Буквенное обозначение тональностей




Теория

1. Интервалы – сочетание 2х звуков. Простые интервалы в пределах октавы. Нижний звук – основание, верхний – вершина. Названия – латинский счет, обозначение – цифрами, которые показывают колич ступ между основанием и вершиной.. Интервалы имеют тоновую и ступеневую величины: ч5 – 5 ст, 3,5 т; б3 – 3 ступ, 2 тона, б7= 7 ступ, 11 п. Чистые интервалы:капрал Ч1, Ч4, Ч5, Ч8. Малые и большие – все остальные. Мелодические интервалы – звуки поочередно, гармонические – одновременно. Гармонические интервалы делятся на диссонансы (резко звучащие: м2, б2, м7, б7), консонансы (согласно звучащие - все остальные).

Интервал Обознач Колич ст Колич полут Звучание
Чист прима ч1     Повторение 1 звука
Малая секунда м2     Диссон, рядом, темно
Большая секунда б2     Диссон, рядом, светл
Малая терция м3     к/ф Бедная Настя
Большая терция б3     Чижик-пыжик
Чистая кварта ч4     Гимн
Чистая квинта ч5     По малину
Малая секста м6     Ровесники
Большая секста б6     В лесу родилась елоч
Малая септима м7     Диссон, широко, вниз
Больш септима б7     Диссон,широко,вверх
Чистая октава ч8     Повт зв через окт

 

2. Характерные интервалы – увеличенные и уменьшенные интервалы, которые образуются в гармоническом мажоре (VI ступень понижена) и гармоническом миноре (VII ступень повышена).

В гармоническом мажоре все увеличенные интервалы строятся на VI пониженной ступени

 

Интерв Ступени Обращ Ступени
Ув2 VI*-VII Ум 7 VII- VI*
Ув4 VI*-II Ум 5 II- VI*
Ув5 VI*-III Ум 4 VI*-III

 

В гармоническом миноре все уменьшенные интервалы строятся на VII пониженной ступени

 

Ум 4 VII*-III Ув5 III- VII*
Ум 5 VII*- IV Ув4 IV -VII*
Ум 7 VII*- VI Ув2 VI -VII*

 

 

3. Тритоны - интервалы, которые содержат три тона. Это ув4 и ум5.

В натуральном мажоре и гармоническом миноре (VII #) ув4 строится на IV, включая VII, разрешается в м6 в мажоре, б6 в миноре (III и I ступени). ум5 строится на VII, включая IV, разрешается в б3 в мажоре, м3 в миноре (I и III ступени). В гармоническом мажоре (VI b)и натуральном миноре ув 4 строится на VI, включая II ступень, разрешаются в б6 в мажоре, м6 в миноре. ум 5 строится на II, включая VI ступень разрешаются в м3 в мажоре, б3 в миноре.

 

Обращение интервалов

Обращение – перемещение нижнего звука на октаву ниже, или верхнего звука на октаву ниже. При обращении интервалов основание переносится на октаву вверх, или вершина - на октаву вниз. Таким образом основание становится вершиной, а вершина основанием. Чистые интервалы обращаются в чистые, малые – в большие, большие – в малые.

Интервал Его обращение
1 прима 8 октава
2 секунда 7 септима
3 терция 6 секста
4 кварта 5 квинта
5 квинта 4 кварта
6 секста 3 терция
7 септима 2 секунда
8 октава 1 прима

 

 

Главные трезвучия, их обращения – трезвучия, которые строятся на главных ступенях: T53 – I, S53 - IV, D53 - V. Главными называются потому, что в мажоре эти трезвучия мажорные, в миноре – минорные. В миноре d53 из-за повышения VII ступени становится мажорным- D53. Каждое трезвучие имеет 2 обращения: секстаккорд, квартсекстаккорд. T53 – I, III, V S53 – IV, VI, I D53 – V, VII, II T6 – III, V, I S6 - VI, I, IV D6 - VII, II, V T64 – V, I, III S64 – I, IV, VI D64 – II, V, VII

 

3. Интервальный состав Б53, М53,Б6, М6,Б64,М64

 

 

Б64 = б3 ч4 М64 = м3 ч4
Б6 = ч4 м3 М6 = ч4 б3
Б53 = м3 б3 М53 = б3 м3

 

6. Составные интервалы – интервалы шире октавы. Образуются путем прибавления к октаве простых интервалов. Названия составных интервалов показывают количество ступеней, входящих в их состав. Как и простые интервалы, составные бывают чистые, малые и большие.

Название Колич ступеней Интервал через октаву
Нона   Секунда
Децима   Терция
Ундецима   Кварта
Дуодецима   Квинта
Терцдецима   Секста
Квартдецима   Септима
Квинтдецима   Октава

 

7.Типы трезвучий:

Б53 = м3 б3 М53 = б3 м3
УВ53 = б3 б3 УМ53 =м3 м3

Буквенное обозначение тональностей

Ля – А(а) Ми – E(e) Мажор - dur Исключения: Сиb – В(бэ) Фа - F(эф) Минор - moll Миb - Es До – С(це) Соль-G(гэ) диез - is Ляb - As Ре - D(дэ) Си - H(ха) бемоль – es Сиb - B

9.Квинтовый круг тональностей -

последовательность тональностей, в которой количество знаков при ключе прибавляется по одному через интервал ч5.

В диезных тональностях количество знаков прибавляется через ч5 при движении вверх.

В бемольных тональностях количество знаков прибавляется через ч5при движении вниз.

Точкой отсчета мажорных тональностей является До мажор.

Точкой отсчета минорных тональностей является ля минор

 

7b 6b 5b 4b 3b 2b 1b   1# 2# 3# 4# 5# 6# 7#  
ДОb СОЛb РЕb ЛЯb МИb СИb ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ ФА# ДО#  
ляb миb сиb фа до соль ре ля ми си фа# до# соль# ре# ля#  

 

10.Модуляция, отклонение. Отклонение – временное появление новой тональности.

Модуляция – переход в новую тональность.

 

11.D7, обращения, разрешения. Септаккорд – аккорд из 4х звуков, рассоложенных по терциям. D7строится в натуральном мажоре и гармоническом миноре на V ступени, имеет 3 обращения: D65, D43, D2.

Аккорд Ступени Интервальн состав Разрешение
D7(септаккорд) V, VII,II, IV б3, м3, м3 Неполн Т53 с утр Т
D65 (квинтсекстаккорд) VII, II, IV, V м3, м3, б2 Т53 с удв Т
D43(терцквартакорд II, IV, V, VII м3, б2, б3 Полн. развер Т 53 с удв Т
D2 (секундаккорд) IV, V, VII, II б2, б3, м3 Т6 с удв Т

12.Вводные септаккорды. Септаккорд – аккорд из 4х звуков, рассоложенных по терциям. Вводные септаккорды строятся на VII ступени. Это малый вводный септаккорд – МVII7, уменьшенный вводный септаккорд -УмVII7.

МVII7 строится только в натуральном мажоре: VII-II-IV-VI, (м3, м3, б3), разрешается в T53 с удвоенным терцовым тоном.

УмVII7 строится в гармоническом мажоре и миноре: VII-II-IV-VI, (м3, м3, м3), разрешается в T53, t53 с удвоенным терцовым тоном.

Виды мажора и минора

Строение натурального мажора: 2т, п, 3т, п. В гармоническом мажоре понижается VI ступень.

Строение натурального минора: 1т, п, 2т, п, 2т. В гармоническом виде повышается VIIступень. В мелодическом вверх – повышается VI, VIIступени, вниз повышение отменяется.

Лады народной музыки

Кроме мажора и минора существуют особые семиступенные лады, которые используются в народной музыке.

Лидийский лад: 3Т, П, 2Т, П. (по сравнению с нат маж 4 ступень повыш на полутон)

Миксолидийский: 2Т, П. 2Т, П, Т (по сравнению с нат маж 7 ступ пониж на полутон)

Ионийский: 2Т, П, 3Т, П (полностью совпадает с натуральным мажором)

Фригийский: П, 3Т, П, 2Т (по сравнению с нат минором понижается 2 ст на полтон)

Дорискийкий: Т, П, 3Т, П, Т (по сравнению с нат минором 6 ст поваш на полутон)

Эолийский: Т, П, 2Т, П, 2Т (совпадает с натуральным минором)

При построении ладов народной музыки знаки альтерации (повышения или понижения) пишутся как случайные рядом с нотами.

 

15.Пентатоника – пятиступенный лад, построенный по интервалам б2, м3. В нем отсутствует м2.

Мажорная пентатоника – б2, б2, м3, б2. По сравнению с натуральным мажором отсутствуют IV, VII ступени

Минорная пентатоника – м3, б2, б2, м3. По сранению с натуральным минором отсутствуют II, VI ступени.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: