые служат средством ведения спортивной борьбы и выполняются в том же составе, что и в условиях соревнований по избранному виду спорта. Понятие «соревновательное упражнение» в этом смысле тождественно понятию «вид спорта».

 

В методическом отношении важно различать собственно соревновательные упражнения и тренировочные формы соревновательных упражнений. Первые вы­полняются в реальных условиях спортивного состязания, в полном соответствии с правилами соревнований, установленными для дан­ного вида спорта. Вторые по составу действий, основам их струк­туры и общей направленности совпадают с собственно соревнова­тельными упражнениями, но отличаются от них некоторыми осо­бенностями режима и формы действий, поскольку выполняются в условиях тренировкн и направлены на решение тренировочных за­дач (это как бы модельные формы собственно соревновательных упражнений).

 

При общем обзоре существующих видов спорта легко заметить, что многие из них имеют как аналогичные, так явно неодинаковые черты. Если ограничиться видами соревновательных упражнений, представляющих активную двигательную деятельность, в числе их можно выделить несколько специфических групп и подгрупп.

 

Ряд изних имеет характер относительно узконаправленных и стандартных по двигательному составу действий. Сюда относятся упражнения циклического характера (легкоатлетические виды бега и ходьбы, велосипедные и лыжные гон­ки. бег на коньках, плавание, гребля и т. п.), некоторые упражнения ацикличе­ского и смешанного характера (легкоатлетические прыжки, метания и др.). По характеру в наибольшей мере выявляемых физических способностей эти упражнения подразделяются на скоростно-силовые упражнения и упражнения на выносливость, а последние группируются в зависимости от особенностей режи­мов проявления выносливости (но зонам субмаксимальной, большой и умерен­ной мощности).

 

Гораздо более сложный и переменный состав имеют соревновательные уп­ражнения в спортивных играх и единоборствах. Каждое из них представляет собой подвижную, широко варьируемую в зависимости от логики игры или еди­ноборства совокупность различных двигательных действий, объединенных условным сюжетом. Эти виды соревновательных упражнений характеризуются комплексным проявлением основных физических способностей.

 

Специализация в современном спорте идет по пути углублен­ного совершенствования, как правило, в одном избранном виде соревновательных упражнений или в немногих очень близких ви­дах либо в двоеборье, многоборье (как отдельном виде спорта). Другие соревновательные упражнения нередко используются при этом в качестве дополнительных видов спорта, а по сути, в каче­стве подготовительных упражнений.

 

Соревновательные упражнения избранного вида спорта играют чрезвычайно важную роль в тренировке, так как без них невоз­можно полностью воссоздать всю совокупность специфических требований, предъявляемых данным видом спорта к спортсмену, и тем стимулировать развитие специфической тренированности. Однако их удельный вес в тренировке (по относительной доле общих затрат тренировочного времени) сравнительно невелик. Это объясняется главным образом двумя обстоятельствами: значитель­ностью функциональных сдвигов в организме,, вызываемых сорев­новательными упражнениями, и нецелесообразностью частого по­вторения их без подготовки, которая должна постоянно создавать предпосылки для улучшения качественных и количественных ха­рактеристик соревновательных действий (без этого повторение их не даст желаемого эффекта — в лучшем случае лишь будут за­крепляться пройденные рубежи).

 

Соревновательные упражнения воспроизводятся в тренировке с некоторыми отклонениями от того вида, какой они имеют в усло­виях соревнований. Причины этого могут быть разными. В одних случаях преднамеренные отклонения вызваны стремлением улуч­шить освоенные соревновательные действия, как того требует но­вый спортивный результат, или избежать закрепления ненужных двигательных стереотипов (скоростного барьера и т. п.). В других случаях отклонения обусловлены невозможностью полностью пред­видеть й воспроизвести в тренировке все особенности действий в предстоящих состязаниях, поскольку они будут складываться в прямой зависимости от переменных ситуаций, что типично для спортивных игр и единоборств. Тренировочные формы соревнова­тельных упражнении при специализации в таких видах спорта от­личаются особенно большой вариативностью

 

22.Характарыстыка спецыяльна-падрыхтоўчых і агульнападрыхтоўчых практыкаванняў.

Специально-подготовительные упражнения - это упражнения, имеющие сходство с соревновательными упражнениями по структуре движения, ритмическим, временным и другим характеристикам. Например, для легкоатлета-бегуна это будет бег на отрезки избранной дистанции; для игровиков - игровые действия и комбинации. Другим примером могут служить упражнения, приближенные по форме к соревновательному действию: у лыжников-гонщиков - упражнения на лыжероллерах; у гимнастов - упражнения на батуте и т.д.

В зависимости от направленности тренировочных занятий специально-подготовительные упражнения подразделяются на подводящие (для освоения формы, техники движений) и развивающие (для развития силы, выносливости, гибкости и других физических качеств) упражнения. К числу специально-подготовительных упражнений относятся и имитационные упражнения, которые максимально соответствуют по координационной структуре характеру выполнения соревновательного упражнения.

Общеподготовительные упражнения являются преимущественно средствами общей подготовки спортсмена. С этой целью могут использоваться самые разнообразные общефизические упражнения, упражнения из смежных видов спорта.

Кроме тренировочных упражнений в спортивной тренировке широко используются естественно-оздоровительные средства: водные и воздушные процедуры, тренировочные занятия в различных погодных условиях, в условиях среднегорья и высокогорья. Они используются для повышения устойчивости организма к влиянию охлаждения, согревания, недостатку кислорода, т.е. для закаливания и укрепления здоровья спортсмена.

23.Суадносіны сродкаў СФП і АФП на падрыхтоўчым, спаборніцкім і пераходным этапах гадавога цыкла.

Соревновательный период должен преследовать цель — дос­тигнуть наивысших спортивных результатов в заранее заплани­рованные сроки ответственных соревнований. Основные задачи тренировки в этот период: дальнейшее развитие физических и мо­рально-волевых качеств, применительно к избранному виду лег­кой атлетики; упрочение навыка в спортивной технике; овладение разработанной тактикой и приобретение опыта соревнований; по­вышение уровня теоретических знаний; дальнейшее решение вос­питательных задач.

На первом этапе соревновательного периода легкоатлеты должны много тренироваться, не бояться участвовать в соревнованиях цель которых - проверить подготовленность спортсмена выявить слабые стороны и определить пути их исправления. Участие в соревнованиях на этом этапе не должно вызывать особых изменений в тренировках; прежде всего не следует снижать нагрузки, необходимо проверить свои возможности, повысить эффективность тренировочного процесса, привыкну к новым условиям. Обычно уже после первых соревнований можно сделать выводы, которые позволят внести поправки в учебно-тренировочный процесс и лучше подготовиться к дальнейшим соревнованиям.

Тренировка на втором этапе соревновательного периода подчинена главной цели — достичь наивысших результатов. В это время необходимо снизить объем тренировочных занятий, но повысив их интенсивность, сложность и напряженность. На этом этапе спорт­смен должен войти в состояние высшей спортивной формы и по­казать максимальные и стабильные результаты. Постепенное уве­личение интенсивности занятий в сочетании с уменьшением объ­ема нагрузок, с вариативностью тренировок и оптимальным чис­лом соревнований — важное условие для достижения больших спортивных успехов.

Средства и методы тренировки в соревновательном периоде не столь разнообразны, как в других периодах. Здесь больше используются упражнения избранного вида легкой атлетики и специально-подготовительные средства. Разнообразие создается изменением методов и способов выполнения упражнений, а также сменой мест занятий (стадионы с различным покрытием, парк, лес, пляж и др.). В целом тренировочная и соревновательная нагрузка, ее объем и интенсивность, сложность и напряженность в соревнователь­ном периоде имеют значительные колебания волнообразном характера. С приближением ответственных соревнований общая нагрузка снижается, хотя интенсивность занятий изменяется по-разному, в зависимости от видов легкой атлетики.

Переходный период необходим для восстановления сил спортсмена после напряженного соревновательного сезона. Цель этого периода - подвести спортсмена к началу занятий, в новом боль­шом цикле, полностью отдохнувшим, здоровым, не снизившим своих физических качеств и не утратившим технических навыков. В этот период, в первую очередь, необходимо поддержать достиг­нутый уровень физической подготовленности. Важно учесть и осо­бенности видов легкой атлетики. В переходном периоде бегуны и скороходы используют свой вид специализации, уменьшая на­грузки, а спринтеры, барьеристы, прыгуны и метатели могут не включать свой вид легкой атлетики в занятия (особенно высоко­квалифицированные спортсмены), занимаясь упражнениями из других видов спорта.

24.Метады спартыўнай трэніроўкі.

В спортивной тренировке под термином метод следует по­нимать способ применения основных средств тренировки и со­вокупность приемов и правил деятельности спортсмена и тре­нера. В процессе спортивной тренировки используются две большие группы методов: 1) общепедагогические



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: