Прынцып хвалепадобнасці дынамікі нагрузкі.




Волнообразность динамики нагрузок. Неизбежность волнообразных колебаний нагрузки объясняется комплексом взаимосвязанных причин. Наиболее существенные из них следующие: 1) фазовость и гетерохронность процессов восстановления и адап­тации в ходе тренировки; 2) периодические колебания дееспособности организма, обусловленные его естественными биоритмами и общими факто­рами среды; 3) взаимодействие объема и интенсивности нагрузки, в силу которых эти ее стороны изменяются в определенные фазы трени­ровочного процесса как разнонаправленно, так и однонаправленно.

35.Псіхалагічная падрыхтоўка спартсмена.

Психическая подготовка - это система психолого-педагогичес­ких воздействий, применяемых с целью формирования и совер­шенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировоч­ной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного вы­ступления в них.

Психическая подготовка помогает создавать такое психическое состояние, которое способствует, с одной стороны, наибольше­му использованию физической и технической подготовленности, а с другой - позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением, скованность, пере­возбуждение и т.д.).

Принято выделять общую психическую подготовку и психи­ческую подготовку к конкретному соревнованию. Общая подготовка решается двумя путями: 1) обучение спортсмена универсальным приемам, обеспечива­ющим психическую готовность к деятельности в экстремальных условиях: способам саморегуляции эмоциональных состояний, уровня активации, концентрации и распределения внимания; спо­собам самоорганизации и мобилизации на максимальные воле­вые и физические усилия; 2) обучение приемам моделирования в тренировочной деятель­ности условий соревновательной борьбы посредством словесно-образных и натурных моделей.

Подготовка к конкретному сорев­нованию предполагает формирование установки на достижение запланированного результата на фоне определенного эмоциональ­ного возбуждения, в зависимости от мотивации, величины по­требности спортсмена в достижении цели и субъективной оценки вероятности ее достижения. Изменяя эмоциональное возбужде­ние, регулируя величину потребности, общественную и личную значимость цели, а также субъективную вероятность успеха, мож­но формировать необходимое состояние психической готовности спортсмена к предстоящему соревнованию.

По цели применения средства и методы психической подготов­ки делятся на: 1) мобилизующие; 2) коррегирующие (поправляющие);3) релаксирующие (расслабляющие). По содержанию средства и методы психической подготовки делятся на следующие группы: 1) психолого-педагогические (убеждающие, направляющие, двига­тельные, поведенческо-организующие, социально-организующие, комбинированные); 2) преимущественно психологические (суггестивные, т.е. внуша­ющие; ментальные, сочетающие воздействие словом и образом; социально-игровые, комбинированные); 3) преимущественно психофизиологические (аппаратурные, психофармакологические, дыхательные, комбинированные). По сфере воздействия средства и методы психической подго­товки делятся на: 1)средства, направленные на коррекцию перцептивно-пси­хомоторной сферы (т.е. на качества, связанные с восприятием ситуации и моторными действиями);2) средства воздействия на интеллектуальную сферу;3) средства воздействия на волевую сферу;4) средства воздействия на эмоциональную сферу; 5) средства воздействия на нравственную сферу. По адресату средства и методы психической подготовки де­лятся на: 1) средства, направленные на психическую подготовку тренера;2) средства управления непосредственно спортсменом или ко­мандой. По времени применения эти средства и методы делятся на: 1) предупреждающие;2) пред соревновательные; 3) соревновательные; 4) постсоревновательные. По характеру применения их подразделяют на саморегуляцию (аутовоздействия) и гетерорегуляцию (воздействия других участников педагогического процесса — тренера, психолога, врача, массажиста и т.д.).

На выбор конкретных средств и методов существенное влия­ние оказывают фактор времени, место соревнования, социально-психологический климат в команде, индивидуальные особеннос­ти спортсмена.

 

36.Тэхнічная падрыхтоўка спартсмена.

Под технической подготовленностью следует понимать степень освое­ния спортсменом системы движений (техники вида спорта), со­ответствующей особенностям данной спортивной дисциплины и направленной на достижение высоких спортивных результатов. Основной задачей технической подготовки спортсмена явля­ется обучение его основам техники соревновательной деятельно­сти или упражнений, служащих средствами тренировки, а также совершенствование избранных для предмета состязания форм спортивной техники.

Решение этой центральной задачи предполагает последовательное решение ряда поэтапных задач: 1) познание основ спортивной техники; 2) моделирование ее индивидуализированных форм, соответствующих наличным возможностям спортсмена; 3) формирование двигательных умений и навыков, позволяющих успешно участвовать в текущих соревнованиях; 4) последующее преобразование или обновление форм техники в соответствии с возросшими возможностями спортсмена; 5) создание на достаточно высоких ступенях овладения мастерством принципиально новых вариантов спортивной техники, в том числе не применявшихся ранее; 6) доведение их до возможно высокой степени совершенства. Все это составляет преимущественно содержание специальной технической подготовки спортсмена, которая строится на базе физической и общей технической подготовки.

В общей технической подготовке спортсмена предусматривается создание, пополнение (или восстановление) фонда умений и навыков, являющихся предпосылками формирования техники избранного вида спорта. В процессе общей подготовки широко используется эффект положительного переноса навыков: навыки, формируемые в ней, входят - обычно в преобразованном виде - в состав образующихся на их основе специфических спортивных навыков и содействуют их совершенствованию (как, например, ряд гимнастических навыков при формировании навыков прыжка с шестом, прыжков в воду, фигурного катания на коньках). Общая техническая подготовка спортсмена включает также обучение технике упражнений, привлекаемых в качестве средств физической подготовки (посколь­ку раньше, чем использовать то или иное упражнение как средство воспитания физических качеств, надо научиться технически пра­вильно его выполнять).

 

37.Тактычная падрыхтоўка спартсмена.

Тактическая подготовленность - владение спортсменом рациональными формами ведения спортивной борьбы в процессе специфической соревновательной деятельности.

Тактическая подготовка включает в себя: изучение общих положений тактики избранного вида спорта, приемов судейства и положения о соревнованиях, тактического опыта сильнейших спортсменов; освоение умений строить свою тактику в предстоящих соревнова­ниях; моделирование необходимых условий в тренировке и конт­рольных соревнованиях для практического овладения тактическими построениями. Ее результатом является обеспечение определенного уровня тактической подготовленности спортсмена или команды. Тактическая подготовленность тесно связана с использованием разнообразных технических приемов, со способами их выполнения, выбором наступательной, оборонительной, контратакующей так­тики и ее формами (индивидуальной, групповой или командной).

Практическая реализация тактической подготовленности пред­полагает решение следующих задач: создание целостного пред­ставления о поединке; формирование индивидуального стиля ве­дения соревновательной борьбы; решительное и своевременное воплощение принятых решений благодаря рациональным приемам и действиям с учетом особенностей противника, условий внеш­ней среды, судейства, соревновательной ситуации, собственного состояния и др.

Высокое тактическое мастерство спортсмена базируется на хо­рошем уровне технической, физической, психической сторон подготовленности. Основу спортивно-тактического мастерства составляют тактические знания, умения, навыки и качество тактического мышления.

Различают два вида тактической подготовки: общую и специ­альную. Общая тактическая подготовка направлена на овладение знаниями и тактическими навыками, необходимыми для успеха в спортивных соревнованиях в избранном виде спорта; специаль­ная тактическая подготовка - на овладение знаниями и такти­ческими действиями, необходимыми для успешного выступления в конкретных соревнованиях и против конкретного соперника.

38.Тэарэтычная падрыхтоўка спартсмена.

Теоретическая подготовка спортсмена. Под теоретической подготовкой понимают систему знаний, изложенную в специальной научной, учебной, учебно-методической и другой литературе, связанной с познанием и обеспечением спортивной практики. Под этим видом подготовки, также подразумевают систему интеллектуальных умений и навыков тренеров, ведущих к формированию убеждений и развитию познавательных способностей спортсмена в процессе его спортивной деятельности [3]. Теоретическая подготовка спортсмена охватывает все то, что направлено на осмысление самой спортивной деятельности, непосредственно связанных с ней явлений, процессов и на развитие интеллектуальных способностей, без которых не мыслится достижение значительных целей. Она имеет самое прямое отношение к формированию рациональных основ мотивации спортсмена, его волевой и специальной психологической подготовке, обучению спортивной технике и тактике, совершенствованию спортивного мастерства, а также тесно связана и с воспитанием физических способностей. Во всех этих отношениях существенное значение имеют два основных аспекта теоретической подготовки спортсмена: его интеллектуальное образование и воспитание интеллектуальных способностей. В комплексе знаний, которые составляют содержание интеллектуального образования спортсмена, основными являются: а) знания мировоззренческого, мотивационного и спортивно-этического характера, т. е. знания, которые содействуют формированию правильного взгляда на мир в целом, позволяют осмыслить общую суть спортивной деятельности, ее общественное и личное значение для спортсмена, сформировать рациональные основы устойчивых мотивов и принципов поведения. б) знания, составляющие общую научную основу подготовки спортсмена (общие принципы спортивной подготовки, естественнонаучные и психологические основы спортивной деятельности и т. д.); в) спортивно-прикладные знания, включающие конкретные сведения о правилах спортивных состязаний, спортивной технике к тактике избранного вида спорта, критериях их эффективности и путях освоения, средствах и методах физической, волевой и специальной психической подготовки, правилах построения спортивной тренировки, вне тренировочных факторах спортивной подготовки, требованиях к организации общего режима жизни, вытекающих из условий спортивной деятельности, правилах самоконтроля, материально-технических условиях занятий спортом и т. д. Эти знания сконцентрированы в специализированных научных дисциплинах, сложившихся в сфере спорта, а также в специализированных отраслях общих гуманитарных, естественнонаучных и смежных дисциплин ориентированных на познание и научное обеспечение спортивной практики. [11]. Задачи теоретической подготовки. Оптимизация путей теоретической подготовки спортсмена ориентирована на программы специализированных учебно-спортивных учреждений по различным видам спорта, опирающиеся на принципы последовательного развертывания познавательной деятельности спортсмена. Основными задачами теоретической подготовки в группах начальной подготовки и учебно-тренировочных группах являются: подготовка всесторонне развитых юных спортсменов для пополнения сборных команд республики, области, города и БФСО; подготовка из числа занимающихся инструкторов-общественников и судей по спорту; методическая работа по развитию юношеского спорта; оказание помощи общеобразовательным школам в организации внеклассной работы по развитию твида спорта. Основными задачами теоретической подготовки в СДЮШОР являются: подготовка спортивных резервов для сборных команд страны, ДСО и ведомств мастеров спорта, кандидатов в мастера спорта, спортсменов I разряда; методическая работа по подготовке высококлассного резерва на основе широкого развития избранного вида спорта; оказание помощи ДЮСШ в развитии избранного вида спорта и общеобразовательным школам в организации внеклассной работы по спорту. В задачи теоретической подготовки в ШВСМ входят: подготовка мастеров спорта международного класса, кандидатов в сборные команды страны; осуществление преемственности в учебно-тренировочной работе ДЮСШ, СДЮШОР, школ-интернатов спортивного профиля (УОР), профсоюзных и ведомственных физкультурных организаций; методическое руководство учебно-тренировочной работой в регионе [14]. В понятие теоретической подготовки, разумеется, входит постоянное и тщательное изучение правил соревнований, особенно в тех видах спорта, где они весьма сложны (баскетбол, фехтование, гимнастика и др.)[7]. Исходя из вышесказанного, теоретическая подготовка должна рассматриваться как своеобразная база повышения технической, тактической и психологической подготовленности. Формы теоретической подготовки. Возможности передачи развернутой системы сведений теоретического характера в процессе тренировки спортсмена ограничены. Теоретическая подготовка спортсменов проводится главным образом в формах, характерных для умственного образования и самообразования (лекции, беседы, семинары, самостоятельное изучение литературы, зачеты и др.)[3].

39.Фізічная падрыхтоўка спартсмена

Физическая подготовленность – наличие у спортсмена физических качеств и развитых функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки. Она подразделяется на общую и специальную.

Общая физическая подготовка предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей и систем организма спортсмена, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности. В современной спортивной тренировке общая физическая подготовленность связывается не с разносторонним физическим совершенством вообще, а с уровнем развития качеств и способностей, оказывающих опосредованное влияние на спортивные достижения и эффективность тренировочного процесса в конкретном виде спорта. Средствами общей физической подготовки являются физические упражнения, ока­зывающие общее воздействие на организм и личность спортсмена (бег, ходьба на лыжах, плавание, подвижные и спортивные игры, упражнения с отягощениями и др.). Общая физическая подготовка должна проводиться в течение всего годичного цикла тренировки.

Специальная физическая подготовка характеризуется уровнем развития физических способностей, возможностей органов и функ­циональных систем, непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта. Основными средствами специальной физической подготовки являются соревновательные упражнения и специально подготовительные упражнения.

Физическая подготовленность спортсмена тесно связана с его спортивной специализацией. В одних видах спорта и их отдельных дисциплинах спортивный результат определяется прежде всего скоростно-силовыми возможностями, уровнем развития анаэроб­ной производительности; в других - аэробной производительно­стью, выносливостью к длительной работе: в третьих - скоростно-силовыми и координационными способностями; в четвертых - равномерным развитием различных физических качеств.

40.Кантроль у спартыўнай трэніроўцы. Віды кантролю. Патрабаванні да маторных тэстаў.

В соответствии с этим принято различать три вида контроля: поэтапный, текущий и оперативный.

Основными задачами поэтапного контроля являются определение изменения состояния спортсмена под воздействием относительно длительного периода тренировки и разработка стратегии на последующий макроцикл или период тренировки. Следовательно, в процессе поэтапного контроля всесторонне оценивают уровень развития различных сторон подготовленности, выявляют недостатки подготовленности и дальнейшие резервы совершенствования. В результате – разрабатывают индивидуальные планы построения тренировочного процесса на отдельный тренировочный период или весь макроцикл. Частота обследований при поэтапном контроле может быть различной и зависит от особенностей годичного планирования специфики вида спорта, материально-технических условий. Наиболее эффективной является такая форма поэтапного контроля, когда обследования проводятся трижды в макроцикле – на первом и втором этапах подготовительного и в соревновательном периоде. Если в течение года планируется 2-3 макроцикла, поэтапное обследование проводят в соревновательном периоде – один раз в макроцикле и на основе этих данных строят тренировочный процесс в последующем макроцикле.

Особое внимание нужно обращать на идентичность условий при проведении поэтапных обследований и на устранение возможного, влияния на их результаты предшествовавших тренировочных нагрузок. Специалисты стремятся подобрать такие тесты, на результатах которых не отражается динамика повседневных возможностей спортсменов в ходе применяемых нагрузок. В противном случае можно зафиксировать недействительные изменения, происшедшие в состоянии спортсмена в результате тренировки, а лишь некоторые текущие изменения в его состоянии, которые могут существенно колебаться в течение нескольких дней. Однако в спортивной практике объективная оценка подготовленности спортсмена возможна, как правило, лишь в процессе использования специфических задач для данного вида спорта нагрузок, требующих предельной мобилизации соответствующих функциональных возможностей. Уровень их проявления колеблется под воздействием направленности и величины отдельных тренировочных нагрузок, предшествовавших обследованию, психологического состояния спортсменов и т.п. Поэтому, объективное проявление функциональных возможностей спортсмена в большинстве тестов возможно лишь после специальной подготовки к обследованию. Подготовка заключается в устранении утомления от предшествующей тренировочной работы, настройке спортсменов на серьёзное отношение к выполнению программ тестов и т.п. К поэтапному контролю спортсменов нужно, во-первых, подводить в оптимальном состоянии и, во-вторых, по возможности обеспечить стандартность условий обследования.


При текущем контроле проводится оценка работы различной преимущественной направленности, определение формирования процессом утомления спортсменов под влиянием нагрузок отдельных занятий, учёт протекания восстановительных процессов в организме, особенностей взаимодействия с разными по величине и направленности нагрузками в течение дня или микроцикла. Это позволяет оптимизировать процесс спортивной тренировки в течение дня, микро- и мезоцикла, создать наилучшие условия для развития заданных адаптационных перестроек.

Оперативный контроль направлен преимущественно на оптимизацию программ тренировочных занятий, выбор таких упражнений и их комплексов, которые в наибольшей степени будут способствовать решению поставленных задач. Здесь могут использоваться самые разнообразные тесты, позволяющие выявить оптимальный для каждого спортсмена режим работы и отдыха, интенсивность работы, величину отягощений и т.п. Указанные виды контроля служат основой для разработки соответствующих планов подготовки: перспективного – на очередной тренировочный микроцикл или этап; текущего – на мезоцикл, микроцикл, занятие; оперативного – на отдельное упражнение или их комплекс.

В процессе контроля оценивают:

- эффективность соревновательной деятельности;

- уровень развития двигательных качеств, технико-тактического мастерства, психической и интегральной подготовленности;

- возможности отдельных функциональных систем и механизмов, обеспечивающих эффективную деятельности;

- реакцию организма на предлагаемые тренировочные нагрузки, особенности протекания процессов утомления и восстановления;

- показатели нагрузки различных структурных образований тренировочного процесса – упражнений, отдельных занятий, микро-, мезо- и микроциклов и т.п.

Выбор тех или иных показателей зависит от вида контроля и его конкретных задач. В зависимости от этого программа контроля может включать широкий комплекс параметров, позволяющих получить всестороннюю информацию о состоянии спортсмена его функциональных возможностях или же базироваться на отдельных частных показателях, учет которых может улучшить планирование отдельных компонентов тренировочной нагрузки.

Метрологические требования к тестам определяют их качество. В число этих требований входят стандартность методики тестирования, надежность и информативность тестов.

Стандартность методики тестирования подразумевает одинаковую процедуру и условия тестирования во всех случаях применения теста (одна и та же последовательность действий, инвентарь, измерительные приборы и т. д.).

Надежность (воспроизводимость) теста – это степень совпадения результатов при повторном тестировании одних и тех же людей в одинаковых условиях. Однако полное совпадение результатов практически невозможно из-за случайных изменений состояния испытуемых в процессе тестирования (врабатывания, утомления и т. д.), неконтролируемых изменений внешних условий (температуры, влажности и т. д.), нестабильности характеристик технических средств измерений, изменения состояния экспериментатора и, наконец, несовершенства самого теста.

Составляющими надежности тестов являются их стабильность, согласованность и эквивалентность.

Стабильность теста характеризуется воспроизводимостью результатов тестирования при его повторении через определенное время в одинаковых условиях. Стабильность зависит от вида теста, контингента испытуемых, временнóго интервала. Например, стабильность измерения функциональных показателей (веса, объема легких и т. п.) при небольших временны΄х интервалах выше, чем у тестов на точность движений (бросков в цель). У взрослых тесты более стабильны, чем у детей; у спортсменов – более стабильны, чем у не занимающихся спортом. С увеличением временнóго интервала стабильность снижается.

