Теория
1. Интервалы – сочетание 2х звуков. Простые интервалы – в пределах октавы. Нижний звук – основание, верхний – вершина. Названия – латинский счет, обозначение – цифрами, которые показывают колич ступ между основанием и вершиной.. Интервалы имеют тоновую и ступеневую величины: ч5 – 5 ст, 3,5 т; б3 – 3 ступ, 2 тона, б7= 7 ступ, 11 п. Чистые интервалы:капрал Ч1, Ч4, Ч5, Ч8. Малые и большие – все остальные. Мелодические интервалы – звуки поочередно, гармонические – одновременно. Гармонические интервалы делятся на диссонансы (резко звучащие: м2, б2, м7, б7), консонансы (согласно звучащие - все остальные).
Интервал | Обознач | Колич ст | Колич полут | Звучание |
Чист прима | ч1 | Повторение 1 звука | ||
Малая секунда | м2 | Диссон, рядом, темно | ||
Большая секунда | б2 | Диссон, рядом, светл | ||
Малая терция | м3 | к/ф Бедная Настя | ||
Большая терция | б3 | Чижик-пыжик | ||
Чистая кварта | ч4 | Гимн | ||
Чистая квинта | ч5 | По малину | ||
Малая секста | м6 | Ровесники | ||
Большая секста | б6 | В лесу родилась елоч | ||
Малая септима | м7 | Диссон, широко, вниз | ||
Больш септима | б7 | Диссон,широко,вверх | ||
Чистая октава | ч8 | Повт зв через окт |
2. Характерные интервалы – увеличенные и уменьшенные интервалы, которые образуются в гармоническом мажоре (VI ступень понижена) и гармоническом миноре (VII ступень повышена).
В гармоническом мажоре все увеличенные интервалы строятся на VI пониженной ступени
Интерв | Ступени | Обращ | Ступени |
Ув2 | VI*-VII | Ум 7 | VII- VI* |
Ув4 | VI*-II | Ум 5 | II- VI* |
Ув5 | VI*-III | Ум 4 | VI*-III |
В гармоническом миноре все уменьшенные интервалы строятся на VII пониженной ступени
Ум 4 | VII*-III | Ув5 | III- VII* |
Ум 5 | VII*- IV | Ув4 | IV -VII* |
Ум 7 | VII*- VI | Ув2 | VI -VII* |
3. Тритоны - интервалы, которые содержат три тона. Это ув4 и ум5.
В натуральном мажоре и гармоническом миноре (VII #) ув4 строится на IV, включая VII, разрешается в м6 в мажоре, б6 в миноре (III и I ступени). ум5 строится на VII, включая IV, разрешается в б3 в мажоре, м3 в миноре (I и III ступени). В гармоническом мажоре (VI b)и натуральном миноре ув 4 строится на VI, включая II ступень, разрешаются в б6 в мажоре, м6 в миноре. ум 5 строится на II, включая VI ступень разрешаются в м3 в мажоре, б3 в миноре.
Обращение интервалов
Обращение – перемещение нижнего звука на октаву ниже, или верхнего звука на октаву ниже. При обращении интервалов основание переносится на октаву вверх, или вершина - на октаву вниз. Таким образом основание становится вершиной, а вершина основанием. Чистые интервалы обращаются в чистые, малые – в большие, большие – в малые.
Интервал | Его обращение |
1 прима | 8 октава |
2 секунда | 7 септима |
3 терция | 6 секста |
4 кварта | 5 квинта |
5 квинта | 4 кварта |
6 секста | 3 терция |
7 септима | 2 секунда |
8 октава | 1 прима |
Главные трезвучия, их обращения – трезвучия, которые строятся на главных ступенях: T53 – I, S53 - IV, D53 - V. Главными называются потому, что в мажоре эти трезвучия мажорные, в миноре – минорные. В миноре d53 из-за повышения VII ступени становится мажорным- D53. Каждое трезвучие имеет 2 обращения: секстаккорд, квартсекстаккорд. T53 – I, III, V S53 – IV, VI, I D53 – V, VII, II T6 – III, V, I S6 - VI, I, IV D6 - VII, II, V T64 – V, I, III S64 – I, IV, VI D64 – II, V, VII
3. Интервальный состав Б53, М53,Б6, М6,Б64,М64
Б64 = б3 ч4 | М64 = м3 ч4 |
Б6 = ч4 м3 | М6 = ч4 б3 |
Б53 = м3 б3 | М53 = б3 м3 |
6. Составные интервалы – интервалы шире октавы. Образуются путем прибавления к октаве простых интервалов. Названия составных интервалов показывают количество ступеней, входящих в их состав. Как и простые интервалы, составные бывают чистые, малые и большие.
Название | Колич ступеней | Интервал через октаву |
Нона | Секунда | |
Децима | Терция | |
Ундецима | Кварта | |
Дуодецима | Квинта | |
Терцдецима | Секста | |
Квартдецима | Септима | |
Квинтдецима | Октава |
7.Типы трезвучий:
Б53 = м3 б3 | М53 = б3 м3 |
УВ53 = б3 б3 | УМ53 =м3 м3 |
Буквенное обозначение тональностей
Ля – А(а) Ми – E(e) Мажор - dur Исключения: Сиb – В(бэ) Фа - F(эф) Минор - moll Миb - Es До – С(це) Соль-G(гэ) диез - is Ляb - As Ре - D(дэ) Си - H(ха) бемоль – es Сиb - B
9.Квинтовый круг тональностей -
последовательность тональностей, в которой количество знаков при ключе прибавляется по одному через интервал ч5.
В диезных тональностях количество знаков прибавляется через ч5 при движении вверх.
В бемольных тональностях количество знаков прибавляется через ч5при движении вниз.
Точкой отсчета мажорных тональностей является До мажор.
Точкой отсчета минорных тональностей является ля минор
7b | 6b | 5b | 4b | 3b | 2b | 1b | 1# | 2# | 3# | 4# | 5# | 6# | 7# | |
ДОb | СОЛb | РЕb | ЛЯb | МИb | СИb | ФА | ДО | СОЛЬ | РЕ | ЛЯ | МИ | СИ | ФА# | ДО# |
ляb | миb | сиb | фа | до | соль | ре | ля | ми | си | фа# | до# | соль# | ре# | ля# |
10.Модуляция, отклонение. Отклонение – временное появление новой тональности.
Модуляция – переход в новую тональность.
11.D7, обращения, разрешения. Септаккорд – аккорд из 4х звуков, рассоложенных по терциям. D7строится в натуральном мажоре и гармоническом миноре на V ступени, имеет 3 обращения: D65, D43, D2.
Аккорд | Ступени | Интервальн состав | Разрешение |
D7(септаккорд) | V, VII,II, IV | б3, м3, м3 | Неполн Т53 с утр Т |
D65 (квинтсекстаккорд) | VII, II, IV, V | м3, м3, б2 | Т53 с удв Т |
D43(терцквартакорд | II, IV, V, VII | м3, б2, б3 | Полн. развер Т 53 с удв Т |
D2 (секундаккорд) | IV, V, VII, II | б2, б3, м3 | Т6 с удв Т |
12.Вводные септаккорды. Септаккорд – аккорд из 4х звуков, рассоложенных по терциям. Вводные септаккорды строятся на VII ступени. Это малый вводный септаккорд – МVII7, уменьшенный вводный септаккорд -УмVII7.
МVII7 строится только в натуральном мажоре: VII-II-IV-VI, (м3, м3, б3), разрешается в T53 с удвоенным терцовым тоном.
УмVII7 строится в гармоническом мажоре и миноре: VII-II-IV-VI, (м3, м3, м3), разрешается в T53, t53 с удвоенным терцовым тоном.
Виды мажора и минора
Строение натурального мажора: 2т, п, 3т, п. В гармоническом мажоре понижается VI ступень.
Строение натурального минора: 1т, п, 2т, п, 2т. В гармоническом виде повышается VIIступень. В мелодическом вверх – повышается VI, VIIступени, вниз повышение отменяется.
Лады народной музыки
Кроме мажора и минора существуют особые семиступенные лады, которые используются в народной музыке.
Лидийский лад: 3Т, П, 2Т, П. (по сравнению с нат маж 4 ступень повыш на полутон)
Миксолидийский: 2Т, П. 2Т, П, Т (по сравнению с нат маж 7 ступ пониж на полутон)
Ионийский: 2Т, П, 3Т, П (полностью совпадает с натуральным мажором)
Фригийский: П, 3Т, П, 2Т (по сравнению с нат минором понижается 2 ст на полтон)
Дорискийкий: Т, П, 3Т, П, Т (по сравнению с нат минором 6 ст поваш на полутон)
Эолийский: Т, П, 2Т, П, 2Т (совпадает с натуральным минором)
При построении ладов народной музыки знаки альтерации (повышения или понижения) пишутся как случайные рядом с нотами.
15.Пентатоника – пятиступенный лад, построенный по интервалам б2, м3. В нем отсутствует м2.
Мажорная пентатоника – б2, б2, м3, б2. По сравнению с натуральным мажором отсутствуют IV, VII ступени
Минорная пентатоника – м3, б2, б2, м3. По сранению с натуральным минором отсутствуют II, VI ступени.