Согласованность теста означает независимость результатов тестирования от личных качеств лица, проводящего тест (экспериментатора, судьи, эксперта). Лицо, проводящее тест, может только оценивать его результаты, не влияя (например, в гимнастике, боксе, при ручном хронометраже в легкой атлетике) или влияя на них (в случае высокой требовательности экспериментатора, лучшей мотивации). Совпадение результатов свидетельствует о более высокой степени согласованности теста. Особое значение согласованность имеет при измерении качественных показателей (в квалиметрии).

Эквивалентность тестов – это возможность измерения одного и того же физического качества или стороны подготовленности спортсмена с помощью нескольких тестов. Например, силовую выносливость можно оценить по числу подтягиваний на перекладине, отжиманий в упоре лежа, количеству подъемов штанги в положении лежа на спине и т. д. Если результаты оценок совпадают, то это свидетельствует об эквивалентности тестов. Комплекс, составленный из эквивалентных тестов, является гомогенным, а из неэквивалентных – гетерогенным. Однако следует учитывать, что не существует универсальных гомогенных или гетерогенных комплексов. Так, для недостаточно подготовленных людей комплекс, в который входят бег на 100 и 800 м, прыжок в длину с места, подтягивание на перекладине будет гомогенным, а для спортсменов высокой квалификации – гетерогенным.

Степень надежности теста можно установить с помощью дисперсионного анализа и расчета внутриклассового коэффициента корреляции (коэффициента надежности r) между показателями, собранными на аналогичных группах или несколькими экспериментаторами.

 

41.Кантроль за ўзроўнем развіцця сілы ў спартсменаў. Сілавыя тэсты, методыка іх правядзення, інтэрпрэтацыя вынікаў тэставання.

Силовые способности у спортсмена проявляются при преодолении внешнего сопротивления (или противодействия ему) за счёт собственных произвольных мышечных усилий. Силовые способности оценивают 2-мя способами: 1) динамометрией, когда контроль ведётся с помощью спец. измерительных устройств - динамометров (кистевого, станового); 2) специальными контрольными упражнениями - тестами на силу (наиболее распространён). Выделяют 3 разновидности проявления силовых качеств: максимальную силу, "взрывную" силу, силовую выносливость.

Подтягивание сгибнание и разгибание рук на параллельных брусьях сгибание и разгибание рук в упоре лежа поднимание туловища из положения лежа вис на согнутых и полусогнутых руках прыжок в длину с места лазание по канату

Критика применения тестов в консультировании фокусируется в основном на их проведении и интерпретации результатов. Процесс тестирования описывается в руководствах, сопровождающих каждый тест, и большинство тестов предполагают стандартные процедуры, которые необходимо соблюдать на каждом этапе – от подготовки места проведения до выдачи инструкций. Некоторые тесты снабжены специальными инструкциями, и для того, чтобы получить валидные результаты тестирования, консультанты должны следовать этим предписаниям.

Один вопрос, обычно не упоминаемый в руководствах: должен ли тестируемый участвовать в выборе теста, и если да, то в какой степени он должен быть вовлечен в этот процесс. В некоторых случаях, например при применении тестов достижений в начальной школе, участие тестируемых в выборе тестов неприемлемо. Однако бывают другие случаи, когда такое участие оказывается полезным. Голдман (Goldman, 1971) перечисляет некоторые преимущества участия тестируемых в выборе теста. Среди них:

· готовность тестируемой популяции принять результаты тестирования;

· поддержка независимости;

· получение ценного опыта принятия решения, который мог бы быть распространен на другие случаи, где возможно принятие решения;

· возможность постановки диагноза, основанного на реакциях тестируемого на различные тесты;

· выбор тестов, которые лучше соответствуют потребностям тестируемой популяции.

После того как тесты отобраны, проведены и обработаны их результаты, консультанты должны интерпретировать полученные данные способом, понятным для тестируемой популяции. В зависимости от теста, для тестируемых может оказаться полезным один из четырех основных видов интерпретации (Goldman, 1971; Наша, 1988).

1. Дескриптивная (описательная) интерпретация, содержащая информацию относительно текущего состояния испытуемого.

2. Генетическая интерпретация, которая объясняет, как тестируемый стал таким, какой он есть теперь.

3. Прогнозирующая интерпретация, которая концентрируется на предсказании будущего.

4. Оценочная интерпретация, которая включает рекомендации интерпретатора теста.

К сожалению, многие консультанты недостаточно владеют умениями проводить тестирование или интерпретировать его результаты (Tinsley & Bradley, 1986).

«Некорректное применение тестов встречается во всех трех основных областях, в которых применяется тестирование, – в сфере занятости, в образовании и в клинике» (Azar, 1994, р. 16). Неправильное применение тестов может быть связано с недостаточно квалифицированным проведением и интерпретацией или с неправильным подбором теста. В любом случае, когда тесты применяются неправильно, клиенты могут не понять значения «представленных им чисел, схем, графиков или диаграмм» (Miller, 1982, р. 87) и оставить консультирование, будучи такими же неосведомленными, какими они начали его.

«Путем соблюдения стандартных условий применения тестов, зная достоинства и ограничения норм, надежности и валидности отдельных инструментов и только переведя сырые тестовые результаты в содержательное описание текущего или предсказуемого поведения, консультанты гарантируют, что используемые ими тесты способствуют благополучию их клиентов» (Harris, 1994, р. 10).

Было предложено несколько способов, позволяющих компенсировать недостаток навыков интерпретации результатов тестирования. Например, помимо создания уверенности у тестируемого лица в том, что проводящие тестирование хорошо обучены и внимательны, Ханна (Наппа, 1988, р. 4.77) рекомендует использовать в качестве ясного и лаконичного способа обеспечения наглядности при интерпретации процентилъныйрапг тестируемого («процент людей в выборке, чьи показатели ниже, чем у данного человека») (рис. 20.1).

                   
                     
                                       

Рис. 20.1. Процентильный ранг 60-70% для стандартизированного теста

на диапазоне от 0 до 100

Другой способ преодоления недостатка навыков интерпретации зависит от подготовки консультанта и клиента к процессу интерпретации.

Во-первых, консультанты должны изучить теоретические основы и структуру теста. Консультанты не могут объяснять результаты тестирования, если они не изучили в достаточной мере инструмент, с которым имеют дело.

Во-вторых, Тайлер (Tyler, 1984) обращает внимание на то, что тестовые показатели – это только ключи и должны рассматриваться именно как таковые. Показатели должны учитываться в свете того, что еще дополнительно известно о клиенте. Вся совокупность информации может служить основой для более значимого и продуктивного диалога между консультантом и клиентом. Голдман (Goldman, 1971) указывает, что при индивидуальном проведении тестирования консультанты, благодаря непосредственному наблюдению, узнают о клиентах много интересных данных, которые в другом случае могли остаться незамеченными. Эта дополнительная информация в комбинации с тестовыми показателями часто дает возможность полнее оценить клиента (Loesch, 1977; Pate, 1983).

В-третьих, Тинсли и Брэдли (Tinsley & Bradley, 1986), Миллер (Miller, 1982), Стрэхан и Келли (Strahan & Kelly, 1994) рассматривают конкретные способы использования результатов тестирования. Тинсли и Брэдли считают, что перед встречей с клиентом консультант должен подготовиться к ясной и подробной интерпретации результатов тестирования. Они советуют избегать делать это поверхностно и рекомендуют начинать интерпретацию с конкретной информации, например с показателей интересов или достижений, и затем переходить к абстрактной информации, например, к результатам тестирования свойств личности или способностей. Чтобы интерпретация информации оказалась значимой, консультант должен учитывать эмоциональные потребности клиента и пользоваться только свежей информацией. Один из способов достижения этих целей состоит в том, чтобы интерпретировать результаты тестирования по мере необходимости – то есть интерпретировать только те показатели, которые клиент должен знать в данное время (Goldman, 1971). При таком подходе приходится обрабатывать меньшее количество информации, а консультанту и клиенту будет легче удерживать результаты в памяти. Главный недостаток такого подхода в том, что он может оказаться фрагментарным.

Тинсли и Брэдли (Tinsley and Bradley, 1986) предлагают готовить клиента к ознакомлению с интерпретацией результатов путем установления раппорта между консультантом и клиентом. После этого информация по тесту может быть представлена так, чтобы подчеркнуть те аспекты, которые особо интересуют клиента. Для этого устанавливается обратная связь от клиента и активизируется диалог.

К подобному мнению приходит и Миллер (Miller, 1982). Предлагаемый им план интерпретации результатов тестирования для клиентов включает пять пунктов. Сначала он просит клиента вспомнить свои чувства в день тестирования и передать впечатления от тестирования. Затем обсуждает с клиентом цель тестирования и способ представления тестовых показателей (например, в процентильной форме). Затем консультант вместе с клиентом непосредственно анализирует тестовые результаты и обсуждает смысл каждого показателя. Чтобы уточнить смысл, консультант задает клиенту наводящие вопросы. После этого клиент может сопоставить информацию, полученную из тестовых показателей, с другими аспектами самопознания. Заключительная стадия заключается в объединении всей информации; это делается в соответствии с предлагаемым клиентом планом для продолжения самопознания. Консультанты могут помочь клиентам сформулировать план, но в основном он должен исходить от клиента.

Заключительный этап оформления результатов тестирования состоит в наглядном представлении их в графическом виде (Strahan & Kelly, 1994). Графическое представление данных помогает клиентам увидеть результаты тестирования в простом, понятном и содержательном виде. Например, если интерпретированные по Голланду данные Опросника профессиональных интересов Стронга (SVIT) разместить в порядке убывания уровня предпочтения, результаты отдельного профиля могли бы оказаться похожими на следующий рисунок.

В целом интерпретация теста может оказаться наиболее уязвимой частью любого процесса оценки. Если интерпретация выполнена должным образом, она может принести клиентам значительную пользу (Miller, 1977).

 

Оценка

В качестве дополнения и обеспечения тестирования выступает оценка, комплекс процедур и процессов сбора информации и измерений человеческого поведения вне данных тестирования. Согласно Кормьеру и Кормьеру (Cormier & Cormier, 1998, p. 151), выделяется шесть целей оценки.

· Получение информации по представленной клиентом проблеме и по другим, смежным проблемам.

· Идентификация всех воздействующих факторов, связанных с проблемой.

· Определение целей/ожиданий клиента в отношении результатов консультирования.

· Сбор исходных данных для сравнения с данными, которые будут получены впоследствии, с целью оценки и измерения прогресса, достигнутого клиентом, и действенности стратегий воздействия.

· Обучение и мотивирование клиента посредством знакомства его с видением ситуации консультантом, увеличения восприимчивости клиента к воздействию и содействия терапевтическому изменению.

· Использование информации, полученной от клиента, для планирования эффективных терапевтических вмешательств и стратегий. Информация, полученная в процессе оценки, должна помочь продуманно ответить на вопрос: «Какой вид терапии, кем применяемый является наиболее эффективным для этого человека с этой конкретной проблемой и при каких обстоятельствах?» (Paul, 1967, р. 111).

Оценка может быть получена «с помощью разнообразных формальных и неофициальных методов, включая стандартизированные тесты, диагностические интервью, проективные личностные методики, анкетные опросы, экспертизу психического статуса, контрольные списки, наблюдение за поведением, характеристики от значимых других (медицинские, образовательные, социальные, юридические и т. д.)» (Hohenshil, 1996, р. 65). Обычно оценка включает в себя не один метод, а комбинацию пр



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: